TRADITIONAL OUTBUILDINGS OF THE MORDOVIANS


Cite item

Full Text

Abstract

The article deals with the main traditional outbuildings of the Mordvinians, reported on their functional purpose in economic activity. The forms and types of outbuildings, as well as the main building materials used by Mordvins are described in detail. Their signifiin the religious and ceremonial life of the ethnic group is shown. Traditional outbuildings were of great importance in the economic activity of the Mordovian ethnic group. According to their functional purpose, they can be divided into the following groups: for livestock and poultry (stable, chicken coop, stable, kalda), sanitary and hygienic (bath), warehouse buildings for storage of food, utensils, fi ewood, animal feed (barn, cellar, woodshed, hayloft), for processing of grain (sheep, riga, mill). Depending on the welfare and fi capacity of the family, the number of outbuildings was different. As a rule, the wealthier families had more outbuildings than the wealthier ones. The main building material for the construction of these buildings was wood. Thus, the traditional outbuildings of the Mordvinians occupied an important place in its economic activities. At the same time, each of them had its own purpose and performed certain functions. Some buildings, such as a bath and a barn, had not only economic purpose, but also were the venue for a number of prayers and ceremonies. It is now universally persist bath, outdoor courtyard with standing in different places, sheds, barn and cellar.

Full Text

У мордвы с давних времен сложились индивиду- альные усадьбы с широким набором хозяйственных надворных построек. Застройка усадеб и формы связи надворных построек с избой были разнообразными. Это определялось физико-географическими условия- ми региона, экономическим состоянием крестьянских хозяйств и влиянием культур соседних народов Повол- жья. В прошлом наиболее распространенной и преоб- ладающей являлась свободная застройка, характеризо- вавшаяся раздельным расположением на дворе жилых и хозяйственных построек [3: 75]. Она встречалась у мордвы в двух разновидностях - открытой и огоро- женной. Во второй половине XIX в. в Спасском, Ин- сарском и Норовчатском уездах была распространена полусвободная застройка: надворная постройка, объе- диняющая несколько хозяйственных помещений, слег- ка отступала от избы, образуя различные варианты ра- зобщенной связи. В Темниковском, Краснослободском, Алатырском и Карсунском уездах бытовала замкнутая застройка. Она встречалась чаще всего в виде так на- зываемой покоеобразной застройки двух разновидно- стей: открытой - с широким незакрывающимся двором и крытой - с небольшим внутренним двором, покрыва- ющимся на зиму плоской крышей [16: 205-207]. image Традиционные надворные постройки мордвы име- ли большое значение в хозяйственной деятельности. По функциональному предназначению их можно раз- делить на следующие группы: для содержания скота и птицы (хлев, курятник, конюшня, калда), санитарногигиенические (баня), складские постройки для хра- нения продуктов питания, утвари, дров, корма для скота (амбар, погреб, дровяник, сенник), для перера- ботки зерновых (овин, рига, мельница). В зависимости от благосостояния и финансовой возможности семьи количество хозяйственных построек было разным. Как правило, более состоятельные семьи могли себе позво- лить постройку большего числа надворных помеще- ний. Основным строительным материалом для их воз- ведения являлось дерево. Описанию традиционных хозяйственных построек мордвы посвящено значительное количество трудов. Исследователи середины XVIII - начала XX вв. в ходе экспедиционных изысканий старались описать над- ворные постройки и жилище мордвы, при этом особое внимание уделялось их хозяйственному предназначе- нию. К примеру, И.И. Лепехин в работе «Дневные запи- ски путешествия по разным провинциям Российского государства в 1768 и 1769 гг.» дал подробное описание овина, детально рассмотрел способ сушки зерна. Ве- сомый вклад в изучение структуры жилища и усадьбы мордвы внес Н. Масленников, который считал, что мор- довские избы ничем не отличались от русских [9]. Опи- сание мордовских бань содержится в очерке Н.Н. Хару- зина, который отмечал, что нередко в качестве зимней бани использовали старую, уже нежилую избу. Среди работ второй половины XX - начала XXI вв. по дан- ной проблематике можно выделить монографические труды и иные публикации В.Н. Белицер, В.И. Козлова, В.А. Балашова, В.Ф. Вавилина, А.С. Лузгина, Н.Ф. Мок- шина, Н.П. Макушина [1-3; 5; 7; 8; 10; 13]. Авторы, собрав и систематизировав обширный этнографи- ческий материал в различных районах проживания мордвы, дали характеристику ее поселений и жилищ, хозяйственных построек на территории Среднего По- волжья и частично Приуралья, определили ареалы их отдельных типов, попытались выделить общие черты и особенности в устройстве жилой усадьбы мордвы и русских. Крестьянская усадьба у мордвы конца XIX - первой четверти XX вв. делилась на три части. Первая была за- нята избой, вторая - двором, а третья - огородом вме- сте с садом. Двор непосредственно примыкал к дому, имея фор- му прямоугольника или квадрата, и был обнесен плет- нем, иногда плетень прерывался бревенчатым или са- манным забором. С улицы во двор вели ворота, чаще одностворчатые и реже двустворчатые на столбах под двухскатной крышей. Большое место во дворе занимал навес на крепких дубовых столбах. В одних случаях на- вес и сараи, примыкая к дому, имели форму «глаголя», в других: вместе с избой они огораживали двор и пред- ставляли собой покоеобразную застройку. Намного реже встречалась и однородная связь, когда навес и са- раи были покрыты одной общей соломенной крышей [1: 178]. В некоторых селениях, с целью защиты от пожа- ра и сохранения чистоты старались отделять хозяй- ственную часть от жилой. Если площадь не позволяла, то соединяли дом и хлев. Единая постройка, включаю- щая дом, складские помещения и хлев, характерна для мордвы, населяющей северные территории. Это дела- лось для того, чтобы сохранить тепло в зимнее время. С той же целью и для лучшей сохранности корма, под крышу хлева стремились заложить как можно больше сена. В бедных семьях двор для скота представлял со- бой единое помещение, в котором содержались разные виды скота и птицы. Более зажиточные обычно строи- ли хлев, состоящий из нескольких помещений, чтобы свиньи, овцы, коровы, куры не соседствовали, так как могли нанести друг другу увечья. Из-за нехватки стро- ительного материала в помещениях для содержания скота отсутствовали полы. Вместо них обычно стели- ли солому или сено. В морозные дни новорожденных телят, ягнят и даже корову во время дойки, заводили в дом. Некоторые в хлеву устраивали теплое помеще- ние для скота, где ставили печь. image Весной, как только подрастала в достаточном коли- честве трава, скот выгоняли на пастбище. После уборки зерновых культур его пускали по жнивью. За каждой семьей был закреплен свой знак - «умань тешкс», под- тверждающий право собственности на определенную вещь или скотину. Так, например, чтобы не перепу- тать овец, на туловище животного изображали символ. Вероятно, распространенность таких знаков, прежде всего, объяснялась неграмотностью крестьян и просто- той их использования, а также традицией. И поныне, изредка, у мордвы-эрзи можно встретить отдельные предметы, помеченные такими знаками. К примеру, на могильных крестах, чтобы подтвердить причаст- ность умершего к определенному роду, семье, выреза- ли «умань тешкс». В случае болезней или падежа скота в хлеву прово- дили обряд, на котором глава семьи обращался к боги- не двора - Кардазаве или верховному богу - Верепазу с просьбой защитить животных от этой напасти. Если болезнь распространялась на все поселение, совершали общесельское моление [4; 11; 12]. Кур и другую птицу старались содержать отдельно от домашних животных. Для этого, если позволяло бла- госостояние семьи, строили курятники или отводили для птицы помещение в хлеву. Наиболее часто встреча- ющейся является их дощатая конструкция, но у более зажиточных крестьян бывали и срубные. Чтобы защи- тить птицу от хищного зверя и холода, все щели стара- лись закрыть и утеплить. В курятнике обычно по углам прибивали жерди, которые выполняли роль насеста. Сараи для сена и дров, погреба строили из плетня, самана и бревен, крышу обычно крыли соломой. У некоторых крестьян имелись небольшие сады, в которых росли яблоневые, вишневые и сливовые деревья, кусты малины, смородины и крыжовника. В саду, а иногда во дворе или на улице, находился погреб. Он представлял собой яму с опущенным в нее срубом и творилом. Наземная часть погреба имела вид конического или чаще двухскатного шалаша очень простой конструкции. Над творилом погреба в землю вбивали две подпорки с развилками в верхней части, на эти развилки укладывали слегу, служившую как бы коньком двухскатной крыши шалаша. Наклонно к коньку были поставлены четыре жерди, а к ним привязаны лыком слеги, настеленные параллельно коньку, по пять с каждой стороны. Сверху шалаш покрывали соломой или корой, а с задней стороны закладывали наклонно поставленным хворостом; иногда шалаш имел коническую форму. Высота его над погребом 1,7-1,8 м, длина 2,3-2,5 м. Подобные шалаши можно было встретить на пастбищах и лугах, они служили временным жилищем пастухам и крестьянам во время сенокоса [1: 179]. Погреб, прежде всего, в зависимости от количества строительного материала и предназначения будущего помещения, например, не только для хранения про- дуктов, но и в качестве сарая, куда можно было скла- дировать вещи и утварь, строили прямоугольной или треугольной формы (в виде шалаша). В настоящее время погребицы бывают разных видов: двускатный или конический шалаш и сарай. Чаще встречается по- гребица в виде тесового сарая. Поныне встречаются погреба, не имеющие погребицы. В таких случаях над ямой делают насыпь в виде небольшого кургана с тво- рилом наверху. Некоторые, чтобы насыпь не обвали- лась, обносили ее плетнем. Погреб строили в местах, где грунтовые воды залегают глубоко: на склонах овра- гов и возвышеностях. Для того, чтобы зимой продукты не замерзли, его утепляли соломой, тканным матери- алом, опавшей листвой и т.д. Часто старались не от- крывать вход, чтобы зимой сохранялось тепло, а летом холод. Для отпугивания грызунов и насекомых специ- ально клали высушенные пучки полыни, пижмы, мяты и бузины. Как только начиналось весеннее потепление, погреб набивали снегом и льдом, чтобы в летнее время сохранялся холод. Осенью, перед новой закладкой про- дуктов, погреб старались проветрить, чтобы не было сырости. В настоящее время широкое распространение полу- чили бурты, в которых хранят овощи. Их обычно соору- жают на огороде. Для этого роют яму, дно которой за- стилают соломой. Затем засыпают корнеплоды и сверху утепляют соломой, землей или опилками. Вокруг бурта, чтобы талая и дождевая вода не попадала в хранилище, роют канаву. В саду часто можно встретить рассадник или парник для капусты, огурцов, перца и помидоров, устроенный в виде прямоугольного ящика из досок. Перед зимним обмолотом мордва хлеб вначале обычно сушила в сушилках. Бытовало три типа суши- лок: шиш, овин и рига. Самой простой среди них был шиш без ямы, состоящий из жердей, поставленных на землю и соединенных вверху в виде конуса. Костер разводили внутри шиша прямо на земле. Для доступа к костру несколько жердей были укорочены, образуя вход. Снопы клали на жерди без каких-либо прокладок из коры или луба. Более безопасной формой считался шиш с ямой, в которой разводили костер. В такой су- шилке огонь горел дальше от жердей и снопов. В шишах можно было сушить от 150 до 300 снопов. Их клали так, чтобы один ложился комлем в перевяз другого. Коло- сья снопов при этом опускались внутрь шиша, и уклад- ка получалась похожей на стог или копну. Сушили ка- ждую партию в течение 14-16 часов. Степень нагрева проверяли рукой. Таким способом можно было сушить снопы только в ясную погоду [15: 95]. Подробное описа- ние шиша с ямой дал И.И. Лепехин: «Выкапывают яму с продолговатым выходом, которую окружают колья- ми так, что верхний конец оных связывается вместе, от чего сии колья представляют коническую фигуру. Расстоянием от верху кольев на две трети внутри де- лают поперечник из жердей, на которые кладут лубок. Около сего шиша ставят ярусами вокруг свои снопы, даже до самого верху, так чтобы верхнего яруса снопы своими комлями покрывали колос нижнего яруса и зер- но бы всегда коптело и сушилось дымом. Обложивши таким образом свой шиш, в яме раскладывают огонь, которого дым, проходя сквозь окладенные снопы, су- шит колосы. Но чтобы на верху пересохшие зерна не ва- лились в огонь, на то сделан прежде упомянутый в сре- дине лубок, на котором падающие собираются зерна». Наибольшее распространение в XIX в. имел ям- ный овин. Он имелся не у каждого крестьянина, и его обычно строили сообща на несколько хозяйств. Ям- ный овин представлял собой двухярусное сооружение. В его первом ярусе, находящемся на земле, помещался источник тепла, второй - наземный служил для сушки снопов. Нижний ярус представлял собой яму глубиной до 2 м, стены ее укреплялись срубом. В середине ямы или ближе к стене, противоположной входу, находи- лась печь-каменка. Ставили также кирпичные или гли- нобитные печи без трубы. Нередко вместо печи на дне ямы или в одной из стен делали углубление и в нем раз- водили костер. В последнем случае стены ямы иногда выкладывали камнем или просто обжигали, чтобы гли- на не обваливалась [Там же: 96]. image Тип овина с костром является наиболее древним и примитивным. Такой овин ближе к шишу и, по-види- мому, был следующей ступенью его эволюции. Овины такого типа получили наибольшее распространение у мордвы Саратовской области. Их описание встреча- ется в работе П.Д. Степанова, наблюдавшего подобные сушилки в с. Н. Алексеевка Саратовской области. Конструкция овинов данного типа такова: в земле вырыва- ется яма глубиной до 2 м. Стены ямы обкладывали не- толстыми бревнами. С одной стороны, где должен быть вход, стена не доходит до дна ямы примерно на 0,75 м, в это отверстие спускаются и подают топливо. Спуска- ютя в камеру через особую небольшую яму, вырытую сбоку сруба, по леснице, сделанной из толстых поле- ньев. Над главной ямой на уровне земли устраивает- ся потолок из жердей, который верхней своей частью является полом для верхней части овина. Снизу пото- лок обмазывают глиной, а сверху устраивается глино- битный пол. Вдоль правой и левой стенки сруба по- толок-пол не доходит до стен примерно на 25-30 см, и эти отверстия называются «продухами». Они служат для пропуска теплого воздуха из нижнего отделения в верхнее. Над «продухами» к стенам приделаны широ- кие доски, которые полностью прикрывают их. Тепло, а вместе с ним, возможно, искры ударяются об эти до- ски. Искры, если они окажутся, гаснут, а тепло проходит в среднюю часть овина, а не поднимается вдоль стены. У мордвы были и другие типы овинов, которые со- единяли в себе формы овина и риги. Описание одного из таких овинов, обнаруженного в с. Мордовском Ка- мешкире Саратовской области, также дал П.Д. Степа- нов. На каменном фундаменте поставлен сруб шири- ной и длиной 6 м, высотой 2 м. У сруба в передней стене устроено большое отверстие с дверью на петлях - через него подают в овин снопы. На уровне пола, в той же сте- не, устроено маленькое окошечко для выгребания вы- валившегося при сушке зерна. В боковых стенах сруба, близ потолка устроены маленькие окошечки для вы- хода дыма. Сверху сруб имеет потолок из тесовых до- сок. Пол у овина глинобитный. Налево от входа во всю длину сруба, немного даже длиннее, вырывается яма шириной в 2 м и глубиной около 1,5 м. В одной части этой ямы, именно в задней, сделана глинобитная печь, имеющая длину около 2,5 м, и чело шириной около 1 м. Верхняя часть печи делается на одном уровне с осталь- ным полом овина. Перед печью остается ничем не за- нятая яма, которая служит для помещения истопника и для топлива. Проникнуть в эту яму можно и тогда, когда дверь овина бывает закрыта, через отверстие, вы- рытое впереди сруба и служащее главным образом для подачи топлива. Остальное устройство овина данного типа ничем не отличается от овинов других типов. В за- висимости от особой конструкции овина и способ суш- ки хлеба несколько отличается от такового же в овинах других типов. Огонь в печи раскладывается обязатель- но близ задней стены печи. Топка производится пре- имущественно дровами. Над челом печи устраивается навес из железного листа, который задерживает выле- тающие из печи искры. Во время топки ее дверь ови- на держится закрытой и открывается только вначале, чтобы дать разгореться дровам и выйти главной массе дыма. Пространство перед срубом у данного типа ови- на более обширно и приспособлено для молотьбы, чего мы не имеем при других типах овинов. В овинах с костром часто случались пожары, что по- будило население отказаться от костров и устраивать в овинах печи. В остальном эти сушилки были такой же конструкции, как и с костром. Печь в овинах топили со- ломой идровами. Топитьнадо было осторожно, поэтому обычно это дело поручали опытным людям. Пламя должно было быть ровным, невысоким, чтобы зерно и солома не прокоптились. Топили овин и сушили хлеб чаще ночью, а утром молотили. Более совершенным видом сушилки являлась рига. Она представляла собой однокамерную постройку без ямы. Топка в ней находилась в том же помещении, где сушились снопы. Печь топилась по-черному обычно соломой или дровами. Рига чаще всего представляла собой квадратное, рубленное или плетенное помещение высотой до 4 м без потолка с высокой крышей. В одной из стен риги прорубали окно для подачи снопов, а наверху устраивали окошечки для выхода дыма. В этой же или противоположной стене была дверь. Сбоку от печи укладывали колосники на переводах. Они сдвигались и раздвигались, их можно было уста- навливать выше и ниже. Снопы ставили на колосники в один ряд колосьями вверх. Рига вмещала от 300 до 400 снопов [15: 98, 99]. Молотили хлеб преимущественно цепами. Било прикреплялось к ручке с помощью ремня. Для этого на конце ручки делалось продольное отверстие. Било цепа обычно изготавливали из дуба с утолщением на конце, а ручку из липы, осины или березы. В молотьбе участвовали мужчины, женщины и подростки. Она происходила как на открытых, так и на закрытых токах. Открытый ток представлял собой плотно утрамбованную земляную или глинобитную площадку, слегка возвышающуюся в середине и покатую с боков. Для устройства тока очищали выбранную площадку от травы, распахивали ее, поливали водой и месили землю ногами, а чаще использовали для этого лошадей, затем утрамбовывали. Чтобы ток не потрескался, в землю добавляли рубленную солому, а потом сверху ее укладывали толстым слоем. Когда ток просыхал, его подметали метлой из березовых веток, перевязанных лыком или веревкой. Закрытый ток представлял собой бревенчатый или тесовый сарай. Снопы для обмолота укладывали двумя рядами, колосьями друг к другу. Длина ряда достигала 15 м. Молотильщики становились напротив друг друга и ритмично ударяли цепами сначала по колосьям первого ряда, затем второго. Иногда перед укладкой на ток снопы развязывали. Мельницы обычно строили ветрянные. Основным строительным материалом для них являлось дерево. Зерно мололи с помощью жерновов, приводимых в движение ветром. В безветренную погоду такие мельницы не работали, поэтому не всегда крестьянину удавалось смолоть свое зерно. Мужчины обычно старались приехать на мельницу утром пораньше, так как часто выстраивалась очень большая очередь. Существовалитакже водные иконные мельницы.Водные строили на реке, которую, как правило, перепружали, чтобы увеличить скорость течения и соответсвенно мощность мельницы. В конных мельницах жернова приводились в движение за счет лошадинной тяги. image Среди традиционных хозяйственных построек особое место занимала баня. У мордвы встречались бани двух типов - зимние и летние. За огородами располагались обычно летние бани при реках, где они есть. На дворах строили зимние бани, в которых обыкновенно парились зимой. В качестве зимней бани часто использовали старую уже нежилую избу. Мордовская баня представляла собой небольшой сруб (9-12 м2) под соломенной крышей. Исследователи XIX в. отмечают, что у мордвы иногда встречались бани и совсем без крыш [9]. Пол в банях был хотя и деревянный, но неровный с плохо сколоченными досками, которые лежали непосредственно на земле. Небольшое окно, прорубленное в боковой стене, скупо пропускало свет. Внутренняя планировка ее повторяла план избы. Касенка или глинобитная печь стояла обычно в дальнем от двери углу и была обращена челом к боковой стене, в которой помещалось окно, а если окна не было, то к двери. Предбанник очень часто бывал плетневый и представлял собой прямоугольное ограждение без пола с проемом с одной стороны, в ряде случаев даже без двери [1: 181]. Рассматривая генетическую связь между тради- ционной мордовской избой и баней, можно с большой долей вероятности полагать, что баня являлась прото- типом избы. Это подтверждают общий тип постройки, терминология и функциональная значимость бани в семейных и религиозных обрядах мордвы. О бане, как о постоянном жилище, имеются указания в мордовском фольклоре. Баню старались строить как можно дальше от дома, чтобы обезопасить себя от пожара. Часто она распо- лагалась в овраге. Около бани обычно находился во- доем, речка или колодец, чтобы в случае возгорания удалось быстро его потушить, а также далеко не ходить за водой. Чтобы тепло как можно дольше держалось в банном помещении, потолок засыпали землей. Баня у мордвы была двух типов - «по-черному» и «по-бело- му». Первый вид предполагал отсутствие трубы, поэто- му в качестве дымохода использовалось отверстие или небольшое оконце, прорубленное в стене или потолке. Перед тем как пойти в такую баню необходимо было подождать, чтобы все дрова сгорели дотла и в помеще- нии не было дыма, так как можно было угореть. Более зажиточные семьи строили бани «по-белому». В них печь была с трубой и дым не концентрировался в бан- ном помещении. Такие бани начали строить в более позднее время. Из-за нехватки строительного мате- риала и, в первую очередь, чтобы быстрее прогрелось помещение и дольше сохранялся жар, сруб для бани де- лали малых размеров. По этой же причине процесс ее строительства носил коллективный характер. Как пра- вило, несколько дворов или даже население всего села решали данный вопрос коллективно. В эрзя-мордов- ской д. Ташто Кшуманця Большеигнатовского района Республики Мордовия жители с этой целью собирались на общесельском сходе. Совместными усилиями при- обретался строительный материал и начинали строить. Как только завершалось строительство основного бан- ного помещения, приступали к кладке печи, которую не каждый мог сложить, поэтому часто приглашали печника-прфессионала. Новую печь перед топкой нуж- но было хорошо просушить, чтобы не потрескалась. Для этого ее могли немного подтапливать для поддержания в помещении постоянного тепла, чтобы кладка бы- стрее просохла. Как только баня была готова, ее топили для проверки качества. После завершения строитель- ства часто проводили общесельский праздник. Каж- дый приносил на него определенное угощение: вино, яйца, мясо, хлеб, различные каши и т.д. В дальнейшем баню топили также совместно: прежде всего, это было связано с нехваткой дров. Собирались несколько дво- ров и договаривались о том, что в определенный день будут топить баню. Каждый приносил с собой поленья. В качестве мыла использовали золу. Емкости для воды часто изготавливали из дерева. Наиболее подходящей являлась липа, так как ее древесина мягче. Котел для нагрева воды приходилось покупать. Банное помеще- ние имело четкую планировку. Так, в стене, стоящей противоположно к печи, обычно прорубали небольшое окно для доступа света. Рядом с печью устанавливали небольшой полок для парной. Баня у мордвы являлась не только санитарно-ги- гиенической постройкой, но и занимала важное место в традиционной обрядности мордвы. Свадебные, по- хоронно-поминальные, родильные обряды были тес- но связаны с баней. Покровительницей бани являлась Баня-ава, чтобы ее задобрить или попросить помощь в определенном деле, совершали моления, сопрово- ждавшиеся приношением жертвенной пищи. Перед свадьбой невеста вместе с подругами обязательно ходила в баню. Тут она причитала и прощалась с девичеством, поэтому этот обряд называли девичьей баней - «тейтерень баня» [10-12]. Топили баню обычно подруги невесты, причем дрова воровали у соседей. Невеста должна была идти в баню без головного убора, даже в лютый мороз. После того, как девушка помоется, она благодарила хранительницу бани - Баня-аву, хвалила ее [16: 83]. Считалось, что баня очищает и лечит людей от болезней, поэтому знахарки часто обращались к Баня-аве с просьбой вылечить определенного человека. Больного приводили в баню и умывали заранее заваренными травами, а также парили березовыми или дубовыми вениками. Во время мытья знахарка приговаривала лечебные заговоры. После этого баню тщательно вымывали, чтобы здоровые люди не заболели. К проведению лечебного обряда готовились заранее. Так, например, известен следующий метод борьбы с болезнью: «Из трех родников набирали воду. При изготовлении веника необходимо было набрать веточки березы и дуба, причем использовалось три дерева. Для лечения девочек применялись березовые веники, а для мальчиков - дубовые. Потом из трех бань приносили камни. Вероятно, число три имело у мордвы сакральное значение, поэтому все средства лечения были связаны с ним. Перед процедурой знахарка молилась над принесенными камнями и клала их в печь, чтобы они накалились. Потом она их опускала в емкость с водой из трех источников, для получения пара. Больного поднимали на полати и начинали парить, при этом поддавая пар. Процесс повторялся трижды и каждый раз использовали новый веник. Когда обряд подходил к концу, баню необходимо было закрыть, чтобы ребенок не заболел вновь». image С баней тесно связаны родильные обряды. Именно здесь повитуха часто принимала роды. Люди верили, что хранительница бани защищает роженицу и ребенка от злых сил, поэтому, бывало, что они несколько дней находились здесь. Ребенка тщательно мыли, а потом немного парили. Мальчика обычно парили дубовым веником, чтобы был сильным, а девочку - березовым, чтобы выросла красивой. Бывало, что во время мытья повитуха или мать произносила заговоры для защиты ребенка от сглаза и болезней. Веники заготавливали в июне, так как в это время листва деревьев содержит наибольшее количество полезных веществ. Традиция заготовки банных венников сохраняется и в настоящее время. Баню специально топили во время похорон и по- минок. Считалось, что туда обязательно придут умер- шие предки помыться. Такую банютопили на страстную неделю или на Пасху. Чтобы умилостивить покойников, специально готовили им воду, веник, одежду и пищу [4: 69]. Таким образом, традиционные надворные построй- ки мордвы занимали важное место в ее хозяйственной деятельности. Каждая имела свое предназначение и вы- полняла определыенные функции. Некоторые построй- ки,напримербаняихлев,имелинетолькохозяйственное предназначение, но и являлисьместом проведения ряда молений и обрядов. В настоящее время повсеместно продолжает сохраняться открытый двор со стоящими в разных местах сараями, погребом и хлевом. В банях печь-каменку заменили кирпичные печи. Ныне бани строят более просторными и высокими с топкой по- белому. Для сооружения надворных построек стали использовать новые строительные материалы: кирпич, шифер, шлакобетон, кровельное железо, сайдинг и др. В строительстве хозяйственных построек нет плановости, усадьбы чрезмерно разбросаны. Типовые архитектурные проекты составляются часто без учета местных осо- бенностей. Современные хозяйственные постройки мордвы почти ничем не отличается от по-строек рус- ского населения соседних сел, с которыми мордва про- живает в тесном общении и соседстве в течении многих столетий. Меняется строительная техника: подводят под жилые дома, бани и другие хозяйственные постройки каменный фундамент, обшивают наружные стены тесом, делают чистые углы сруба. Крыши вместо соломы покрывают шифером, профнастилом и железом. В по- следнее время все ча-ще в качестве кровельного мате- риала используют профнастил, реже шифер или железо. Помещения для скота и птицы пристраивают все чаще сзади в один ряд с домом. Если ранее для хранения зер- на использовали амбары, то в настоящее время чаще в качестве хранилища используют сараи, либо поме- щение, предназначенное для содержания скота. В по- следнем устанавливают перегородку и ставят ларь, в ко- торый засыпают зерно.
×

About the authors

Elena Nikolaevna Mokshina

Mordovian State University

Email: enm2112@mail.ru
Doctor of Historical Sciences, associate professor Saransk, Russian Federation

Mihail Ivanovich Svyatkin

Mordovian State University

Email: mihail_ svyatkin@mail.ru
magistrant of History Saransk, Russian Federation

References

  1. Белицер В.Н. Жилые и хозяйственные постройки мордвы- мокши на территории Мордовской АССР в конце XIX - первой половине XX вв. // Исследования по материальной культуре мордовского народа. М., 1963. С. 161-191. [Belicer V.N. Residential and commercial buildings Mordovians- Moksha in the territory of the Mordovian ASSR in the end of XIX - first half XX centuries. Issledovaniya po material’noj kul’ture mordovskogo naroda. M., 1963. Р. 161-191.]
  2. Белицер В.Н. Обзор мордовских поселений и построек первой половины XX в. в районах смежных с Мордовской АССР // Исследования по материальной культуре мордовского народа. М., 1963. С. 210-249. [Belicer V.N. Review of Mordovian settlements and buildings of the first half of the XX century in the areas adjacent to the Mordovian ASSR. Issledovaniya po material’noj kul’ture mordovskogo naroda. M., 1963. Р. 210-249.]
  3. Вавилин В.Ф. Формы сельских поселений мордвы в XVIII - середине XX в. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1978. С. 59-76. [Vavilin V.F. Forms of rural settlements of Mordovians in XVIII - mid XX centuries. Saransk: Izd-vo Mordov. un-ta, 1978. Р. 59-76.]
  4. Корнишина Г.А. Экологическое воззрение мордвы (религиозно-обрядовый аспект). Саранск: Изд-во Мор- дов. ун-та, 2008. 156 с. [Kornishina G.A. Ecological view of Mordvins (religious and ceremonial aspect). Saransk: Izd-vo Mordov. un-ta, 2008. Р. 156.]
  5. Лузгин А.С. Жизнь промыслов: Промысловая деятельность крестьян Мордовии во второй половине XIX - начале XX в. (этнокультурные аспекты). Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2001. 216 с. [Luzgin A.S. Life of crafts: Commercial activity of peasants of Mordovia in the second half of XIX - the beginning of XX century (ethno-cultural aspects). Saransk: Mordov. kn. izd-vo, 2001. Р. 216.]
  6. Лепехин И.И. Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства в 1768 и 1769 гг. Ч. 1. СПб., 1795. С. 146-147. [Lepekhin I.I. Day notes of travel to different provinces of the Russian state in 1768 and 1769. Part 1. SPb., 1795. Р. 146-147.]
  7. Макушин Н.П. Поселения мордвы на территории Мордовской АССР // Исследования по материальной культуре мордовского народа. М., 1963. С. 147-160. [Makushin N.P. Settlements of the Mordvinians on the territory of the Mordovian ASSR. Issledovaniya po material’noj kul’ture mordovskogo naroda. M., 1963. Р. 147-160.]
  8. Макушин Н.П. Современное эрзянское жилище на территории Мордовской АССР // Исследования по материальной культуре мордовского народа. М., 1963. С. 192-209. [Makushin N.P. Modern Erzya dwelling on the territory of the Mordovian ASSR. Issledovaniya po material’noj kul’ture mordovskogo naroda. M., 1963. Р. 192-209.]
  9. Масленников Н. Крестьянские постройки мордвы села Кученяево Алатырского уезда Симбирской губернии // Изв. об-ва археологии, истории и этнографии при Казан. ун-те. 1927. Т. 23. Вып. 4. С. 74. [Maslennikov N. Farm buildings of the village of Mordva Kochenevo, Alatyr district of Simbirsk province. Izv. ob-va arheologii, istorii i etnografii pri Kazan. un-te. 1927. Vol. 23, Issue 4. Р. 74.]
  10. Мокшин Н.Ф. Мордва. Народы Поволжья и Приуралья. М., 2000. С. 383-397. [Mokshin N.F. Mordva. People of the Volga and Urals. M., 2000. Р. 383-397.]
  11. Мокшин Н.Ф., Мокшина Е.Н. Мордва и вера. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005. 532 с. [Mokshin N.F., Mokshina E.N. Mordvins and faith. Saransk, 2005. Р. 532.]
  12. Мокшина Е.Н. Традиции и новации в обрядах свадьбы мордвы на современном этапе // Актуальные проблемы истории и этнографии мордовского народа. Саранск: МГУ им. Н. П. Огарева, 2013. С. 218-221. [Mokshina E.N. Traditions and innovations in the wedding ceremonies of the Mordvins at the present stage. Aktual’nye problemy istorii i etnografi mordovskogo naroda. Saransk: MGU im. N. P. Ogareva, 2013. Р. 218-221.]
  13. Мордва: историко-этнографические очерки / отв. ред. В.И. Козлов и др. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981. 334 с. [Mordvins: historical and ethnographic essays / resp. edited by V.I. Kozlov and others. Saransk: Mordov. kn. izd-vo, 1981. Р. 334.]
  14. Мордва: очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа / под общ. ред. Н.П. Макаркина. 3-е изд. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2012. 720 с. [Mordva: essays on history, ethnography and culture of the Mordovian people / under general editorship of N.P. Makarkin. 3rd ed. Saransk: Mordov. kn. izd-vo, 2012. Р. 720.]
  15. Новицкая А.П., Федянович Т.П. Сельскохозяйственные орудия мордовских крестьян в XIX - начале XX в. // Исследования по материальной культуре мордовского народа. М., 1963. С. 77-103. [Novickaya A.P., Fedyanovich T.P. Agricultural tools Mordovian peasants in XIX - early XX century. Issledovaniya po material'noj kul'ture mordovskogo naroda. M., 1963. Р. 77-103.]
  16. Святкин М.И.О роли жилогодома ихозяйственных построек в традиционных свадебных обрядах мордвы // XLIV Огаревские чтения материалы научной конференции. В 3-х ч. Ответственный за выпуск П.В. Сенин. Саранск, 2016. С. 80-84. [Svyatkin M.I. On the role of a house and outbuildings in the traditional wedding ceremonies of the Mordvins // XLIV Ogarevsky reading materials of the scientific conference. In 3 parts. Responsible for the release of P.V. Senin. Saransk, 2016. Р. 80-84.]
  17. Харузин Н.Н. Очерк истории развития жилища у финнов. М.: Т-во скоропечатни А.А. Левинсон, 1895. С. 58. [Kharuzin N.N. The outline of the history of the home of the Finns. M.: T-vo skoropechatni A.A. Levinson, 1895. Р. 58.]

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies