АВСТРАЛИЙСКИЕ АБОРИГЕНЫ В ТРУДАХ Г.В. ПЛЕХАНОВА
- Авторы: Антошин А.В.1
-
Учреждения:
- Уральский федеральный университет
- Выпуск: Том 1, № 3 (2019)
- Страницы: 57-61
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.eco-vector.com/2658-4654/article/view/529926
- ID: 529926
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Задача данной статьи - анализ места социальных структур и традиционной культуры австралийских аборигенов в исторической концепции выдающегося деятеля русского революционного движения Г.В. Плеханова. Опираясь на труды ведущих западных этнологов и антропологов своего времени (Дж. Фрэзера, Э. Тайлора, Э. Эйра и др.), Г.В. Плеханов характеризовал социальные отношения в обществе аборигенов Австралии, специфику их культуры, место австралийских аборигенов среди других народов, проживавших в мире в конце XIX - начале ХХ вв. В статье доказано, что Г.В. Плеханов обладал высоким уровнем научной эрудиции, был хорошо знаком с трудами, посвященными социальным структурам и культурным практикам, существовавшим в обществе аборигенов (в том числе с сочинениями, изданными в самой Австралии). Автор приходит к выводу, что анализ социальных и культурных процессов, протекавших в обществе аборигенов Австралии в XIX - начале ХХ вв. занимал достаточно важное место в трудах Г.В. Плеханова, сыграв роль в формировании его исторической концепции. Оригинальность представленной статьи состоит в том, что в ней впервые в историографии предпринят анализ места австралийских аборигенов в исторической концепции Г.В. Плеханова. Научная значимость данной статьи связана с высокой актуальностью темы эволюции общества австралийских аборигенов в условиях первых контактов с европейцами, которая активно изучается в современной австралийской историографии (Дж. Блэйни, М. Меггитт, Д. Малвейни и др.). Актуальность данной темы особенно возросла в связи с принятием в конце ХХ - начале XXI вв. в Австралии специального законодательства, посвященного правам аборигенов, что сопровождается резким подъемом их социально-политической активности в стране.
Ключевые слова
Полный текст
ВВЕДЕНИЕ Проблематика истории австралийских аборигенов относится к числу весьма актуальных тем. Принятие в конце ХХ - начале XXI вв. в Австралии специально- го законодательства, посвященного признанию прав аборигенов, привело к глубочайшим изменениям в ав- стралийском обществе. Рост социально-политической активности аборигенов не мог не затронуть австралий- скую историческую науку. Произошло кардинальное «переформатирование» национальной историографии, «аборигенизации» подверглись все ведущие историче- ские музеи Австралии. Особый интерес у современных австралийских ис- следователей вызывает начальный период контактов аборигенов с европейцами [10; 11]. При этом австра- лийские историки не могут игнорировать тот факт, что антропологами XIX в. было немало сделано для изуче- ния состояния общества аборигенов. Описания путеше- ственников, заметки этнологов и антропологов XIX в. уже не раз анализировались современниками. Среди тех, кто постоянно обращался в своих трудах к теме австралийских аборигенов был и выдающийся деятель русского революционного движения, основоположник марксизма в России Г.В. Плеханов (1856-1918). Именно место социальных структур и традиционной культуры австралийских аборигенов в исторической концепции Г.В. Плеханова составляет предмет исследования в дан- ной статье. Уровень социально-экономического развития ав- стралийских аборигенов в трудах Г.В. Плеханова image Анализ сочинений Г.В. Плеханова показывает, что он многократно обращался к примерам, связанным с австралийскими аборигенами, в своих исторических сочинениях. Утверждая материалистическое понима- ние истории, борясь со своими политическими оппонентами, первый русский марксист создавал историче- скую концепцию, в которой начальному этапу истории человечества отводилась важная роль. Как и многим его современникам, Г.В. Плеханову представлялось, что именно изучение общества австралийских аборигенов поможет понять, как жили народы в условиях первой общественно-экономической формации. При этом он исходил из популярного в конце XIX - начале ХХ в. тезиса: «Австралийцы и огнеземельцы принадлежат к числу самых низших между известными теперь дики- ми племенами» [4: 352]. В другой своей работе он вы- сказался еще резче: «Австралийцев с полным основа- нием относят к самым низшим охотничьим племенам. Культурное их развитие ничтожно» [6: 348]. Вместе с тем, исключительно важно подчеркнуть: Г.В. Плеханов не принимал на веру все суждения об от- сталости аборигенов Австралии. Он сомневался в ис- тинности тезиса известного немецкого экономиста Карла Бюхера о том, что общественные отношения австралийцев «едва ли заслуживают названия обще- ственного союза» [Там же: 326]. Ему была ближе точка зрения Р.Г. Мэтьюза, представленная в работе «Клас- совая система Камиларуа у австралийских туземцев». В данном труде, опубликованном в «Трудах и протоко- лах Квинслендского отделения Австралийского Коро- левского географического общества», подчеркивалось: «Австралийское племя - это организованное общество, управляемое согласно строгим нормам обычного права через посредство вождей племени или правителей раз- личных частей общины» [Там же]. Конечно, особенно важно то, что Г.В. Плеханов был знаком с этим издани- ем, выходившим в Брисбене. Заметим, что тщательное изучение трудов Г.В. Плеханова показывает: русский марксист был знаком и с другими выпусками этой се- рии. Так, он активно использовал другую работу Р.Г. Мэ- тьюза «Наскальные рисунки австралийских туземцев», опубликованную в одном из выпусков «Трудов и про- токолов Квинслендского отделения Австралийского Королевского географического общества» [6: 353]. Г.В. Плеханов в своих сочинениях активно использо- вал австралийский материал для аргументации своих тезисов. Наиболее ярко это заметно в книге «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», ко- торую составители его пятитомного собрания сочине- ний, вышедшего в СССР в условиях хрущевской «отте- пели», оценивали как «лучшую из марксистских работ Плеханова» [8: 811]. Эта работа вышла в свет в 1895 г. под псевдонимом Бельтов. Данное полемическое про- изведение (не случайно оно имело подзаголовок: «От- вет господам Михайловскому, Карееву и комп.») было посвящено, прежде всего, борьбе с философским иде- ализмом. Обосновывая материалистические взгляды, Г.В. Плеханов замечал: «Все существование австралий- ского дикаря зависит от его бумеранга, как все суще- ствование современной Англии зависит от ее машин. Отнимите от австралийца его бумеранг, сделайте его земледельцем, и он по необходимости изменит весь свой образ жизни, все свои привычки, весь свой образ мыслей, всю свою «природу» [1: 609]. При этом он под- черкивал, что превращение австралийцев в земле- дельцев приведет к радикальным изменениям средств производства и производительных сил, т.е. принципи- ально изменит само австралийское общество. В своих рассуждениях Г.В. Плеханов опирался на работы крупнейших правоведов своего времени, в частности, М.М. Ковалевского. Так, первый русский марксист использовал труд выдающегося специалиста по сравнительному правоведению под названием «Кар- тина происхождения и эволюции семьи и собственно- сти», изданный на французском языке в Стокгольме в 1890 г. В этой работе М.М. Ковалевский указывал, что «в Австралии охота на кенгуру производится воо- руженными отрядами из нескольких десятков и даже сотен туземцев». По мнению известного русского ли- берала, это было связано с тем, что человек нуждается в создании «ассоциаций» с другими индивидами, что- бы обеспечить свое существование. Эти теоретические положения, высказанные М.М. Ковалевским, необхо- димы были Г.В. Плеханову для того, чтобы показать: общественное присвоение предшествовало частной собственности, являлось более «древним» институтом [Там же: 628]. image В марте 1901 г. Г.В. Плеханов прочитал цикл лекций в Женеве в школе для часовых мастеров. По воспоми- наниям Р.М. Плехановой, аудитория состояла из швей- царских и итальянских рабочих и представителей ин- теллигенции (в том числе русских политэмигрантов) [9: 792]. Лекции были посвящены обоснованию Г.В. Плехановым принципа исторического материа- лизма. Характеризуя связь между состоянием произ- водительных сил общества и формированием в нем определенных социальных отношений, русский марк- сист вновь обратился к примерам, связанным с жизнью австралийских аборигенов. Так, он отмечал, что «строй собственности зависит от способа производства, ибо распределение и потребление богатств тесно связано со способом их добывания» [2: 660]. Поэтому, по его мнению, первобытные охотники часто объединялись для поимки крупной дичи: так, «австралийцы охотят- ся за кенгуру отрядами в несколько десятков человек» [2: 660]. Г.В. Плеханов указывал, что территория каж- дого охотничьего племени считается у австралийских аборигенов коллективной собственностью, при этом каждый человек охотится в ее пределах по своему усмотрению (важно только не переходить на террито- рию других племен). Вместе с тем, отмечал основопо- ложник русского марксизма, существует и личная соб- ственность на оружие, одежду и т.д. Таким образом, им обосновывалась тесная связь между уровнем развития производительных сил и господствующими в данном обществе формами собственности. Г.В. ПЛЕХАНОВ О СПЕЦИФИКЕ КУЛЬТУРЫ АВСТРАЛИЙСКИХ АБОРИГЕНОВ Как последовательный марксист Г.В. Плеханов до- казывал, что происхождение разных видов искусства также тесно связано с формами производства. Он под- черкивал, что первые танцы были во многом связаны с подражанием движениям животных, на которых охо- тились люди. Так, австралийские аборигены, замечал он, пытались подражать движениям кенгуру и эму, «по- тому что охота за этими животными и ловля их являют- ся главным делом их жизни» [Там же: 665]. Таковы же, указывал русский марксист, и женские танцы. Женщины австралийских аборигенов, замечал он, представляли в танце, как они ныряли на ловле ра- ковин, выкапывали съедобные корни и т.д. Таким об- разом, делал вывод Г.В. Плеханов, в танцах происходи- ло воспроизведение производственной деятельности людей. «Искусство есть непосредственный образ про- цесса производства», - подчеркивал русский марксист [Там же]. В более поздних работах Г.В. Плеханов продолжал обращаться к сюжетам, связанным с Австралией, для обоснования своих взглядов. Таков один из важнейших трудов Г.В. Плеханова «Основные вопросы марксизма», написанный в ноябре-декабре 1907 г. для так и не вы- шедшего в свет сборника к 25-летию со дня смерти К. Маркса. В итоге работа увидела свет в 1908 г. в из- дательстве «Наша жизнь», а затем многократно пере- издавалась: только к середине 1950-х гг. вышло более 40 изданий этой брошюры на разных языках. В данном труде Г.В. Плеханов, прежде всего, борол- ся с тем «богоискательством», которое было характер- но в начале ХХ в. (особенно после окончания револю- ции 1905-1907 гг.) для многих представителей русской интеллигенции. Полемизируя с А.В. Луначарским, А.А. Богдановым и другими публицистами, он пред- принимал попытку анализа исторического процесса формирования религиозных представлений. Для этого он обращался к работе Э. Эйра «Нравы и обычаи тузем- цев Австралии в журнале исследовательских экспе- диций в Центральной Австралии и на австралийском материке», изданной в Лондоне в 1847 г. В ней британ- ский исследователь доказывал, что австралийские пле- мена не могли долго находиться по соседству в одной местности: «еще прежде, чем австралийцев заставит разойтись недостаток пищи или необходимость за- няться преследованием дичи, между ними начинаются враждебные столкновения, очень скоро ведущие, как известно, к битвам» [3: 155]. Данный пассаж был необ- ходим Г.В. Плеханову для того, чтобы доказать: от уров- ня развития производительных сил зависит характер международного, «между прочим, и междуплеменно- го» права, присущий данному обществу [Там же]. Чтобы доказать определяющее влияние бытия на сознание человека, Г.В. Плеханов в этом труде об- ращался и к сюжетам, связанным с мифологией ав- стралийских аборигенов. Поскольку, как указывал он, «главнейшим источником опыта были у первобытного охотника животные», то неудивительно, что, по дан- ным этнографов, «боги австралийцев…преимуще- ственно птицы и животные» [3: 161]. В своих сочинениях Г.В. Плеханов весьма активно опирался на труд А. ван Геннепа «Мифы и легенды Ав- стралии» (был издан в Париже без указания года вы- пуска; предисловие подписано 1881 г.). Отсюда заим- ствованы сюжеты о космологических представлениях австралийских аборигенов, мифы о происхождении луны, лунных циклах и т.д. [6: 331]. Русский марксист указывал на большую роль животных в этих мифах. По мнению Г.В. Плеханова, приведенные им примеры убедительно доказывали, что «в миросозерцании ди- каря в самом деле нет границ между ним и животным, и все это делает понятным для нас тот факт, что перво- начально человек воображает своих богов в виде жи- вотных» [Там же: 349]. Однако, на наш взгляд, более важно другое. Именно мифы австралийских аборигенов являлись для Г.В. Пле- ханова наиболее убедительным доказательством того, что атеистическая картина мира была наиболее древ- ней. Он полагал, что космологические представления австралийцев относятся к числу «тех теорий, кото- рые стараются объяснить эволюцию живых существ, не прибегая к «гипотезе бога» [Там же: 344]. Этот тезис подводил основоположника российской версии марксизма еще к одному важному выводу: «Первобытный охотник - эволюционист по преиму- ществу. Во всех известных нам действительно пер- вобытных мифах говорится не о создании человека и животных, а об их развитии» [Там же: 342]. И вновь в качестве доказательства Г.В. Плеханов приводит один из мифов австралийских аборигенов, заимствованный им из книги А. ван Геннепа. image Доказывая, что тотемистические представления были созданы людьми для поддержания существую- щего общественного порядка, русский марксист обра- щался к особенностям обряда инициации. Он показы- вал, что только дети в первобытном обществе наивно верили, что за дурные проступки они будут наказаны духами; в ходе прохождения обряда инициации маль- чики узнавали, что духи не интересуются обществен- ной нравственностью, а за проступки мальчики будут наказаны племенем. В связи с этим Г.В. Плеханов делал вывод: «Первобытный божественный клан наказывает людей только за их грехи по отношению к нему само- му» [Там же: 351]. При этом в данном случае он исполь- зовал материалы статьи Дж. Фрэзера «Зачатки религии и тотемизма у австралийских туземцев», опубликован- ной в 1905 г. Г.В. Плеханов обращался и к проблеме эстетическо- го сознания австралийских аборигенов. Эта попытка была предпринята в «Письмах без адреса», написанных им в 1899-1900 гг. Уже в первом «Письме», опублико- ванном в 1899 г. на страницах марксистского журнала «Начало», он указывал, что австралийские аборигены «никогда не украшают себя цветами», хотя в Австралии их немало. Данный пример был необходим русскому марксисту для того, чтобы подтвердить важный для него тезис: отсутствие в орнаментах племен перво- бытных охотников растений. «Современная наука и это объясняет ни чем иным, как состоянием производи- тельных сил», - подчеркивал Г.В. Плеханов [5: 307]. Эти же факторы, по мнению русского марксиста, развивали у австралийских аборигенов и чувство сим- метрии. Он признавал, что «способность наслаждать- ся симметрией» дается людям от природы, но подчер- кивал, что развивается оно в ходе производственного процесса. При этом Г.В. Плеханов опирался на рисунки австралийских щитов, приведенные в книге извест- ного немецкого этнографа и искусствоведа Э. Гроссе «Происхождение искусства». Любопытно, что, проа- нализировав их, Г.В. Плеханов заявил: «Австралий- ский дикарь, украшающий свой щит, в такой же мере признает чувство симметрии, в какой признавали его и высоко цивилизованные строители Парфенона» [Там же: 312]. Характеризуя искусство аборигенов Австралии, Г.В. Плеханов использовал также труд германского пу- тешественника Р. Земона «В австралийских джунглях и на побережьях Кораллового моря», изданный в Лейп- циге в 1896 г. При этом русский марксист полагал, что информацию Р. Земона об отсутствии украшений у многих австралийских племен не следует понимать буквально: очевидно, определенные украшения у них все-таки были. Тем более что далее Г.В. Плеханов при- водил массу фактов, которые свидетельствовали о раз- витом искусстве наскальной живописи у австралий- ских аборигенов [7: 387]. Но фраза Р. Земона была важна русскому марксисту, чтобы еще раз подтвердить тезис: «Нельзя предположить, что эти несложные и немного- численные украшения явились у австралийца раньше и занимают в его деятельности больше места, чем за- боты о пропитании и соответствующие им орудия тру- да» [6: 353]. Таким образом, именно производительные силы определяли, согласно воззрениям русского марк- систа, остальные сферы жизни общества. В данном сочинении Г.В. Плеханов обращался и к сюжетам, связанным с музыкальным творчеством аборигенов Австралии. Для этого он вновь использо- вал уже упомянутую работу Э. Эйра «Нравы и обычаи туземцев Австралии в журнале исследовательских экспедиций в Центральной Австралии и на австра- лийском материке». На основе этого труда Г.В. Пле- ханов сделал вывод о том, что в музыке аборигенов сильно развито чувство ритма, между тем как они «очень слабы в мелодии и не имеют, по-видимому, ни малейшего понятия о гармонии» [5: 308]. Казалось бы, замечал русский марксист, чувство ритма - это то, что сближает человека с животными, что свойствен- но его «естественному состоянию». Но Г.В. Плеханов не был бы марксистом, если бы удовлетворился таким объяснением. Нет, доказывал он, ритм также зависит от «технологического характера данного производи- тельного процесса, от техники данного производства» [Там же: 309]. С аналогичных позиций Г.В. Плеханов оценивал и игры детей у австралийских аборигенов. Тот приве- денный в работе Э. Эйра факт, что дети часто играли в войну, по его мнению, свидетельствовал о том, что во- оруженные конфликты играли большую роль в жизни австралийского общества и сформировали потребность в хорошо подготовленных воинах [6: 342]. Дискутируя с немецким антропологом К. Гроосом, русский марк- сист полагал, что в социальном плане не игра предше- ствовала практической деятельности, а, наоборот, труд предшествовал игре. Именно социальная среда и опре- деляет те игры, в которые играют люди (в том числе и австралийские аборигены), доказывал Г.В. Плеханов. ВЫВОДЫ Анализ сочинений Г.В. Плеханова показывает, что сюжеты, связанные с австралийскими аборигенами, занимали достаточно важное место в его творчестве. Естественно, сам Г.В. Плеханов не проводил полевых исследований в Австралии, но он был хорошо знаком с многочисленными записками путешественников, исследованиями этнологов и антропологов. Факты, касающиеся социальных отношений и культурных практик, присущих австралийскому обществу, исполь- зовались Г.В. Плехановым для обоснования ключевых положений исторического материализма и марксиз- ма. По мнению основоположника российской версии марксизма, австралийские аборигены являлись убеди- тельной иллюстрацией того, что уровень развития про- изводительных сил определял все сферы обществен- ной жизни. Ныне, к сожалению, Г.В. Плеханов относится к числу забытых фигур, которыми интересуются лишь специ- алисты по истории русской социал-демократии. Меж- ду тем, выход в свет в 1956-1958 гг. его пятитомного собрания избранных философских произведений стал знаковым событием, одним из символов «оттепели», а само данное издание быстро стало очень редким. Анализ представленных в нем трудов Г.В. Плеханова демонстрирует весьма высокий уровень научной эру- диции философа. Русский марксист был хорошо зна- ком с творчеством ведущих этнологов и антропологов своего времени, следил за всеми новинками философ- ской, исторической и культурологической литературы, выходившей не только в Европе, Америке и России, но даже в Австралии. На наш взгляд, имя Г.В. Плехано- ва должно остаться в истории русской общественной мысли, а его труды все еще нуждаются в дополнитель- ном изучении.×
Об авторах
Алексей Валерьевич Антошин
Уральский федеральный университет
Email: alex_antoshin@mail.ru
доктор исторических наук, доцент; профессор кафедры востоковедения Екатеринбург, Российская Федерация
Список литературы
- Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю // Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. М., 1956. Т. 1. С. 507-730.
- Плеханов Г.В. Материалистическое понимание истории // Плеханов Г.В. Указ. соч. М., 1956. Т. 2. С. 634-668.
- Плеханов Г.В. Основные вопросы марксизма // Плеханов Г.В. Указ. соч. М., 1957. Т. 3. С. 124-196.
- Плеханов Г.В. О так называемых религиозных исканиях в России // Плеханов Г.В. Указ. соч. М., 1957. Т. 3. С. 326-437.
- Плеханов Г.В. Письма без адреса. Письмо первое // Плеханов Г.В. Указ. соч. М., 1958. Т. 5. С. 282-318.
- Плеханов Г.В. Письма без адреса. Письмо второе // Плеханов Г.В. Указ. соч. М., 1958. Т. 5. С. 318-354.
- Плеханов Г.В. Письма без адреса. Письмо четвертое // Плеханов Г.В. Указ. соч. М., 1958. Т. 5. С. 357-392.
- Примечания // Плеханов Г.В. Указ. соч. М., 1956. Т. 1. С. 775-825.
- Примечания // Плеханов Г.В. Указ. соч. М., 1956. Т. 2. С. 726-800.
- Blainey G. The Story of Australian People. The Rise and Fall of Ancient Australia. Penguin Random House Australia, 2015.
- Tompson S. Victoriana Sydney. Anchor Books Australia, 2016.
Дополнительные файлы
![](/img/style/loading.gif)