МУСУЛЬМАНСКИЙ ФАКТОР МИГРАЦИОННОЙ ПРОБЛЕМЫ В ВЕДУЩИХ СТРАНАХ ЕС В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Миграционная проблема ЕС, несмотря на спад количества въезжающих на территорию союза иностранцев после кризиса 2015-2016 гг., по-прежнему находится на повестке дня, распадаясь на мириад составляющих. К таковым можно отнести интеграцию уже проживающих мигрантов, адаптацию и социализацию прибывающих, определение новой концептуальной рамки для общей стратегии в отношении разных категорий лиц иностранного происхождения и изменение демографического фона в странах ЕС в условиях низкой рождаемости среди коренного населения и роста численности выходцев из арабских стран, усиление кризиса европейской идентичности и другие.Целью данного исследования является выявление тенденций развития мусульманского фактора в ведущих странах Европейского Союза в динамике с акцентом на выделение сложившихся в европейском обществе после Второй мировой войны страхов в отношении мигрантов-мусульман. Хронологические рамки обусловлены основными этапами трансформации миграционной проблемы. Нижняя граница связана с началом восходящей тенденции числа террористических актов в ЕС, в частности, терактов в Испании и Великобритании. Верхняя граница исследования - осень 2015 г., когда произошел самый крупный теракт в истории Франции (театр «Батаклан»), а также пик миграционного кризиса во всех странах ЕС и исламского терроризма во всем мире.Авторы, на основе выявления изменения численности мусульманского населения, обозначают основные проблемы и тенденции, связанные с резким увеличением выходцев из арабских стран для европейского сообщества и анализируют ряд уже предложенных историками подходов к интерпретации данного явления, а также показывают сложившийся в общественном сознании европейцев образ мусульманина-иммигранта.

Полный текст

Неэффективность мер властей Евросоюза по ин- теграции приезжающих и уже проживающих на его территории иностранцев во многом способствовала эскалации конфликта, известного как миграционный кризис 2015-2016 гг. Данный кризис во многом был обусловлен не столько текущей ситуацией («Арабская весна» и другие события), сколько берет свое начало в послевоенной Европе конца 1940-х - начала 1950-х гг. Ряд таких экономических и политических событий как потребность в рабочих руках для восстановления разрушенных в годы войны хозяйственных связей, рас- пад европейских колониальных империй и появление устремились иммигранты, на первый план неизбежно вышли проблемы их адаптации и интеграции на терри- ториях, где преобладали совершенно иные культурные, этические, религиозные и нормативные установки. Сохраняющиеся и даже набирающие силу диспро- порции в развитии Севера и Юга, усиление миграци- онных потоков из бедных в богатые страны актуализи- руют вопросы, связанные с будущим ЕС в контексте все нарастающей миграции из мусульманских стран2. Так, если в 2005 г. в странах Евросоюза численность населе- ния, исповедующего ислам, колебалась от 2,8 до 3,7%3, то, согласно прогнозам на 2050 г., доля мусульман, при на карте Африки и Азии слабых государственных обраimage зований, локальные войны в этих частях света и в зоне Персидского залива и на Ближнем и Среднем Востоке привели к значительному увеличению притока ми- грантов мусульманского вероисповедания в Европу. Со временем в ведущих странах Западной Европы, куда 2 Куприянов А. Погостили и хватит: европейские страны высы- лают мигрантов обратно [Электронный ресурс] // Lenta.ru. М., 2017.URL: https://lenta.ru/articles/2017/07/05/send_em_back/ (дата обращения: 05.07.2019). 3 Пономарева А. Мусульмане Европы: прогрессирующий фактор страха // Индекс безопасности. 2007. № 3. С. 61-79. сохранении высокой иммиграции, может вырасти до 14% от общей численности населения ЕС4. Проблема мусульманской иммиграции не является новой. После окончания Второй мировой войны быв- шие колониальные державы начали активно привле- кать в свои метрополии выходцев из бывших колоний на малопрестижную работу. Помимо Великобритании и Франции к 1970-м гг. к странам, активно использую- щимтруд мигрантов на экономики собственной страны, присоединяется ФРГ. В эти годы в стране наблюдается ставшая традиционной миграция турков-мусульман. Еще в 1961 г. между Германией и Турцией были под- писаны двухсторонние соглашения, позволявшие ту- рецким гражданам приезжать на заработки5. Турецкое правительство приветствовало такую политику, пото- му что она облегчала проблему безработицы в Турции, помогала улучшить платежный баланс через денежные переводы рабочих6. Постепенно данное явление стало обыденным и для других европейских стран, однако имело негативные последствия, такие как проблемы дефицита бюджетов в связи с ростом расходов государ- ства на социальные нужды, а также с изменением соци- альной конъюнктуры и рост безработицы. На рубеже веков наблюдается резкое увеличение числа иммигрантов в странах ЕС, что ясно выражено в статистических показателях. В 2010 г. численность лиц иностранного происхождения, исповедующих ис- лам, в странах ЕС составляло несколько десятков мил- лионов человек или 3,8% от общего состава населения стран союза7. В последующий период произошел ска- чок в численности иммигрантов из арабских стран в связи с последствиями «арабской весны», в результа- те которой в ряде стран Ближнего и Среднего Востока начались беспорядки и боевые действия. Это в свою очередь, добавило к типичным проблемам региона (безработица, низкий уровень жизни, проблема с эко- логией и др.) еще и утечку квалифицированных кадров в развитые европейские страны. При сохранении же подобной тенденции, по прогнозам, число мусульман во всей Европе к 2030 г. превысит 52 млн чел. Увели- чение доли мусульман весьма точно коррелирует с ко- личеством беженцев, прибывающих в страны ЕС. Так, по данным Евростата, с 2015 г. происходит резкое увеличение численности беженцев, переселяющихся в страны Европейского союза, в особенности из му- сульманских стран8. image 4 Эксперты выделяют три сценария роста мусульманского на- селения в ЕС. Согласно первому, при нулевой миграции, му- сульманское население увеличится до 7,4% к 2050 г., согласно сценарию средней миграции - до 11,2% к 2050 г., при высокой миграции - до 14,0% к тому же году. См.: Europe’s Growth Mus- lim Population. URL: https://www.pewforum.org/2017/11/29/eu- ropes-growing-muslim-population/ (дата обращения: 12.05.2019). 5 Krüger T. Deutsche Türken - Türkische Deutsche? 50 Jahre Anwer- beabkommen zwischen der Türkei und Deutschland [Электронный ресурс] // Bundeszentrale für politische Bildung. Berlin, 2011. URL: http://www.bpb.de/presse/51083/50-jahre-anwerbeabkommen (дата обращения 05.07.19). 6 Садыкова Л.Р. Политика Германии в отношении мусульманских сообществ // Вестник МГИМО. 2014. №6 (39). С. 175. image 7 Europe’s Growth Muslim Population. URL: https://www.pewforum. org/2017/11/29/europes-growing-muslim-population/ (дата обра- щения: 12.05.2019). 8 Eurostat: Statistics Explained. [Электронный ресурс] // Eurostat. Luxembourg, 2019. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/statis- tics-explained/index.php/asylum_statistics (дата обращения: 27.03.2019). Численное увеличение мусульман-мигрантов в стра- нах Евросоюза ведет к целому ряду проблем, таких как: проблема социализации и адаптации мусульман в странах ЕС (также актуализирует вопрос о моделях и формах интеграции мусульман в них); угроза исламизации Европы и потери культуры и уникальности европейского пути развития; опасность радикализации мусульманской молодежи, чьи семьи проживают в странах Евросоюза на протя- жении 2-3 поколений, и возрастания террористиче- ских угроз. Все эти проблемы взаимосвязаны и влияют друг на друга, так что их потенциальное игнорирование способно привести к негативным последствиям. Это прослеживается на примере проблемы исламского терроризма в странах ЕС, отражающей как сложности в социализации и адаптации мусульман, так и уровень радикализации и фундаментализации мусульманской молодежи. Можно утверждать, что мусульманский фактор ак- туализировал в европейском толерантном обществе традиционную дихотомию «свой-чужой». Сейчас осев- шие выходцы из арабских стран и их семьи (во вто- ром-третьем поколении) воспринимаются в европей- ском сознании как «чужие». Их поведение, отрицающее «демократические» нормы принявшего их общества, во многом определяет исходящее от него негативное отношение. Поэтому показателями-индикаторами ак- туализации данной проблемы могут служить митинги и протесты европейцев против исламизации и откры- тия границ для мигрантов. Выступления, митинги, протесты, одиночные пи- кеты, - все эти массовые акции идут под лозунгом против исламизации Европы. Особенно активно они проходили во вторую половину рассматриваемого пе- риода, в частности, в 2015 и в 2016 гг. в Великобритании и Германии, соответственно. Направленность против мигрантов выражается, прежде всего, в лозунгах и пла- катах. По мнению европейцев, большое количество мусульман-мигрантов разрушают установившуюся си- стему ценностей, исторически сложившуюся на данной территории. Об утрате каких именно ценностей идет речь? Пре- жде всего, сторонники антииммиграционных движе- ний считают, что приезжие мусульмане несут в их мир свою систему взглядов, свое видение уклада общества и общественных отношений, где нет места таким поня- тиям как «демократия» и «толерантность». Достаточно сложно говорить о возможности реализации системы данных понятий в мусульманском обществе, подчи- ненным религиозно-правовым нормам шариата. Спец- ифика восточного общества и арабской цивилизации (выделение цивилизации в соответствии с концепцией британского историка А.Дж. Тойнби), в которой доста- точно сильной является власть правителя-«деспота», обуславливает трудность адаптации к жизни в совер- шенно другом историко-культурном регионе. Стоит отметить, что исторически сложившаяся си- стема государственных институтов во многом опре- деляет характерные черты той или иной общности, в которой происходит начальная социализация ин- дивидуума. Поэтому, несмотря на последующие ми- грации, индивид будет стремиться к реконструкции той системы, в которой происходила его первичная социализация. В связи с этим иммиграция мусульман на территорию стран ЕС предполагает не только их непосредственное пребывание, но и перенос их идей, форм общественного устройства и управления на но- вое место. По мнению европейцев, возрастание количество иностранцев арабского происхождения ведет к бы- строй и активной исламизации стран Евросоюза и, как следствие, утрате культурной самобытности. Европей- ская культура, во многом заложившая основу всей ми- ровой культуры, теперь ставится на грань выживания в рамках проникновения в регион исламских тради- ций, где существуют свои нормы и установки, доста- точно отличные от либеральной системы ценностей. При этом если говорить о самом процессе развития культуры, то он обусловлен соотношением таких поня- тий как «традиция» и «новация». Только при корреля- ции таких переменных как сохранение и передача ста- рой системы и создании принципиально новых форм/ видов творчества достигается развитие культуры той или иной цивилизации. Однако здесь возникает во- прос - можно ли рассматривать наплыв мусульман-ми- грантов как «разрушительную новацию» в европейской культуре? Вопрос, как минимум, спорный, поскольку проявления «положительного» новаторства мусуль- манской культуры в европейском контексте возможно будет увидеть только в долгосрочной перспективе. Попробуем взглянуть на этот вопрос с другого ра- курса: в контексте теории «вызов-ответ» А.Дж. Тойнби. Так, если наплыв мусульман-мигрантов рассматривать как «вызов» всей западной цивилизации, то современ- ная ситуация может выступать как непосредственный поиск «ответа» творческим меньшинством, благодаря которому общество неминуемо движется вперед, пока не встретит очередной «вызов». На данный момент антииммиграционные и антиисламские митинги яв- ляются показателем того, что «ответ» на такой серьез- ный «вызов» для европейской цивилизации пока еще не найден. Это объясняется во многом тем, что «твор- ческое меньшинство» как таковое еще не сформирова- лось. Это можно утверждать как для всего уровня ЕС, так и для отдельных его представителей. Прибытие же все новых и новых беженцев, несмо- тря на спад в последние годы, не всегда находит по- нимание и оправдание в глазах европейского населе- ния. Отчасти сохраняющееся неприятие объясняется медленной социализацией мигрантов, которой до- полнительно препятствуют разного рода культурные «установки» пришлого населения. Так, отказ от со- циализации и агрессивное поведение по отношению к принимающей стороне можно рассматривать как «ответ» или «месть» европейским странам, чьи лидеры активно поддержали военные действия на территории Ближнего и Среднего Востока9. В частности, участие стран блока НАТО в конфлик- тах в Сирии и Ливии10 усугубили ситуации и привели к серии продолжающихся гражданских войн, в резуль- тате которых количество иммигрантов в страны Евро- пейского союза увеличилось в несколько раз, спрово- image image 9 Добаев И. Исламизация Европы: миф или реальная угроза? // Россия и мусульманский мир. 2008. №9. С. 137-138. 10 Антюхова Е.А. Франция и НАТО в начале XXI века: акции и во- енные операции, договоренности по использованию коалицией структур НАТО // Вестник БГУ. 2012. № 2 (2). С. 30-31. цировав беспорядки («ночь изнасилований» в Кёльне11, массовые преследования женщин в Германии12, рас- стрел редакции «Шарли Эбдо»13, теракты в Брюсселе14 и другие). Также затяжные войны в Афганистане и Ираке, расширение территорий Исламского государства Ира- ка и Леванта наглядно показали, что выход из поли- тического, экономического и социального кризиса в ближайшем будущем в этих регионах маловероятен, поэтому многие граждане этих стран выбирают эми- грацию. На этом фоне, при безусловном признании за иммигрантами экономических