Protopop Avvakum Petrov - zealot of «true Russian faith» (to the 400th anniversary of his birth)


Cite item

Full Text

Abstract

The article discusses the activities of Avvakum Petrov as the leader of a major religious and social movement in the Russian state, which went down in history under the inaccurate name of «Schism» or Old Believers. Protopop Avvakum Petrov was an adamant zealot of the «true Russian faith», a consistent opponent of «Nikon's novelties». The fiery words of Habakkuk like sparks fell into the souls of his many «spiritual children», inflamed many people. The protest took sometimes very dramatic forms, up to self-immolation and «fiery baptisms» (self-immolation). Protopop Avvakum was repeatedly subjected to exile, including to Siberia, and, in the end, was together with three closest supporters («confederates») - priest Lazarus, monk Epiphanius and deacon Fedor burnt alive after fifteen years of «sitting» in a log house and earthen prison April 14, 1682 in the city of Pustozersk. However, we still remember him as an outstanding, controversial personality, which left a considerable mark in Russian history and culture.

Full Text

Протопоп Аввакум Петров (годы жизни 25.11.1620 (5.12) или 1621 - 1.04.1682) считается поныне не только самым крупным идеологом религиозно-общественного движения в истории России, известного под названием «раскола» или «старообрядчества», но и выдающимся русским мыслителем и писателем XVII века. «Рождение же мое в нижегороцких пределех, за Кудмою рекою, в селе Григорове. Отец мой бысть священник Петр, мати - Мария, инока Марфа»1. Ныне село это находится в Перевозовском районе Нижегородской области, которую известный мордовский ученый М. Е. Евсевьев называл «колыбелью мордовского народа»2. Аввакум Петров прожил тяжелую жизнь, полную лишений, трудов, церковного служения, гонений за веру и борьбы. Сын священника, он рано лишился отца. Женившись в семнадцать лет на сироте, вскоре был рукоположен в диаконы, а в 1644 г. - в священники. Службу свою начинал в качестве священника в Нижегородском крае в с. Лопатицы близ Макарьева. Именно здесь сформировалась в нем та строгость взглядов, определившая впоследствии его подвижничество и аскетизм. Уже тогда Аввакум беспрерывно обличал прихожан за разные пороки, священников хулил за плохое исполнение церковных правил и предписаний. Воевода Василий Шереметев, которому постоянно жаловались на самоуправство Аввакума, приказал бросить его в Волгу, но священнику удалось спастись. Так Аввакум Петров оказался в Москве. После многочисленных мытарств он был назначен протопопом в Юрьев-Повольский (ныне Юрьевец в Ивановской области). Здесь он обрел известность как человек ученый, знаток церковных обрядов и книг, его знал лично царь Алексей Михайлович Романов, а с царским духовником Стефаном Вонифатьевым Аввакум находился в дружеских отношениях. Патриарх Иосиф привлек протопопа к «книжной справе», которую он проводили по древнерусским православным рукописям. После смерти в 1652 г. патриарха Иосифа новым патриархом стал Никон, имевший иной взгляд на исправление церковных книг. Никон собирался делать это, опираясь на греческие богослужебные книги. В этом взгляды Аввакума и Никона разошлись. Протопоп раскритиковал Никона в челобитной к царю, за что был брошен в подвал Андроникова монастыря. Затем Аввакума сослали вначале в Тобольск, а затем в Енисейск и Забайкалье, где он провел шесть лет, терпя лишения ссылки, не раз попадая в острог за свои взгляды. В то время с 1653 г. патриарх Никон начал проводить церковную реформу, инициатором которой был сам царь Алексей Михайлович Романов, и которая, по его замыслу, должна была стать мощным средством централизации русского государства. К реформе царя побуждало также стремление к объединению Русской православной церкви и церкви Украины. Наконец, этого же требовала и внешнеполитическая программа правительства, планы присоединения к России земель, находившихся в то время под властью Турции. Эти далеко идущие планы нуждались в идеологическом обосновании, как священной миссии защиты великой свободной христианской державой попираемой веры православных народов мусульманского Востока. Однако, чтобы претендовать на признание этой миссии другими православными церквями, необходимо было поднять авторитет РПЦ, как и пойти на некоторые формальные уступки восточным церквам, ибо за многие годы раздельного развития русской и восточных церквей в их обрядности, как и в текстах некоторых богослужебных книг, образовались различия3. И хотя они не касались основоположений православной веры, ее догматов, тем не менее вызывали резкий протест со стороны части духовенства и верующих. «Новины» эти (получившие также наименование «никоновских» по имени патриарха Никона, активно внедрявшего их в церковный быт, включали в себя троеперстное крестное знамение (которое старообрядцы презрительно именовали «чёртовой щепотью», вместо привычного двоеперстного, трегубую «аллилуйю» вместо сугубой (т.е. «аллилуйя» во время церковной службы должна была провозглашаться не дважды, а трижды), написание второго «и» в слове «Иисус» (раньше писали «Исус») и др. Для исправления русских рукописей в Москву прибыло греческое духовенство. Приехавший с ним патриарх Антиохийский Макарий, вместе с другими греческими архиереями, объявил в Успенском соборе Москвы, что необходимо креститься тремя перстами, и проклял тех, кто крестился двумя. Московский Собор, состоявшийся в 1656 г., поддержал патриарха Макария. Но на местах оппозиция церковным новшествам была очень сильна. Против нововведений Никона выступил один из самых знаменитых монастырей России Соловецкий. В русской православной церкви произошел раскол, который привел к возникновению старообрядчества4. Как известно, сам патриарх Никон после проведения реформы попал в опалу, оказался в ссылке и лишился патриаршего сана. А Аввакум в 1863 г. был возвращен в Москву. Первое время он торжествовал тому, что его противник Никон находится в опале. Аввакум по-прежнему неистово критиковал реформы, у него нашлось немало сторонников в Москве. Сам царь Алексей Михайлович показывал к Аввакуму свое расположение. Но так продолжалось недолго. Ведь Аввакум не был личным врагом Никона, он являлся принципиальным противником реформы, хотел восстановления старых обрядов и веры. Обладая ярким даром проповедника и писателя, Аввакум страстно и убедительно критиковал нововведения «никонианской ереси». Все это стало раздражать власть. Уже в 1664 г. Аввакума сослали в Мезень, а в 1666 г. в Москве на церковном соборе его расстригли и проклинали, много уговаривали, но он, как настоящий фанатик, стоял на своем. Расстрижение Аввакума было встречено большим возмущением в народе, да и во многих боярских домах и даже при дворе ему сочувствовали. В 1667 г. Аввакума Петрова сослали в г. Пустозерск. Тем временем раскол православной церкви набирал обороты, он особенно усилился после предания сторонников старого обряда (старообрядцев) анафеме. Так одним из его признанных лидеров и стал протопоп Аввакум Петров, которого не сломили ни всевозможные лишения, ни пытки, ни тюрьмы. Некоторые деятели русской культуры (Л. Н. Толстой, Д. С. Лихачев) считали его мордвином. Уроженец с. Григорово соседнего с селом Вельдеманово (ныне Перевозовского же района Нижегородской области) - родины патриарха Никона (в миру Никиты Минова), протопоп Аввакум Петров был непреклонным ревнителем «истинно русской веры», последовательным оппонентом «никоновских новин». Огненные слова Аввакума как искры западали в души его многочисленных «духовных детей», воспламеняли множество людей. Протест принимал подчас весьма драматические формы, вплоть до самоуморения и «огненных крещений» (самосожжения). Так, страшным выражением бессильного протеста сторонников старой веры против преследования правительства явилось массовое самосожжение, совершенное в 1672 г. в нижегородском Закудемском стане5. Протопоп Аввакум неоднократно подвергался ссылкам, в том числе в Сибирь, и, в конце концов, был вместе с тремя ближайшими сторонниками («соузниками») - попом Лазарем, иноком Епифанием и дьяконом Федором заживо сожжен после пятнадцатилетнего «сидения» в срубе и земляной тюрьме 14 апреля 1682 г. в г. Пустозерске, располагавшемся в низовьях реки Печора, ныне заброшенном6. Возбужденные Аввакумом тысячи сторонников староверия были казнены, десятки тысяч подверглись пыткам, а затем заключены в тюрьмы или сосланы. Преследование сторонников «старой веры» правительством заставило некоторые группы старообрядцев бежать подальше от властей. В лесах Заволжья, по рекам Керженец и Ветлуга, в других местах расселились заволжские старообрядцы. Часть их с Керженца бежала на Алтай, где стала известна под именем «кержаков». Мордвы среди них было мало, ибо основная ее масса еще продолжала оставаться некрещеной. Старообрядчество было узаконено только в 1905 году7. Как этнографы, отметим подлинное открытие национального народного быта в «Житие протопопа Аввакума» и других его сочинениях, в которых автор почти с этнографической точностью воспроизводит обыденную жизнь русского человека XVII века. Автор постоянно по пути своего следования в ссылку обращает внимание на географические детали пути, приводя названия рек, озер, городов, монастырей, описывая флору и фауну. Все эти детали, как и глубина мыслей и чувств самого героя, наполнили это произведение таким богатым идейным содержанием, что неслучайно оно стало на многие века настольной книгой многих поколений читателей. Недаром «Житие» это было одной из самых любимых книг ряда выдающихся русских писателей (Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, Д. Н. Мамина-Сибиряка, Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова, А. М. Горького, А. Н. Толстого, Л. М. Леонова, А. П. Чапыгина и др.)8. Безусловно, протопоп Аввакум Петров был личностью выдающейся, противоречивой, оставившей немалый след в отечественной истории и культуре. Он почитается в большинстве старообрядческих церквей и общин как священномученик и исповедник. На Освященном соборе в 1917 г. состоялась официальная канонизация Аввакума в белокриницком согласии. Была составлена служба Аввакуму и иже с ним пострадавшим. А 5 июня 1991 г. на малой родине в с. Григорово Нижегородской области был открыт памятник протопопу Аввакуму Петрову.
×

About the authors

Nikolay F. Mokshin

National Research Ogarev Mordovia State University

Email: kaf_dor@mail.ru
Dr. Sci. (Hist.), Professor, Head of the Department of Russian History Saransk, Russian Federation

Elena N. Mokshina

National Research Ogarev Mordovia State University

Email: enm2112@mail.ru
Dr. Sci. (Hist.), Assoc. Prof. Saransk, Russian Federation

References

  1. Гусев В. Е. Протопоп Аввакум Петров - выдающийся русский писатель XVII века // Житие протопопа Аввакума им самим написанное и другие его сочинения. - М.: Гос. изд-во худ. лит-ры, 1960. - С. 9-10.
  2. Голубчиков Ю. Н., Кружалин В. И. Европейский север России // Где я должен побывать, чтобы познать Россию. 2-я кн. - М., 2017. - С. 27-28.
  3. Житие протопопа Аввакума им самим написанное и другие его сочинения: - М.: Гос. изд-во худ. лит-ры, 1960. - С. 59.
  4. Миловидов В. Ф. Современное старообрядчество. - М.: Мысль, 1979.
  5. Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н. Мордва и вера. - Саранск: Мордов. кн. изд-во. 2005.
  6. Мокшин Н. Ф. Национальная гордость мордовского народа // М. Е. Евсевьев. Жизнь мордвы в фотографиях. Конец XIX - начало XX в. 2 изд., доп. и перераб. - Саранск: Мордов. кн. изд-во. 2017. - С. 15.
  7. Пашков Б. Г. Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий. 862-1917 гг. Изд. 2-ое, перераб. и доп. - М.: ЦентрRo, 1997.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies