ИСЛАМСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА У СЕВЕРОКАВКАЗСКИХ НАРОДОВ
- Авторы: Шамаев А.М.1
-
Учреждения:
- Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
- Выпуск: Том 1, № 3 (2019)
- Страницы: 44-48
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.eco-vector.com/2658-4654/article/view/529918
- ID: 529918
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье анализируется мусульманское искусство, созданное мусульманскими этносами Северного Кавказа к XVIII столетию. Доказывается, что кавказская традиционная культура была целостной и самобытной. Она включила в себя не только обычаи и традиции, но и музыку, живопись, литературу. С принятием ислама во все сферы духовной культуры и искусства стали проникать мусульманские понятия о нравственности и вырабатываться исламское мировоззрение. Доказывается, что благодаря принятию ислама горцы достигают новых высот в искусстве и архитектуре, где религия способствует укреплению связи нравственной и эстетической красоты.
Ключевые слова
Полный текст
Мировая наука всегда признавала огромную роль религии в развитии духовной культуры народа. Весь- ма распространены такие понятия как «христианская культура», «культура мусульман», «иудейская культу- ра». Ислам придает большое значение красоте внешней и красоте внутренней. Конечно, нравственность стоит в исламе на первом месте, но в то же время, не при- нижаются и эстетические принципы. В искусстве и любом виде творчества ислам признает первенство нравственной красоты перед эстетической. В ислам- ской культуре главенствует принцип: «Все что нрав- ственно - прекрасно, все что безнравственно - ужасно» [8: 13]. Ни в коем случае нельзя утверждать, что ислам отрицает искусство и творчество. Единственным усло- вием для искусства в исламе является то, что искусство должно содержать в себе призыв к нравственному усо- вершенствованию. Взаимоотношение искусства и ислама у этносов Се- верного Кавказа весьма показательно. У всех народов Северного Кавказа всегда была очень богатая и разно- образная традиционная культура. Поэтому и возникла идея о самобытной и целостной кавказской культуре, представленной не только обычаями и традициями, но и музыкой, живописью, литературой. С принятием ислама во все сферы духовной культуры и искусства вплетаются исламские понятия о нравственности и ис- ламские мировоззрение. image Наибольшее влияние на себе ощутила литература народов Северного Кавказа. Арабоязычная литера- тура XVIII столетия на Северном Кавказе отличалась большим многообразием, но главное первенство в ней принадлежит Священной книге - Корану. Помимо нее в крае была распространена как научная, так и художе- ственная литература из исламских стран. Просвещен- ная мусульманская элита Северного Кавказа широко пользовалась арабскими словарями, тафсирами, сбор- никами хадисов пророка. Образованные мусульмане региона изучали также мусульманские законы - фикх, догматику ислама - калам и т.д. Широко изучались памятники арабской литературы, особенно относившие- ся к адабу, приветствовалась поэзия [1: 23]. Принятие ислама на Северном Кавказе привело к широкому распространению арабского языка и араб- ской литературы. Ислам принес с собой в регион вы- сокоразвитую культуру со своим языком - арабским. Влияние ислама на становление литературы народов Северного Кавказа нам предстоит еще изучить, так как в данном направлении нет значимых работ, ис- следовавших данный процесс на должном уровне. Мы можем лишь констатировать, что с принятием ислама широкое распространение получает арабский язык. Первоначально на Северном Кавказе распростра- няется Коран, хадисы, тафсиры и различная корани- ческая литература. Следующим этапом становится популяризация литературы по мусульманскому праву, грамматике, лексикографии. Литература прибывала в регион не только из Арабского Халифата. Широкое распространение получило различное переписывание известных литературных сочинений. Первыми труда- ми, подвергшимися на Северном Кавказе широкому переписыванию, стали такие работы как: «ал-Гари- байн» Абу Убайда Ахмада ибн Мухаммада ал-Харави, «Макама» Абу ибн Хаммада ал-Джаухари, «Ихйа ‘улу- мад-дин» («Оживление наук о вере») АбуХамида ал-Га- зали, «ас-Сахих» Абу Насра Исмаила ибн Хаммада ал-Джаухари [13: 34]. Широкую известность на Северном Кавказе получил труд литератора и филолога Махмуда ибн Умара аз-За- махшари «Мукаддимат ал-адаб», посвященный лекси- кологии арабского, тюркского и персидского языков. Не менее значимым для горцев Северного Кавказа был повсеместно известный труд по мусульманскому пра- ву Джаммаладдина Йусуфа ал-Ардабили под названи- ем «Ал-Анвар». Очень много подобных переписанных рукописных книг содержатся и бережно сохраняются в Рукописном фонде Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Россий- ской Академии наук. image На Северном Кавказе появляются и первые арабоя- зычные работы, написанные местными авторами. Это такие труды как: Дербент-наме, «Тарих Дагестан», «Та- рих Аби-Муслим», «Ахты-наме» [7; 17; 18] и т.д. Однако следует заметить, что исторические сочинения мест- ных авторов на арабском языке появились лишь в Даге- стане. У других мусульманских народов края арабский язык использовался лишь для изучения коранических текстов и для ведения делопроизводства. Касательно прикладного искусства, следует от- метить, что в XVIII в. на Северном Кавказе получило широкое развитие изготовление знаменитых тканей из парчи и муслина. Широко было развито изготовле- ние металлической посуды с чеканкой, повсеместно усовершенствуется гончарное производство, появляют- ся сложные формы обработки металла, художественное литье. Горцы украшают свои национальные костюмы орнаментной вышивкой и вязью, дома и культовые со- оружения украшаются каллиграфическими надписями. Ислам оказал влияние и на другие отрасли культуры народов Северного Кавказа. Причем это воздействие было неоднозначным. Помимо положительных тенден- ций, способствующих развитию культуры и приобщению к общемировой цивилизации горцев, имелись и нега- тивные моменты, заключающиеся в наличии определен- ных запретов. Больше всего их было в изобразительном искусстве. Вместо людей и животных мусульманские ху- дожники изображали декоративные вязи, узоры, расти- тельные и геометрические мотивы [4: 37-39]. Запрет изображения живых существ во имя избега- ния идолопоклонства в исламе способствовал бурному расцвету декоративно-прикладного искусства на Се- верном Кавказе. Однако данное воспрещение не всегда соблюдалось горцами, и они нередко создавали произ- ведения народного прикладного искусства с изображе- нием людей и животных. В живописи главным вкладом исламских худож- ников считается развитие такого вида живописи как миниатюра. Уникальным представителем подобного жанра считается Кемалледин Бехзад, нарисовавший в 1488 г. иллюстрации к поэме «Бустан». В исламской культуре высоко ценилась каллигра- фия - искусство красивого письма. Считалось, что чи- стое письмо означает чистоту души. Буквы писались справа налево, и значение придавалось не скорости письма, а его красоте. С появлением ислама, на Север- ном Кавказе, как и во всем исламском мире, широко распространяется каллиграфия, развивается орна- ментное искусство. Получает широкое распростране- ние украшение зданий и сооружений выдержками из Корана и сунны. image Одним из примеров такого зодчества является Джу- ма-мечеть в Дербенте. Историки до сих пор спорят о вре- мени ее постройки. Л.С. Бретаницкий [3: 56] и М.И. Ар- тамонов [2: 121] считают ее христианским храмом, переделанным арабами в мечеть. А.А. Кудрявцев [9: 45] также поддерживает подобную точку зрения, опираясь при этом на археологические данные. Есть и те [12: 202], кто считает, что здесь изначально была построена ме- четь. Считается, что ее построил Тадж-ад-Дин из Баку [10: 102]. Джума-мечеть состоит из мечети, двора и ме- дресе. Во дворе мечети была обнаружена надпись о том, что она построена ради довольства Аллаха и для того, чтобы мусульмане здесь обретали знание [13: 388]. Джу- ма-мечеть являлась центром древнего Дербента. Здесь находилась резиденция главного кадия. При этом мусульмане Кавказа разработали новые типы архитектурных сооружений, таких как: мече- ти, медресе, караван-сараи, мавзолеи, крытые рынки. Влияние новой религии при постройке архитектурных сооружений не ограничивалось политическими и эт- ническими границами. Во всех областях, где распро- странился ислам, были построены особенные архитек- турные сооружения. Мечети мусульман Северного Кавказа отличаются богатой внутренней отделкой и большим количеством внутренних колон в совокупности с низкими плоскими потолками. В более поздние периоды XVIII в. распро- страняется богатая роспись стен и строительство мно- гочисленных куполов. Главное здание мечети украша- ли луковичными или стрелочными куполами. Вокруг куполов возвышаются минареты, с вершин которых муазин читает азан - призыв к молитве. Именно ми- нареты делают мусульманские мечети такими величе- ственными и своеобразными. Минареты возвышаются над городом, придавая ему особое величие и ориги- нальность [5: 23]. Минареты не только служили для оповещения о вре- мени молитвы, но выступали и как сторожевые башни, с которых можно было проследить за передвижениями неприятелей. Некоторые минареты даже были осна- щены оружием. Такими минаретам были: севильский минарет Хиральда и маррокешский минарет Кутубийа. В мусульманской архитектуре широко использова- лись арки различных форм как для оформления про- странства между колоннами, так и для выделения окон. Двери были массивными и резными. Их делали из де- рева, украшая металлическими вставками. Широко ис- пользуется резьба по стуку, где в общий фон включают цитаты из Корана. Примером подобной резьбы служат мечети в Абаркуре и Исфахене, построенные в XIV в. Запрет изображения живых существ в исламе при- вел к распространению орнаментного украшения ар- хитектурных зданий. Орнаментом были украшены огромные плоскости. Также наблюдается бурный рас- цвет растительных и геометрических узоров в украше- нии архитектурных объектов. Первоначально мечети украшали растительным орнаментом, затем рисунки усложнились, и орнаменты стали выполняться в ли- нейно-геометрическом стиле [16: 112], состоящем из многоконечных звезд и многоугольников. Подоб- ные композиции получили наименование «арабеска». Существовал также и эпиграфический орнамент - эпи- графические надписи и фразы из Корана. Рисунки вы- полнялись в основном в сине-голубом и золотисто-ох- ряной расцветках. Сине-голубой цвет символизировал цвет неба, а золотисто-охряной - цвет земли. Еще одной особенностью мусульманских культовых сооружений является применение куфического пись- ма - угловатого почерка, возникшего в VII в. и приме- нявшегося как в архитектуре, так и в прикладном искус- стве. Все соборные мечети отличает от других мечетей наличие минбара - своеобразной кафедры, с которой произносится проповедь. Эта традиция строительства минбара пошла еще со времен пророка. В начале, пророк Мухаммед читал свои проповеди, опираясь на пальмовый ствол, выполнявший в мечети роль коло- ны. Позднее для него соорудили специальный минбар со ступеньками и сиденьем. Минбары украшают бога- тым орнаментом и надписями из Корана [6: 116]. На Северном Кавказе также есть мечети, построен- ные в период халифата. Особенно много религиозных объектов было построено в Дагестане. Рибаты, постро- енные для оборонительных целей по мере распростра- нения суфизма превращаются в суфийские центры об- учения и пропаганды. Кроме известной Джума-мечети, в XVIII в. храмо- вые сооружения возникают в разных городах: в Ихре- ке, Цахуре, Каракюре, Хиве, Хнове, Фите, Тпиг, Риче, Рутуле и т.д. Как и в других мусульманских религиоз- ных объектах здесь использовались эпиграфические тексты и орнаменты, штуковые рельефы. Мечеть в Ка- ракюре считается одной из самых древних в Дагестане. Она была построена примерно после Джума-мечети. Ее не единожды разрушали и восстанавливали. В первич- ном варианте мечеть являла собой четырехугольное строение с двумя рядами пилястр. Она была построена из речного камня и кирпича и опиралась на квадрат- ные базы [14: 14]. В XVI-XVIII вв. в Дагестане наблюдается бурное строительство мечетей, а вместе с ним рост количества примечетских школ и медресе. При мечетях часто соз- дают общественные библиотеки, что способствует уве- личению грамотности населения. Появляется большое количество ученых - алимов, считающих своим долгом обучение населения грамоте и умению читать Коран. После Дагестана мечети на Северном Кавказе по- являются на территориях, подвластных Золотой Орде. Особенно активизировалось строительство мечетей при хане Узбеке. Ибн Батута упоминает о мечети по- строенной в Центральном Предкавказье в 1334 г. в рай- оне Бештау [11: 28]. К периоду золотоордынского правления относят и мечеть, обнаруженную археологами в Нижнем Джула- те, на территории современной Кабардино-Балкарии. Археологами были найдены остатки минарета и погре- бальный склеп над полом. Сама мечеть была построена из кирпича. В XVIII в. соборные и приходские мечети и школы появляются во всех кабардинских селах. Постепенно, с распространением ислама мечети и медресе появляются у всех народов Северного Кавка- за. В отличие от Дагестана и в целом Восточного Кавка- за территории адыгских и тюркских народов были не- доступны для проникновения арабов и, следовательно, распространение ислама и строительство культовых сооружений здесь началось относительно поздно. Рас- пространение ислама и строительство культовых соо- ружений было неравномерным. На равнинных землях строительство мечетей шло более интенсивно, когда в труднодоступной горной местности продолжалось господство языческих верований. image Таким образом, можно сделать вывод, что с при- нятием ислама изменились многие стороны культуры и быта народов Северного Кавказа. Арабский язык, распространившись по Северному Кавказу, способ- ствовал и распространению новейших достижений в искусстве, архитектуре и науке. Горцы украшают свои национальные костюмы орнаментной вышивкой и вя- зью, дома и культовые сооружения украшаются каллиграфическими надписями. Запрет изображения живых существ приводит к бурному расцвету орнаментных и растительных элементов украшений. Северный Кав- каз приобщается к памятникам литературы мирового значения. Среди всех мусульманских народов Северного Кав- каза наибольшим изменениям подверглась культура народов Дагестана, как народов имевших наиболее тесные взаимоотношения с арабами. За короткий срок здесь распространяется арабский язык и арабская куль- тура, налаживаются связи с народами, принявшими ис- лам - с Ближним Востоком и Средней Азией, широко развивается гончарное производство, сложные формы обработки металла, художественное литье. В целом благодаря принятию ислама горцы достигают новых высот в искусстве и архитектуре, где религия способ- ствует укреплению связи нравственной и эстетической красоты.×
Об авторах
Артур Мурадинович Шамаев
Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
Email: Shomik788@mail.ru
старший преподаватель Краснодар, Россия
Список литературы
- Айтберов Т.М., Абдушеримов М.М. Описание некоторых рукописных сведений Дагестана. Изучение истории и культуры Дагестана: археографический аспект. Махачкала, 1988. 342 с.
- Артамонов М.И. Древний Дербент // Советский архив. 1946. № 8. С. 121-144.
- Бретаницкий Л.С. Зодчество Азербайджана в XII-XV вв. М.: Наука, 1966. 560 с.
- Блейх Н.О. Начало становления просветительства на Северном Кавказе (первая половина XIX века) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 5-1 (43). С. 37-9.
- Блейх Н.О. Социокультурная парадигма становления просветительства на Северном Кавказе: монография // Федеральное агентство по образованию, Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова. Владикавказ, 2009. 234 с.
- Блейх Н.О. Культурологические предпосылки и социальные условия появления просветительства на Северном Кавказе: монография / North Carolina. 2015. 265 с.
- Дарбанд-нама. Сборная рукопись. Ф. 1. Оп. 1. Д. 425.
- Иванов В.В. Взаимосвязь искусства и религий у народов Северного Кавказа // Гуманитарные и юридические исследования. 2015. № 2. С. 13 - 17.
- Кудрявцев А.А. О христианстве в Дербенте // Проблемы истории чтения по археологии Северного Кавказа. М., 1980. 156 с.
- Марковин В.И. Дорогами и тропами Дагестана. М.: Искусство, 1988. 341 с.
- Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. М.-Л., 1941. Т. 2. 276 с.
- Хан-Магомедов С.О. Джума-мечеть в Дербенте // СА. 1970. № 1. С. 202-220.
- Шихсаидов А.Р. Ислам и становление дагестанской исторической традиции. М.: Логос. 198 с.
- Шихсаидов А.Р. Распространение ислама в Дагестане // Ислам и исламская культура в Дагестане. М.: Восточная лит-ра, 2001. 265 с.
- Dorn В. Berich teiibereine wissenschaftliche Reiseindem Kaukasus und densudliche Kurstenlan dern des Kaspischen Meers // Bulletin de I Academie imperial des sciences de St.- Petersburg. 1973. T. XVIII. S. 388.
- Rabah Sound Muslim Architecture under Ottoman Patronage (1326-1924). Manchester, 2004. 165 p.
- Ta’rich Abi Muslim (“The Story of Abu Muslim”). F. 1. Op. 1. D. 25.
- Tarikh Dagistan (“History of Dagestan”). F. 1. Оp. 1. D. 446.
- Shikhsaidov А., Aitberov R., Orazaev M.M.-R. Dagestan Historical Works. 1993. 132 р.