ТЕЗИСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ «ЦЕЛЬ, СМЫСЛ В ИСТОРИИ - ЦЕЛЬ, СМЫСЛ В МИРОВОЗЗРЕНИИ - ЦЕЛЬ, СМЫСЛ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕ»


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Тезисы составлены для обсуждения и дискуссии, а дискуссию может вызвать только новизна и категоричность суждений. То и другое присутствует в тезисах. В России прошлое и история воспринимаются в единстве, как неразделенные, и ученые пытаются в рассказе о прошлом - истории найти объективность, найти истину. В тезисах утверждается, что в истории абсолютной истины нет. История - не объективное прошлое, а рассказ о прошлом и как всякий рассказ - субъективен. В мире существует много разных историй, объясняющих прошлое. Все эти истории - истины составлены по мировоззрениям их авторов, а мировоззрений в мире много и по целям они разные. Истории разные. Тезисы различает факты прошлого и факты в истории. Факт прошлого реальное событие, а факт в истории объясняются по мировоззрению автора истории. Разными мировоззрениями одним и тем же фактам в истории дается разная интерпретация и разная оценка. Интерпретаторами прошлого являются отдельные люди и организации людей - государство. По государственной сущности, цели - национальной идее изучается прошлое, извлекается из него опыт, нужный для государственного руководства обществом и людьми. У разных государств в истории разные интерпретации и оценки фактов. Государственные истории отражают интересы своих государств. В современном мире и у человека и у государств существует разно концептуальная или иначе многоконцептуальная история.

Полный текст

ПРОШЛОЕ - ЭТО НЕ ИСТОРИЯ Прошлое одно, а истории о прошлом разные. По- чему одно прошлое и много разных историй? Что же скрывается за словом «прошлое» и словом «история»? Что такое прошлое? Прошлое - это мир вчера и по- завчера и так далее. Время разбито на: настоящее вре- мя, прошлое время, будущее время. image Что такое история? Древние греки считали, что история - это узнавание, расследование прошлого. Древние римляне считали, что история - это пове- ствование о прошлом. Вывод, история - это узнавание, расследование с определенной целью прошлого и из- ложение узнанного в рассказе. Цель узнавания в про- шлом определяет содержание истории. Позднее, в но- вое время, и в новейшее время узнавание прошлого с заданной целью стали делить: научная и ненаучная. Почему? Вызвано это изменением мировоззренческой цели в расследовании прошлого. В новое время, в от- личие от древнего и среднего времени, жизнь челове- ка стали выводить не из воли Высших сил, а из эволю- ции - прогресса. Пример тому книга Чарльза Дарвина, которая опубликована в 1859 г. «Происхождение видов путем естественного отбора». В новое время Промыш- ленная революция, ускорившая прогресс, привела к от- рицанию религиозного устройство мира, религиозного узнавания и объяснения истории. С нового времени и по сей день прогресс (эволюция - модернизация) и объяснение его в «объективной науке» доминируют в мире. Научная история противопоставляется не- научной, или не прогрессивной, то есть религиозной истории. Проходят века, но общим для всех веков: древнего мира, средних веков, нового и новейшего мира явля- ется понимание того, что история - это с определен- ной целью узнавание, расследование события, явления в прошлом, а затем изложение узнанного в рассказе. ЦЕЛЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В НАСТОЯЩЕМ, БУДУЩЕМ, ПРОШЛОМ Человек во все века по своему представлению о мире или мировоззрению объясняет устройство мира своего времени, мироустройство прошлого времени, прогно- зирует мироустройство будущего. Мировоззрение - это система взглядов человека на мир и свое место в нем. В центре мировоззрения и мироустройства находится человек. Человек воспринимает мир через свой инте- рес. А интерес и цель человека в жизни отражает его мировоззрение - зачем он живет. Цель человека в жиз- ни определяет отношение человека к окружающему в настоящем времени, а через настоящее к прошлому времени и возможному будущему времени. Все про- шлое человечества на Земле человек объясняет в своем рассказе о нем в истории, исходя из главного в своей сегодняшней жизни, из цели своей жизни. В ПРОШЛОМ ГЛАВНОЕ - ФАКТ, А В ИСТОРИИ - ЕГО ИНТЕРПРЕТАЦИЯ Факт - это событие, явление. Факт в истории - это событие, которое произошло в прошлом и объяснен- ное - интерпретированное позднее историком в его труде о прошлом под названием «история». Чело- век объясняет события прошлого по своему понима- нию мира и своего интереса в нем, своей цели жизни. По цели своего мировоззрения человек подбирает со- бытия, исторические источники о них и интерпре- тирует их в логике своего рассказа. А так как у людей разные мировоззрения, то и объяснения разные. Даже один и тот же факт прошлого объясняется историками по разным мировоззренческим целям своей жизни: с разными оценками (добро - зло); с разными выводами (хорошо - плохо); с разным историческим опытом (надо - не надо). Суждение «истина или не истина» зависит от миро- воззрения человека. У разных государств, как и у чело- века, в их истории тоже разные интерпретации и разные оценки одних и тех же фактов прошлого [Ферро, 1992]. Интерпретации и оценки одних и тех же фактов в истории настолько разительны, что позволяет автору тезисов процитировать слова Фридриха Ницше: «Фак- тов не существует, есть только интерпретации фактов». У Фридриха Ницше мировоззренческая цель в исто- рии главнее фактов, и если факт не отвечает цели исто- рии, то факт «не нужен», его следует изменить в логике мировоззренческой интерпретации или даже исклю- чить из нее. История - это рассказ о прошлом, в кото- ром человек по своей мировоззренческой цели «твор- чески» интерпретирует факты. ЦЕЛЬ, СМЫСЛ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ Мировоззрение человека - индивидуально. Цель в рассказе людей о прошлом разная и отвечает цели их мировоззрений. По содержанию мировоззренческой цели все исто- рические труды можно разбить на три историографи- ческих блока. Мировоззренческая цель в истории - историографический блок. Первый историографический блок Мировоззренческая цель в исторических трудах - религиозная (Духовная). Часть человечества в прошлом верила и сегодня верит, что людьми управляет Высшая сила. Верят в предсказания, в призраки и т.д. Сам че- ловек состоит из Души, дарованной человеку Богом, и тела - плоти. Душа живет вечно, а тело - нет, и суще- ствует время, отведенное Богом. image Цель религиозного мировоззрения - спасение чело- веком Души на пути движения к Богу. Внутри Духовно- го мировоззрения имеются разветвления. Существуют разные мировые религии и разные локальные религии и отвечающие им истории. В нашей стране мировые религии представлены христианством, исламом, иу- даизмом и буддизмом. Самая многочисленная группа верующих - православные - христиане, мировоззре- ние которых отражено в православной интерпретации истории страны [Карташов, 1992]. Второй историографический блок Мировоззренческая цель в исторических трудах - получение жизненных благ посредством прогресса (материальная). Цель человека в прогрессивном миро- воззрении - это получение максимальных материаль- ных благ. С эпохи Промышленной революции часть челове- чества на Земле считает, что жизнь состоит в разви- тии непрерывных изменениях в природе: в эволюции из низших форм жизни к высшим формам жизни, а также в модернизации - прогрессивном изменении в технике, технологии, социальной сфере. Прогресс - это глобальное, общемировое явление. По цели мировоззрения получение максимальных благ, исторические труды в историографическом бло- ке прогресса разделены на мировоззренческие ветви. Разделение проведено по приоритету движущих сил к цели. Первая ветвь состоит из исторических трудов, счи- тающая и показывающая по подбору в них фактов (ав- торами истории), что двигателем в прогрессе является индивид с частной собственностью [Ионов, 1995]. Вторая ветвь состоит из исторических трудов, счи- тающая и показывающая по подбору в них фактов (ав- торами истории), что двигателем в прогрессе является общество с общественной собственностью [Мунчаев, 1998]. Третья ветвь состоит из исторических трудов, счи- тающая и показывающая по подбору в них фактов (ав- торами истории), что двигателем в прогрессе является техника и технология [Нефедов, 2000]. Третий историографический блок Мировоззренческая цель человека в исторических трудах - гармония Природы и человека. Цель челове- ка в мировоззрении - это жизнь в гармонии челове- ка и близких ему людей (общества) на территории их рождения. Мировоззренческая цель существовала всегда. В Древности - это мифология. А с Промышленной ре- волюцией распространился неотомизм. Неотомизм понимается как дуализм Мира, где гармония Веры и Разума не противоречат друг другу. Объясняет гармонию Природы и человека в ней учение о биосфере и ноосфере академика В.И. Вернад- ского [Вернадский, 1989]. С позиции мировоззренческой цели написаны тру- ды по истории этносов [Гумилев, 1989]. ЦЕЛЬ, СМЫСЛ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ ГОСУДАРСТВ В ИСТОРИИ Государство - это организация, управляющая людь- ми на определенной территории. Мировоззрение го- сударства называется идеологией. Национальная идея государства - это цель, высшая ценность государства. У государства одно мировоззрение (идеология) и одна цель. На Земле много государств и государства по сво- ей цели разные: религиозные, марксистские, либе- ральные. Сущность государства аккумулируется в цели государств - его национальной идее и реализуется в политике государства. В нашей стране в ХХ в. три image ТЕЗИСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ «ЦЕЛЬ, СМЫСЛ В ИСТОРИИ - ЦЕЛЬ, СМЫСЛ В МИРОВОЗЗРЕНИИ - ЦЕЛЬ, СМЫСЛ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕ Личман Б.В. раза менялась сущность - национальная идея государ- ства, и три раза менялась сущностная цель государства в истории: религиозно-монархическая, марксистская; либеральная. Любым государством прошлое узнается, расследу- ется и рассказывается только по нужной его государ- ственной сущности мировоззренческой цели, высшей ценности. Государственное мировоззрение (идеоло- гия) закреплена в Конституции государства. Государственное марксистское мировоззрение со- держится в Конституции СССР 1977 г.: «Высшая цель Советского государства - построение бесклассового коммунистического общества». Государственное ли- беральное мировоззрение содержится в Конституции Российской Федерации 1993 г. В государстве цель, выс- шая ценность: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность го- сударства». Сегодня в России по государственной цели - наци- ональной идее, высшей ценности, изучают прошлое в школах, колледжах, вузах и затем по ней сдают еди- ный экзамен (ЕГЭ). Недавно точно такое же требование к изучению прошлого по цели, высшей ценности госу- дарства было и в СССР. Любому государству нужно единомыслие, единое мировоззрение своих граждан, которое формируется через реализацию заданной цели в истории. Цель ми- ровоззрения, господствующая в обществе, становится целью государственного мировоззрения (целью идео- логии) и закрепляется в Конституции как националь- ная идея. По государственной национальной цели, национальной идее, изучается прошлое, извлекается из него опыт, нужный для государственного руковод- ства обществом и людьми. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ История - это мировоззренческое узнавание, расследование в рассказе о прошлом. Современное мировоззрение - это признание человеком или го- сударством существование чужих мировоззрений (идеологий) и толерантное отношение к ним. ВЫВОД Прошлое одно, а историй о прошлом много. Что ищет человек в прошлом, то и находит в нем. Исто- рик ищет в прошлом свою истину, заданную истину и находит, отражая (интерпретирует) ее правильность в причинно-следственной связи своей истории, делает вывод. Цель, смысл в истории задается по цели миро- воззрения человека или мировоззрению - идеологии государства. В истории главное не факт, а его интерпре- тация и обоснованный интерпретацией вывод, необхо- димый человеку или государству для оправдания своих действий в настоящем и будущем.
×

Об авторах

Борис Васильевич Личман

Уральский федеральный университет имени Первого президента РФ Б.Н. Ельцина

Email: 284815@mail.ru
доктор исторических наук, профессор; профессор кафедры теории и истории международных отношений, Заслуженный работник высшей школы РФ Екатеринбург, Российская Федерация

Список литературы

  1. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989.
  2. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.
  3. Ионов И.Н. Российская цивилизация, IX - начало XX в.: учебн. книга для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 1995.
  4. Карташов А.В. История Русской церкви. В 2 ч. М., 1992- 1993.
  5. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: учебник для вузов. М., 1998.
  6. Нефедов С.А. История России. Т. 1. Факторный анализ. С древнейших времен до Великой смуты. М.: Изд. дом «Территория будущего», 2000.
  7. Ферро Марк. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М., 1992.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах