ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСЛАМИЗАЦИИ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА (VII-ХIХ вв.)


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются спорные моменты принятия исламской веры на Северном Кавказе. Автор на основе изучения архивов и нарративов, многие из которых включены в научный круг впервые, предпринял попытку показать свое видение ситуации. Не смотря на имеющиеся публикации по данной тематике, проблема генезиса и последующего внедрения ислама в отдельно взятом этнически сложном регионе, каким является Северный Кавказ, до сих пор остается малоисследованной. В российской исторической науке и в самом кавказоведении удивительным образом являются живучими и практически не переоцениваются стандарты, выработанные еще в Советскую эпоху, согласно которым мусульманство проникает на Кавказ очень поздно (чуть ли не в веке XV) и сама эта процедура являет собой скорее негативное для народной культуры, нежели позитивное направление. Поэтому в статье автор уходит от имеющихся штампов и рассматривает проблему с позиций объективности, системности и историзма.

Полный текст

ВВЕДЕНИЕ В обстановке общемировых политико-экономи- ческих преобразований последних десятилетий все более возрастает роль Северокавказского региона в современной геополитической обстановке. Нынеш- няя этническая неоднородность Кавказа объясняется вторжением на его земли в различное время Римской империи, Персии, Ирана, Аравии, Византии и других государств, мечтающих установить свое владычество над богатым природными ресурсами крае. Однако, не- взирая на столь высокий уровень этнической пестроты региона, здесь присутствует еще один кардинальный нюанс - конфессиональный фактор, представленный двумя доминирующими религиями: христианством и исламом, которые играют огромную роль и в совре- менной политико-экономической, социокультурной сферах жизни аборигенных народностей. Однако дан- ная работа не преследует цель анализа религиозной составляющей в социокультурной идентификации Северного Кавказа. Это больше историческая ретро- спектива, которая позволит лучше осветить проблему эволюции исламского мировоззрения в крае, не поте- рявшую актуальность и поныне. image Это важно и потому, что представленная тема до сих пор до конца не исследована, хотя вопросы о исто- ках и развитии исламской веры всегда привлекали к себе интерес иностранных исследователей Кавказа: Б. Вахушти, Дж. Интериано, В. Рубрука, Белла, И. Дебу и многих других. Но особо актуальной она становит- ся во второй половине ХIХ столетия благодаря трудам П.Г. Буткова, П.И. Зубова, Г.Ю. Клапрота, Л.Я. Люлье, А.М. Шегрена, П.К. Услара и др. [7: 37-39]. В ХХ в. изучение исламской религии было сковано определенными идеологическими установками. Так, в Советский период основной упор делался на изуче- нии доисламского наследия горских народов, на ана- лиз проблематики раннего и средневекового маго- метанства, на процесс взаимоотношений Российской державы и Северного Кавказа (Н.А. Смирнов, В.Т. Гад- жиев, А.В. Фадеев, Х.М. Хашаев и др.). В постсоветское время акцент ставился на политизации этого вероу- чения, ошибочно отождествляя его с радикализмом, терроризмом и экстремизмом (В. Авксентьев, А. Массэ, З. Ментешашвили и др.). Естественно, такая позиция приводила к исламофобии, бытующей и поныне. В со- временное нам время появляются научные и публици- стические издания, объективно отражающие процес- сы исламизации, выявляющие позитивно-значимую роль этого явления для судеб горских народов. К ним относятся труды В. Бобровникова, А. Малашенко и др. [15: 4-11]. Тем не менее монографических работ явно недостаточно. Значительно чаще встречаются статьи относительно отдельных областей края: Адыгеи, Балка- рии, Ингушетии, Карачая, Осетии, Чечни и т.д. Однако они из-за своего локального характера в полной мере не освещают проблемы исламизации горских этносов, поэтому мы взяли на себя смелость в некоторой степе- ни восполнить существующие пробелы в кавказоведе- нии и представить на суд читателя статью по пробле- мам становления ислама на всем Северном Кавказе. 38 History and modern perspectives Vol. 1, № 3, 2019 ISSN 2658-4654 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Исламское вероучение на Северном Кавказе никог- да не имело собственных корней, а было привнесено извне, пришлыми народами в лице арабов, турок, пер- сов, которые насаждали его с помощью оружия. Экс- пансия мусульманства на Северный Кавказ началась в 642 г., когда арабские завоеватели пришли на даге- станские земли. Принятие исламского вероучения в это время была обусловлена не только военной экспансией арабских кочевников, но и причинами политико-эко- номического свойства: Дагестан находился в довольно выгодном военно-стратегическом положении и в слу- чае победы арабы полностью устраняли многочислен- ные набеги хазар с севера, и к тому же Дагестан был связан важными торговыми путями с государствами Азии и Европы. Однако арабская экспансия встретила упорное со- противление со стороны аборигенного населения края. По дошедшим до нас хроникам, граждане г. Дербен- та совместно с хазарами в 653 г. дали отпор арабским завоевателям, полностью уничтожив их. На время арабская узурпация была прекращена. Но сарацины не успокоились. Новый этап захватнических устрем- лений арабов начинается с ХI столетия и продолжается целый век. Он связан с именами крупных арабских во- еначальников: Маслами и Джарраха [13: 16]. Совместно с военными в Дагестан хлынуло и араб- ское население, которое ассимилировалось с абори- генными жителями. Однако следует заметить, что арабские переселенцы еще долгое время сохраняли свои язык и обычаи. Такое эмигранство должно было гарантировать упрочение позиций покорителей и ис- ламской идеологии. С течением времени в ислам обращается и местная знать, которая руководствуется скорее экономически- ми соображениями. За ней следует и туземное населе- ние. В итоге уже в XII столетии город Дербент, управ- ляемый местной знатью, становится центром ислама и борцом за религию. Он носит название «врата Джиха- да». Погибшим в борьбе за веру присуждается почетное звание «шахид» [Там же]. Однако не одни арабы хозяйничали в этом субрегио- не. С XII столетия здесь появляются турки. С их помощью усиливается распространение ислама. И как отмечает исследователь ислама В.В. Бартольд, «...победа турецко- го элемента сопровождалась победой ислама и мусуль- манской культуры» [11: 49]. В ХIII в. Дагестан оккупиру- ют монголы. Они полностью заселяют его территорию, параллельно неся с собой знамя пророка Мухаммеда. image Таким образом, благодаря иноземным захватчи- кам, с XIV столетия исламская религия становится не только доминирующей в Дагестане, но и трансфор- мируется в знамя войны с «неверующими» соседними племенами. Как видим, экспансии ислама в Дагестан понадобилось примерно ХV столетий. Она проходи- ла в два этапа: первый - XVIII-X вв. связан с арабами, второй - X-XV вв., во время которого и происходила глобальная мусульманизация дагестанского населения, в результате чего ислам здесь превращается в офици- альную идеологию [8: 10]. Прекрасно понимая, что сила оружия в проповед- ничестве идей мусульманства ненадежный помощник, иноземные завоеватели (арабы, турки, монголы) начали действовать и популярными у аборигенных народов края социально-экономическими методами - с помощью освобождения от налогов принявших ислам и посредством миссионерской деятельности. Вскоре такие методы стали приносить свои плоды. Постепен- но к этой религии стали приобщаться и другие народы Восточного Кавказа: в VII-Х вв. - лезгины, табасараны, рутульцы, в ХI-ХIII вв.- лакцы и агулы, в начале ХIV в.- даргинцы, ногайцы, в ХV в. - кумыки и аварцы. Но если время принятия мусульманства вышеперечисленными народами не вызывает дискуссии, то единого мнения насчет даты принятия магометанства вайнахами, ады- гами, балкарцами до сих пор не существует. Так, в Ингушетии и Чечне, являющимися сегодня ортодоксальными мусульманскими республиками, распространение магометанства началось сравнитель- но поздно. Причинами этого, по нашему мнению, «ста- ло отсутствие арабской экспансии в эти районы, так как в северной стороне им путь преградили дагестанские народы и господство общинно-родового строя (как из- вестно, ислам выступает гарантом идеологии классово- го общества)» [6: 03-06]. Сами вайнахские народы до XVI в. признавались идолопоклонниками. И здесь распространение исла- ма началось только благодаря дагестанским миссио- нерам. Этот факт запечатлен в народном эпосе, в ко- тором встречаются примеры деятельности аварских и кумыкских пастухов (по совместимости мулл) по по- пуляризации новой религии. К тому же дагестанские феодалы посредством ислама пытались завоевать местное население. Вскоре в самой Чечне появляются местные муллы, получившие религиозное образова- ние в Дагестане. В XVIII столетии принятию новой веры радикаль- но способствовал проповедник шейх Мансур. При нем значительно укоренились постулаты шариатского за- конодательства и магометанского вероисповедования. По поводу окончательного принятия ислама вай- нахами мнение ученых разделилось. Одни относят это событие к началу VII в., другие - к XVI в. Ознакомив- шись с архивными материалами, мы же склонны счи- тать, что временем распространения ислама следует считать вторую половину XVI столетия, когда под зна- мена пророка Мухаммеда стали переходить целыми тейпами. А окончательным периодом воцарения здесь мусульманства стала вторая половина XIX в. под вли- янием суннитской идеологии, исповедующей имамом Кунта-хаджи Кишиевым [2: 95]. В Кабарду ислам попадает только в XVI столе- тии, а интенсивно распространяться начинает лишь в веке XVIII с началом Кавказской войны и в связи с ре- лигиозным реформированием владетеля Адиль-Гирея Атажукина и эфендия Искака Абукова. В результате чего происходит повсеместное введение шариата. Так, в 1808 г. генерал И.П. Дельпоццо (1739-1821) доносил: «Эфендий Исхак более всего старался набожностию под видом отличной добродетели привлечь к себе народ. И так искусно достиг желаемой цели, что в короткое время успел всю кабардинскую нацию усовершенство- вать в магометанском законе. Ныне многие уздени, которые почти 40 лет имеют от роду, учатся татарской грамоте, чтобы разуметь алкуран. Он до того довел, что ISSN 2658-4654 Т. 1, № 3, 2019 История и современное мировоззрение 39 все переменили обычай в одеянии: вместо прежних ко- ротких черкесок начали носить длинные. На шапки на- дели чалмы, отпустили бороду, перестали пить горячее вино, курить и нюхать табак и ничего не есть из скота, не убитого руками мусульманина... Ежели кабардинцы против нас столь непримиримые враги, все зависит от внушения им эфендием» [10: 114]. На территорию современной Карачаево-Черкесии ислам проник в XV столетии в виде суннитской иде- ологии. Однако его реальная экспансия смогла про- изойти только в XVII в. Этому способствовал времен- ный разрыв русско-черкесских дружеских отношений и усиление в том районе Турецко-Крымского ханства. Последнее активно стало внедрять ислам в среду тур- ко-язычных карачаевцев, потомков кочевых народов - древних половцев. В 20-х гг. XIX в. шариатское движение охватило и районы Западной Черкесии - Бжедугию, Кемиргой, Абадзехию, Шапсугию, Натухай и т.д. Основывались институты духовных судей-кадиев, приносились клят- вы руководствоваться во всех делах нормами шариата, оставив древнее обычное право. Большое значение в распространении ислама имела его эгалитарность. Шариат не знал социального неравенства и всех веру- ющих в сунну пророка Мухаммеда, считал людьми сво- бодного состояния, которых нельзя порабощать. Введе- ние шариатских норм общественной жизни разрушало привилегии князей и дворян, что было особенно харак- терно для Западной Черкесии [9: 161]. К тому же весьма способствовала распространению ислама не только проповедническая деятельность му- сульманских миссионеров, но и появление в XIX сто- летии мечетей и местного духовенства. В это же вре- мя создавались и шариатские суды (мехкеме) во главе с кади, появилась система социальной защиты и ис- ламского образования. Исламизация адыгских народов продвигалась крайне медленно. Причиной этому служило то, что мусульманское духовенство у них долгое время было не в почете из-за насаждения чуждой им культуры, привнесенной извне и не похожей на горские обычаи. Поэтому адыги так и не стали ортодоксальными му- сульманами и ислам укоренился у них только к началу XIX столетия. Из Кабарды суннизм распространился на балкарские народы [6: 03]. Что касается исламизации балкарцев, то здесь боль- шинство авторов ссылается на временной диапазон XVII-XVIII вв., другие аппелируют к более раннему вре- мени принятия этой моноистической религии - от XV до XIХ столетий. Так, например, этнограф Н.Г. Волкова отмечает: «Исламизация социальной верхушки балкар- цев началась еще до XVII в., со второй половины XVIII в. в Балкарии появляются исламские проповедники в ос- новном из Дагестана. Источники свидетельствуют, что еще в XIХ в. верования балкарцев представляли собой сложный синтез христианства, ислама и дохристиан- ских традиций» [14: 56]. image В Адыгее исламизация охватывает три века - с XV по XVIII, что связывается с усилением в районе дея- тельности Крымского государства и Блистательной Порты. В XVIII в. здесь создается центр массовизации мусульманства город Анапа. Ислам, однако, также не успел пустить в Адыгее глубоких корней: мы здесь не наблюдаем суффийских братств, фактически не соблюдался шариат. Причиной этому служили пережитки языческих верований и мо- ральный кодекс адыгов - хабзэ (система горского эти- кета и моральных норм) [3: 56]. Еще тяжелее исламизация протекала у осетин. Не смотря на то, что эта идеология проникла в Осетию в VII столетии, к тому же во второй половине XIV в. обратить в ислам племена алан (предков современ- ных осетин) пытался хан Тимур (1336-1405), она здесь не стала доминирующей. Не смотря на то, что распро- странению магометанства способствовала близость исламизированных регионов Кабарды, Чечни и Даге- стана, большая часть осетин осталась верна христиан- ству. Из трех больших осетинских общин одни лишь дигорцы признали ислам. Его принимали в основном богатые владетели, а простому люду он оставался не- понятен. В итоге по сей день в большинстве своем осетины являются хранителями языческих верований в совокупности с христианским вероисповедованием. К тому же следует отметить, что осетинские мусуль- мане (так же, как и ингушские) не стали участвовать в этноконфликтной конфронтации северокавказских горцев XIX в. [11: 111]. Что касается идеологических установок мусульман- ства, то на Северном Кавказе доминирующее положе- ние заняло суннитская ориентация, включающая два мазхаба - ханифизм и шафиизм. Они по сравнению с остальными ханбализмом и маликизмом в ислам- ском сообществе считаются более либеральными. Шафиитское мировоззрение исповедают чеченцы, ингуши и дагестанцы, ханифизм исповедуют кумыки, ногайцы, черкесы, кабардинцы. Но помимо суннит- ского толка, на Северо-Восточном Кавказе исповедуют суфизм, представленный накшбандийским (с XVIII в.), кадирийским (с XIX в.), шазилийским (с ХХ в.) тарика- тами (учениями). На Западном Кавказе суфизм не ис- поведуют, чем некоторые ученые и объясняют общую релятивную слабость исламского вероучения в данном субрегионе [1: 69]. В связи с этим следует отметить, что градус исла- мизированности у горских народов различен: он неиз- менно уменьшается с востока на запад, в связи с чем самыми ортодоксальными считаются вайнахи и да- гестанцы, менее - адыгейцы, кабардинцы, черкесы. Таким образом, в восточных районах Кавказа мусуль- манство глубже проникло в сознание людей, в их пове- денческие нормативы. В итоге к началу XIX столетия ислам в разных его течениях прочно обосновался на Северном Кавказе, а мусульманское духовенство, представленное имама- ми, ишанами, кадиями, муллами, муфтиями, муэдзи- нами, халифами и др., стало играть значительную роль в политическом и идеологическом управлении края. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Исходя из невозможности установления точной даты принятия мусульманства большинством гор- ских народов и неопределенности суждений по этому поводу, поскольку эта процедура была асинхронной, 40 History and modern perspectives Vol. 1, № 3, 2019 ISSN 2658-4654 в кавказоведении до сих пор отсутствует всеми при- знанная хронология происхождения и последующего развития мусульманства среди кавказских этносов. В своем окончательном варианте предполагается, что раньше всех ислам появился в Дагестане к концу XVI в., в Кабарде он утвердился к началу XVII столе- тия, национальным вероисповеданием балкарцев и карачаевцев стал к середине XVIII в. Позже всех эту религию приняли Чечня и Ингушетия в начале ХIХ столетия. Процедура исламизации горских народов Северо- кавказского края была обусловлена складывающейся политической обстановкой как в самом регионе, так и вне его. Исламское вероучение на Северном Кавказе никогда не имело собственных корней, а было прив- несено извне, пришлыми завоевателями, но если ис- ламизация Восточного Кавказа принадлежит арабам, то честь привнесения мусульманства на Центральный и Западный Кавказ является целиком заслугой Осман- ской империи. Что касается идеологических установок ислама, то на Северном Кавказе доминирующее положение заняло суннитское направление с двумя мазхабами: ханифизмом (чеченцы, ингуши, дагестанцы) и шафи- измом (кумыки, ногайцы, черкесы, адыги). Но помимо суннитского толка, на Северо-Восточном Кавказе ис- поведуют суфизм, представленный накшбандийским (с XVIII в.), кадирийским (с XIX в.), шазилийским (с ХХ в.) тарикатами (учениями). Как видим, уже к началу XIX столетия ислам в раз- ных его течениях прочно обосновался на Северном Кавказе, а мусульманское духовенство стало играть значительную роль в политическом и идеологическом управлении края.
×

Об авторах

Надежда Оскаровна Блейх

Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова

Email: nadezhda-blejjkh@mail.ru
доктор исторических наук, профессор Владикавказ, Республика Северная Осетия - Алания

Список литературы

  1. Абдуллаев М.А. Суфизм и его вариации на Северо-Восточном Кавказе. Махачкала, 2000. 320 с.
  2. Акаев В.Х. Шейх Кунта-Хаджи Кишиев в духовной культуре чеченцев: основные вехи жизни, суть учения и его современное значение // Ислам в современном мире. 2016. № 12 (1). С. 95-108. doi: 10.20536/2074-1529-2016-12-1-95-108.
  3. Арапов Д.Ю. Императорская Россия и мусульманский мир. М.: Наталис, 2006. 342 с.
  4. Аталиков В.М. Наша старина. Нальчик: Эльфа, 1996. 217 с.
  5. Бартольд В.В. Ислам. Прага: Изд. дом «Огни», 1918. 98 с.
  6. Блейх Н.О. Общественно-политические изменения и просвещение на Северном Кавказе во второй половине XVIII - начале XIX вв. // Вестник гуманитарного научного образования. 2014. № 6 (44). С. 03-06.
  7. Блейх Н.О. Начало становления просветительства на Северном Кавказе (первая половина XIX века) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 5-1 (43). С. 37-39.
  8. Блейх Н.О. Исторические вехи становления и развития просветительства на Северном Кавказе в русле российской цивилизационной политики. Москва, 2017. Т. 1. 267 с.
  9. Главани К. Описание Черкесии. Нальчик: Эльфа, 1978. 254 с.
  10. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. 670. Оп. 1. Д. 24. Л. 114.
  11. Избранные документы Кавказского комитета. Политика России на Северном Кавказе // Сборник Русского исторического общества. № 2 150). М.: Русская панорама, 2000. 521 с.
  12. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. ВУА. Д. 18491. Л. 9.
  13. Рукописный фонд Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской Академии наук (РФ ИИАЭ ДНЦ РАН). Ф. 1. Оп. 1. Д. 16, 35, 46.
  14. Шихсаидов А.Р. Распространение ислама в Южном Дагестане в X-XI вв. // УЗ ИИЯЛ. № VI. Махачкала, 1950. 276 с.
  15. Bleich N.O. A historical overview of the formation of the geopolitical and ethnic space of the North Caucasus // History and historians in the context of the time. 2016. № 1 (16). С. 4-11.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах