Reading culture in a digital transition

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

In the digital age, reading culture is undergoing a fundamental transformation. Manifestations of this process have been observed over the past twenty years; however, no one has yet undertaken to clearly predict their prospects. The forecasts of some specialists are characterized by cultural pessimism (the end of book culture is near), by prediction of diversification of specific media (print culture will find its new niche), or by technological optimism (digital innovation is ahead). The documentary stream is abundant in reasoning, research on digital technologies, digital culture, digital transformation of the society, etc., but, at the same time, it reveals a shortage of publications on the culture of reading in general and its current state in particular. The author of the article reflects on the transformation of reading culture, the current realities of digital reading on a global scale, as well as changes taking place in the field of perception, consumption, information processing and interpretation of texts.

Full Text

Цифровизация навсегда изменила мир. Все сферы – от покупок до доставки еды и услуг такси – оцифрованы, и к ним можно получить доступ нажатиями нескольких клавиш на мобильном телефоне, планшете или клавиатуре компьютера. Цифровая буря вряд ли утихнет в ближайшее время, но даже при всех импровизациях и комфорте, которые она обеспечивает, все еще есть вещи, для новых технологий недоступные. Например, ни одна из них не может обеспечить тактильное ощущение книги, лежащей на ладони, или запах бумаги, прошедший типографию. Именно поэтому, например, некоторые читатели по-прежнему предпочитают произведения печати, а не их цифровые версии. И вряд ли для такой читательской аудитории сайт с электронными текстами может быть лучше, чем традиционная библиотека.

Цифровая трансформация всех сфер общественной жизни привлекает всеобщее внимание почти два десятилетия, изменяя многие привычные практики, в том числе культурные и образовательные. Для одних сфер цифровизация стала привычной, для других – дискуссионной и неоднозначной. Например, восприятие музыки от культурной практики (поход на концерт, выбор театра и др.) все больше дрейфует к одной из разновидностей комфорта, благодаря iPod, mp3 и др. Каждая технологическая новинка нейтрализует и отправляет в небытие предшествующие продукты и технологии. Подобные агенты перемен практически разрушили, и причём очень эффективно, не только сам образ жизни ХIХ и ХХ вв., но и методы социализации и инкультурации членов общества, в частности, сократив период культурного поколения с 18-20 лет до пяти, что не способствует целостности общества [1, с. 298]. Отрадно, что чтение пока еще сохраняет свои позиции как способ социализации, инкультурации, идентификации, хотя и достаточно сильно подвинуто прослушиванием аудиокниг, подкастов и т. п. Но глубокое вдумчивое чтение с просветительными, исследовательскими, деловыми и учебными целями – это вид интеллектуальной деятельности, которую мы предпринимаем, сосредотачиваясь на потоке информации, подчиненном одному из принципов логики.

Проблема культуры чтения исследуется сегодня в различных аспектах: как характеристика социума определенного периода (читающие социальные группы, репертуар чтения и т. п.), как элемент культуры личности, как общественная практика. Данная проблема интересует многих исследователей во всем мире и рассматривается в различных аспектах. Особое внимание уделяется культуре чтения как культурному классу сообщества в определенный период и культуре чтения в плане культурного поведения каждого человека в обществе. В настоящем исследовании мы постараемся показать феномены цифровизации, влияющие на культуру чтения, включая изменения в читательских привычках, предпочтениях и возможностях всестороннего доступа к информации в технологически обусловленной среде; обозначим степень воздействия цифровизации на восприятие и понимание текстов, включая уровень вовлеченности и концентрации в сравнении с традиционным чтением; попытаемся определить основные вызовы и проблемы, с которыми сталкиваются читатели и издатели в результате цифровой трансформации культуры чтения.

Выступая в качестве характеристики социума определенного периода, культура чтения позиционируется в научных исследованиях как социальное и национально обусловленное явление, непрерывно развивающееся с течением времени. Чтение – сложная культурная система, которая отличается множеством различных интерпретаций читателя в процессе декодирования авторского текста [2, с 165].

Другой достаточно популярный сегодня подход к исследованию культуры чтения позволяет интерпретировать ее как форму самопроявления личности в обществе; как расшифровку текста, в ходе которого происходит восприятие информационного содержания документа или даже как способность к усвоению информации, обусловленную уровнем развития читательской культуры. Культура чтения настолько интегрируется с культурой личности, что позволяет говорить о культурном «шрифте» каждого человека. М. Цветкова утверждает, что «на индивидуальном уровне культура чтения отражает когнитивные способности и психические тенденции, которые помогают распознавать печатные символы, создающие психические эмоции» [3, p. 1312], а Лью говорит, что это часть повседневной жизни человека (чтение в процессе профессиональной, образовательной деятельности, досуговое чтение и др.) [4, p. 700]. Сущность культуры чтения и роль традиционной библиотеки в условиях цифровизации общества подробно раскрываются в научных публикациях Ю.П. Мелентьевой. Автор отмечает негативные стороны чрезмерного увлечения цифровыми технологиями и противопоставляет им возможности традиционной библиотеки, такие как получение глубокого знания, полноценного общения, формирование ценностей и т. д. [5, с. 8]. В другой работе Ю.П. Мелентьевой, написанной совместно с В.А. Бородиной и С.М. Бородиным, показано, как цифровое чтение изменяет структуры мозга, отвечающие за способность к чтению [1, с. 299]. В работах Т.Л. Воробьевой разработана модель чтения, которая подразумевает особую совокупность ориентиров и критериев книжной культуры (статус, круг чтения, его качество и т. п.). Данная модель раскрывает читательский потенциал общества в определенный период времени и позволяет судить о месте чтения и уровне грамотности конкретной страны [6, с. 127]. Эти и многие другие научные исследования, подготовленные авторитетными отечественными и зарубежными библиотековедами, затрагивают различные аспекты трансформации культуры чтения, и, в частности, современные тренды, проблемы и вызовы в условиях цифровизации общества.

Универсальность чтения как объекта исследования проявилась в интересе к нему многих научных дисциплин: к традиционным педагогике, психологии, эстетике, этике и т. п. в последние годы добавились когнитивная психология, теория дизайна интерфейсов, культурная антропология, история чтения и герменевтика. Этот перечень, несомненно, будет продолжаться, поскольку интеллектуальное и духовное развитие личности вне чтения невозможно. Физиологически данный процесс складывается из работы обоих полушарий головного мозга: одно воспринимает знаки, другое под их воздействием рисует образы.

Первыми угрозы традиционному чтению увидели зарубежные авторы. Одним из наиболее известных специалистов, исследовавших эту тему, является Ник Карр, написавший книгу «Как интернет меняет наш мозг». Проанализировав влияние цифровых технологий на способность к концентрации и погружению в чтение, автор утверждает, что постоянное прерывание и переключение внимания при чтении в Интернете приводит к ухудшению способности к глубокому пониманию текста [7, p. 68]. Марк Бауэрлайн в «Книге нашего времени» обращает внимание на то, что традиционные формы чтения становятся все более редкими, уступая электронным книгам и интернет-ресурсам [8, p. 22]. Мэрианна Уолтерс в своей монографии «Читать в эпоху цифровых технологий» рассматривает изменения, происходящие в культуре чтения в связи с развитием Интернета и цифровых технологий. Не умаляя значения современных технологий в обеспечении скорости и доступности получения информации, она в то же время считает, что они также ставят под угрозу традиционные формы чтения [9, p. 16].

Цифровая трансформация изменила многое в последние годы, но статус чтения на удивление во многом сохраняет свои позиции. Мы по-прежнему читаем, но глубина данного процесса, избирательность, осознанность и качество восприятия значительно снизились, поскольку доступность цифровых каналов удовлетворяют в большинстве случаев как информационные запросы, так и информационные потребности личности.

Последние двадцать лет продемонстрировали нам невероятную скорость социальных изменений. В нулевых годах все еще говорили об электронных книгах, их преимуществах перед чернилами и бумагой, простоте доступа. За электронной книгой было будущее, она стала агентом перемен в продажах, потреблении и чтении.

Сегодня электронные книги занимают всего 10-20 % продаж в определенных секторах потребления литературы, являясь прежде всего способом получения доступа к тексту в обход традиционной розничной торговли книгами или библиотеки. Досуговое, развлекательное чтение реализуется посредством мобильных приложений и гаджетов.

Полного вытеснения бумажной книги электронными аналогами не произошло. Даже самые активные потребители цифровой литературы, большинство из которых имеют возраст от 13 до 24 лет, по-прежнему предпочитают электронным книгам печатные издания в мягкой обложке («пейпербеки»).

История электронной книжной культуры полна несбывшихся надежд. С 1989 г., когда компания Franklin Computer создала первое автономное устройство для отображения электронных текстов (в виде Библии), технологическое аппаратное и программное обеспечение электронной книги приобрело множество форм. Но даже Kindle от Amazon не смог преодолеть барьер и обеспечить прорыв для работников книжных магазинов и небольших издательств, для которых онлайн-покупка книг сопровождалась издержками, сводящими на нет преимущества электронной торговли. Зависимость мелких издателей от глобального дистрибьютора Amazon стала особенно очевидной во время пандемии Covid-19. В то время как эти издательства ранее имели преимущество, поскольку могли представлять свои книги на равных с крупными издательствами, решение Amazon в марте 2020 г. в значительной степени приостановить продажу печатных книг (до апреля) привело к серьезным потерям в обороте и поставило под угрозу существование небольших издательств. Продажи электронных книг, вероятно, выросли в результате этого решения, но мы не беремся предсказать всю полноту негативного воздействия на деловое (профессиональное) чтение и доступность книг, необходимых потребителю. Нечто подобное российское общество уже переживает, ведь стало нормой издание научной литературы ограниченным тиражом (до 500 экз.), отсутствие системы заказа на литературу и т. д. Решение американской компании, основанное исключительно на соображениях прибыли, свидетельствует о редуцированном понимании чтения. Информационный «голод», по сути, неутолим: чем активнее процесс чтения, тем больше возникает вопросов, требующих обращения к другим источникам информации. Там, где нет вопросов, нет прогресса. Экономия на чтении (т. е. на предоставлении разнообразных источников информации) неизбежно влечет за собой фатальные последствия для культуры цифрового чтения и культуры в целом, ведь никто не будет спорить с тем, что информация – сырье для исследователя, основа лечения для доктора, убеждений для политика, источник замысла для художника и т. п.

Таким образом, электронная книга не дает обществу гарантий положительных изменений. В то же время она не ведет к технологическому и культурному тупику, это просто очередная новая форма бытования текста.

Мы считаем, что между печатной и электронной книгой гораздо меньше различий, чем между печатной и рукописной. Их противостояние, которое пытаются обосновать некоторые авторы, бесперспективно, ведь веб-сайт мы оцениваем не по технологическому формату, а по его содержанию. И в этом аспекте он может стать источником научной информации. Сегодня мы живем в мире, когда идея электронных источников информации нередко опирается на ложные предпосылки. Сеть, как следует из этих предпосылок, не всегда является местом общения и обсуждения культуры чтения. На самом деле большинство платформ представляет собой комбинацию алгоритмов и манипулятивной психологии, предназначенную для того, чтобы направить наше внимание и потребительские привычки на отдельные ресурсы. Хотя нельзя не признать, что платформы социальных сетей обеспечивают систему коллективно организованных эмоций, что в настоящее время очень важно.

Идея цифровых книг как источников наиболее актуальной информации кажется устаревшей. Исследования показывают, что самым предпочтительным носителем для достоверных и авторитетных текстов является бумага. Глубокое понимание и запоминание материала также требует использования бумажной книги. Вместе с тем необходимо признать, что обращение к экрану продолжает расти, снижая качество вдумчивого чтения объемных текстов (при этом проблема сохранения здоровья читателя пока не обсуждается) [10, с. 28]. На данный момент повысить его не получается: ни на этих платформах, ни путем простого переделывания текста под книжный. Несмотря на десятилетия цифровой трансформации культурных артефактов и социокультурных норм, цифровое пространство для большинства читателей имеет высокий порог вхождения.

Цифровизация библиотечных фондов рассматривалась не только как условие обеспечения доступности информации, но даже как условие создания книг по заявке читателя. Время показало, что для подготовки и выпуска цифрового издания нужны надежные ресурсы, а также инфраструктура. Интернет в настоящее время не является подходящим инструментом, способным обеспечить решение этой задачи, поскольку необходимо соблюдение не только авторских прав, но и определенной устойчивости текста во времени.

Печатная книга оправдывает ожидания читателя такими характеристиками, как репутация издательства и его престиж, соответствие техническим и технологическим регламентам. Они придают достоверность представленной информации. Цифровые публикации последних двадцати лет пытались воплотить этот концептуальный набор, используя новые форматы в виде тематических порталов, интерактивных карт, глубоких текстовых баз данных, коллекций первоисточников и даже программного обеспечения. Но само по себе это не решило проблему перевода символического капитала печатной культуры в цифровые форматы, так как символический капитал в цифровом мире возникает практически всегда только по одной причине – дефицита источников.

Дискуссия по проблемам цифровых текстов (чтения текстов на различных цифровых носителях) часто подменяется обсуждением вопроса возможности концентрации внимания и глубокого вовлечения в электронный текст. Не менее важным является поиск новой операции концентрированного вдумчивого чтения. Если новый текстовый носитель образуется из бегущей строки, это создает совершенно новую практику. Имеет ли она отношение к книге и чтению – покажет время.

Развитие культуры чтения в цифровой среде – это создание удобств для читателя с возможностью концентрироваться и использовать различные типы информации и документов, включая цифровые документы, развивать привычки к чтению, вооружаться цифровыми навыками и информационной грамотностью [2, с. 163].

В традиционной информационной среде читателям достаточно быть грамотными и владеть навыками библиотечно-библиографической культуры, чтобы ориентироваться в потоке информации и осваивать содержание документа. В цифровой среде этого недостаточно, поскольку поиск и работа с документальными источниками требуют дополнительных знаний программного обеспечения, сетевого окружения, форматов документов и т. п. Чтение в цифровой среде невозможно и без эффективной навигации, позволяющей читателям не затеряться в киберпространстве. Электронная библиотека в ответ на запрос выдает десятки тысяч библиографических записей, а на долю читателя выпадает необходимость анализа и выбора релевантных текстов. Некоторые исследования показали, что в таких ситуациях неуверенные читатели в процессе принятия решений часто полагаются на эмпирические подсказки вместо систематической оценки найденной информации [11, с. 170].

Интернет и информационные технологии предоставили людям возможность быть поставщиками информации, мир которой стал разнообразнее и богаче, чем прежде. В Интернете – блогах, вики, соцсетях и других каналах онлайн-публикаций – можно встретить ценные сведения в виде указаний на источник, комментариев, описаний решенных профессиональных задач, методических решений, хотя их качество может быть неоднозначным. Это обуславливает необходимость выработки у читателей навыков оценки качества информации – актуальности, достоверности, надежности, точности, репутации, структуры и логики аргументации [12, с. 120].

С появлением Интернета развитие информационных и коммуникационных технологий сделало информационную среду все более разнообразной, богатой и сложной. Потребности читателей в чтении и привычки к чтению не уменьшились. Просто они перешли от традиционных документов к цифровым и электронным. Растущий спрос на чтение цифровых документов неизбежен, поскольку новые средства массовой информации постепенно вытесняют традиционные книги, практика публикации и размещения информации в Интернете постепенно становится нормой [13].

Данная статья не содержит рецептов формирования культуры чтения в цифровой среде и вообще больше ставит вопросы, нежели отвечает на них. Своей задачей мы видели рассмотрение неоднозначности этой предметной области в настоящих условиях. Из всех элементов культуры чтения – культуры выбора, культуры освоения, культуры использования – только первый меняется под воздействием цифровой трансформации. Читатель получает возможность практически неограниченного поиска информации, не выходя из дома, и довольно часто получает документы на свой рабочий стол, что следует отнести к безусловно положительным проявлениям информатизации. Культура освоения и культура использования, всецело от нее зависящие, как показали исследования, не претерпели позитивного изменения или даже ухудшились. Чтение станет личностно формирующим процессом в том случае, когда читатель сам, без посторонних воздействий, будет принимать решение о выборе документа, соответствующего его потребности.

×

About the authors

Yulia V. Maslova

Kazan (Volga Region) Federal University

Author for correspondence.
Email: maslova_yv@mail.ru

PhD in Pedagogics, senior lecturer at the Department of Russian History and Archival Studies of the Institute of International Relations

Russian Federation, Kazan

References

  1. Borodina, V.A., Borodin, S.M., Melent`eva, Yu.P. (2021) Cifrovoe chtenie [Digital Reading]. Chtenie. E`nciklopedicheskij slovar` [Reading. Encyclopedic Dictionary]. Edited by Yu.P. Melenteva. Moscow: Scientific and Publishing Centre “Nauka” of the Russian Academy of Sciences, 297-299. (In Russian).
  2. Yan`sheva, V.M. (2022) Innovacionny`e formy` razvitiya kul`tury` chteniya v e`poxu cifrovoj transformacii obshhestva [Innovative Forms of Development of Reading Culture in the Era of Digital Transformation of Society]. Detskaya kniga v cifrovuyu e`poxu: sbornik trudov po materialam Vserossijskoj s mezhdunarodny`m uchastiem nauchno-prakticheskoj konferencii, Tomsk, 02-03 dekabrya 2021 gоda [Children’s Book in the Digital Era: Collection of Papers Based on Materials from All-Russian with International Participation Scientific-Practical Conference, Tomsk, 02-03 December, 2021]. Tomsk: Tomsk State Pedagogical University, 163-167. (In Russian).
  3. Tsvetkova, M. (2006) The Way Computers Rehabilitate the Culture of Reading. LiterNet, No. 77 (4), 1312-2282. (In English).
  4. Liu, Z. (2005) Reading Behavior in the Digital Environment: Changes in Reading Behavior over the Past Ten Years. Journal of Documentation, Vol. 61, No. 6, 700-712. (In English).
  5. Melent`eva, Yu.P. (2019) Rol` i mesto tradicionnoj biblioteki v usloviyax cifrovizacii obshhestva [The Role and Place of the Traditional Library in the Conditions of Digitalization of Society]. Kul`tura: teoriya i praktika [Culture: Theory and Practice], No. 1 (28), 8. (In Russian).
  6. Vorob`eva, T.L. (2021) Transformaciya modeli chteniya v cifrovoj kul`ture [Transformation of the Reading Model in Digital Culture]. Tekst. Kniga. Knigoizdanie [Text. Book. Book publishing], No. 27, 126-138. (In Russian).
  7. Carr, N. (2010) The Shallows: What the Internet Is Doing to Our Brains. New York: W.W. Norton. (In English).
  8. Bauerlein, M. (2011) Digital Divide: Arguments for and Against Facebook, Google, Texting, and the Age of Social Networking. New York: Penguin Group. (In English).
  9. Baron, N.S. (2017) Reading in a Digital Age. Phi Delta Kappan, Vol. 99, No. 2, 15-20. (In English).
  10. Kaverina, N.A. (2021) Sovremenny`e aspekty` transformacii kul`tury` chteniya studentov [Modern Aspects of Transforming the Students’ Reading Culture]. Teoriya i praktika obshhestvennogo razvitiya [Theory and Practice of Social Development], No. 8 (162), 27-31. (In Russian).
  11. Raxmonova, D., Ibragimov, Sh. (2023) Kul`tura chteniya v e`poxu cifrovizacii [Culture of Reading in the Era of Digitalization]. Knizhnaya kul`tura v cifrovuyu e`poxu: materialy` Vserossijskoj (s mezhdunarodny`m uchastiem) nauchno-prakticheskoj konferencii, Ulan-Ude`, 24-25 noyabrya 2023 goda [Book Culture in the Digital Era: Materials of the All-Russian (with International Participation) Scientific-Practical Conference, Ulan-Ude, November 24-25, 2023]. Ulan-Ude: East Siberian State Institute of Culture, 167-172. (In Russian).
  12. Babieva, N.A., Maslova, Yu.V., Matveeva, G.V. (2023) Aksiologicheskie osobennosti transformacii bibliotechnoj professii v aspekte professional`nogo obrazovaniya [Axiological Features of the Transformation of the Library Profession in the Aspect of Vocational Education]. Nauchny`e i texnicheskie biblioteki [Scientific and Technical Libraries], No. 1, 120-135. (In Russian).
  13. Askarova, V.Ya. (2022) Kul`turnaya politika v sfere stimulirovaniya chitatel`skoj aktivnosti molodezhi: prioritety` cifrovoj e`poxi [Cultural Policy in Stimulating Young People’s Reading Commitment: Priorities of the Digital Era]. Sfera kul`tury` [Sphere of Culture], No. 2 (8), 113-128. (In Russian).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Maslova Y.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies