Том 5, № 3 (2023)
Статьи
Идея ипостасности Бога: истоки и судьбы
Аннотация
Аннотация. В статье анализируется проблема ипостасности Бога. Отмечается, что уже в Евангелиях Бог предстает как единый в трех лицах. Обосновывается предположение, что сложившиеся антитринитарные трактовки исходили скорее не из Евангелий, а из трактовки Бога в иудаизме, в котором он не имеет ипостасей. Отмечается, что в рамках тринитаризма долгое время велись споры о соотношении в Святой Троице Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа, завершившиеся разделением церквей. Однако объявленный ересью антитринитаризм (унитаризм) продолжал существовать. В статье демонстрируется исповедание данного направления И. Ньютоном. Отмечается, что в начале 1990-х годов в Советском Союзе возникла община, претендующая на развитие христианства и доктрина которой по ряду параметров смыкается с гностицизмом. Анализируется истолкование в ней проблемы ипостасности.
Философские аспекты экологического просвещения
Аннотация
Экологическое просвещение за последние годы превратилось в самостоятельную область просветительской деятельности, которая хотя и тесно связана с экологическим образованием, но по своей социальной значимости значительно шире и активно влияет на формирование у населения не только отношения к проблемам экологического характера, но и ко всей научно-технической деятельности. Это влияние весьма неоднозначно и может быть использовано как в позитивных, так и в негативных целях.
Цифровое право как объект социально-философского анализа
Аннотация
В статье проводится анализ содержательного наполнения категории «цифровое право» как одного из принципиально значимых инструментов регулирования информационного бытия человека в социальных реалиях XXI века. Анализируются онтологические проблемы, возникающие в процессе применения принципов цифрового права в информационном пространстве. Рассматриваются тенденции развития цифрового права, проблемы и перспективы его функционирования, связанные с цифровизацией социальных процессов. Используются принципы междисциплинарного подхода, объединяющего социально-философские основы познания, нацеленные на выявление онтологических характеристик информационного пространства и межличностных коммуникаций в нем, с правоведением, сосредоточенным на анализе категории «цифрового права» как одного из аспектов правового поля.
Размышления об экстатичности культуры
Аннотация
В статье производится анализ текстов, связанных с осмыслением проблемы экстатичности культуры и внечеловеческих инстанций, прежде всего, Природы. Перечитывая работы «Опыт изучения вакхических культов индоевропейской древности в связи с ролью экстаза на ранних ступенях развития общественности» (1883 г.) Д.Н. Овсянико-Куликовского и В.В. Костецкого «Экстатичность культуры и проблемы эстетики» (2022 г.), мы начинаем еще глубже понимать роль экстатических состояний в культуре в целом и в отдельных видах человеческой деятельности. Продвигаясь дальше и изучая первоисточники индоевропейской древности с их мифопоэтикой, мы приходим к осознанию того, что этим состояниям мы во многом обязаны трансцендентальной игре внечеловеческих инстанций, прежде всего, Природы. Особенно репрезентативными для понимания внечеловеческой субъектности становятся тексты древнеиндийских Вед и русская поэзия.
Одиночество как феномен бытия Homo sapiens / Homo cosmicus
Аннотация
Статья посвящена раскрытию фундаментальных характеристик одиночества Homo sapiens, выступающего как Homo cosmicus. В своих исследованиях авторы исходят из того, что человек, для которого освоение космического пространства станет повседневной жизненной реалией, останется, в принципе, тем же природно-социально-духовным существом, каким является сейчас, несмотря на все те внешние и внутренние изменения, претерпевание которых — неизбежный атрибут его будущего. Философский поиск показал, что применительно к бытию Homo sapiens / Homo cosmicus одиночество представляет собой феномен, сущность которого является социально-исторической, а существование — эвентуальным.
Динамика взаимодействия естествознания и техники в истории развития научно-технического знания: философско-методологический анализ
Аннотация
Исследованы особенности независимого и взаимообусловленного развития естествознания и техники. В различные периоды и в различных областях связи и взаимодействие между названными знаниями могут отсутствовать. Взаимоотношения естественно-научных, технических и технологических знаний могут быть не взаимодействием, а иметь направленность только в одну сторону — от области донора в область акцептора. Эти взаимоотношения могут происходить по встречным направлениям, т. е. быть собственно взаимодействием. Есть особые области научно-технического знания, которые возникли и развиваются как связная целостная система, т. е. естественно-научные технические и технологические знания в ней неразделимы. В историческом процессе взаимодействия естественно-научных, технических и технологических знаний можно наблюдать развитие по возрастающей спирали. Каждый виток такой спирали включает последовательность исторических эпизодов: новые естественно-научные знания, их синтез с техническими разработками при создании нового исследовательского инструмента, новые экспериментальные возможности, обусловливающие получение новых естественно-научных знаний, и далее по восходящей траектории к следующему витку. Например, создание и усовершенствование паровых машин в XVIII–XIX веках обусловило зарождение термодинамики, которая определила развитие многих областей естествознания и техники. Также исследования в области микробиологии и энзимологии в XIX–XX веках обусловили разветвленное развитие биотехнологии, технологий органического синтеза и биосенсоров. В XX веке научные исследования дефектов кристаллических решеток привели к открытию полупроводников и революционному изменению элементной базы всех радиотехнических систем, которые нашли применение во многих областях естествознания и техники. В это же время были созданы источники когерентного электромагнитного излучения — лазеры, которые также распространились по всем областям техники. В системе естествознания особо выделяется аналитическая химия, представляющая собой синтез фундаментального знания и прикладной технологии. Исследования в области супрамолекулярной химии и нанотехнологий, проведенные в XX–XXI веках, стали научной базой для производства электрических и оптических устройств, для разработки технологий целевой доставки лекарственных веществ в живом организме, а также для создания молекулярных машин. Исследования и технологические разработки в области микроэлектроники обусловили прогресс информатизации и цифровизации всех областей человеческой деятельности. Многие области современного естествознания становятся все более и более технологичными, а современные промышленные технологии — все более и более научными. Технологические знания с необходимостью распространяются во многих сферах системы современного образования. Технология стала всеобъемлющей — она проникла практически во все области интеллектуальной, индустриальной, информационной, гуманитарной и социально-экономической жизни общества. Технологический стиль мышления все больше и больше включается в ментальность и мировоззрение современного человека.
Онтологические нарративы духовно-телесной целостности человека в рамках современного общества и проблема гуманитарной экспертизы
Аннотация
Статья посвящена проблеме объективно-онтологических оснований культурных нарративов, нравственности, этических оценок. Авторы, привлекая теорию нарративов культуры и принципы теории систем, обосновывают позицию, согласно которой любые этические оценки, в том числе оценка технологических проектов, должны иметь свое основание в виде данных принципов целостности, самосогласованности и др., в соответствии с которыми (и по шаблонам и нарративам которых) развивается человеческая цивилизация. Приобщение к этим надкультурным, универсальным принципам, одним из которых является принцип единства бытия, в соответствии с чем и развивается бытие человека и культуры, гарантирует достижение целостности и самого человека.
Мартин Хайдеггер: рефлексы картины мира (продолжение)
Аннотация
В статье центральное внимание уделяется философскому анализу понятия «время». Благодаря М. Хайдеггеру время трактуется вне отношения к движению и трем формам времени (настоящее, прошедшее, будущее). Авторская позиция сводится к тому, что время масштабирует бытие, тем самым представляя разные картины мира и разные онтологии. По своему онтологическому статусу понятия время и знание пересекаются. Что касается традиционных соотношений времени и движения, то это соотношение носит частный характер, значимый при бытовом масштабировании времени.
Католическая теология в контексте постмодернистского релятивизма
Аннотация
Статья рассматривает современную католическую теологию в контексте, заданном постмодернистскими установками культуры, а именно — феноменом заката метанарраций и принципиального релятивизма, что плохо совмещается с классической богословской традицией. В этих условиях католическая теология, начиная с традиции аджорнаменто, демонстрирует норвые установки, которые могут быть рассмотрены и в контексте отказа от жесткой нетерпимости, т. е. своего рода гуманизации.
Географический детерминизм Г.В.Ф. Гегеля
Аннотация
Философия истории Г.В.Ф. Гегеля имеет ярко выраженный географический профиль. Географический детерминизм Г.В.Ф. Гегеля развивает стихийный материализм философии истории И.Г. Гердера и акцентирует роль стихии моря как фактора всемирности истории. В соответствии с тремя основными географическими моментами мировой истории — плоскогорьями, речными равнинами и морскими побережьями — Г.В.Ф. Гегель выделяет и характеризует три типа общественной жизни, базирующихся на скотоводстве, земледелии (с промышленностью), торговом мореплавании. Методологическая стратегия географического детерминизма актуальна для социокультурных исследований антропосоциогенеза и логики национальных культур.
Обыденное знание как эпистемический феномен
Аннотация
Основной задачей науки является добыча нового знания, тогда как в области обыденного знания человек чаще всего не вырабатывает самостоятельно нового знания, а использует уже имеющееся. Отсюда вытекает очевидная особенность обыденного знания: оно усваивается индивидом как бы исподволь, посредством участия в совместной жизнедеятельности с другими людьми. В статье автор сосредотачивается на описании, функционировании и ценности обыденного знания.