HISTORICAL ASPECTS OF THE ISLAMIZATION OF THE NORTH THE CAUCASUS (VII-XIX CENTURIES)


Citar

Texto integral

Resumo

The article discusses the controversial aspects of the adoption of the Islamic faith in the North Caucasus. The author, based on the study of archives and narratives, many of which are included in the scientific community for the first time, attempted to show his vision of the situation. Despite the available publications on this topic, the problem of the genesis and the subsequent introduction of Islam in a single ethnically complex region, such as the North Caucasus, is still little studied. In Russian historical science and in Caucasian studies itself, they are surprisingly tenacious and practically do not overestimate the standards developed in the Soviet era, according to which Islam penetrates the Caucasus very late (almost in the XV century) and this procedure itself is more likely negative for the people. culture, rather than a positive direction. Therefore, in the article, the author moves away from the existing clichés and considers the problem from the standpoint of objectivity, consistency and historicism.

Texto integral

ВВЕДЕНИЕ В обстановке общемировых политико-экономи- ческих преобразований последних десятилетий все более возрастает роль Северокавказского региона в современной геополитической обстановке. Нынеш- няя этническая неоднородность Кавказа объясняется вторжением на его земли в различное время Римской империи, Персии, Ирана, Аравии, Византии и других государств, мечтающих установить свое владычество над богатым природными ресурсами крае. Однако, не- взирая на столь высокий уровень этнической пестроты региона, здесь присутствует еще один кардинальный нюанс - конфессиональный фактор, представленный двумя доминирующими религиями: христианством и исламом, которые играют огромную роль и в совре- менной политико-экономической, социокультурной сферах жизни аборигенных народностей. Однако дан- ная работа не преследует цель анализа религиозной составляющей в социокультурной идентификации Северного Кавказа. Это больше историческая ретро- спектива, которая позволит лучше осветить проблему эволюции исламского мировоззрения в крае, не поте- рявшую актуальность и поныне. image Это важно и потому, что представленная тема до сих пор до конца не исследована, хотя вопросы о исто- ках и развитии исламской веры всегда привлекали к себе интерес иностранных исследователей Кавказа: Б. Вахушти, Дж. Интериано, В. Рубрука, Белла, И. Дебу и многих других. Но особо актуальной она становит- ся во второй половине ХIХ столетия благодаря трудам П.Г. Буткова, П.И. Зубова, Г.Ю. Клапрота, Л.Я. Люлье, А.М. Шегрена, П.К. Услара и др. [7: 37-39]. В ХХ в. изучение исламской религии было сковано определенными идеологическими установками. Так, в Советский период основной упор делался на изуче- нии доисламского наследия горских народов, на ана- лиз проблематики раннего и средневекового маго- метанства, на процесс взаимоотношений Российской державы и Северного Кавказа (Н.А. Смирнов, В.Т. Гад- жиев, А.В. Фадеев, Х.М. Хашаев и др.). В постсоветское время акцент ставился на политизации этого вероу- чения, ошибочно отождествляя его с радикализмом, терроризмом и экстремизмом (В. Авксентьев, А. Массэ, З. Ментешашвили и др.). Естественно, такая позиция приводила к исламофобии, бытующей и поныне. В со- временное нам время появляются научные и публици- стические издания, объективно отражающие процес- сы исламизации, выявляющие позитивно-значимую роль этого явления для судеб горских народов. К ним относятся труды В. Бобровникова, А. Малашенко и др. [15: 4-11]. Тем не менее монографических работ явно недостаточно. Значительно чаще встречаются статьи относительно отдельных областей края: Адыгеи, Балка- рии, Ингушетии, Карачая, Осетии, Чечни и т.д. Однако они из-за своего локального характера в полной мере не освещают проблемы исламизации горских этносов, поэтому мы взяли на себя смелость в некоторой степе- ни восполнить существующие пробелы в кавказоведе- нии и представить на суд читателя статью по пробле- мам становления ислама на всем Северном Кавказе. 38 History and modern perspectives Vol. 1, № 3, 2019 ISSN 2658-4654 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Исламское вероучение на Северном Кавказе никог- да не имело собственных корней, а было привнесено извне, пришлыми народами в лице арабов, турок, пер- сов, которые насаждали его с помощью оружия. Экс- пансия мусульманства на Северный Кавказ началась в 642 г., когда арабские завоеватели пришли на даге- станские земли. Принятие исламского вероучения в это время была обусловлена не только военной экспансией арабских кочевников, но и причинами политико-эко- номического свойства: Дагестан находился в довольно выгодном военно-стратегическом положении и в слу- чае победы арабы полностью устраняли многочислен- ные набеги хазар с севера, и к тому же Дагестан был связан важными торговыми путями с государствами Азии и Европы. Однако арабская экспансия встретила упорное со- противление со стороны аборигенного населения края. По дошедшим до нас хроникам, граждане г. Дербен- та совместно с хазарами в 653 г. дали отпор арабским завоевателям, полностью уничтожив их. На время арабская узурпация была прекращена. Но сарацины не успокоились. Новый этап захватнических устрем- лений арабов начинается с ХI столетия и продолжается целый век. Он связан с именами крупных арабских во- еначальников: Маслами и Джарраха [13: 16]. Совместно с военными в Дагестан хлынуло и араб- ское население, которое ассимилировалось с абори- генными жителями. Однако следует заметить, что арабские переселенцы еще долгое время сохраняли свои язык и обычаи. Такое эмигранство должно было гарантировать упрочение позиций покорителей и ис- ламской идеологии. С течением времени в ислам обращается и местная знать, которая руководствуется скорее экономически- ми соображениями. За ней следует и туземное населе- ние. В итоге уже в XII столетии город Дербент, управ- ляемый местной знатью, становится центром ислама и борцом за религию. Он носит название «врата Джиха- да». Погибшим в борьбе за веру присуждается почетное звание «шахид» [Там же]. Однако не одни арабы хозяйничали в этом субрегио- не. С XII столетия здесь появляются турки. С их помощью усиливается распространение ислама. И как отмечает исследователь ислама В.В. Бартольд, «...победа турецко- го элемента сопровождалась победой ислама и мусуль- манской культуры» [11: 49]. В ХIII в. Дагестан оккупиру- ют монголы. Они полностью заселяют его территорию, параллельно неся с собой знамя пророка Мухаммеда. image Таким образом, благодаря иноземным захватчи- кам, с XIV столетия исламская религия становится не только доминирующей в Дагестане, но и трансфор- мируется в знамя войны с «неверующими» соседними племенами. Как видим, экспансии ислама в Дагестан понадобилось примерно ХV столетий. Она проходи- ла в два этапа: первый - XVIII-X вв. связан с арабами, второй - X-XV вв., во время которого и происходила глобальная мусульманизация дагестанского населения, в результате чего ислам здесь превращается в офици- альную идеологию [8: 10]. Прекрасно понимая, что сила оружия в проповед- ничестве идей мусульманства ненадежный помощник, иноземные завоеватели (арабы, турки, монголы) начали действовать и популярными у аборигенных народов края социально-экономическими методами - с помощью освобождения от налогов принявших ислам и посредством миссионерской деятельности. Вскоре такие методы стали приносить свои плоды. Постепен- но к этой религии стали приобщаться и другие народы Восточного Кавказа: в VII-Х вв. - лезгины, табасараны, рутульцы, в ХI-ХIII вв.- лакцы и агулы, в начале ХIV в.- даргинцы, ногайцы, в ХV в. - кумыки и аварцы. Но если время принятия мусульманства вышеперечисленными народами не вызывает дискуссии, то единого мнения насчет даты принятия магометанства вайнахами, ады- гами, балкарцами до сих пор не существует. Так, в Ингушетии и Чечне, являющимися сегодня ортодоксальными мусульманскими республиками, распространение магометанства началось сравнитель- но поздно. Причинами этого, по нашему мнению, «ста- ло отсутствие арабской экспансии в эти районы, так как в северной стороне им путь преградили дагестанские народы и господство общинно-родового строя (как из- вестно, ислам выступает гарантом идеологии классово- го общества)» [6: 03-06]. Сами вайнахские народы до XVI в. признавались идолопоклонниками. И здесь распространение исла- ма началось только благодаря дагестанским миссио- нерам. Этот факт запечатлен в народном эпосе, в ко- тором встречаются примеры деятельности аварских и кумыкских пастухов (по совместимости мулл) по по- пуляризации новой религии. К тому же дагестанские феодалы посредством ислама пытались завоевать местное население. Вскоре в самой Чечне появляются местные муллы, получившие религиозное образова- ние в Дагестане. В XVIII столетии принятию новой веры радикаль- но способствовал проповедник шейх Мансур. При нем значительно укоренились постулаты шариатского за- конодательства и магометанского вероисповедования. По поводу окончательного принятия ислама вай- нахами мнение ученых разделилось. Одни относят это событие к началу VII в., другие - к XVI в. Ознакомив- шись с архивными материалами, мы же склонны счи- тать, что временем распространения ислама следует считать вторую половину XVI столетия, когда под зна- мена пророка Мухаммеда стали переходить целыми тейпами. А окончательным периодом воцарения здесь мусульманства стала вторая половина XIX в. под вли- янием суннитской идеологии, исповедующей имамом Кунта-хаджи Кишиевым [2: 95]. В Кабарду ислам попадает только в XVI столе- тии, а интенсивно распространяться начинает лишь в веке XVIII с началом Кавказской войны и в связи с ре- лигиозным реформированием владетеля Адиль-Гирея Атажукина и эфендия Искака Абукова. В результате чего происходит повсеместное введение шариата. Так, в 1808 г. генерал И.П. Дельпоццо (1739-1821) доносил: «Эфендий Исхак более всего старался набожностию под видом отличной добродетели привлечь к себе народ. И так искусно достиг желаемой цели, что в короткое время успел всю кабардинскую нацию усовершенство- вать в магометанском законе. Ныне многие уздени, которые почти 40 лет имеют от роду, учатся татарской грамоте, чтобы разуметь алкуран. Он до того довел, что ISSN 2658-4654 Т. 1, № 3, 2019 История и современное мировоззрение 39 все переменили обычай в одеянии: вместо прежних ко- ротких черкесок начали носить длинные. На шапки на- дели чалмы, отпустили бороду, перестали пить горячее вино, курить и нюхать табак и ничего не есть из скота, не убитого руками мусульманина... Ежели кабардинцы против нас столь непримиримые враги, все зависит от внушения им эфендием» [10: 114]. На территорию современной Карачаево-Черкесии ислам проник в XV столетии в виде суннитской иде- ологии. Однако его реальная экспансия смогла про- изойти только в XVII в. Этому способствовал времен- ный разрыв русско-черкесских дружеских отношений и усиление в том районе Турецко-Крымского ханства. Последнее активно стало внедрять ислам в среду тур- ко-язычных карачаевцев, потомков кочевых народов - древних половцев. В 20-х гг. XIX в. шариатское движение охватило и районы Западной Черкесии - Бжедугию, Кемиргой, Абадзехию, Шапсугию, Натухай и т.д. Основывались институты духовных судей-кадиев, приносились клят- вы руководствоваться во всех делах нормами шариата, оставив древнее обычное право. Большое значение в распространении ислама имела его эгалитарность. Шариат не знал социального неравенства и всех веру- ющих в сунну пророка Мухаммеда, считал людьми сво- бодного состояния, которых нельзя порабощать. Введе- ние шариатских норм общественной жизни разрушало привилегии князей и дворян, что было особенно харак- терно для Западной Черкесии [9: 161]. К тому же весьма способствовала распространению ислама не только проповедническая деятельность му- сульманских миссионеров, но и появление в XIX сто- летии мечетей и местного духовенства. В это же вре- мя создавались и шариатские суды (мехкеме) во главе с кади, появилась система социальной защиты и ис- ламского образования. Исламизация адыгских народов продвигалась крайне медленно. Причиной этому служило то, что мусульманское духовенство у них долгое время было не в почете из-за насаждения чуждой им культуры, привнесенной извне и не похожей на горские обычаи. Поэтому адыги так и не стали ортодоксальными му- сульманами и ислам укоренился у них только к началу XIX столетия. Из Кабарды суннизм распространился на балкарские народы [6: 03]. Что касается исламизации балкарцев, то здесь боль- шинство авторов ссылается на временной диапазон XVII-XVIII вв., другие аппелируют к более раннему вре- мени принятия этой моноистической религии - от XV до XIХ столетий. Так, например, этнограф Н.Г. Волкова отмечает: «Исламизация социальной верхушки балкар- цев началась еще до XVII в., со второй половины XVIII в. в Балкарии появляются исламские проповедники в ос- новном из Дагестана. Источники свидетельствуют, что еще в XIХ в. верования балкарцев представляли собой сложный синтез христианства, ислама и дохристиан- ских традиций» [14: 56]. image В Адыгее исламизация охватывает три века - с XV по XVIII, что связывается с усилением в районе дея- тельности Крымского государства и Блистательной Порты. В XVIII в. здесь создается центр массовизации мусульманства город Анапа. Ислам, однако, также не успел пустить в Адыгее глубоких корней: мы здесь не наблюдаем суффийских братств, фактически не соблюдался шариат. Причиной этому служили пережитки языческих верований и мо- ральный кодекс адыгов - хабзэ (система горского эти- кета и моральных норм) [3: 56]. Еще тяжелее исламизация протекала у осетин. Не смотря на то, что эта идеология проникла в Осетию в VII столетии, к тому же во второй половине XIV в. обратить в ислам племена алан (предков современ- ных осетин) пытался хан Тимур (1336-1405), она здесь не стала доминирующей. Не смотря на то, что распро- странению магометанства способствовала близость исламизированных регионов Кабарды, Чечни и Даге- стана, большая часть осетин осталась верна христиан- ству. Из трех больших осетинских общин одни лишь дигорцы признали ислам. Его принимали в основном богатые владетели, а простому люду он оставался не- понятен. В итоге по сей день в большинстве своем осетины являются хранителями языческих верований в совокупности с христианским вероисповедованием. К тому же следует отметить, что осетинские мусуль- мане (так же, как и ингушские) не стали участвовать в этноконфликтной конфронтации северокавказских горцев XIX в. [11: 111]. Что касается идеологических установок мусульман- ства, то на Северном Кавказе доминирующее положе- ние заняло суннитская ориентация, включающая два мазхаба - ханифизм и шафиизм. Они по сравнению с остальными ханбализмом и маликизмом в ислам- ском сообществе считаются более либеральными. Шафиитское мировоззрение исповедают чеченцы, ингуши и дагестанцы, ханифизм исповедуют кумыки, ногайцы, черкесы, кабардинцы. Но помимо суннит- ского толка, на Северо-Восточном Кавказе исповедуют суфизм, представленный накшбандийским (с XVIII в.), кадирийским (с XIX в.), шазилийским (с ХХ в.) тарика- тами (учениями). На Западном Кавказе суфизм не ис- поведуют, чем некоторые ученые и объясняют общую релятивную слабость исламского вероучения в данном субрегионе [1: 69]. В связи с этим следует отметить, что градус исла- мизированности у горских народов различен: он неиз- менно уменьшается с востока на запад, в связи с чем самыми ортодоксальными считаются вайнахи и да- гестанцы, менее - адыгейцы, кабардинцы, черкесы. Таким образом, в восточных районах Кавказа мусуль- манство глубже проникло в сознание людей, в их пове- денческие нормативы. В итоге к началу XIX столетия ислам в разных его течениях прочно обосновался на Северном Кавказе, а мусульманское духовенство, представленное имама- ми, ишанами, кадиями, муллами, муфтиями, муэдзи- нами, халифами и др., стало играть значительную роль в политическом и идеологическом управлении края. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Исходя из невозможности установления точной даты принятия мусульманства большинством гор- ских народов и неопределенности суждений по этому поводу, поскольку эта процедура была асинхронной, 40 History and modern perspectives Vol. 1, № 3, 2019 ISSN 2658-4654 в кавказоведении до сих пор отсутствует всеми при- знанная хронология происхождения и последующего развития мусульманства среди кавказских этносов. В своем окончательном варианте предполагается, что раньше всех ислам появился в Дагестане к концу XVI в., в Кабарде он утвердился к началу XVII столе- тия, национальным вероисповеданием балкарцев и карачаевцев стал к середине XVIII в. Позже всех эту религию приняли Чечня и Ингушетия в начале ХIХ столетия. Процедура исламизации горских народов Северо- кавказского края была обусловлена складывающейся политической обстановкой как в самом регионе, так и вне его. Исламское вероучение на Северном Кавказе никогда не имело собственных корней, а было прив- несено извне, пришлыми завоевателями, но если ис- ламизация Восточного Кавказа принадлежит арабам, то честь привнесения мусульманства на Центральный и Западный Кавказ является целиком заслугой Осман- ской империи. Что касается идеологических установок ислама, то на Северном Кавказе доминирующее положение заняло суннитское направление с двумя мазхабами: ханифизмом (чеченцы, ингуши, дагестанцы) и шафи- измом (кумыки, ногайцы, черкесы, адыги). Но помимо суннитского толка, на Северо-Восточном Кавказе ис- поведуют суфизм, представленный накшбандийским (с XVIII в.), кадирийским (с XIX в.), шазилийским (с ХХ в.) тарикатами (учениями). Как видим, уже к началу XIX столетия ислам в раз- ных его течениях прочно обосновался на Северном Кавказе, а мусульманское духовенство стало играть значительную роль в политическом и идеологическом управлении края.
×

Sobre autores

Nadezhda Bleich

North Ossetian State University K.L. Khetagurov

Email: nadezhda-blejjkh@mail.ru
Doctor of Historical Sciences, Professor Vladikavkaz, Republic of North Ossetia - Alania

Bibliografia

  1. Абдуллаев М.А. Суфизм и его вариации на Северо-Восточном Кавказе. Махачкала, 2000. 320 с.
  2. Акаев В.Х. Шейх Кунта-Хаджи Кишиев в духовной культуре чеченцев: основные вехи жизни, суть учения и его современное значение // Ислам в современном мире. 2016. № 12 (1). С. 95-108. doi: 10.20536/2074-1529-2016-12-1-95-108.
  3. Арапов Д.Ю. Императорская Россия и мусульманский мир. М.: Наталис, 2006. 342 с.
  4. Аталиков В.М. Наша старина. Нальчик: Эльфа, 1996. 217 с.
  5. Бартольд В.В. Ислам. Прага: Изд. дом «Огни», 1918. 98 с.
  6. Блейх Н.О. Общественно-политические изменения и просвещение на Северном Кавказе во второй половине XVIII - начале XIX вв. // Вестник гуманитарного научного образования. 2014. № 6 (44). С. 03-06.
  7. Блейх Н.О. Начало становления просветительства на Северном Кавказе (первая половина XIX века) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 5-1 (43). С. 37-39.
  8. Блейх Н.О. Исторические вехи становления и развития просветительства на Северном Кавказе в русле российской цивилизационной политики. Москва, 2017. Т. 1. 267 с.
  9. Главани К. Описание Черкесии. Нальчик: Эльфа, 1978. 254 с.
  10. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. 670. Оп. 1. Д. 24. Л. 114.
  11. Избранные документы Кавказского комитета. Политика России на Северном Кавказе // Сборник Русского исторического общества. № 2 150). М.: Русская панорама, 2000. 521 с.
  12. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. ВУА. Д. 18491. Л. 9.
  13. Рукописный фонд Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской Академии наук (РФ ИИАЭ ДНЦ РАН). Ф. 1. Оп. 1. Д. 16, 35, 46.
  14. Шихсаидов А.Р. Распространение ислама в Южном Дагестане в X-XI вв. // УЗ ИИЯЛ. № VI. Махачкала, 1950. 276 с.
  15. Bleich N.O. A historical overview of the formation of the geopolitical and ethnic space of the North Caucasus // History and historians in the context of the time. 2016. № 1 (16). С. 4-11.

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML


Este site utiliza cookies

Ao continuar usando nosso site, você concorda com o procedimento de cookies que mantêm o site funcionando normalmente.

Informação sobre cookies