возможностей и по- тенциала саморазвития в европейских странах, вполне релевантно восприятие культурного компонента Ста- рого Света как «чуждого» и «враждебного» их культуре. Разворачивающая в последние десятилетия активи- зация радикального крыла мусульманской догматики во многом способствовала созданию негативного обра- за иммигранта-мусульманина в мировых СМИ и евро- пейском общественном сознании. Большую популяр- ность приобретали сюжеты, связанные с протестами и погромами против беженцев. Подобная пропаганда, в свою очередь, влияет на процессы социализации пе- реселенцев, затрудняя ее. При этом в СМИ происходит дискредитация всего иммигрантского контингента, без проведения различий между радикалами и законопо- слушными гражданами иностранного происхождения. В сознании европейцев сложился ряд следующих страхов вокруг ислама и выходцев из арабских стран, исповедующих эту религию. ВОИНСТВУЮЩАЯ РЕЛИГИЯ Прежде всего, ислам известен всему миру как во- инствующая религия. Так, еще во времена крестовых походов мусульмане-сарацины сумели оказать до- стойное сопротивление войскам крестоносцев, а взя- тие войсками Мехмета II в 1453 г. Константинополя во многом закрепило данное положение. Понятие «джихад» и некоторые ответвления в исламе, такие как иммамиты, исламиты и карматы также подчеркивают «воинственность» религии. А последние мировые со- бытия от теракта 11 сентября 2001 г. и до организации исламского государства Ирака и Леванта, наглядно де- монстрируют не только европейцам, но и всему миру опасность радикализации ислама. Способствует этому и то, что прибывающие в стра- ну имамы получили не европейское «классическое» образование, направленное на развитие гуманиз- ма и демократических ценностей, а мусульманское, image 11 1054 Strafanzeigen nach Übergriffen von Köln. [Электронный ре- сурс] // DIE WELT. Berlin, 2016. URL: https://www.welt.de/politik/ deutschland/article152018368/1054-Strafanzeigen-nach-Ueber- griffen-von-Koeln.html (дата обращения: 06.07.2019). 12 18 Asylum Seekers Are Tied to Attacks on Women in Germany. [Электронный ресурс] // The New York Times, 2016. URL: https:// www.nytimes.com/2016/01/09/world/europe/cologne-new-years- eve-attacks.html (дата обращения: 06.07.2019). 13 Напавшие на редакцию Charlie Hebdo кричали «Аллах акбар». [Электронный ресурс] // Lenta.ru. М., 2015. URL: https://lenta.ru/ news/2015/01/07/charliehedbo/ (дата обращения: 13.04.2019). 14 Теракты в Брюсселе: все, что известно о террористической ата- ке. [Электронный ресурс] // Lenta.ru. М., 2016. https://lenta.ru/ chronicles/belgiun/ (дата обращения: 06.07.2019). которое, по версии европейцев, вполне может радика- лизировать идеи и взгляды иммигрантской общины15. В связи с чем, в частности, в Германии, жители весьма обеспокоены общей настроенностью мусульманского священства. Однако сами иммигранты - представители мусуль- манских организаций в Германии - пытаются изме- нить общественное сознание европейцев, убеждая их, что ислам - религия мира, и если бы они поближе по- знакомились с исламом и его догматикой, то и все опа- сения оказались бы напрасными16. Но все-таки их мне- ние не является доминантной в европейском сознании. Действительно, множество мусульманских обрядов (строгий пост, который длится весь световой день, не- обходимость каждодневного пятикратного соверше- ния намаза), а также их мировоззрение и сохранение норм шариата17 во многом обуславливает культурную и временную плоскость, разделяющую Европу и ислам- ский мир, делая его непривычным для восприятия ря- довым европейцем. В связи с чем, религия выступает как один из факторов, препятствующих социализации миграции. УВЕЛИЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ Приток иммигрантов несет под собой множество социально-экономических проблем. Во-первых, если речь идет о беженцах, их нужно распределить по стра- нам и регионам. Насильственное соседство с подобны- ми лагерями зачастую приводит к неминуемым кон- фликтам и столкновениям, прежде всего, с культурной и социальной точки зрения. Если говорить о трудовых мигрантах, то многие из них, при переходе в статус «безработных» в силу определенных причин, «садятся на шею» государства, которое расходует средства про- стых граждан-налогоплательщиков на выплату разно- образных пособий. В политический и общественных обиход в странах ЕС уже прочно вошел термин «соци- альный туризм» применительно к этим категориям граждан. Все это, так или иначе, подталкивает иммигрантов к маргинализации их положения, в том числе через ме- тодичную и последовательную дискредитацию их об- раза, несмотря на длительное время господствовавшую в странах ЕС концепцию мультикультурализма. Мультикультурализм был направлен на социализа- цию в европейском сообществе представителей всех наций и национальностей на основе принципов ува- жения и свободы совести18. В то же время концепция предполагала, при сохранении всей культурной авто- номии иммигрантов, минимализацию вмешательства image 15 Садыкова Л.Р. Политика Германии в отношении мусульманских сообществ // Вестник МГИМО. 2014. № 6 (39). С. 176. 16 Абдулрахман Ф.М. Проблема адаптации мусульманских мигран- тов в Германии: религиозный аспект // Известия вузов. Севе- ро-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2012. № 4. С. 44. image 17 Костенко В.В. Гендерные установки мигрантов-мусульман в За- падной Европе: многоуровневый неиерархический анализ // Мониторинг. 2017. № 1 (137). С. 100. 18 Канарш Г.Ю. Философские теории мультикультурализма // Зна- ние. Понимание. Умение. 2011. № 2. C. 36. государства и общества в интеграционные процессы, по факту, представители диаспор были предоставле- ны сами себе. Мультикультурализм в итоге послужил противоположной цели относительно начальной, ни- велировав из-за отсутствия интеграции все достиже- ния в рамках процесса их социализации. Это привело к созданию «общества в обществе» и последующей ра- дикализации мигрантов. Возник феномен «самосегре- гации», мигранты не чувствовали необходимости инте- грироваться, т.к. общались с единоверцами на родном для них языке, работали у «своих», посещали свои кафе и магазины, свободно исповедовали свою религию, придерживались своих традиций, постоянно держали связь с родиной посредством гаджетов, социальных се- тей, что позволяло им не чувствовать себя оторванны- ми от своей религиозной и культурной идентичности19. Агрессия же и негативное отношение европейцев к вы- нужденным соседям, понимание отсутствия перспек- тив финансового роста в европейском обществе даже при условии принятия ряда его ценностей, сужает поле выбора культурных стратегий мигранта и препятствует процессу его социализации в новом обществе. Доступ- ные мигрантам преимущества европейского образа жизни часто оказываются недостаточной компенсаци- ей за физический разрыв с родной культурой. В итоге, европейцы получили «бомбу замедленного действия» или «пороховой погреб», где любая искра - небольшая провокация или столкновение, может при- вести к необратимым последствиям. Таким образом, можно констатировать вслед за заявлениями Д. Кэме- рона, Н. Саркози и А. Меркель, что проводимая ими политика мультикультурализма потерпела крах, не су- мев реализовать концепцию мирного сосуществования различных этноконфессиональных групп20. На данный момент мусульмане-мигранты не стре- мятся трансформировать свои жизненные ориентиры в соответствии с новой геолокацией и с преобладаю- щей там европейской культурой. Соседство с лагерями мигрантов вызывает страх среди части европейского населения, что в итоге приводит к обоюдному неприя- тию обоих субъектов проблемы. В рамках исследования данное явление можно рас- смотреть на основе двух кейсов - миграционной ситуа- ции во Франции и Великобритании. Режим Пятой республики еще недавно был одним из главных идеологов и проводников мультикульту- рализма, выступающих за принятие мигрантов у себя. Специально для этого была создана широкая сеть со- циальных пособий для приезжающих21. Однако в плане обеспечения приезжих рабочими местами, достойного image 19 Абдулрахман Ф.М. Проблема адаптации мусульманских мигран- тов в Германии: религиозный аспект // Известия вузов. Севе- ро-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2012. №4. С. 44. 20 The official site of the Prime Minister’s Office. PM’s speech at Mu- nich Security Conference // GOV.UK. London, 2011. URL: https:// www.gov.uk/government/speeches/pms-speech-at-munich-securi- ty-conference (дата обращения: 06.07.2019). 21 Буренкова П.А. Социальная изоляция мигрантов - как основное противоречие политики мультикультурализма Французской Республики // Социально-политические и историко-культурные аспекты современной геополитической ситуации. Материалы международной научно-практической конференции X Научно- образовательного форума. М., 2017. С. 228-233. уровня жизни, карьерных перспектив и интеграции в общество в целом на практике возникли существен- ные проблемы22. Некоторые мигранты живут на посо- бия, другие пытаются искать заработок любым путем, в том числе и незаконным. Как итог, значительная часть иммигрантского сообщества оказывается некон- курентоспособным, и как следствие - не нужным как государству, так и французскому обществу, что ведет к его быстрой маргинализации. Стоит отметить и влияние извне. В мире актуали- зируется проблема международного исламского терро- ризма, адептам которого необходим приток ресурсов, в том числе человеческих. И гораздо проще склонить к сотрудничеству представителей из приезжих му- сульманских семей, чем проводить агитацию среди коренного европейского общества. Франция, в силу географического положения, экономического разви- тия и колониального прошлого является приоритет- ной целью для агентов вербовки. Помимо этого была развернута и идеологическая обработка переселенцев из стран Ближнего и Среднего Востока, в первую оче- редь, нацеленная на безработную молодежь (какими, например, являлись братья Куаши, устроившие рас- стрел редакции журнала «Шарли Эбдо»). Франция представляет собой один из каноничных примеров неудачной политики по социализации им- мигрантского сообщества. Ряд непродуманных мер и действий со стороны правительства оставил бежен- цев и другие категории мигрантов в подвешенном состоянии, сделав лакомой добычей для исламских фундаменталистов. На данный момент страна полно- стью отказалась от мультикультурализма, признав не- способность обеспечить безопасное соседство различ- ных этнических и религиозных групп населения23. Как следствие, запреты на критику мусульманской религии и культуры были сняты. Ответом на развернувшиеся нападки по отношению к исламским ценностям стали самые резонансные теракты в истории Франции, осу- ществленные представителями мигрировавших сюда семей - приверженцами фундаменталистских тракто- ваний ислама. Речь идет об уже упомянутом расстреле редакции сатирического журнала «Шарли Эбдо» и те- Для многих представителей мусульманских стран, прибывающих в Великобританию в последние годы, характерно «потребительское» мировоззрения и цели по отношению к принимающей стороне, в результа- те чего у мигрантов затягивается процесс социальной адаптации, что в свою очередь проводит к возникнове- нию феномена «неблагополучных» районов, большин- ство жителей которых живут за счет государственных пособий. Не случайно и то, что один из документаль- ных британских фильмов «Улица, живущая на пособия» (“Benefits Street”) репрезентировал жизнь мигрантов на государственном обеспечении, впоследствии вы- звав широкий общественный резонанс в Великобрита- нии и по всему миру25. Однако стоит отметить и успешные примеры ин- теграции мигрантов в британское общество. Так, био- графия мэра Лондона Садика Хана представляет собой кейс по успешной адаптации в европейском обществе. Его родители бежали из Пакистана за пять лет до его рождения, отец устроился водителем, а мать - шве- ей. Мусульманин по вероисповеданию, Садик в 15 лет вступил в Лейбористскую партию Великобритании. Со временем он стал одним из ведущих юристов, по- средством дальнейшего карьерного продвижения смог занять пост мэра Лондона. Что касается его позиции по отношению к единоверцам, то Хан отнюдь не отрек- ся от своих взглядов26, он по-прежнему является верую- щим мусульманином и активно призывает к «мирному исламу»27. На своем примере он показал возможность совмещения европейской и исламской идентичности, заявив, что характеризует себя: «Я - лондонец. Я - ев- ропеец. Я - британец. Я - англичанин. Я - мусульманин. Я - азиат. Я - пакистанец»28. Таким образом, можно констатировать, что в Британии существуют социаль- ные лифты для мигрантов, благодаря которым они мо- гут адаптироваться в обществе и построить карьеру. Это, в свою очередь выступает в определенном роде гарантом снижения социального напряжения при вза- имодействии пришлого и местного населения29. Тем не менее, миграционная проблема в динами- ке остается одной из первостепенных для Британии30. Не стоит забывать и то, что дебаты относительно выхода рактах в театре «Батаклан» и его окрестностях. Другим примером выступает Великобритания, как страна, имеющая несколько иной опыт, связанный с со- циализацией и адаптацией мигрантов. Так, благодаря ряду миграционных законов, направленных на при- влечение высококвалифицированных кадров из стран Восточной Европы, принятых во время правления пре- мьер-министра Т. Блэра, общий поток мигрантов суще- ственно увеличился. Однако, вопреки задумке авторов, качественного изменения этнической структуры ино- странного населения так и не произошло24. image 22 Харитонов И.Н. Кризис политики мультикультурализма и ксе- нофобия в странах Европы // Социологический альманах. 2012. № 3. С. 189. image 23 Ruthven Malise. Как Европа разуверилась в мультикультурализ- ме [Электронный ресурс] // ИНОСМИ.РУ. М, 2017. URL: https:// inosmi.ru/politic/20170825/240111114.html (дата обращения: 11.05.2019). 24 Шапаров А.Е. Иммиграционная политика Великобритании: на- следие прошлого проблемы для будущего // Контуры глобаль- ных трансформаций: политика, экономика, право. 2010. № 6. С. 108. 25 Хахалкина Е.В. Иммиграционная проблема в Великобритании после референдума о Брекзите - что изменилось? // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 421. С. 165. 26 Котин И.Ю. Мэр Лондона - мусульманин // Азия и Африка се- годня. 2016. № 10 (711). С. 57. 27 Sadiq Khan speaks for peaceful Islam at Trafalgar Square Eid festi- val // The Guardian. London, 2016. URL: https://www.theguardian. com/uk-news/davehillblog/2016/jul/10/sadiq-khan-speaks-for- peaceful-islam-at-trafalgar-square-eid-festival (дата обращения: 06.07.2019). 28 Остапенко Г.С. Исламское сообщество Лондона и выборы мэром столицы мусульманина Садика Хана // Новая и новейшая исто- рия. 2017. № 3. С. 130. 29 Actually, I’m very comfortable being a Brit, being a Muslim, be- ing a Londoner’ London mayor: The Sadiq Khan story // BBC NEWS. London, 2016. URL: https://www.bbc.com/news/uk-en- gland-london-36140479 (дата обращения: 06.07.2019). 30 Scott B., Allen W.L. UK Public Opinion toward Immigration: Overall Attitudes and Level of Concern. Migration Observatory Briefing // COMPAS. Oxford, 2016. P. 3; UK Public Opinion toward Immigra- tion: Overall Attitudes and Level of Concern. URL: https://migra- tionobservatory.ox.ac.uk/resources/briefings/uk-public-opinion-to- ward-immigration-overall-attitudes-and-level-of-concern/#kp1 (дата обращения: 12.05.2019). из ЕС проходили в контексте миграционного кризиса и резкого увеличения количества мигрантов в Бри- тании, также сигнализируя об остроте миграционной проблемы и ее болезненном восприятии в обществе. Таким образом, глобальность и сложность мусуль- манского фактора миграционной проблемы из стран Ближнего и Среднего Востока в Европейский союз име- ет ряд предпосылок, аспектов и факторов, нуждающих- ся в дальнейшем изучении. Масштабность же самой проблемы обозначена тем, что в ее решении должны участвовать не только Евросоюз, но и те страны, из ко- торых наблюдается приток мигрантов. Восстановление и поддержание мира в этом регионе и динамичное развитие экономики существенно уменьшит мигра- ционные потоки. Однако, учитывая напряженность экономической, социальной и политической ситуации на Ближнем и Среднем Востоке и всю сложную и про- тиворечивую систему международных отношений там, вряд ли состояние мира будет там достигнуто в обозри- мом будущем. В итоге, проблема остается подвешен- ной в воздухе, без оптимального решения для обеих сторон, продолжая накалять обстановку и сохраняя ат- мосферу неопределенности в странах ЕС.
×

Об авторах

Елена Владимировна Хахалкина

Национальный исследовательский Томский Государственный университет

Email: ekhakhalkina@mail.ru
доктор исторических наук, профессор; профессор кафедры, новейшей истории и международных отношений факультета исторических и политических наук Томск, Российская Федерация

Дмитрий Дмитриевич Вячистый

Национальный исследовательский Томский Государственный университет

Email: Dimdimvyachisty@yandex.ru
магистрант 1 курса кафедры российской истории факультета исторических и политических наук Томск, Российская Федерация

Анастасия Васильевна Мунько

Национальный исследовательский Томский Государственный университет

Email: nastyamun@mail.ru
магистрант 1 курса кафедры новой, новейшей истории и международных отношений факультета исторических и политических наук Томск, Российская Федерация

Список литературы

  1. Абдулрахман Ф.М. Проблема адаптации мусульманских мигрантов в Германии: религиозный аспект // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2012. № 4. С. 43-45.
  2. Антюхова Е.А. Франция и НАТО в начале XXI века: акции и военные операции, договоренности по использованию коалицией структур НАТО // Вестник БГУ. 2012. № 2 (2). С. 25-32.
  3. Буренкова П.А. Социальная изоляция мигрантов - как основное противоречие политики мультикультурализма Французской Республики // Социально-политические и историко-культурные аспекты современной геополитической ситуации. Матер. междунар. науч.-практ. конф. X Науч.-образоват. форума. М., 2017. С. 228-233.
  4. Добаев И. Исламизация Европы: миф или реальная угроза? // Россия и мусульманский мир. 2008. № 9. С. 131-144.
  5. Канарш Г. Ю. Философские теории мультикультурализма // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 2. С. 33-41.
  6. Костенко В. В. Гендерные установки мигрантов-мусульман в Западной Европе: многоуровневый неиерархический анализ // Мониторинг. 2017. № 1 (137). С. 97-120.
  7. Котин И.Ю. Мэр Лондона - мусульманин. // Азия и Африка сегодня. 2016. № 10 (711). С. 55-58.
  8. Куприянов А. Погостили и хватит: европейские страны высылают мигрантов обратно [Электронный ресурс] // Lenta. ru. М., 2017. URL: https://lenta.ru/articles/2017/07/05/send_em_back/ (дата обращения: 05.07.2019).
  9. Напавшие на редакцию Charlie Hebdo кричали «Аллах акбар». [Электронный ресурс] // Lenta.ru. М., 2015. URL: https://lenta.ru/news/2015/01/07/charliehedbo/ (дата обращения: 13.04.2019).
  10. Остапенко Г.С. Исламское сообщество Лондона и выборы мэром столицы мусульманина Садика Хана // Новая и новейшая история. 2017. № 3. С. 118-137.
  11. Пономарева А. Мусульмане Европы: прогрессирующий фактор страха // Индекс безопасности. 2007. № 3. С. 61-79.
  12. Садыкова Л.Р. Политика Германии в отношении мусульманских сообществ // Вестник МГИМО. 2014. № 6 (39). С. 174-181.
  13. Теракты в Брюсселе: все что известно о террористической атаке. [Электронный ресурс] // Lenta.ru. М., 2016. URL: https://lenta.ru/chronicles/belgiun/ (дата обращения: 06.07.2019).
  14. Харитонов И.Н. Кризис политики мультикультурализма и ксенофобия в странах Европы // Социологический альманах. 2012. № 3. С. 186-195.
  15. Хахалкина Е.В. Иммиграционная политика Д. Кэмерона (2010-2015 гг.) // Современная Европа. 2015. № 4. С. 47-58.
  16. Хахалкина Е.В. Иммиграционная проблема в Великобритании после референдума о Брекзите - что изменилось? // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 421. С. 163-170.
  17. Шапаров А.Е. Иммиграционная политика Великобритании: наследие прошлого проблемы для будущего // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2010. № 6. С. 104-116.
  18. 1054Strafanzeigen nach Übergriffen von Köln. [Электронный ресурс] // DIE WELT. - Berlin, 2016. - URL: https://www.welt. de/politik/deutschland/article152018368/1054-Strafanzei-gen-nach-Uebergriffen-von-Koeln.html (дата обращения: 06.07.2019).
  19. 18 Asylum Seekers Are Tied to Attacks on Women in Germany. [Электронный ресурс] // The New York Times. URL: https:// www.nytimes.com/2016/01/09/world/europe/cologne-new-years-eve-attacks.html (дата обращения: 06.07.2019).
  20. Actually, I’m very comfortable being a Brit, being a Muslim, being a Londoner’ London mayor: The Sadiq Khan story // BBC NEWS. London, 2016. URL: https://www.bbc.com/news/ uk-england-london-36140479 (дата обращения: 06.07.2019).
  21. Blinder Scott, William L. Allen. UK Public Opinion toward Immigration: Overall Attitudes and Level of Concern. Migration Observatory Briefing // COMPAS. - Oxford, 2016. 11p.
  22. Europe’s Growth Muslim Population. URL: https://www.pewforum.org/2017/11/29/europes-growing-muslim-population/ (дата обращения: 12.05.2019).
  23. Eurostat: Statistics Explained. [Электронный ресурс]. // Eurostat. Luxembourg, 2019. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/ statistics-explained/index.php/asylum_statistics (дата обращения: 27.03.2019).
  24. Ruthven Malise. Как Европа разуверилась в мультикультурализме. [Электронный ресурс] // ИНОСМИ.РУ. М, 2017. https://inosmi.ru/politic/20170825/240111114.html
  25. The official site of the Prime Minister’s Office. PM’s speech at Munich Security Conference. // GOV.UK. London, 2011. URL: https://www.gov.uk/government/speeches/ pms-speech-at-munich-security-conference (дата обращения: 06.07.2019).
  26. Krüger T. Deutsche Türken - Türkische Deutsche? 50 Jahre Anwerbeabkommen zwischen der Türkei und Deutschland [Электронный ресурс] // Bundeszentrale für politische Bildung. Berlin, 2011. URL: http://www.bpb.de/ presse/51083/50-jahre-anwerbeabkommen (дата обращения: 05.07.19).
  27. UK Public Opinion toward Immigration: Overall Attitudes and Level of Concern. URL: https://migrationobservatory.ox.ac. uk/resources/briefi-public-opinion-toward-immigra-tion-overall-attitudes-and-level-of-concern/#kp1 (дата обращения: 12.05.2019).
  28. Sadiq Khan speaks for peaceful Islam at Trafalgar Square Eid festival // The Guardian. London, 2016. URL: https://www. theguardian.com/uk-news/davehillblog/2016/jul/10/sadiq-khan-speaks-for-peaceful-islam-at-trafalgar-square-eid-fes-tival (дата обращения: 06.07.2019).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах