ABOUT DATING AND CULTURAL IDENTITY OF THE MEDIEVAL BURIAL GROUND KORDON MIASSOVO 1 IN THE MOUNTAIN-FOREST URAL


Cite item

Full Text

Abstract

Thearticledealswiththedatingandculturalidentityoftwoburialsofthemedievalburialground Kordon Miassovo 1, located in the mountain-forest of Urals. Presents the results of a comparative analysis of the inventory of burials, which includes items of military equestrian equipment - a quiver with iron armor-piercing arrowheads, fragments of a horse whip, knives. It is shown that the presented inventory has analogies in a wide range of nomadic cultures of Eastern Europe, Western and Southern Siberia of the XIII-XVI centuries, which is confirmed by the radiocarbon date obtained on the bones from the burial 1 of the burial ground Kordon Miassovo 1. Attention is paid to the anthropological analysis of the buried, whose racially-diagnosing features indicate their mixed Caucasoid-Mongoloid origin and signs of the morpho-complex of constant horsemen-warriors. It is concluded that in the archaeological and cultural plan the burials of the Kordon Miassovo 1 burial site are included in the circle of monuments distributed in the second quarter of the 2nd millennium in the wide territory on both sides of the Ural range from the eastern regions of Tatarstan, mountain forest and forest-steppe Bashkortostan to the forest zone Zauralye, which researchers unite in the framework of a single Chiyalik culture. This culture is associated with one of the stages of the formation of the Ugric ethnocultural array, the ancestors of the modern Khanty, Mansi and Hungarians.

Full Text

Памятник археологии Кордон Миассово 1 распо- ложен в Ильменском государственном заповеднике в 2,7 км к юго-западу от д. Уразбаева Челябинской об- ласти на северо-западной оконечности обширного по- луострова между озерами Малое Миассово и Большое Миассово. В физико-географическом отношении это лесная зона восточных отрогов Уральского хребта. В течение полевых сезонов 2014, 2016 и 2017 гг. раскопом площадью 160 м2 выявлено 13 объектов, свя- занных с функционированием двух разновременных могильников; 11 из них - это черкаскульско-межовские погребально-поминальные комплексы эпохи поздней бронзы и 2 - захоронения эпохи средневековья. Оба могильника грунтовые, поэтому число реаль- ных захоронений в этих комплексах может быть выяв- лено только после полного завершения их раскопок. Описание обоих погребений средневекового мо- гильника в научной литературе уже приведено [Шорина, 2017; 2019]. Поэтому в данной статье основное внимание сосредоточено на вопросах его датировки и культурной принадлежности. Рассмотрены также осо- бенности генезиса археологических культур контакт- ной зоны леса и лесостепи по обе стороны Уральского хребта в интервале с IX по XV вв. Их исследователи свя- зывают с формированием угорского этнокультурной общности, непосредственных предков ханты, манси и венгров. Прежде чем перейти к раскрытию данных вопросов, кратко суммируем особенности погребального обряда этих двух захоронений, отраженного в археологиче- ских артефактах. Оба погребения грунтовые, совершены в неглубо- ких, 40 и 45 см, могильных ямах, которые перекрыты накатниками, сооруженными из необработанных суч- коватых досок (рис. 1; 2). Последние, скорее всего, были скреплены в конструкцию гвоздями (рис. 1, 4). Возмож- но, что в процессе погребальных действий над могилой разводился ритуальный костер. 1 Работа выполнена по Комплексной программе УрО РАН, проект № 18-6-6-15 «Археологические памятники как источники по рекон- струкции развития древних обществ Урала и севера Западной Сибири». image APXEOflOfll/R 07.00.06 Рис. 1. Погребение 1 эпохи средневековья могильника Кордон Миассово 1: image а - дерево; б - местоположение и номер артефакта. 1 - пластина; 2 - обломок ножа; 3, 5, 10 - наконечники стрел; 4 - обломок гвоздя; 6-9 - коррозированные обломки; 11 - тесло-мотыжка. 1 - бронза; 2-4, 6-9, 11 - железо; 5, 10 - кость image O ,a Tt1 t1 KYf1 TYPHOtlt nPt1 A,af1E/K Tt1 CPE,a OBOrO MOrt1f1bHt1 A KOP,a Mt1ACCOBO 1 B rOPHO-f1 3AYPAf1 WOpuH A.<D., WOpuHa A.A., 3tKOB A.n. Рис. 2. Погребение 2 эпохи средневековья могильника Кордон Миассово 1: а - дерево; б - местоположение и номер артефакта; в - берестяной колчан. 1 - фрагмент рукояти; 2 - обломок бронзы; 3 - навершие рукояти; 4 - пуговица; 5, 9-11 - наконечники стрел; 6-7 - удила; 8 - обкладка лука; 12-13 - коррозированные обломки; 14 - сосуд. 1, 4, 8 - кость; 2 - бронза; 3 - серебро; 5-7, 9-13 - железо, 14 - глина Способ захоронения обоих погребенных едино- образен. Это вытянутое положение тела на спине, пра- вая рука согнута в локте и кисть ее уложена на таз, левая рука вытянута вдоль тела, стопы ног вплотную сдвинуты друг к другу (создается впечатление, что они связаны), голова ориентирована в западный сектор азимутом на 260 и 270° (см. рис. 1; 2). В более предста- вительном погребальном инвентаре второго захороне- ния, а это был мужчина от 30 до 40 лет, невысокого ро- ста, плотного телосложения, физически очень сильный (здесь и далее все антропологические характеристики костяков проведены Е.О. Святовой, за что авторы ей искренне признательны), четче проявляется принад- лежность к воинско-всадническому страту: удила, кол- чан с железными бронебойными стрелами, фрагменты конской плети (рис. 2, 1-3, 5-7, 9-11). Есть также кос- венные антропологические свидетельства принадлеж- ности индивида к этому воинскому страту: след уда- ра рубящим орудием с прямым или слабоизогнутым лезвием в области коленного сустава левой ноги. Эта травма нанесена непосредственно перед смертью ин- дивида. В сопровождающем инвентаре первого захоро- нения юноши 17-18 лет набор таких артефактов менее очевиден. В его погребальном инвентаре также присут- ствовал железный бронебойный наконечник стрелы, но помимо этого найдены два костяных наконечника стрел, железный нож, а также небольшое тесло-мотыж- ка (см. рис. 1, 2, 3, 5, 10, 11). Эти орудия могли исполь- зоваться скорее даже в повседневной промыслово-хо- зяйственной деятельности. Признаки морфокомплекса постоянных всадников, возможно, с использованием стремян при верховой езде четко проявляются и в ана- томическом строении обоих индивидов. Это недоста- точная амортизация позвоночника при выпрямленном положении спины, следы ушибов, связанных как с уда- ром, так и падением с высоты и пр. Таким образом, параллели в погребальном обря- де и сопровождающем инвентаре обоих захоронении неоспоримы и свидетельствуют, что они оставлены одним коллективом в относительно короткий хроно- логический интервал. Косвенно об этом же свидетель- ствует единый антропологический тип погребенных: одонтологические расово-диагностирующие признаки указывают на их смешанное европеоидно-монголоид- ное происхождение. Есть и антропологические свиде- тельства проживания этих индивидов в одних и тех же природно-климатических условиях. Анализ их зубной, в том числе сколов зубной эмали у юноши и наличие двух кариозных полостей на зубах нижней челюсти взрослого мужчины, свидетельствует об употребления в пищу неспецифических абразивных твердых частиц, например: орехи, мука твердого помола или что-то по- добное. Присутствуют на обоих костяках свидетельства и о пережитом ими в раннем возрасте, от 2 до 5 лет, фи- зиологическом стрессе: болезни или голодании. ,[ATll1 OBKA ll1 KYnbTYPHA1 nPll1 ,[nE>K Tb MOIll1nbHll1 A image Погребальный инвентарь первого погребения, за исключением бронебойного наконечника стрелы, найденного рядом с могилой, оказался малоинфор- мативным для определения времени его совершения. Те же костяные наконечники стрел и железный нож (см. рис. 1, 2, 5, 10) имели очень широкий хронологиче- ский диапазон бытования в пределах нескольких архе- ологических эпох (см. подробнее далее). Еще одно же- лезное изделие, найденное рядом с могилой, но связь которого с погребением юноши или тем коллективов, кто его хоронил, возможна, в научной литературе определяется как втульчатый топор, тесло, мотыга или тесло-мотыжка (см. рис. 1, 11). Оно изготовлено из же- лезной пластины толщиной 4-6 см. Общая длина ору- дия 8 см. Соотношение длины втулки и рабочей части изделия примерно 1,4 : 1. Несомкнутая втулка (труби- ца) изделия длиной 4,3 см имеет овальную в сечении форму размером 3,8 × 2,6 см. На одной из ее боковых плоскостей фиксируется отверстие округлой формы диаметром 5 мм для жесткого крепления с деревян- ной рукоятью. Длина рабочей плоскости орудия 3,1 см, ширина у втулки 3,2 см, а у лезвия - 3,4 см. Рабочая часть скругленного лезвия имеет одностороннюю ско- шенную заточку и утончено до 3 мм. Такие орудия имели широкий хронологический период существова- ния: с конца I тыс. до н.э. и вплоть до этнографической современности. Но для нас важно, что на территории лесного Урала и сопредельных регионов они извест- ны в памятниках юдинской культуры и макушинского типа [Могильников, 1987: 175, 177], Танкеевском мо- гильнике Среднего Поволжья [Казаков, 1992: 72] и др. Это те культурные образования, к кругу которых от- несен, о чем речь пойдет далее, и могильник Кордон Миассово 1. Прямым датированием по С14, извлеченного из ле- вой бедренной кости скелета юноши, время захоро- нения первого индивида было определено: Le-10990: 660 ± 70 BP,1σ: 1270-1330,1340-1400 AD,2σ: 1220-1420 AD (δ13 C - 18,6%, δ15 N - 13,1%). То есть, это временнóй интервал со второй четверти XIII по начало XV в. Такой датировке могильника в целом не противо- речит и погребальный инвентарь, более информатив- ный в этом плане из второго погребения. Так, прямые аналоги сосуду из погребения 2 име- ются в захоронениях могильников Такталачук и I Азь- метьевского чияликской культуры X-XV вв. Восточного Татарстана и Башкортостана. Здесь наряду с посудой, украшенной гребенчато-шнуровыми орнаментами, есть и низкогорлые круглодонные неорнаментирован- ные горшки [Казаков, 1978, рис. 30, 3; 44, 16]. Подоб- ные же сосуды без ямочной зоны и орнамента на шейке и тулове соотносятся также с типом 7 позднесредневе- ковой лепной керамической посуды городища Искер. Подобная посуда широко распространена в памятни- ках XIII-XVI вв. сибирских татар и сайгатинской куль- туры Северо-Западной Сибири [Зыков и др., 2017: 218, 219, рис. 23, 13; 100, 1; 105, 1, 2, 5]. Три из пяти железных наконечников стрел, один из погребения 1 и два из погребения 2, относятся к одному типу бронебойных долотовидных в виде уз- кой лопаточки с наибольшим расширением в верхней части у острия, прямоугольного массивного сечения, с шейкой и упором, круглым в сечении черешком (см. рис. 1, 3; 2, 5, 9). Это эффективное оружие для пробивания металлических пластин доспехов. Еди- ничные находки подобных наконечников Восточной Европы А.Ф. Медведев относил к типу 99 и датировал IX-XIV вв. [Медведев, 1966: 85, табл. 30, 96]. Более мно- гочисленны они в кыргызских могильниках аскизской культуры X-XIV вв. Южной Сибири [Кызласов, 1983: 38, 39, табл. XIX, 30, 31; Горбунов, 2006: 35, рис. 33, 23]. Два именно таких аналогичных миасским бронебой- ных долотовидных наконечника известны на севере в Сургутском Приобье - в погребении 130 XIII в. Сай- гатинского IV могильника и в Сайгатинском I святи- лище X-XVI вв. А вот в памятниках сибирских татар XIII-XVI вв. такого типа наконечников пока не выявле- но. Даже в большой выборке Искера обнаружено только 2 экземпляра железных плоских срезней в виде узкой удлиненной лопаточки с упором и круглым в сечении черешком типа 23 [Зыков и др., 2017: 166, рис. 86, 13, 14]. Но они не являлись бронебойными. Один экземпляр из погребения 2 (см. рис. 2, 10) представляет собой бронебойный боеголовковый с массивной ромбовидной боевой головкой толстого ромбического сечения, с округлой в сечении шейкой, с упором, с круглым в сечении черешком. Соответству- ет типу 101 классификации восточноевропейских нако- нечников стрел А.Ф. Медведева. Они датируются пер- вой половиной - серединой XIV в. [Медведев, 1966: 86, табл. 28, 8, 20, 21). По одному такому же наконечнику найдено на Искере [Зыков и др., 2017: 167, табл. 86, 16] и на Кинтусовском могильнике. В небольшом числе подобные бронебойные боеголовковые наконечни- ки встречались в Южной Сибири [Худяков, 1980: 92, табл. XXXI, 2, 3; Кызласов, 1983: 38, 39, табл. XX, 1. 16, 17, XXXIV, 5; Горбунов, 2006, рис. 33, 37]. Последний такой наконечник из погребения 2 внешне похож на предыдущий, но отличается от него гораздо меньшей толщиной ромбовидного сечения пера (см. рис. 2, 11). Поэтому он относится к другому типу боеголовковых с выделенной короткой боевой го- ловкой ромбической формы уплощенно-ромбического сечения, с длинной шейкой, упором, черешком кру- глого сечения. В коллекции городища Искер это самый распространенный тип (№ 19) универсальных охот- ничье-боевых наконечников, к нему относится почти четверть всех зафиксированных [Зыков и др., 2017: 165, 166, рис. 19, 1, 4, 13, 14, 20; 85, 10-28]. Оба костяные шлифованные наконечники стрел относятся к одному типу ассиметрично-ромбических с наибольшим расширением в нижней трети длины пера, треугольного сечения, с выделенным уплощен- ным черешком (см. рис. 1, 5, 10). В коллекции Искера подобных артефактов, выделяемых в тип 4, зафикси- ровано 14 экз.; больше, чем каких-либо других костя- ных наконечников [Там же: 178, рис. 19, 22; 20; 87, 7, 10, 11]. Сделанные из крупных обломков расколотых трубчатых костей животных такие наконечники упо- треблялись, по крайней мере, с раннего железного века до конца позднего средневековья, практически не из- меняясь. image Два фрагмента удил, найденные в погребение 2 (см. рис. 2, 6, 7), без сомнения, это фрагменты одного составного железного изделия - двухзвенных кольча- тых удил. Удила состояли из двух одинаковых четы- рехгранного сечения грызел с двумя петлевидными завершениями на концах обоих стержней. Одни петли служили для подвижного скрепления грызел, а кон- цевые - для закрепления колец диаметром 3,3-3,5 см круглого сечения. Сборка производилась путем горячей кузнечной сварки, обеспечивавшей неразъемное под- вижное соединение деталей изделия. Достаточно про- стые кольчатые удила предназначались для нестрогого управления спокойной выезженной лошадью. Самые ранние кольчатые удила в Западной Сибири известны из погребения II-IV вв. саргатской культуры Ипкуль- ского могильника [Корякова, 1988, рис. 20], самые позд- ние - в татарских погребениях XVII-XVIII вв. Барабы [Молодин и др., 1990: 82, рис. 59, 1-16; 75, 1, 2, 6]. Таким образом, судя по аналогиям, хронологиче- ский интервал бытования вещей из обоих погребений могильника укладывается в период XIII-XVI вв., т.е. даже несколько шире, чем тот, что определен радиоу- глеродным датированием. В археолого-культурном плане погребения могиль- ника Кордон Миассово 1 входят в круг памятников, рас- пространенных во второй четверти II тыс. на широкой территории по обе стороны Уральского хребта от вос- точных районов Татарстана, горно-лесных и лесостеп- ных Башкортостана до лесной зоны Зауралья. К западу от Уральского хребта эти памятники (Такталачукский, I Азьметьевского, Казакларовский, Ахметовский II, Ка- ра-Якуповский и другие грунтовые могильники), как и могильники в горной части Зауралья (Большеказак- баевский 2, Перегон V), относятся к чияликской архе- ологической культуре [Шорина, 2017: 110]. Могильни- ки же у д. Мыс и курганный могильник у д. Макушино в восточных районах Свердловской области относят к юдинской культуре либо ее локальному варианту - памятникам макушинского типа [Викторова, 1962а, б; Могильников, 1987]. Но, в принципе, памятники обоих культурных типов практически идентичны, поэтому возможно их объединение их в одну - чияликскую - культуру [Голдина, Зыков: 46, 50-54]. 3AKnl04EHll1 Тем самым, на значительной территории контакт- ной зоны леса и лесостепи по обе стороны Уральского хребта от Восточной Татарии на западе по восточные районы Свердловской области на востоке в интервале со второй четверти XIII по начало XV вв. выделяется свита близких в археологическом отношении памят- ников: чияликские, юдинские и макушинские. Их ис- следователи связывают с обширным угорским этно- культурным массивом, который подвергся процессам тюркизации, особенно в южной своей части [Казаков, 1977; Могильников, 1987: 168-176, 179-183; Гарусто- вич, 1988; Викторова, 2008]. Формирование этого мас- сива может уходить в события IX в., когда происходит пока что необъяснимое в южной части Зауралья ис- чезновение бакальской культуры. А опустевшие земли долины реки Исети стали заселяться выходцами с се- вера - носителями юдинской культуры X-XIII вв. Ко- неводство было освоено еще их предками в эпоху ба- тырской культуры IV-XI вв. В лесостепном Приисетье население юдинской культуры, как и их местные пред- шественники, каковыми являлись носители горохов- ской, саргатской и бакальской культур, быстро освои- ло полукочевой скотоводческий образ жизни и стало продвигаться в обезлюдевшую после ухода венгров - мадьяр на запад в поисках «новой родины» нишу - относительно тонкую полосу пограничья южного леса и северной лесостепи от Уральских гор до долины р. Белой. Вся эта полоса маркируется появлением здесь редких пока еще памятников с керамикой, орнамен- тированной шнуровыми штампами - типичной в этот период именно для юдинской культуры. Как в Приу- ралье, так и в Зауралье они сменяются памятниками более позднего эволюционного развития. В Зауралье их принято называть макушинским типом XIV-XV вв., в Приуралье - чияликской культурой X-XV вв. Хотя по сути это одно и тоже, поэтому логичнее объединять их в одну - чияликскую - культуру. Значительная часть этого населения имела явно выраженную коневодче- скую направленность. Воинско-коневодческий образ жизни, как уже отмечено выше, очевиден по антро- пологическим данным и по сопровождающему погре- бальному инвентарю и для населения, оставившего могильник Кордон Миассово 1. В первом случае - это морфокомплекс постоянных всадников с использова- нием стремян при верховой езде, прижизненные трав- мы и раны, связанные как с падением, так и ударом, в том числе рубящим орудием, непосредственно перед смертью индивида. Во втором - это обломки кольча- тых двухзвеньевых удил, рукоятка конской плетки и, конечно же, костяные и особенно железные бро- небойные наконечники стрел, способные пробивать кольчугу. Мы вслед за В.П. Казаковым и Г.Н. Гарустовичем, учитывая, в том числе смешанное европеоидно-мон- голоидное происхождение этого населения, считаем правомерным связывать подобные типы памятников с той частью угорского этнического массива, что были описаны в известном докладе брата Рихарда Папе Римскому Григорию IX. Он составлен доминиканским монахом Юлианом, венгром по национальности, кото- рый в поисках прародины венгров во второй четверти XIII в. совершил два путешествия в Восточную Евро- пу. И близ большой реки Этиль (река Этель - обычно Волга, но тут, скорее, р. Белая, которую башкиры еще в XIX в. называли Ак-Идель - примеч. авторов), он на- шел народ, который говорил на языке, понятным ему, хотя и были «язычники, не имеют никакого понятия о боге, но не почитают и идолов, а живут, как звери. Земли не возделывают! едят мясо конское, волчье и тому подобное; пьют лошадиное молоко и кровь. Бо- гаты конями и оружием и весьма отважны в войнах. По преданиям древних они знают, что те венгры прои- зошли от них, но не знали, где они…» (Цит. по: [Анин- ский, 1940: 82]). Cnt1 OK COKPAll(EHt1tlt АН СССР - Академия наук СССР БНЦ УрО АН СССР - Башкирский научный центр Академия наук СССР УИИЯЛ АН СССР - Уфимский Институт истории, image языка и литературы Академия наук СССР УрО РАН - Уральское отделение Российской Академии наук Cnt1 OK f1t1 ATYPl / LIST OF REFERENCES
×

About the authors

Alexander Fedorovich Shorin

Ural Branch of the Russian Academy of Sciences

Email: shorin_af@mail.ru
Doctor of History, Professor; Chief Researcher of the Stone Age Archeology Sector of the Institute of History and Archeology Yekaterinburg, Russia

Anastasia Alexandrovna Shorina

Ural Branch of the Russian Academy of Sciences

Email: aashor@mail.ru
junior researcher, stone Age Archeology Sector Institute of History and Archeology Yekaterinburg, Russia

Aleksey Pavlovich Zykov

Ural Branch of the Russian Academy of Sciences

Email: a.p.zykov@mail.ru
PhD. (Hist.), senior researcher, metal epoch sector, Institute of History and Archeology Yekaterinburg, Russia

References

  1. Анинский С.А. Известия венгерских миссионеров XIII-XIV вв. о татарах и Восточной Европе // Исторический архив. Т. III. М., Л., 1940. С. 77-82. [Aninskij S.A. Proceedings of the Hungarian missionaries XIII-XIV centuries. The Tartars and Eastern Europe. Istoricheskij arhiv. Vol. III. M.-L., 1940. P. 77-82.]
  2. Викторова В.Д. Могильник и поселение у д. Мыс на р. Нице // Вопросы археологии Урала. Вып. 4. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1962а. С. 135-153. [Viktorova V.D. Burial Ground and settlement at the Cape on the river Nice. Voprosy arheologii Urala. Issue 4. Sverdlovsk: Izd-vo Ural’skogo un-ta, 1962а. P. 135-153.]
  3. Викторова В.Д. Курганы у с. Макушино на р. Ницце // Археология и этнография Башкирии. Т. 2. Уфа: УИИЯЛ АН СССР, 1962б. С. 247-250. [Viktorova V.D. Barrows at Makushino village on the nice river. Arheologiya i etnografiya Bashkirii. Vol. 2. Ufa: UIIYAL AN SSSR, 1962b. P. 247-250.]
  4. Викторова В.Д. Древние угры в лесах Урала (страницы ранней истории манси). Екатеринбург: КВАДРАТ, 2008. 208 с., ил. [Viktorova V.D. Ancient Ugrians in the forests of the Urals (pages of the early history of Mansi). Yekaterinburg: KVADRAT, 2008. 208 p., il.]
  5. Гарустович Г.Н. Об этнической принадлежности раннемусульманских памятников Западной и Центральной Башкирии // Проблемы древних угров на Южном Урале. Уфа: БНЦ УрО АН СССР, 1988. С. 130-139. [Garustovich G.N. On ethnicity of early Muslim monuments of Western and Central Bashkiria. Problemy drevnih ugrov na Yuzhnom Urale. Ufa: BNC UrO AN SSSR, 1988. P. 130-139.]
  6. Голдина Р.Д., Зыков А.П. Лес и лесостепь Уральской Евразии в эпоху железа (I тыс. до н.э. - XVI в. н.э.): проблемы контактов и взаимодействия // IV Северный археологический конгресс: доклады. 19-23 окт. 2015 г. Ханты-Мансийск-Екатеринбург, 2015. С. 36-56. [Goldina R.D., Zykov A.P. Forest and forest-steppe of Ural Eurasia in the iron age: problems of contacts and interaction // IV Northern archaeological Congress: reports. 19-23 Oct. 2015. Khanty-Mansiysk-Yekaterinburg, 2015. P. 36-56.]
  7. Горбунов В.В. Военное дело населения Алтая в III-XIV вв. Ч. II: Наступательное вооружение (оружие). Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2006. 232 с. [Gorbunov V.V. Military Affairs of the Altai population in the III-XIV centuries. Part II: Offensive weapons (weapons). Barnaul: Izd-vo Altajskogo un- ta, 2006. 232 р.]
  8. Зыков А.П., Косинцев П.А., Трепалов В.В. Город Сибир - городище Искер (историко-археологическое исследование). М.: Наука: Восточная литература, 2017. 559 с.: ил. [Zykov A.P., Kosincev P.A., Trepalov V.V. City of Sibir - Isker settlement (historical and archaeological research). M.: Nauka: Vostochnaya literatura, 2017. 559 p. il.]
  9. Казаков Е.П. О памятниках болгарского времени в восточных районах Татарии // Древности Волго-Камья. Казань: АН СССР, 1977. С. 92-102. [Kazakov E.P. On the monuments of Bulgarian time in the Eastern regions of Tatarstan. Drevnosti Volgo-Kam’ya. Kazan’: AN SSSR, 1977. P. 92-102.]
  10. Казаков Е.П. Памятники болгарского времени в восточных районах Татарии. М.: Наука, 1978. 120 с. [Kazakov E.P. Monuments of the Bulgarian time in East areas tatarii. M.: Nauka, 1978. 120 p.]
  11. Казаков Е.П. Культура ранней Волжской Болгарии (этапы этнокультурной истории). М.: Наука, 1992. 172 с. [Kazakov E.P. Culture of early Volga Bulgaria (stages of ethno-cultural history). M.: Nauka, 1992. 172 p.]
  12. Корякова Л.Н. Ранний железный век Зауралья и Западной Сибири (саргатская культура). Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1988. 240 с. [Koryakova L.N. Early iron age of TRANS-Urals and Western Siberia (sargat culture). Sverdlovsk: Izd-vo Ural’skogo un-ta, 1988. 240 p.]
  13. Кызласов И.Л. Аскизская культура Южной Сибири X-XIV вв. // Свод археологических источников. Е-3-18. М.: Наука, 1983. 128 с. [Kyzlasov I.L. Askizskaya culture of southern Siberia X-XIV centuries. Svod arheologicheskih istochnikov. Е-3-18. M.: Nauka, 1983. 128 p.]
  14. Медведев А.Ф. Ручное метательное оружие (лук и стрелы, самострел) VIII-XIV вв. // Свод археологических источников. Е-1-36. М.: Наука, 1966.184 с. [Medvedev A.F. Hand throwing weapons (bow and arrow, crossbow) VIII-XIV centuries. Svod arheologicheskih istochnikov. Е-1-36. M.: Nauka, 1966.184 p.]
  15. Могильников В.А. Угры и самодийцы Урала и Западной Сибири // Финно-угры и балты в эпоху средневековья: Археология СССР. М.: Наука, 1987б. С. 163-235. [Mogil’nikov V.A. Ugra and Samoyeds of the Urals and Western Siberia. Finno-Ugric and Baltic in the middle ages: Arheologiya SSSR. M.: Nauka, 1987b. P. 163-235.]
  16. Молодин В.И., Соболев В.И., Соловьёв А.И. Бараба в эпоху позднего средневековья. Новосибирск: Наука, 1990. 262 с. [Molodin V.I., Sobolev V.I., Soloviev A.I. Barab in the late middle ages. Novosibirsk: Nauka, 1990. 262 p.]
  17. Худяков Ю.С. Вооружение енисейских кыргызов VI-XII вв. Новосибирск: Наука, 1980. 176 с. [Hudyakov Yu.S. Weapons of Yenisei Kyrgyz in VI-XII centuries. Novosibirsk: Nauka, 1980. 176 p.]
  18. Шорин А.Ф., Шорина А.А. Погребение эпохи средневековья могильника Кордон Миассово 1 в горно-лесном Зауралье // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 06 (60). Ч. 1. С. 107-111. [Shorin A.F., Shorina A.A. Buri- al. of the middle ages of the burial ground Cordon Miassovo 1 in the mountain-forest TRANS-Urals. International research journal. 2017. № 06 (60). 1 hour. P. 107-111.]
  19. Шорин А.Ф., Шорина А.А. Погребение второй четверти II тысячелетия могильника Кордон Миассово 1 в горно-лесном Зауралье: манускрипт. Т. 12. Вып. 5. Тамбов: Грамота, 2019. С. 69-73. [Shorin A.F., Shorina A.A. Burial of the second quarter of the II Millennium of the burial ground Cordon Miassovo 1 in the mountain-forest TRANS-Urals: manuskript. Vol. 12. Issue 5. Tambov: Gramota, 2019. P. 69-73.]

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies