О ДАТИРОВКЕ И КУЛЬТУРНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОГО МОГИЛЬНИКА КОРДОН МИАССОВО 1 В ГОРНО-ЛЕСНОМ ЗАУРАЛЬЕ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматриваются вопросы датировки и культурной принадлежности двух погребений средневекового могильника Кордон Миассово 1, расположенного в горно-лесном Зауралье. Представлены результаты сопоставительного анализа инвентаря погребений, включающего в себя предметы воинско-всаднического снаряжения - колчан с железными бронебойными наконечниками стрел, удила, фрагменты конской плети, ножи. Показано, что представленный инвентарь имеет аналогии в широком круге кочевых культур Восточной Европы, Западной и Южной Сибири XIII-XVI вв., что подтверждает и радиоуглеродная дата, полученная по костям из погребения 1 могильника Кордон Миассово 1. Уделяется внимание антропологическому анализу погребенных, расово-диагностирующие особенности которых указывают на их смешанное европеоидно-монголоидное происхождение и признаки морфокомплекса постоянных всадников-воинов. Делается вывод, что в археолого-культурном плане погребения могильника Кордон Миассово 1 входят в круг памятников, распространенных во второй четверти II тыс. на широкой территории по обе стороны Уральского хребта от восточных районов Татарстана, горно-лесных и лесостепных Башкортостана до лесной зоны Зауралья, которые исследователи объединяют в рамках единой - чияликской - культуры. Эту культуру связывают с одним из этапов формирования угорского этнокультурного массива, предков современных ханты, манси и венгров.

Полный текст

Памятник археологии Кордон Миассово 1 распо- ложен в Ильменском государственном заповеднике в 2,7 км к юго-западу от д. Уразбаева Челябинской об- ласти на северо-западной оконечности обширного по- луострова между озерами Малое Миассово и Большое Миассово. В физико-географическом отношении это лесная зона восточных отрогов Уральского хребта. В течение полевых сезонов 2014, 2016 и 2017 гг. раскопом площадью 160 м2 выявлено 13 объектов, свя- занных с функционированием двух разновременных могильников; 11 из них - это черкаскульско-межовские погребально-поминальные комплексы эпохи поздней бронзы и 2 - захоронения эпохи средневековья. Оба могильника грунтовые, поэтому число реаль- ных захоронений в этих комплексах может быть выяв- лено только после полного завершения их раскопок. Описание обоих погребений средневекового мо- гильника в научной литературе уже приведено [Шорина, 2017; 2019]. Поэтому в данной статье основное внимание сосредоточено на вопросах его датировки и культурной принадлежности. Рассмотрены также осо- бенности генезиса археологических культур контакт- ной зоны леса и лесостепи по обе стороны Уральского хребта в интервале с IX по XV вв. Их исследователи свя- зывают с формированием угорского этнокультурной общности, непосредственных предков ханты, манси и венгров. Прежде чем перейти к раскрытию данных вопросов, кратко суммируем особенности погребального обряда этих двух захоронений, отраженного в археологиче- ских артефактах. Оба погребения грунтовые, совершены в неглубо- ких, 40 и 45 см, могильных ямах, которые перекрыты накатниками, сооруженными из необработанных суч- коватых досок (рис. 1; 2). Последние, скорее всего, были скреплены в конструкцию гвоздями (рис. 1, 4). Возмож- но, что в процессе погребальных действий над могилой разводился ритуальный костер. 1 Работа выполнена по Комплексной программе УрО РАН, проект № 18-6-6-15 «Археологические памятники как источники по рекон- струкции развития древних обществ Урала и севера Западной Сибири». image APXEOflOfll/R 07.00.06 Рис. 1. Погребение 1 эпохи средневековья могильника Кордон Миассово 1: image а - дерево; б - местоположение и номер артефакта. 1 - пластина; 2 - обломок ножа; 3, 5, 10 - наконечники стрел; 4 - обломок гвоздя; 6-9 - коррозированные обломки; 11 - тесло-мотыжка. 1 - бронза; 2-4, 6-9, 11 - железо; 5, 10 - кость image O ,a Tt1 t1 KYf1 TYPHOtlt nPt1 A,af1E/K Tt1 CPE,a OBOrO MOrt1f1bHt1 A KOP,a Mt1ACCOBO 1 B rOPHO-f1 3AYPAf1 WOpuH A.<D., WOpuHa A.A., 3tKOB A.n. Рис. 2. Погребение 2 эпохи средневековья могильника Кордон Миассово 1: а - дерево; б - местоположение и номер артефакта; в - берестяной колчан. 1 - фрагмент рукояти; 2 - обломок бронзы; 3 - навершие рукояти; 4 - пуговица; 5, 9-11 - наконечники стрел; 6-7 - удила; 8 - обкладка лука; 12-13 - коррозированные обломки; 14 - сосуд. 1, 4, 8 - кость; 2 - бронза; 3 - серебро; 5-7, 9-13 - железо, 14 - глина Способ захоронения обоих погребенных едино- образен. Это вытянутое положение тела на спине, пра- вая рука согнута в локте и кисть ее уложена на таз, левая рука вытянута вдоль тела, стопы ног вплотную сдвинуты друг к другу (создается впечатление, что они связаны), голова ориентирована в западный сектор азимутом на 260 и 270° (см. рис. 1; 2). В более предста- вительном погребальном инвентаре второго захороне- ния, а это был мужчина от 30 до 40 лет, невысокого ро- ста, плотного телосложения, физически очень сильный (здесь и далее все антропологические характеристики костяков проведены Е.О. Святовой, за что авторы ей искренне признательны), четче проявляется принад- лежность к воинско-всадническому страту: удила, кол- чан с железными бронебойными стрелами, фрагменты конской плети (рис. 2, 1-3, 5-7, 9-11). Есть также кос- венные антропологические свидетельства принадлеж- ности индивида к этому воинскому страту: след уда- ра рубящим орудием с прямым или слабоизогнутым лезвием в области коленного сустава левой ноги. Эта травма нанесена непосредственно перед смертью ин- дивида. В сопровождающем инвентаре первого захоро- нения юноши 17-18 лет набор таких артефактов менее очевиден. В его погребальном инвентаре также присут- ствовал железный бронебойный наконечник стрелы, но помимо этого найдены два костяных наконечника стрел, железный нож, а также небольшое тесло-мотыж- ка (см. рис. 1, 2, 3, 5, 10, 11). Эти орудия могли исполь- зоваться скорее даже в повседневной промыслово-хо- зяйственной деятельности. Признаки морфокомплекса постоянных всадников, возможно, с использованием стремян при верховой езде четко проявляются и в ана- томическом строении обоих индивидов. Это недоста- точная амортизация позвоночника при выпрямленном положении спины, следы ушибов, связанных как с уда- ром, так и падением с высоты и пр. Таким образом, параллели в погребальном обря- де и сопровождающем инвентаре обоих захоронении неоспоримы и свидетельствуют, что они оставлены одним коллективом в относительно короткий хроно- логический интервал. Косвенно об этом же свидетель- ствует единый антропологический тип погребенных: одонтологические расово-диагностирующие признаки указывают на их смешанное европеоидно-монголоид- ное происхождение. Есть и антропологические свиде- тельства проживания этих индивидов в одних и тех же природно-климатических условиях. Анализ их зубной, в том числе сколов зубной эмали у юноши и наличие двух кариозных полостей на зубах нижней челюсти взрослого мужчины, свидетельствует об употребления в пищу неспецифических абразивных твердых частиц, например: орехи, мука твердого помола или что-то по- добное. Присутствуют на обоих костяках свидетельства и о пережитом ими в раннем возрасте, от 2 до 5 лет, фи- зиологическом стрессе: болезни или голодании. ,[ATll1 OBKA ll1 KYnbTYPHA1 nPll1 ,[nE>K Tb MOIll1nbHll1 A image Погребальный инвентарь первого погребения, за исключением бронебойного наконечника стрелы, найденного рядом с могилой, оказался малоинфор- мативным для определения времени его совершения. Те же костяные наконечники стрел и железный нож (см. рис. 1, 2, 5, 10) имели очень широкий хронологиче- ский диапазон бытования в пределах нескольких архе- ологических эпох (см. подробнее далее). Еще одно же- лезное изделие, найденное рядом с могилой, но связь которого с погребением юноши или тем коллективов, кто его хоронил, возможна, в научной литературе определяется как втульчатый топор, тесло, мотыга или тесло-мотыжка (см. рис. 1, 11). Оно изготовлено из же- лезной пластины толщиной 4-6 см. Общая длина ору- дия 8 см. Соотношение длины втулки и рабочей части изделия примерно 1,4 : 1. Несомкнутая втулка (труби- ца) изделия длиной 4,3 см имеет овальную в сечении форму размером 3,8 × 2,6 см. На одной из ее боковых плоскостей фиксируется отверстие округлой формы диаметром 5 мм для жесткого крепления с деревян- ной рукоятью. Длина рабочей плоскости орудия 3,1 см, ширина у втулки 3,2 см, а у лезвия - 3,4 см. Рабочая часть скругленного лезвия имеет одностороннюю ско- шенную заточку и утончено до 3 мм. Такие орудия имели широкий хронологический период существова- ния: с конца I тыс. до н.э. и вплоть до этнографической современности. Но для нас важно, что на территории лесного Урала и сопредельных регионов они извест- ны в памятниках юдинской культуры и макушинского типа [Могильников, 1987: 175, 177], Танкеевском мо- гильнике Среднего Поволжья [Казаков, 1992: 72] и др. Это те культурные образования, к кругу которых от- несен, о чем речь пойдет далее, и могильник Кордон Миассово 1. Прямым датированием по С14, извлеченного из ле- вой бедренной кости скелета юноши, время захоро- нения первого индивида было определено: Le-10990: 660 ± 70 BP,1σ: 1270-1330,1340-1400 AD,2σ: 1220-1420 AD (δ13 C - 18,6%, δ15 N - 13,1%). То есть, это временнóй интервал со второй четверти XIII по начало XV в. Такой датировке могильника в целом не противо- речит и погребальный инвентарь, более информатив- ный в этом плане из второго погребения. Так, прямые аналоги сосуду из погребения 2 име- ются в захоронениях могильников Такталачук и I Азь- метьевского чияликской культуры X-XV вв. Восточного Татарстана и Башкортостана. Здесь наряду с посудой, украшенной гребенчато-шнуровыми орнаментами, есть и низкогорлые круглодонные неорнаментирован- ные горшки [Казаков, 1978, рис. 30, 3; 44, 16]. Подоб- ные же сосуды без ямочной зоны и орнамента на шейке и тулове соотносятся также с типом 7 позднесредневе- ковой лепной керамической посуды городища Искер. Подобная посуда широко распространена в памятни- ках XIII-XVI вв. сибирских татар и сайгатинской куль- туры Северо-Западной Сибири [Зыков и др., 2017: 218, 219, рис. 23, 13; 100, 1; 105, 1, 2, 5]. Три из пяти железных наконечников стрел, один из погребения 1 и два из погребения 2, относятся к одному типу бронебойных долотовидных в виде уз- кой лопаточки с наибольшим расширением в верхней части у острия, прямоугольного массивного сечения, с шейкой и упором, круглым в сечении черешком (см. рис. 1, 3; 2, 5, 9). Это эффективное оружие для пробивания металлических пластин доспехов. Еди- ничные находки подобных наконечников Восточной Европы А.Ф. Медведев относил к типу 99 и датировал IX-XIV вв. [Медведев, 1966: 85, табл. 30, 96]. Более мно- гочисленны они в кыргызских могильниках аскизской культуры X-XIV вв. Южной Сибири [Кызласов, 1983: 38, 39, табл. XIX, 30, 31; Горбунов, 2006: 35, рис. 33, 23]. Два именно таких аналогичных миасским бронебой- ных долотовидных наконечника известны на севере в Сургутском Приобье - в погребении 130 XIII в. Сай- гатинского IV могильника и в Сайгатинском I святи- лище X-XVI вв. А вот в памятниках сибирских татар XIII-XVI вв. такого типа наконечников пока не выявле- но. Даже в большой выборке Искера обнаружено только 2 экземпляра железных плоских срезней в виде узкой удлиненной лопаточки с упором и круглым в сечении черешком типа 23 [Зыков и др., 2017: 166, рис. 86, 13, 14]. Но они не являлись бронебойными. Один экземпляр из погребения 2 (см. рис. 2, 10) представляет собой бронебойный боеголовковый с массивной ромбовидной боевой головкой толстого ромбического сечения, с округлой в сечении шейкой, с упором, с круглым в сечении черешком. Соответству- ет типу 101 классификации восточноевропейских нако- нечников стрел А.Ф. Медведева. Они датируются пер- вой половиной - серединой XIV в. [Медведев, 1966: 86, табл. 28, 8, 20, 21). По одному такому же наконечнику найдено на Искере [Зыков и др., 2017: 167, табл. 86, 16] и на Кинтусовском могильнике. В небольшом числе подобные бронебойные боеголовковые наконечни- ки встречались в Южной Сибири [Худяков, 1980: 92, табл. XXXI, 2, 3; Кызласов, 1983: 38, 39, табл. XX, 1. 16, 17, XXXIV, 5; Горбунов, 2006, рис. 33, 37]. Последний такой наконечник из погребения 2 внешне похож на предыдущий, но отличается от него гораздо меньшей толщиной ромбовидного сечения пера (см. рис. 2, 11). Поэтому он относится к другому типу боеголовковых с выделенной короткой боевой го- ловкой ромбической формы уплощенно-ромбического сечения, с длинной шейкой, упором, черешком кру- глого сечения. В коллекции городища Искер это самый распространенный тип (№ 19) универсальных охот- ничье-боевых наконечников, к нему относится почти четверть всех зафиксированных [Зыков и др., 2017: 165, 166, рис. 19, 1, 4, 13, 14, 20; 85, 10-28]. Оба костяные шлифованные наконечники стрел относятся к одному типу ассиметрично-ромбических с наибольшим расширением в нижней трети длины пера, треугольного сечения, с выделенным уплощен- ным черешком (см. рис. 1, 5, 10). В коллекции Искера подобных артефактов, выделяемых в тип 4, зафикси- ровано 14 экз.; больше, чем каких-либо других костя- ных наконечников [Там же: 178, рис. 19, 22; 20; 87, 7, 10, 11]. Сделанные из крупных обломков расколотых трубчатых костей животных такие наконечники упо- треблялись, по крайней мере, с раннего железного века до конца позднего средневековья, практически не из- меняясь. image Два фрагмента удил, найденные в погребение 2 (см. рис. 2, 6, 7), без сомнения, это фрагменты одного составного железного изделия - двухзвенных кольча- тых удил. Удила состояли из двух одинаковых четы- рехгранного сечения грызел с двумя петлевидными завершениями на концах обоих стержней. Одни петли служили для подвижного скрепления грызел, а кон- цевые - для закрепления колец диаметром 3,3-3,5 см круглого сечения. Сборка производилась путем горячей кузнечной сварки, обеспечивавшей неразъемное под- вижное соединение деталей изделия. Достаточно про- стые кольчатые удила предназначались для нестрогого управления спокойной выезженной лошадью. Самые ранние кольчатые удила в Западной Сибири известны из погребения II-IV вв. саргатской культуры Ипкуль- ского могильника [Корякова, 1988, рис. 20], самые позд- ние - в татарских погребениях XVII-XVIII вв. Барабы [Молодин и др., 1990: 82, рис. 59, 1-16; 75, 1, 2, 6]. Таким образом, судя по аналогиям, хронологиче- ский интервал бытования вещей из обоих погребений могильника укладывается в период XIII-XVI вв., т.е. даже несколько шире, чем тот, что определен радиоу- глеродным датированием. В археолого-культурном плане погребения могиль- ника Кордон Миассово 1 входят в круг памятников, рас- пространенных во второй четверти II тыс. на широкой территории по обе стороны Уральского хребта от вос- точных районов Татарстана, горно-лесных и лесостеп- ных Башкортостана до лесной зоны Зауралья. К западу от Уральского хребта эти памятники (Такталачукский, I Азьметьевского, Казакларовский, Ахметовский II, Ка- ра-Якуповский и другие грунтовые могильники), как и могильники в горной части Зауралья (Большеказак- баевский 2, Перегон V), относятся к чияликской архе- ологической культуре [Шорина, 2017: 110]. Могильни- ки же у д. Мыс и курганный могильник у д. Макушино в восточных районах Свердловской области относят к юдинской культуре либо ее локальному варианту - памятникам макушинского типа [Викторова, 1962а, б; Могильников, 1987]. Но, в принципе, памятники обоих культурных типов практически идентичны, поэтому возможно их объединение их в одну - чияликскую - культуру [Голдина, Зыков: 46, 50-54]. 3AKnl04EHll1 Тем самым, на значительной территории контакт- ной зоны леса и лесостепи по обе стороны Уральского хребта от Восточной Татарии на западе по восточные районы Свердловской области на востоке в интервале со второй четверти XIII по начало XV вв. выделяется свита близких в археологическом отношении памят- ников: чияликские, юдинские и макушинские. Их ис- следователи связывают с обширным угорским этно- культурным массивом, который подвергся процессам тюркизации, особенно в южной своей части [Казаков, 1977; Могильников, 1987: 168-176, 179-183; Гарусто- вич, 1988; Викторова, 2008]. Формирование этого мас- сива может уходить в события IX в., когда происходит пока что необъяснимое в южной части Зауралья ис- чезновение бакальской культуры. А опустевшие земли долины реки Исети стали заселяться выходцами с се- вера - носителями юдинской культуры X-XIII вв. Ко- неводство было освоено еще их предками в эпоху ба- тырской культуры IV-XI вв. В лесостепном Приисетье население юдинской культуры, как и их местные пред- шественники, каковыми являлись носители горохов- ской, саргатской и бакальской культур, быстро освои- ло полукочевой скотоводческий образ жизни и стало продвигаться в обезлюдевшую после ухода венгров - мадьяр на запад в поисках «новой родины» нишу - относительно тонкую полосу пограничья южного леса и северной лесостепи от Уральских гор до долины р. Белой. Вся эта полоса маркируется появлением здесь редких пока еще памятников с керамикой, орнамен- тированной шнуровыми штампами - типичной в этот период именно для юдинской культуры. Как в Приу- ралье, так и в Зауралье они сменяются памятниками более позднего эволюционного развития. В Зауралье их принято называть макушинским типом XIV-XV вв., в Приуралье - чияликской культурой X-XV вв. Хотя по сути это одно и тоже, поэтому логичнее объединять их в одну - чияликскую - культуру. Значительная часть этого населения имела явно выраженную коневодче- скую направленность. Воинско-коневодческий образ жизни, как уже отмечено выше, очевиден по антро- пологическим данным и по сопровождающему погре- бальному инвентарю и для населения, оставившего могильник Кордон Миассово 1. В первом случае - это морфокомплекс постоянных всадников с использова- нием стремян при верховой езде, прижизненные трав- мы и раны, связанные как с падением, так и ударом, в том числе рубящим орудием, непосредственно перед смертью индивида. Во втором - это обломки кольча- тых двухзвеньевых удил, рукоятка конской плетки и, конечно же, костяные и особенно железные бро- небойные наконечники стрел, способные пробивать кольчугу. Мы вслед за В.П. Казаковым и Г.Н. Гарустовичем, учитывая, в том числе смешанное европеоидно-мон- голоидное происхождение этого населения, считаем правомерным связывать подобные типы памятников с той частью угорского этнического массива, что были описаны в известном докладе брата Рихарда Папе Римскому Григорию IX. Он составлен доминиканским монахом Юлианом, венгром по национальности, кото- рый в поисках прародины венгров во второй четверти XIII в. совершил два путешествия в Восточную Евро- пу. И близ большой реки Этиль (река Этель - обычно Волга, но тут, скорее, р. Белая, которую башкиры еще в XIX в. называли Ак-Идель - примеч. авторов), он на- шел народ, который говорил на языке, понятным ему, хотя и были «язычники, не имеют никакого понятия о боге, но не почитают и идолов, а живут, как звери. Земли не возделывают! едят мясо конское, волчье и тому подобное; пьют лошадиное молоко и кровь. Бо- гаты конями и оружием и весьма отважны в войнах. По преданиям древних они знают, что те венгры прои- зошли от них, но не знали, где они…» (Цит. по: [Анин- ский, 1940: 82]). Cnt1 OK COKPAll(EHt1tlt АН СССР - Академия наук СССР БНЦ УрО АН СССР - Башкирский научный центр Академия наук СССР УИИЯЛ АН СССР - Уфимский Институт истории, image языка и литературы Академия наук СССР УрО РАН - Уральское отделение Российской Академии наук Cnt1 OK f1t1 ATYPl / LIST OF REFERENCES
×

Об авторах

Александр Фёдорович Шорин

Институт истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук

Email: shorin_af@mail.ru
доктор исторических наук, профессор; главный научный сотрудник сектора археологии каменного века Екатеринбург, Российская Федерация

Анастасия Александровна Шорина

Институт истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук

Email: aashor@mail.ru
младший научный сотрудник сектора археологии каменного века Екатеринбург, Российская Федерация

Алексей Павлович Зыков

Институт истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук.

Email: a.p.zykov@mail.ru
кандидат исторических наук; старший научный сотрудник сектора эпохи металла Екатеринбург, Российская Федерация

Список литературы

  1. Анинский С.А. Известия венгерских миссионеров XIII-XIV вв. о татарах и Восточной Европе // Исторический архив. Т. III. М., Л., 1940. С. 77-82. [Aninskij S.A. Proceedings of the Hungarian missionaries XIII-XIV centuries. The Tartars and Eastern Europe. Istoricheskij arhiv. Vol. III. M.-L., 1940. P. 77-82.]
  2. Викторова В.Д. Могильник и поселение у д. Мыс на р. Нице // Вопросы археологии Урала. Вып. 4. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1962а. С. 135-153. [Viktorova V.D. Burial Ground and settlement at the Cape on the river Nice. Voprosy arheologii Urala. Issue 4. Sverdlovsk: Izd-vo Ural’skogo un-ta, 1962а. P. 135-153.]
  3. Викторова В.Д. Курганы у с. Макушино на р. Ницце // Археология и этнография Башкирии. Т. 2. Уфа: УИИЯЛ АН СССР, 1962б. С. 247-250. [Viktorova V.D. Barrows at Makushino village on the nice river. Arheologiya i etnografiya Bashkirii. Vol. 2. Ufa: UIIYAL AN SSSR, 1962b. P. 247-250.]
  4. Викторова В.Д. Древние угры в лесах Урала (страницы ранней истории манси). Екатеринбург: КВАДРАТ, 2008. 208 с., ил. [Viktorova V.D. Ancient Ugrians in the forests of the Urals (pages of the early history of Mansi). Yekaterinburg: KVADRAT, 2008. 208 p., il.]
  5. Гарустович Г.Н. Об этнической принадлежности раннемусульманских памятников Западной и Центральной Башкирии // Проблемы древних угров на Южном Урале. Уфа: БНЦ УрО АН СССР, 1988. С. 130-139. [Garustovich G.N. On ethnicity of early Muslim monuments of Western and Central Bashkiria. Problemy drevnih ugrov na Yuzhnom Urale. Ufa: BNC UrO AN SSSR, 1988. P. 130-139.]
  6. Голдина Р.Д., Зыков А.П. Лес и лесостепь Уральской Евразии в эпоху железа (I тыс. до н.э. - XVI в. н.э.): проблемы контактов и взаимодействия // IV Северный археологический конгресс: доклады. 19-23 окт. 2015 г. Ханты-Мансийск-Екатеринбург, 2015. С. 36-56. [Goldina R.D., Zykov A.P. Forest and forest-steppe of Ural Eurasia in the iron age: problems of contacts and interaction // IV Northern archaeological Congress: reports. 19-23 Oct. 2015. Khanty-Mansiysk-Yekaterinburg, 2015. P. 36-56.]
  7. Горбунов В.В. Военное дело населения Алтая в III-XIV вв. Ч. II: Наступательное вооружение (оружие). Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2006. 232 с. [Gorbunov V.V. Military Affairs of the Altai population in the III-XIV centuries. Part II: Offensive weapons (weapons). Barnaul: Izd-vo Altajskogo un- ta, 2006. 232 р.]
  8. Зыков А.П., Косинцев П.А., Трепалов В.В. Город Сибир - городище Искер (историко-археологическое исследование). М.: Наука: Восточная литература, 2017. 559 с.: ил. [Zykov A.P., Kosincev P.A., Trepalov V.V. City of Sibir - Isker settlement (historical and archaeological research). M.: Nauka: Vostochnaya literatura, 2017. 559 p. il.]
  9. Казаков Е.П. О памятниках болгарского времени в восточных районах Татарии // Древности Волго-Камья. Казань: АН СССР, 1977. С. 92-102. [Kazakov E.P. On the monuments of Bulgarian time in the Eastern regions of Tatarstan. Drevnosti Volgo-Kam’ya. Kazan’: AN SSSR, 1977. P. 92-102.]
  10. Казаков Е.П. Памятники болгарского времени в восточных районах Татарии. М.: Наука, 1978. 120 с. [Kazakov E.P. Monuments of the Bulgarian time in East areas tatarii. M.: Nauka, 1978. 120 p.]
  11. Казаков Е.П. Культура ранней Волжской Болгарии (этапы этнокультурной истории). М.: Наука, 1992. 172 с. [Kazakov E.P. Culture of early Volga Bulgaria (stages of ethno-cultural history). M.: Nauka, 1992. 172 p.]
  12. Корякова Л.Н. Ранний железный век Зауралья и Западной Сибири (саргатская культура). Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1988. 240 с. [Koryakova L.N. Early iron age of TRANS-Urals and Western Siberia (sargat culture). Sverdlovsk: Izd-vo Ural’skogo un-ta, 1988. 240 p.]
  13. Кызласов И.Л. Аскизская культура Южной Сибири X-XIV вв. // Свод археологических источников. Е-3-18. М.: Наука, 1983. 128 с. [Kyzlasov I.L. Askizskaya culture of southern Siberia X-XIV centuries. Svod arheologicheskih istochnikov. Е-3-18. M.: Nauka, 1983. 128 p.]
  14. Медведев А.Ф. Ручное метательное оружие (лук и стрелы, самострел) VIII-XIV вв. // Свод археологических источников. Е-1-36. М.: Наука, 1966.184 с. [Medvedev A.F. Hand throwing weapons (bow and arrow, crossbow) VIII-XIV centuries. Svod arheologicheskih istochnikov. Е-1-36. M.: Nauka, 1966.184 p.]
  15. Могильников В.А. Угры и самодийцы Урала и Западной Сибири // Финно-угры и балты в эпоху средневековья: Археология СССР. М.: Наука, 1987б. С. 163-235. [Mogil’nikov V.A. Ugra and Samoyeds of the Urals and Western Siberia. Finno-Ugric and Baltic in the middle ages: Arheologiya SSSR. M.: Nauka, 1987b. P. 163-235.]
  16. Молодин В.И., Соболев В.И., Соловьёв А.И. Бараба в эпоху позднего средневековья. Новосибирск: Наука, 1990. 262 с. [Molodin V.I., Sobolev V.I., Soloviev A.I. Barab in the late middle ages. Novosibirsk: Nauka, 1990. 262 p.]
  17. Худяков Ю.С. Вооружение енисейских кыргызов VI-XII вв. Новосибирск: Наука, 1980. 176 с. [Hudyakov Yu.S. Weapons of Yenisei Kyrgyz in VI-XII centuries. Novosibirsk: Nauka, 1980. 176 p.]
  18. Шорин А.Ф., Шорина А.А. Погребение эпохи средневековья могильника Кордон Миассово 1 в горно-лесном Зауралье // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 06 (60). Ч. 1. С. 107-111. [Shorin A.F., Shorina A.A. Buri- al. of the middle ages of the burial ground Cordon Miassovo 1 in the mountain-forest TRANS-Urals. International research journal. 2017. № 06 (60). 1 hour. P. 107-111.]
  19. Шорин А.Ф., Шорина А.А. Погребение второй четверти II тысячелетия могильника Кордон Миассово 1 в горно-лесном Зауралье: манускрипт. Т. 12. Вып. 5. Тамбов: Грамота, 2019. С. 69-73. [Shorin A.F., Shorina A.A. Burial of the second quarter of the II Millennium of the burial ground Cordon Miassovo 1 in the mountain-forest TRANS-Urals: manuskript. Vol. 12. Issue 5. Tambov: Gramota, 2019. P. 69-73.]

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах