ISLAMIC WORLD OUTLOOK IN THE DEVELOPMENT OF CULTURE AND ARTS IN THE NORTH CAUCASIAN PEOPLES


Cite item

Full Text

Abstract

The article analyzes the Muslim art created by the Muslim ethnic groups of the North Caucasus by the XVIII century. It is proved that the Caucasian traditional culture was holistic and original. It included not only customs and traditions, but also music, painting, literature. With the adoption of Islam, Muslim notions of morality began to penetrate into all spheres of spiritual culture and art and an Islamic worldview was developed. It is proved that thanks to the adoption of Islam, the highlanders reach new heights in art and architecture, where religion contributes to strengthening the connection between moral and aesthetic beauty.

Full Text

Мировая наука всегда признавала огромную роль религии в развитии духовной культуры народа. Весь- ма распространены такие понятия как «христианская культура», «культура мусульман», «иудейская культу- ра». Ислам придает большое значение красоте внешней и красоте внутренней. Конечно, нравственность стоит в исламе на первом месте, но в то же время, не при- нижаются и эстетические принципы. В искусстве и любом виде творчества ислам признает первенство нравственной красоты перед эстетической. В ислам- ской культуре главенствует принцип: «Все что нрав- ственно - прекрасно, все что безнравственно - ужасно» [8: 13]. Ни в коем случае нельзя утверждать, что ислам отрицает искусство и творчество. Единственным усло- вием для искусства в исламе является то, что искусство должно содержать в себе призыв к нравственному усо- вершенствованию. Взаимоотношение искусства и ислама у этносов Се- верного Кавказа весьма показательно. У всех народов Северного Кавказа всегда была очень богатая и разно- образная традиционная культура. Поэтому и возникла идея о самобытной и целостной кавказской культуре, представленной не только обычаями и традициями, но и музыкой, живописью, литературой. С принятием ислама во все сферы духовной культуры и искусства вплетаются исламские понятия о нравственности и ис- ламские мировоззрение. image Наибольшее влияние на себе ощутила литература народов Северного Кавказа. Арабоязычная литера- тура XVIII столетия на Северном Кавказе отличалась большим многообразием, но главное первенство в ней принадлежит Священной книге - Корану. Помимо нее в крае была распространена как научная, так и художе- ственная литература из исламских стран. Просвещен- ная мусульманская элита Северного Кавказа широко пользовалась арабскими словарями, тафсирами, сбор- никами хадисов пророка. Образованные мусульмане региона изучали также мусульманские законы - фикх, догматику ислама - калам и т.д. Широко изучались памятники арабской литературы, особенно относившие- ся к адабу, приветствовалась поэзия [1: 23]. Принятие ислама на Северном Кавказе привело к широкому распространению арабского языка и араб- ской литературы. Ислам принес с собой в регион вы- сокоразвитую культуру со своим языком - арабским. Влияние ислама на становление литературы народов Северного Кавказа нам предстоит еще изучить, так как в данном направлении нет значимых работ, ис- следовавших данный процесс на должном уровне. Мы можем лишь констатировать, что с принятием ислама широкое распространение получает арабский язык. Первоначально на Северном Кавказе распростра- няется Коран, хадисы, тафсиры и различная корани- ческая литература. Следующим этапом становится популяризация литературы по мусульманскому праву, грамматике, лексикографии. Литература прибывала в регион не только из Арабского Халифата. Широкое распространение получило различное переписывание известных литературных сочинений. Первыми труда- ми, подвергшимися на Северном Кавказе широкому переписыванию, стали такие работы как: «ал-Гари- байн» Абу Убайда Ахмада ибн Мухаммада ал-Харави, «Макама» Абу ибн Хаммада ал-Джаухари, «Ихйа ‘улу- мад-дин» («Оживление наук о вере») АбуХамида ал-Га- зали, «ас-Сахих» Абу Насра Исмаила ибн Хаммада ал-Джаухари [13: 34]. Широкую известность на Северном Кавказе получил труд литератора и филолога Махмуда ибн Умара аз-За- махшари «Мукаддимат ал-адаб», посвященный лекси- кологии арабского, тюркского и персидского языков. Не менее значимым для горцев Северного Кавказа был повсеместно известный труд по мусульманскому пра- ву Джаммаладдина Йусуфа ал-Ардабили под названи- ем «Ал-Анвар». Очень много подобных переписанных рукописных книг содержатся и бережно сохраняются в Рукописном фонде Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Россий- ской Академии наук. image На Северном Кавказе появляются и первые арабоя- зычные работы, написанные местными авторами. Это такие труды как: Дербент-наме, «Тарих Дагестан», «Та- рих Аби-Муслим», «Ахты-наме» [7; 17; 18] и т.д. Однако следует заметить, что исторические сочинения мест- ных авторов на арабском языке появились лишь в Даге- стане. У других мусульманских народов края арабский язык использовался лишь для изучения коранических текстов и для ведения делопроизводства. Касательно прикладного искусства, следует от- метить, что в XVIII в. на Северном Кавказе получило широкое развитие изготовление знаменитых тканей из парчи и муслина. Широко было развито изготовле- ние металлической посуды с чеканкой, повсеместно усовершенствуется гончарное производство, появляют- ся сложные формы обработки металла, художественное литье. Горцы украшают свои национальные костюмы орнаментной вышивкой и вязью, дома и культовые со- оружения украшаются каллиграфическими надписями. Ислам оказал влияние и на другие отрасли культуры народов Северного Кавказа. Причем это воздействие было неоднозначным. Помимо положительных тенден- ций, способствующих развитию культуры и приобщению к общемировой цивилизации горцев, имелись и нега- тивные моменты, заключающиеся в наличии определен- ных запретов. Больше всего их было в изобразительном искусстве. Вместо людей и животных мусульманские ху- дожники изображали декоративные вязи, узоры, расти- тельные и геометрические мотивы [4: 37-39]. Запрет изображения живых существ во имя избега- ния идолопоклонства в исламе способствовал бурному расцвету декоративно-прикладного искусства на Се- верном Кавказе. Однако данное воспрещение не всегда соблюдалось горцами, и они нередко создавали произ- ведения народного прикладного искусства с изображе- нием людей и животных. В живописи главным вкладом исламских худож- ников считается развитие такого вида живописи как миниатюра. Уникальным представителем подобного жанра считается Кемалледин Бехзад, нарисовавший в 1488 г. иллюстрации к поэме «Бустан». В исламской культуре высоко ценилась каллигра- фия - искусство красивого письма. Считалось, что чи- стое письмо означает чистоту души. Буквы писались справа налево, и значение придавалось не скорости письма, а его красоте. С появлением ислама, на Север- ном Кавказе, как и во всем исламском мире, широко распространяется каллиграфия, развивается орна- ментное искусство. Получает широкое распростране- ние украшение зданий и сооружений выдержками из Корана и сунны. image Одним из примеров такого зодчества является Джу- ма-мечеть в Дербенте. Историки до сих пор спорят о вре- мени ее постройки. Л.С. Бретаницкий [3: 56] и М.И. Ар- тамонов [2: 121] считают ее христианским храмом, переделанным арабами в мечеть. А.А. Кудрявцев [9: 45] также поддерживает подобную точку зрения, опираясь при этом на археологические данные. Есть и те [12: 202], кто считает, что здесь изначально была построена ме- четь. Считается, что ее построил Тадж-ад-Дин из Баку [10: 102]. Джума-мечеть состоит из мечети, двора и ме- дресе. Во дворе мечети была обнаружена надпись о том, что она построена ради довольства Аллаха и для того, чтобы мусульмане здесь обретали знание [13: 388]. Джу- ма-мечеть являлась центром древнего Дербента. Здесь находилась резиденция главного кадия. При этом мусульмане Кавказа разработали новые типы архитектурных сооружений, таких как: мече- ти, медресе, караван-сараи, мавзолеи, крытые рынки. Влияние новой религии при постройке архитектурных сооружений не ограничивалось политическими и эт- ническими границами. Во всех областях, где распро- странился ислам, были построены особенные архитек- турные сооружения. Мечети мусульман Северного Кавказа отличаются богатой внутренней отделкой и большим количеством внутренних колон в совокупности с низкими плоскими потолками. В более поздние периоды XVIII в. распро- страняется богатая роспись стен и строительство мно- гочисленных куполов. Главное здание мечети украша- ли луковичными или стрелочными куполами. Вокруг куполов возвышаются минареты, с вершин которых муазин читает азан - призыв к молитве. Именно ми- нареты делают мусульманские мечети такими величе- ственными и своеобразными. Минареты возвышаются над городом, придавая ему особое величие и ориги- нальность [5: 23]. Минареты не только служили для оповещения о вре- мени молитвы, но выступали и как сторожевые башни, с которых можно было проследить за передвижениями неприятелей. Некоторые минареты даже были осна- щены оружием. Такими минаретам были: севильский минарет Хиральда и маррокешский минарет Кутубийа. В мусульманской архитектуре широко использова- лись арки различных форм как для оформления про- странства между колоннами, так и для выделения окон. Двери были массивными и резными. Их делали из де- рева, украшая металлическими вставками. Широко ис- пользуется резьба по стуку, где в общий фон включают цитаты из Корана. Примером подобной резьбы служат мечети в Абаркуре и Исфахене, построенные в XIV в. Запрет изображения живых существ в исламе при- вел к распространению орнаментного украшения ар- хитектурных зданий. Орнаментом были украшены огромные плоскости. Также наблюдается бурный рас- цвет растительных и геометрических узоров в украше- нии архитектурных объектов. Первоначально мечети украшали растительным орнаментом, затем рисунки усложнились, и орнаменты стали выполняться в ли- нейно-геометрическом стиле [16: 112], состоящем из многоконечных звезд и многоугольников. Подоб- ные композиции получили наименование «арабеска». Существовал также и эпиграфический орнамент - эпи- графические надписи и фразы из Корана. Рисунки вы- полнялись в основном в сине-голубом и золотисто-ох- ряной расцветках. Сине-голубой цвет символизировал цвет неба, а золотисто-охряной - цвет земли. Еще одной особенностью мусульманских культовых сооружений является применение куфического пись- ма - угловатого почерка, возникшего в VII в. и приме- нявшегося как в архитектуре, так и в прикладном искус- стве. Все соборные мечети отличает от других мечетей наличие минбара - своеобразной кафедры, с которой произносится проповедь. Эта традиция строительства минбара пошла еще со времен пророка. В начале, пророк Мухаммед читал свои проповеди, опираясь на пальмовый ствол, выполнявший в мечети роль коло- ны. Позднее для него соорудили специальный минбар со ступеньками и сиденьем. Минбары украшают бога- тым орнаментом и надписями из Корана [6: 116]. На Северном Кавказе также есть мечети, построен- ные в период халифата. Особенно много религиозных объектов было построено в Дагестане. Рибаты, постро- енные для оборонительных целей по мере распростра- нения суфизма превращаются в суфийские центры об- учения и пропаганды. Кроме известной Джума-мечети, в XVIII в. храмо- вые сооружения возникают в разных городах: в Ихре- ке, Цахуре, Каракюре, Хиве, Хнове, Фите, Тпиг, Риче, Рутуле и т.д. Как и в других мусульманских религиоз- ных объектах здесь использовались эпиграфические тексты и орнаменты, штуковые рельефы. Мечеть в Ка- ракюре считается одной из самых древних в Дагестане. Она была построена примерно после Джума-мечети. Ее не единожды разрушали и восстанавливали. В первич- ном варианте мечеть являла собой четырехугольное строение с двумя рядами пилястр. Она была построена из речного камня и кирпича и опиралась на квадрат- ные базы [14: 14]. В XVI-XVIII вв. в Дагестане наблюдается бурное строительство мечетей, а вместе с ним рост количества примечетских школ и медресе. При мечетях часто соз- дают общественные библиотеки, что способствует уве- личению грамотности населения. Появляется большое количество ученых - алимов, считающих своим долгом обучение населения грамоте и умению читать Коран. После Дагестана мечети на Северном Кавказе по- являются на территориях, подвластных Золотой Орде. Особенно активизировалось строительство мечетей при хане Узбеке. Ибн Батута упоминает о мечети по- строенной в Центральном Предкавказье в 1334 г. в рай- оне Бештау [11: 28]. К периоду золотоордынского правления относят и мечеть, обнаруженную археологами в Нижнем Джула- те, на территории современной Кабардино-Балкарии. Археологами были найдены остатки минарета и погре- бальный склеп над полом. Сама мечеть была построена из кирпича. В XVIII в. соборные и приходские мечети и школы появляются во всех кабардинских селах. Постепенно, с распространением ислама мечети и медресе появляются у всех народов Северного Кавка- за. В отличие от Дагестана и в целом Восточного Кавка- за территории адыгских и тюркских народов были не- доступны для проникновения арабов и, следовательно, распространение ислама и строительство культовых сооружений здесь началось относительно поздно. Рас- пространение ислама и строительство культовых соо- ружений было неравномерным. На равнинных землях строительство мечетей шло более интенсивно, когда в труднодоступной горной местности продолжалось господство языческих верований. image Таким образом, можно сделать вывод, что с при- нятием ислама изменились многие стороны культуры и быта народов Северного Кавказа. Арабский язык, распространившись по Северному Кавказу, способ- ствовал и распространению новейших достижений в искусстве, архитектуре и науке. Горцы украшают свои национальные костюмы орнаментной вышивкой и вя- зью, дома и культовые сооружения украшаются каллиграфическими надписями. Запрет изображения живых существ приводит к бурному расцвету орнаментных и растительных элементов украшений. Северный Кав- каз приобщается к памятникам литературы мирового значения. Среди всех мусульманских народов Северного Кав- каза наибольшим изменениям подверглась культура народов Дагестана, как народов имевших наиболее тесные взаимоотношения с арабами. За короткий срок здесь распространяется арабский язык и арабская куль- тура, налаживаются связи с народами, принявшими ис- лам - с Ближним Востоком и Средней Азией, широко развивается гончарное производство, сложные формы обработки металла, художественное литье. В целом благодаря принятию ислама горцы достигают новых высот в искусстве и архитектуре, где религия способ- ствует укреплению связи нравственной и эстетической красоты.
×

About the authors

Arthur Muradinovich Shamaev

North Caucasian ethnic groups to the treasury of global civilization, North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch), Krasnodar University, Ministry of Internal Affairs of Russia

Email: Shomik788@mail.ru
Senior Lecturer the contribution of the Islamic culture Krasnodar, Russia

References

  1. Айтберов Т.М., Абдушеримов М.М. Описание некоторых рукописных сведений Дагестана. Изучение истории и культуры Дагестана: археографический аспект. Махачкала, 1988. 342 с.
  2. Артамонов М.И. Древний Дербент // Советский архив. 1946. № 8. С. 121-144.
  3. Бретаницкий Л.С. Зодчество Азербайджана в XII-XV вв. М.: Наука, 1966. 560 с.
  4. Блейх Н.О. Начало становления просветительства на Северном Кавказе (первая половина XIX века) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 5-1 (43). С. 37-9.
  5. Блейх Н.О. Социокультурная парадигма становления просветительства на Северном Кавказе: монография // Федеральное агентство по образованию, Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова. Владикавказ, 2009. 234 с.
  6. Блейх Н.О. Культурологические предпосылки и социальные условия появления просветительства на Северном Кавказе: монография / North Carolina. 2015. 265 с.
  7. Дарбанд-нама. Сборная рукопись. Ф. 1. Оп. 1. Д. 425.
  8. Иванов В.В. Взаимосвязь искусства и религий у народов Северного Кавказа // Гуманитарные и юридические исследования. 2015. № 2. С. 13 - 17.
  9. Кудрявцев А.А. О христианстве в Дербенте // Проблемы истории чтения по археологии Северного Кавказа. М., 1980. 156 с.
  10. Марковин В.И. Дорогами и тропами Дагестана. М.: Искусство, 1988. 341 с.
  11. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. М.-Л., 1941. Т. 2. 276 с.
  12. Хан-Магомедов С.О. Джума-мечеть в Дербенте // СА. 1970. № 1. С. 202-220.
  13. Шихсаидов А.Р. Ислам и становление дагестанской исторической традиции. М.: Логос. 198 с.
  14. Шихсаидов А.Р. Распространение ислама в Дагестане // Ислам и исламская культура в Дагестане. М.: Восточная лит-ра, 2001. 265 с.
  15. Dorn В. Berich teiibereine wissenschaftliche Reiseindem Kaukasus und densudliche Kurstenlan dern des Kaspischen Meers // Bulletin de I Academie imperial des sciences de St.- Petersburg. 1973. T. XVIII. S. 388.
  16. Rabah Sound Muslim Architecture under Ottoman Patronage (1326-1924). Manchester, 2004. 165 p.
  17. Ta’rich Abi Muslim (“The Story of Abu Muslim”). F. 1. Op. 1. D. 25.
  18. Tarikh Dagistan (“History of Dagestan”). F. 1. Оp. 1. D. 446.
  19. Shikhsaidov А., Aitberov R., Orazaev M.M.-R. Dagestan Historical Works. 1993. 132 р.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies