THESES FOR DISCUSSION OF THE CONCEPT “PURPOSE, MEANING IN HISTORY - PURPOSE, MEANING IN OUTLOOK - PURPOSE, MEANING IN THE NATIONAL IDEA”


Cite item

Full Text

Abstract

Abstracts compiled for discussion and debate, and debate can cause only the novelty and categorical judgments. Both are present in the theses. In Russia, the past and history are perceived in unity as undivided, and scientists are trying to find objectivity and truth in the story about the past - history. The theses state that there is no absolute truth in history. History is not an objective past, but a story about the past and, like any story, is subjective. There are many different stories in the world that explain the past. All these stories-truths are compiled according to the worldviews of their authors, and there are many worldviews in the world and they are different in goals. Stories are different. Theses distinguishes between facts of the past and facts in history. The fact of the past is a real event, and the fact in history is explained by the worldview of the author of the story. Different worldviews give different interpretations and assessments to the same facts in history. The interpreters of the past are individuals and organizations of people-the state. According to the state goal - the national idea, the past is studied, the experience necessary for the state leadership of society and people is extracted from it. Different States in history have different interpretations and assessments of the facts of the past. State histories reflect the interests of their States. In the modern world, both man and States have a different conceptual or otherwise multiconceptual history.

Full Text

ПРОШЛОЕ - ЭТО НЕ ИСТОРИЯ Прошлое одно, а истории о прошлом разные. По- чему одно прошлое и много разных историй? Что же скрывается за словом «прошлое» и словом «история»? Что такое прошлое? Прошлое - это мир вчера и по- завчера и так далее. Время разбито на: настоящее вре- мя, прошлое время, будущее время. image Что такое история? Древние греки считали, что история - это узнавание, расследование прошлого. Древние римляне считали, что история - это пове- ствование о прошлом. Вывод, история - это узнавание, расследование с определенной целью прошлого и из- ложение узнанного в рассказе. Цель узнавания в про- шлом определяет содержание истории. Позднее, в но- вое время, и в новейшее время узнавание прошлого с заданной целью стали делить: научная и ненаучная. Почему? Вызвано это изменением мировоззренческой цели в расследовании прошлого. В новое время, в от- личие от древнего и среднего времени, жизнь челове- ка стали выводить не из воли Высших сил, а из эволю- ции - прогресса. Пример тому книга Чарльза Дарвина, которая опубликована в 1859 г. «Происхождение видов путем естественного отбора». В новое время Промыш- ленная революция, ускорившая прогресс, привела к от- рицанию религиозного устройство мира, религиозного узнавания и объяснения истории. С нового времени и по сей день прогресс (эволюция - модернизация) и объяснение его в «объективной науке» доминируют в мире. Научная история противопоставляется не- научной, или не прогрессивной, то есть религиозной истории. Проходят века, но общим для всех веков: древнего мира, средних веков, нового и новейшего мира явля- ется понимание того, что история - это с определен- ной целью узнавание, расследование события, явления в прошлом, а затем изложение узнанного в рассказе. ЦЕЛЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В НАСТОЯЩЕМ, БУДУЩЕМ, ПРОШЛОМ Человек во все века по своему представлению о мире или мировоззрению объясняет устройство мира своего времени, мироустройство прошлого времени, прогно- зирует мироустройство будущего. Мировоззрение - это система взглядов человека на мир и свое место в нем. В центре мировоззрения и мироустройства находится человек. Человек воспринимает мир через свой инте- рес. А интерес и цель человека в жизни отражает его мировоззрение - зачем он живет. Цель человека в жиз- ни определяет отношение человека к окружающему в настоящем времени, а через настоящее к прошлому времени и возможному будущему времени. Все про- шлое человечества на Земле человек объясняет в своем рассказе о нем в истории, исходя из главного в своей сегодняшней жизни, из цели своей жизни. В ПРОШЛОМ ГЛАВНОЕ - ФАКТ, А В ИСТОРИИ - ЕГО ИНТЕРПРЕТАЦИЯ Факт - это событие, явление. Факт в истории - это событие, которое произошло в прошлом и объяснен- ное - интерпретированное позднее историком в его труде о прошлом под названием «история». Чело- век объясняет события прошлого по своему понима- нию мира и своего интереса в нем, своей цели жизни. По цели своего мировоззрения человек подбирает со- бытия, исторические источники о них и интерпре- тирует их в логике своего рассказа. А так как у людей разные мировоззрения, то и объяснения разные. Даже один и тот же факт прошлого объясняется историками по разным мировоззренческим целям своей жизни: с разными оценками (добро - зло); с разными выводами (хорошо - плохо); с разным историческим опытом (надо - не надо). Суждение «истина или не истина» зависит от миро- воззрения человека. У разных государств, как и у чело- века, в их истории тоже разные интерпретации и разные оценки одних и тех же фактов прошлого [Ферро, 1992]. Интерпретации и оценки одних и тех же фактов в истории настолько разительны, что позволяет автору тезисов процитировать слова Фридриха Ницше: «Фак- тов не существует, есть только интерпретации фактов». У Фридриха Ницше мировоззренческая цель в исто- рии главнее фактов, и если факт не отвечает цели исто- рии, то факт «не нужен», его следует изменить в логике мировоззренческой интерпретации или даже исклю- чить из нее. История - это рассказ о прошлом, в кото- ром человек по своей мировоззренческой цели «твор- чески» интерпретирует факты. ЦЕЛЬ, СМЫСЛ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ Мировоззрение человека - индивидуально. Цель в рассказе людей о прошлом разная и отвечает цели их мировоззрений. По содержанию мировоззренческой цели все исто- рические труды можно разбить на три историографи- ческих блока. Мировоззренческая цель в истории - историографический блок. Первый историографический блок Мировоззренческая цель в исторических трудах - религиозная (Духовная). Часть человечества в прошлом верила и сегодня верит, что людьми управляет Высшая сила. Верят в предсказания, в призраки и т.д. Сам че- ловек состоит из Души, дарованной человеку Богом, и тела - плоти. Душа живет вечно, а тело - нет, и суще- ствует время, отведенное Богом. image Цель религиозного мировоззрения - спасение чело- веком Души на пути движения к Богу. Внутри Духовно- го мировоззрения имеются разветвления. Существуют разные мировые религии и разные локальные религии и отвечающие им истории. В нашей стране мировые религии представлены христианством, исламом, иу- даизмом и буддизмом. Самая многочисленная группа верующих - православные - христиане, мировоззре- ние которых отражено в православной интерпретации истории страны [Карташов, 1992]. Второй историографический блок Мировоззренческая цель в исторических трудах - получение жизненных благ посредством прогресса (материальная). Цель человека в прогрессивном миро- воззрении - это получение максимальных материаль- ных благ. С эпохи Промышленной революции часть челове- чества на Земле считает, что жизнь состоит в разви- тии непрерывных изменениях в природе: в эволюции из низших форм жизни к высшим формам жизни, а также в модернизации - прогрессивном изменении в технике, технологии, социальной сфере. Прогресс - это глобальное, общемировое явление. По цели мировоззрения получение максимальных благ, исторические труды в историографическом бло- ке прогресса разделены на мировоззренческие ветви. Разделение проведено по приоритету движущих сил к цели. Первая ветвь состоит из исторических трудов, счи- тающая и показывающая по подбору в них фактов (ав- торами истории), что двигателем в прогрессе является индивид с частной собственностью [Ионов, 1995]. Вторая ветвь состоит из исторических трудов, счи- тающая и показывающая по подбору в них фактов (ав- торами истории), что двигателем в прогрессе является общество с общественной собственностью [Мунчаев, 1998]. Третья ветвь состоит из исторических трудов, счи- тающая и показывающая по подбору в них фактов (ав- торами истории), что двигателем в прогрессе является техника и технология [Нефедов, 2000]. Третий историографический блок Мировоззренческая цель человека в исторических трудах - гармония Природы и человека. Цель челове- ка в мировоззрении - это жизнь в гармонии челове- ка и близких ему людей (общества) на территории их рождения. Мировоззренческая цель существовала всегда. В Древности - это мифология. А с Промышленной ре- волюцией распространился неотомизм. Неотомизм понимается как дуализм Мира, где гармония Веры и Разума не противоречат друг другу. Объясняет гармонию Природы и человека в ней учение о биосфере и ноосфере академика В.И. Вернад- ского [Вернадский, 1989]. С позиции мировоззренческой цели написаны тру- ды по истории этносов [Гумилев, 1989]. ЦЕЛЬ, СМЫСЛ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ ГОСУДАРСТВ В ИСТОРИИ Государство - это организация, управляющая людь- ми на определенной территории. Мировоззрение го- сударства называется идеологией. Национальная идея государства - это цель, высшая ценность государства. У государства одно мировоззрение (идеология) и одна цель. На Земле много государств и государства по сво- ей цели разные: религиозные, марксистские, либе- ральные. Сущность государства аккумулируется в цели государств - его национальной идее и реализуется в политике государства. В нашей стране в ХХ в. три image ТЕЗИСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ «ЦЕЛЬ, СМЫСЛ В ИСТОРИИ - ЦЕЛЬ, СМЫСЛ В МИРОВОЗЗРЕНИИ - ЦЕЛЬ, СМЫСЛ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕ Личман Б.В. раза менялась сущность - национальная идея государ- ства, и три раза менялась сущностная цель государства в истории: религиозно-монархическая, марксистская; либеральная. Любым государством прошлое узнается, расследу- ется и рассказывается только по нужной его государ- ственной сущности мировоззренческой цели, высшей ценности. Государственное мировоззрение (идеоло- гия) закреплена в Конституции государства. Государственное марксистское мировоззрение со- держится в Конституции СССР 1977 г.: «Высшая цель Советского государства - построение бесклассового коммунистического общества». Государственное ли- беральное мировоззрение содержится в Конституции Российской Федерации 1993 г. В государстве цель, выс- шая ценность: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность го- сударства». Сегодня в России по государственной цели - наци- ональной идее, высшей ценности, изучают прошлое в школах, колледжах, вузах и затем по ней сдают еди- ный экзамен (ЕГЭ). Недавно точно такое же требование к изучению прошлого по цели, высшей ценности госу- дарства было и в СССР. Любому государству нужно единомыслие, единое мировоззрение своих граждан, которое формируется через реализацию заданной цели в истории. Цель ми- ровоззрения, господствующая в обществе, становится целью государственного мировоззрения (целью идео- логии) и закрепляется в Конституции как националь- ная идея. По государственной национальной цели, национальной идее, изучается прошлое, извлекается из него опыт, нужный для государственного руковод- ства обществом и людьми. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ История - это мировоззренческое узнавание, расследование в рассказе о прошлом. Современное мировоззрение - это признание человеком или го- сударством существование чужих мировоззрений (идеологий) и толерантное отношение к ним. ВЫВОД Прошлое одно, а историй о прошлом много. Что ищет человек в прошлом, то и находит в нем. Исто- рик ищет в прошлом свою истину, заданную истину и находит, отражая (интерпретирует) ее правильность в причинно-следственной связи своей истории, делает вывод. Цель, смысл в истории задается по цели миро- воззрения человека или мировоззрению - идеологии государства. В истории главное не факт, а его интерпре- тация и обоснованный интерпретацией вывод, необхо- димый человеку или государству для оправдания своих действий в настоящем и будущем.
×

About the authors

Boris Vasil’evich Lichman

Ural Federal University, The first President of Russia B.N. Yeltsin

Email: 284815@mail.ru
doctor of historical Sciences, Professor, Professor of the Department of theory and history of international relations, Honored worker of higher school of Russia Ekaterinburg, Russian Federation

References

  1. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989.
  2. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.
  3. Ионов И.Н. Российская цивилизация, IX - начало XX в.: учебн. книга для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 1995.
  4. Карташов А.В. История Русской церкви. В 2 ч. М., 1992- 1993.
  5. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: учебник для вузов. М., 1998.
  6. Нефедов С.А. История России. Т. 1. Факторный анализ. С древнейших времен до Великой смуты. М.: Изд. дом «Территория будущего», 2000.
  7. Ферро Марк. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М., 1992.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies