Novgorod Art Porcelain of the 1950s

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

In the 1950s, there was a significant rise in the development of the porcelain industry in the USSR. Art laboratories were organized at the country’s factories, including the “Proletarij” and “Krasny`j Forforist” enterprises in Novgorod. The priority task facing the industry during this period was the production of mass products of utilitarian purpose and works of a decorative nature for the design of the living space. The article traces the history of Novgorod enterprises associated with the production of porcelain, an attempt is made for comprehensive art history analysis of the products of Novgorod porcelain factories.

Full Text

На сегодняшний день исследований, анализирующих с точки зрения искусствоведения ассортимент новгородских предприятий по выпуску фарфора, крайне мало. 1950-е годы – один из самых продуктивных периодов в истории отечественного декоративно-прикладного искусства, в частности советского фарфора. В развитии новгородских предприятий наблюдался подъем, который обеспечил в последующие десятилетия устойчивый рост мощностей новгородской фарфоровой промышленности. Так, новгородский завод «Пролетарий» стал крупнейшим в стране, а в 1970-е гг. вышел на второе место по выпуску посуды после Дулёво (Дулёвский фарфоровый завод) и был отмечен орденом «Знак почета» [1, с. 3].

Основой данного исследования послужили неопубликованные архивные материалы, монография Б.С. Кузнецова [2] об истории династии Кузнецовых и их фабриках, книга В.А. Измайлова [1], посвященная истории завода «Пролетарий», публикации в профильных журналах рассматриваемого периода «Декоративное искусство СССР» [3; 4], и «Искусство» [5], статьи современных исследователей искусства советского фарфора О.С. Сапанжи [6], И.В. Ивановой [7], Т.В. Володиной [8; 9] и др., а также коллекции музеев Великого Новгорода и Санкт-Петербурга. Кроме того, в статье представлены результаты атрибуции одной из ключевых скульптур, выпускавшейся на заводе «Пролетарий» с 1950-х годов.

После Великой Отечественной войны в Новгородской области продолжили свое развитие два крупных предприятия по выпуску фарфора – завод «Красный фарфорист» и завод «Пролетарий», работавших с 1880-х годов. Они были основаны одним из представителей династии промышленников Кузнецовых – Иваном Емельяновичем Кузнецовым. Новгородские предприятия Кузнецова (Волховская, Грузинская и Бронницкая фарфорово-фаянсовые фабрики) ориентировались на рядового покупателя, на бедные и беднейшие слои населения [2, с. 62]. После революционных событий 1917 г. фабрики получили новые названия: Грузинская стала именоваться «Красный фарфорист», Бронницкая фабрика – завод «Пролетарий», а Волховская – завод «Коминтерн». Последний в годы Великой Отечественной войны был разрушен и не подлежал восстановлению. Исторически сложилось, что эти предприятия и в советский период специализировались на выпуске массового, доступного столового фарфора.

Со второй половины ХХ в. в развитии отечественного декоративно-прикладного искусства наблюдался определенный подъем. За данной сферой закреплялась важная роль организации жилого пространства [10, с. 32]. Уже в 1947 г. промышленный потенциал СССР был полностью восстановлен после войны, а в 1950 г. он вырос более чем в два раза по отношению к довоенному 1940 году.

 

Ил. 1. Чекулина А.А. (автор модели). Чайная пара из сервиза «За мир». Завод «Пролетарий». Новгород. 1950-е гг. Фарфор, роспись надглазурная, золочение. Новгородский музей-заповедник. НГМ КП 29657-2 КФ-1018-2

 

Первостепенная задача, которая ставилась перед отечественной художественной промышленностью, заключалась в необходимости «…максимального удовлетворения быстро растущих культурных запросов советских людей» [5, с. 5]. Социалистический реализм получил наибольшее выражение в искусстве советского фарфора начала 1950-х годов. В тематике произведений фарфорового искусства начали утверждаться ценности мирной жизни. Например, сервиз А.А. Чекулиной «За мир» (ил. 1), выпущенный в начале 1950-х гг. на заводе «Пролетарий», является типичным образцом искусства фарфора того времени. Мотивы композиции рисунков деколи чередуются с изображением голубя (символа мира) в красном круге и снопов пшеницы, перевязанных красной лентой – символа богатства и плодородия страны. Следует отметить, что пшеничные колосья были элементами герба СССР, поэтому считались одним их ключевых символов советской эпохи.

Особую популярность приобрели портреты вождей. На предприятиях страны начали выпускать крупные вазы с торжественным содержанием росписей. В качестве примера можно привести произведение Н.Г. Кондратьевой «Под знаменами В.И. Ленина» (1950-е гг.) (ил. 2) из фондов Новгородского музея-заповедника. Верхняя часть экспоната украшена барельефами с портретами В.И. Ленина и И.В. Сталина в обрамлении венков из лавровых листьев, ниже, на фоне высотных зданий – росписи с парными изображениями: рабочий и колхозница, солдат и матрос, шахтер и железнодорожник, студент и студентка, кроме того, ваза украшена надписями-лозунгами: «Молодежь должна сменить нас, стариков. Она должна донести наше знамя до победного конца. Сталин», «Вы должны построить коммунистическое общество. Ленин». Основание вазы украшено барельефом в виде колосков пшеницы. Примечательно, что роспись в этот период играла более значительную роль, нежели форма.

После Великой Отечественной войны фарфоровое производство развивалось в двух направлениях. С одной стороны, происходило создание уникальных художественных произведений, с другой – выпускались серии фарфора, рассчитанные на массового потребителя.

 

Ил. 2. Кондратьева Н.Г. (автор модели). Ваза «Под знаменем Ленина». ЛВХПУ им. В.И. Мухиной. Ленинград. 1950-е гг. Фарфор, роспись надглазурная, золочение. Новгородский музей-заповедник. НГМ КП 12098

 

Завод «Красный фарфорист» уже в декабре 1946 г. выдал первую продукцию тиражом в 72 000 штук и вошел в список действующих предприятий. Далее шло планомерное наращивание мощностей и дальнейшее восстановление производства. В 1950-е гг. предприятие выпускало чайные пары, бокалы, чайные и кофейные сервизы, тарелки разных величин, мелкую пластику. Изделия декорировали росписью, штампом и трафаретом. Главным художником завода был Л.Н. Кошман (с 1949 г.), а затем Б.Д. Быструшкин (с 1957 по 1963 г.). В эти годы на предприятии трудились такие художники, как Т.А. Федорова, В.П. Шинкаренко, В.В. Рябов, М.П. Горбоконь, Н.А. Лотов и др.1.

 

Ил. 3. Кувшин. Завод «Пролетарий». Новгород. 1955. Фарфор, роспись надглазурная, золочение. Новгородский музей-заповедник. НГМ КП 10141

 

Новгородская фарфоровая промышленность хоть и набирала обороты, но, следует признать, это десятилетие было очень непростым для местных предприятий. Из объяснительной записки, составленной к отчету по основной деятельности завода «Красный фарфорист», можно узнать, что в 1955 г. завод вступил в работу в исключительно тяжелых условиях. На протяжении всего года энергетическая мощность завода едва составляла 65 % к требуемой для выполнения плана выпуска продукции и удовлетворения быта трудящихся. В производственных корпусах из-за отсутствия отопительной системы, системы искусственного охлаждения горнов и конструктивных особенностей самих корпусов температура в зимний период доходила до 0 градусов, вследствие чего технология производства не соблюдалась. Топлива на заводе не было, а ввоз его не всегда был возможен из-за отсутствия транспортных средств и бездорожья. Рабочей силы на протяжении всего года не хватало. Жилищно-бытовые условия были крайне неудовлетворительными, так как в отдельных комнатах проживало по две-три семьи2.

Подобная обстановка складывалась и на заводе «Пролетарий». Недостаток электроэнергии и топливная проблема сдерживали развитие предприятия [2, с. 354], вместе с тем остро стояла проблема кадрового обеспечения. К 1 января 1945 г. на заводе едва насчитывалось 230 человек, многие не вернулись с фронта. Для воспроизводства кадров было введено обучение специалистов бригадным методом. Опытный живописец А.И. Емельянова, работавшая на данном предприятии, подготовила по своей профессии 18 человек. Кроме того, вернулись с фронта и эвакуации художники П.Е. Мельников, Я.А. Ильин, И.А. Головкина, З.Т. Плошкова, и для обновленного коллектива завода «Пролетарий» они стали подлинной опорой [1, с. 101]. В мае 1945 г. открылось училище, в котором готовили специалистов данного профиля. С приходом нового директора Б.М. Купсика (1958), проработавшего на заводе до 1977 г., началась масштабная реконструкция предприятия и перевод производства на газовое топливо. Благодаря этим процессам завод «Пролетарий» стал одним из крупнейших в отрасли.

Несмотря на сложный период послевоенной реконструкции предприятий, их технического переоснащения, новгородские фарфористы приняли участие в выставке «Художественная промышленность и народные художественные ремесла» (1948), а также в республиканской выставке произведений народного искусства (1952), показав достойные результаты [8, с. 84].

В целом можно согласиться с мнением авторов коллективной монографии «Искусство – в быт» (2021): «В 1950–1960-е годы главной задачей декоративного искусства становится ориентация на организацию быта, эстетическое воспитание советского человека и развитие его художественного вкуса» [7, с. 42].

 

Ил. 4. Тоот В.С. (автор модели). Ваза. Завод «Пролетарий». Новгород. 1950-е гг. Фарфор, крытье, золочение. Новгородский музей-заповедник. НГМ КП 29618-1 КФ-3737

 

Значительный вклад в информационную и идеологическую поддержку новых веяний внес журнал «Декоративное искусство СССР», основанный в 1957 году. Он освещал состояние, ключевые события и основные тенденции развития отрасли. Так, в юбилейном номере журнала, который был выпущен к 40-летию Октябрьской революции, народный художник СССР К.Ф. Юон обозначил приоритетные направления советского декоративного искусства 1950-х гг., подчеркнул его связь с народной традицией и собственной национальной идентичностью. Декоративное искусство, по его мнению, должно быть направлено на «новое понимание окружающей действительности, на утверждение советской власти» [3, с. 6]. Оно неразрывно связано с архитектурой и архитектурной средой интерьеров. Декоративное искусство призвано украшать жизнь и быт трудящихся, воспитывать художественный вкус [3, с. 6-7]. Кроме того, в 1950-е гг. ставились задачи подготовки квалифицированных кадров и совершенствования программ обучения ведущих вузов, готовящих художников-прикладников. Как писал Е. Лазарев: «Беда в том, что выпускники художественно-промышленных училищ не очень охотно идут работать в промышленность. …Дело том, что, получая звания художника декоративно-прикладного искусства, студенты подготавливаются и по соответствующей программе, которая не отражает требований современного промышленного производства. Художник, призванный создавать предметы труда и быта, отличающиеся красотой и вкусом, должен в совершенстве знать не только то, как оформить вещь, но и то, как всю ее сделать. Художник, работающий в промышленности, должен быть и инженером» [4, с. 10]. Наращивание мощностей отечественной промышленности сопровождалось трансформацией программы обучения прикладников в двух ведущих вузах страны: Московском высшем художественно-промышленном училище им. С.Г. Строганова (МХПУ) и Ленинградском высшем художественном промышленном училище им. В.И. Мухиной (ЛВПХУ). Такой подход к подготовке специалистов-прикладников позволил СССР выйти на новый уровень развития отечественного декоративно-прикладного искусства.

Выпускники ЛВПХУ сыграли значительную роль в развитии новгородского декоративного искусства второй половины ХХ века. Художественный фарфор «мухинцев» – Т.А. Федоровой, Б.Д. Быструшкина, Т.А. Гавриловой, Ф.Н. Крохиной, А.С. Круглова, М.В. Андреевой – наряду с работами выпускников других школ представлял Новгород на самых крупных выставках Советского Союза и в последующем России [9, с. 107].

Крупные региональные фарфоровые заводы относились в 1950-е гг. к Главному управлению фарфоро-фаянсовой промышленности (Главфарфор) Министерства местной и топливной промышленности РСФСР (1953–1954), а затем к Главному управлению фарфоро-фаянсовой промышленности (Главфарфор) Министерства местной промышленности РСФСР (1954–1957)3. Под управлением Главфарфора функционировали несколько предприятий фарфоровой отрасли. Кроме новгородских заводов «Красный фарфорист» и «Пролетарий» профильным производством занимались Дмитровский завод, Фаянсовый завод им. М.И. Калинина, Первомайский завод, Кузяевский завод, Дулевский завод, Опытный завод ГИКИ, Хайтинский завод. Ведомственная комиссия, как правило, включала начальника Главфарфора, директора музея образцов Главфарфора, искусствоведов, главного художника Главфарфора и главных художников отдельных предприятий4. На заседаниях художественного совета Главного управления фарфоровой и фаянсовой промышленности Министерства легкой промышленности СССР для региональных заводов ставились задачи в схожем формате, давались общие рекомендации.

Основные функции художественных советов обозначил в своей работе искусствовед С.М. Теремин: «Художественные советы, действующие в той или иной отрасли промышленности, призваны не только утверждать или отклонять рисунки, проекты, модели различного рода изделий; их долг направлять творческую мысль в правильное русло, активизировать ее, помогать художникам в их творческих поисках. Они должны поэтому оказать самое активное воздействие на художественную практику разнообразных отраслей промышленности и на качество выпускаемой ими продукции» [5, с. 11].

Искусствовед А.К. Лансере, занимавшая должность заведующей музеем Ленинградского фарфорового завода и входившая в комиссию художественного совета по рассмотрению образцов фарфоровых изделий Главфарфора, в своей книге описала главные принципы работы Ленинградского фарфорового завода им. М.В. Ломоносова. Общие задачи фарфоровой промышленности 1950-х гг., по её мнению, заключались в том, чтобы создавать художественные произведения из фарфора для широкого круга потребителей («мы хотим, чтобы каждый советский человек мог иметь в своем доме красивую, доступную фарфоровую вещь») [11, с. 21]. Кроме того, Лансере подчеркивала необходимость поиска новых лаконичных, простых, но художественно-выразительных форм и росписей. Эти тенденции были приняты и на региональных предприятиях отрасли.

 

Ил. 5. Соколова А.И. (автор модели). Чашка. Завод «Пролетарий». Новгород. 1955. Фарфор, золочение. Новгородский музей-заповедник. НГМ КП 31688-1 КФ-2290

 

Ленинградский фарфоровый завод традиционно занимал положение художественного центра, и специалисты региональных предприятий стажировались на ЛФЗ. Так, в протоколе 1957 г. художественного совета Управления Главфарфора даны общие рекомендации для региональных предприятий: «1. Руководителям стекольных и фарфоровых предприятий… наладить обмен опытом между заводами. 2. Художникам и скульпторам заводов “Восстание”, “Красный фарфорист”, “Пролетарий” и им. 1 КДО5 почаще посещать завод им. Ломоносова и Художественного стекла для изучения передовых методов труда. 3. Директорам заводов им. Ломоносова и Художественного стекла периодически направлять на другие схожие по профилю заводы Управления квалифицированных специалистов, художников и скульпторов»6. К первостепенным задачам относилось повышение профессионального уровня художников региональных предприятий.

Рассматривая изделия, выпущенные на новгородских предприятиях в 1950–60-е гг., а также научно-техническую документацию заводов по принятым к производству образцам, можно сделать вывод о значительном вкладе ленинградских художников и скульпторов в развитие новгородской фарфоровой промышленности.

Так, в 1950-е гг. на заводе «Красный фарфорист» наряду с довоенными формами выпускали несколько новых форм, которые завоевали рынок, постепенно вытеснив ассортимент прежних десятилетий. Самые тиражируемые формы из них: «Ретро», «Киевская», выполненные Л.Н. Кошман, а также форма «Дольчатая», которая была разработана ленинградским художником В.Л. Семеновым [12]. В 1960-е гг. сервиз был снят с производства за излишнюю вычурность, что не соответствовало современным модным тенденциям, но в конце 1990-х – начале 2000-х гг. к данной форме на заводе вернулись снова. На «Красном фарфористе» изготавливали и другие работы ленинградских авторов: детский комплект формы «Малыш» Т.С. Линчевской, рисунок для деколи кружки М.Н. Моха, кружку формы В.Л. Семенова, рисунок «Петушки» А.В. Воробьевского и др.7.

На заводе «Пролетарий» было выпущено немало произведений ленинградских мастеров. Например, сервиз «Новгородский» В.Л. Семенова, рисунок «Красный» Н.П. Славиной, рисунок «Розы» Л.К. Блак8 и т. д. Рекомендация худсовета о работе ленинградских художников на новгородских предприятиях исполнялась в полной мере. Следует отметить, что в 1950-х гг. начали формироваться свои собственные художественные лаборатории, объединявшие профессиональных новгородских художников. В это время главным художником завода «Пролетарий» был В.С. Тоот. Человек непростой судьбы (пережил две войны и концлагерь), он работал в 1930-е гг. художником-оформителем в Моссовете в архитектурно-планировочном управлении, а затем главным художником-оформителем г. Москвы. Был арестован в 1938 г., освободился в 1946 г. и тогда же приехал в поселок Пролетарий, где начал работать вначале художником, а потом и главным художником на заводе (вплоть до конца 1950-х гг.). Тоот внес большой вклад в развитие художественной лаборатории завода в данный период, повысил профессиональный уровень новгородских мастеров по созданию рисунков для декорирования фарфоровых изделий [2, с. 354]. При В.С. Тооте на предприятии работали художники, создавшие произведения высокого художественного уровня, в том числе И.П. Колонистов, З.В. Алексеева, А.И. Волкова, А.И. Емельянова, А.И. Горина, С.И. Вайнштейн-Мишурина и др.9. Помимо ручной росписи на предприятии декорировали изделия механическими способами: деколью, трафаретом и штампом. На всемирной выставке в Брюсселе «Экспо-58», проходившей под девизом «Человек и прогресс», работы мастеров завода «Пролетарий» (В.С. Тоота, З.В. Алексеевой, А.И. Гориной, С.И. Вайнштейн-Мишуриной) были отмечены серебряными медалями [12, с. 60].

Наряду с натуралистическими растительными мотивами в виде сложных композиций (которые часто применялись на дореволюционных формах) (ил. 3), предприятия обращались к упрощенным формам и композициям рисунков. Например, это можно увидеть в работах В.С. Тоота (ил. 4). Одним из популярных направлений стало использование маленьких по размеру элементов, простых композиций и силуэтных изображений. Это было связано с преобладанием в данный период выпуска посуды массовых серий. В таких вариантах декора часто отсутствовало крытьё и отводка. Но даже в этих жестких рамках В.С. Тоот, И.П. Колонистов, А.И. Волкова добивались интересных результатов и создавали поистине высокохудожественные произведения (ил. 5).

 

Ил. 6. Вайнштейн-Машурина С.И. (автор скульптуры). Скульптура «Пантера на шаре». Завод «Пролетарий». Новгород. 1957. Фарфор, крытьё, золочение. Новгородский музей-заповедник. НГМ КП 44021 КФ-1253

 

В 1950-е гг. приобрела особое значение в жилой пространственной среде советская фарфоровая мелкая пластика, которая активно использовалась для придания индивидуального облика жилым пространствам. Чтобы фарфоровые изделия стали частью интерьера советского гражданина, им необходимо было быть доступными по цене и понятными по содержанию [6, с. 64]. Например, известна мелкая пластика, посвященная крупным балетным и оперным постановкам: Я.А. Троупянский «Ф.И. Шаляпин в роли Бориса Годунова» (1950-е гг., ЛФЗ), О.С. Артамонова «Тао Хао в балете Р.М. Глиэра “Красный мак”» 1950-е гг., ДФЗ) и др. Новгородские предприятия откликнулись на новый тренд времени знаковыми произведениями скульптуры. Завод «Красный фарфорист» выпустил такие шедевры, как «Аленушка и братец Иванушка» (1955), «Материнство» (1957) и «Дружба» (1956) Т.Д. Самойловой – скульптура-символ советской эпохи. Основой сюжета в последнем случае стало посещение Советского Союза премьер-министром Индии Джавахарлалом Неру и его дочерью Индирой Ганди в 1955 году. Там же вышли тиражи фарфоровых скульптур «Березка» (1955), «Юная скрипачка» (1957), «Футболист» (1954) Т.А. Федоровой. Из продукции завода «Пролетарий» следует назвать скульптуры «Купальщица» (1950-е гг.) М.Е. Пермяк, «Пантера на шаре» (1957) С.И. Вайнштейн-Машуриной (ил. 6) и другие яркие произведения, отмеченные на крупных выставках в СССР и за рубежом. Новгородские фарфористы в эти годы, как и мастера других отечественных предприятий, воплотили в своем творчестве темы счастливого детства, сказок и былин, дружбы народов.

Для Великого Новгорода былинный герой Садко имеет особое значение, своего рода – это символ города. В 1950-е гг. произошел настоящий бум в производстве мелкой пластики с его изображением. На заводе «Пролетарий» изготавливалась скульптура «Садко» (ил. 7), ставшая визитной карточкой предприятия. Важным фактором, повлиявшим на популярность образа в данный период, послужила постановка оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакова в Большом театре режиссером Борисом Покровским (1949). Роль Садко исполнил Г.Н. Нэлепп [12, с. 84]. Постановка была отмечена Сталинской премией, а в 1952 г. на экраны вышел советский фильм-сказка «Садко» режиссера А. Птушко с фрагментами из одноимённой оперы.

После выхода фильма скульптура Садко выпускалась на многих предприятиях СССР в схожем формате. В начале 1950-х гг. многие скульпторы и художники продолжали работать в рамках так называемого «большого стиля», для которого характерна высокая степень детализации и проработка объемов. Например, композиция «Садко» (1954) Б.Д. Быструшкина, являвшаяся его дипломной работой, выпускалась на заводе «Красный фарфорист» как с росписью, так и без нее.

В ходе исследования научно-технической документации предприятия был впервые установлен автор знаменитого «Садко», ранее не известный специалистам. Евгений Семёнович Изотов в 1950-е гг. был начальником художественной лаборатории Ленинградского фарфорового завода10. Именно он выполнил данную форму для завода «Пролетарий»11, которую выпускали на предприятии более 40 лет. Бессменным автором всех вариантов росписи скульптуры стал новгородский художник Е.М. Никулин.

 

Ил. 7. Изотов Е.С. (автор формы), Никулин Е.М. (автор росписи). Скульптура «Садко». Завод «Пролетарий». Новгород. 1950-е гг. Фарфор, роспись надглазурная, золочение. Новгородский музей-заповедник. НГМ КП 36631-105 КФ-3394

 

Традиция фарфорового производства в Новгороде оказалась прервана уже в наше время. Пережив жесткий кризис последнего десятилетия XX в., заводы все же не смогли конкурировать с импортной продукцией и в начале 2000-х гг. были закрыты. Массовое производство фарфоровой продукции на данный момент сохраняется в других регионах страны. Некоторые из предприятий выпускают мелкую пластику и столовые наборы, дизайн которых разработали художники 1950-х гг., в том числе новгородские. Они до сих пор пользуются широкой популярностью у покупателей. Например, на Дулёвском фарфоровом заводе производится серия «Восстановленная скульптура» – это мелкая пластика по лекалам 1950-х годов. В данной серии, например, выпустили скульптуры «Стиляги» (1954) Н.А. Малышевой, «Лето» (1957) А.Д. Бржезицкой и мн. др.

Рассматривая современные каталоги продукции региональных предприятий, можно отметить сходство массовых серий столовой посуды 1950-х гг. и некоторых современных сервизов. Так, в ассортименте Дулёвского фарфорового завода представлены чайные и кофейные сервизы с декором в виде цветочных композиций («Дачный», «Вишни», «Роза» и др.), выполненных деколью. Такие наборы доступны по цене и предназначены для ежедневного использования. Прямые аналогии данным произведениям можно найти и в фарфоровой продукции 1950-х гг. Подобные серии посуды и скульптуры выпускают на бывшем Дмитровском фарфоровом заводе, Конаковском заводе.

Подводя итоги, следует отметить, что в 1950-е гг. произошел подъем развития отечественного декоративно-прикладного искусства, модернизация образования в данной сфере. На новгородских предприятиях начали формироваться собственные художественные лаборатории, при этом значительную роль в совершенствовании региональных предприятий, в том числе новгородских, сыграл Ленинградский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова; декор изделий был более важен, нежели форма. В ассортименте фарфоровых предприятий преобладали аналоги прошлых десятилетий с растительными и цветочными композициями в оформлении изделий, но наблюдалась тенденция к упрощению форм и декора, ориентированность на выпуск массовых серий. Наряду с ручной росписью, на новгородских заводах применяли механические способы декорирования: штамп, трафарет, деколь. В рассматриваемый период в рамках «большого стиля» получила развитие мелкая пластика, что привело к созданию знаковых произведений отечественной скульптуры («Садко», «Дружба», «Березка» и др.), серии которых выпускались на новгородских предприятиях вплоть до их закрытия.

 

1 Государственный архив Новгородской области (далее – ГАНО). Ф. Р-472. Оп. 3. Д. 163. Л. 37-39.

2 ГАНО. Ф. Р-472. Оп. 3. Д. 110. Л. 10.

3 Государственный архив Российской Федерации. Фонд № А-52 [Электронный ресурс]. URL: https://alertino.com/ru/524048 (дата обращения: 15.05.2023).

4 ГАНО. Ф. Р-472. Оп. 3. Д. 139. Л. 3.

5 Cтекольный завод имени Первого Коммунистического Добровольческого отряда.

6 ГАНО. Ф. Р-472. Оп. 3. Д. 163. Л. 43.

7 ГАНО. Ф. Р-472. Оп. 3. Д. 273. Л. 78.

8 Там же. Л. 76.

9 ГАНО. Ф. Р-472. Оп. 3. Д. 139. Л. 36.

10 ГАНО. Ф. Р-472. Оп. 3. Д. 215. Л. 1.

11 ГАНО. Ф. Р-476. Оп. 7. Д. 3. Л. 27.

×

About the authors

Tatyana A. Voropaeva

Novgorod State United Museum-Reserve

Author for correspondence.
Email: voropaevamuseum@gmail.com

senior researcher, curator of the Novgorod State United Museum-Reserve

Russian Federation, 11 Kremlin, Veliky Novgorod, 173007

References

  1. Izmajlov, V.A. (1980) Novgorodskij farfor: istoriya farforovogo zavoda “Proletarij”[Novgorod Porcelain: the History of the “Proletarij” Porcelain Factory. Leningrad: Lenizdat. (In Russian).
  2. Kuzneczov, B.A. (2015) Novgorodskij korol` rossijskogo farfora. Istorii sem`i i fabric [Novgorod King of Russian Porcelain. Family and Factory Stories]. Moscow: Galleya-Print. (In Russian).
  3. Yuon, K. (1957) O kul`ture dekorativnogo iskusstva [On the Culture of Decorative Art]. Dekorativnoe iskusstvo Soyuza Sovetskij Socialisticheskix Respublik [Decorative Art of the USSR], No. 10, 6-7. (In Russian).
  4. Lazarev, E. (1958) Gotovit` xudozhnikov promy`shlennosti [Prepare Industrial Artists]. Dekorativnoe iskusstvo Soyuza Sovetskij Socialisticheskix Respublik [Decorative Art of the USSR], No. 9, 15-16. (In Russian).
  5. Teremin, S. (1953) Za vy`sokoe kachestvo izdelij xudozhestvennoj promy`shlennostiy [For High Quality Products of the Art Industry]. Iskusstvo [Art], No. 6, 5-14. (In Russian).
  6. Sapanzha, O.S., Balandina, N.A. (2019) Sovetskaya farforovaya melkaya plastika v prostranstve povsednevnoj kul`tury` 1950-x – 1960-x godov: k voprosu razvitiya xudozhestvenny`x obrazov [Soviet Porcelain Small Plastic in the Space of Everyday Culture of the 1950s – 1960s: on the Development of Artistic Images]. Novoe iskusstvoznanie [New Art Science], No. 1, 64-70. (In Russian).
  7. Ivanova, E.V., Sapanzha, O.S., Balandina, N.A. (2021) Iskusstvo – v by`t. Inter`ernaya plastika Leningradskogo zavoda farforovy`x izdelij, 1956–1966 [Art in Everyday Life. Interior Plastic of the Leningrad Porcelain Factory, 1956-1966]. Moscow: BuksMArt. (In Russian).
  8. Zozulenko, T.B., Volodina, T.V. (1999) Iskusstvo sovremennogo Novgoroda. Prelest` russkogo farfora [Art of Modern Novgorod. The beauty of Russian Porcelain]. Chelo: al`manax [Chelo: Almanac]. Veliky Novgorod, 84-90. (In Russian).
  9. Volodina, T.V. (2017) Vy`puskniki Leningradskogo vy`sshego xudozhestvenno-promy`shlennogo uchilishha imeni V.I. Muxinoj v Novgorode. Xudozhestvenny`j farfor [Graduates of the Leningrad Higher Art-Industrial School named after V.I. Mukhina in Novgorod. Art Porcelain]. Ezhegodnik Novgorodskogo muzeya-zapovednika [Yearbook of the Novgorod Museum-Reserve], No. 1, 107-116. (In Russian).
  10. Kramarenko, L.G. (2005) Dekorativnoe iskusstvo Rossii XX veka: k probleme formoobrazovaniya i slozheniya stilya predmetno-prostranstvennoj sredy`: avtoreferat dissertacii ... kandidata iskusstvovedcheskix nauk [Decorative Art of Russia of the XXth Century: to the Problem of Shaping and Style Development of the Object-Spatial Environment: Abstract of PhD thesis in art studies]. Moscow. (In Russian).
  11. Lansere, A.K. (1974) Sovetskij farfor: iskusstvo Leningradskogo gosudarstvennogo farforovogo zavoda imeni M.V. Lomonosova [Soviet Porcelain: Art of the Leningrad M.V. Lomonosov State Porcelain Factory]. Leningrad: Xudozhnik RSFSR. (In Russian).
  12. Voropaeva, T.A. (2022) Massovy`j sovetskij xudozhestvenny`j farfor: k istorii novgorodskogo zavoda “Proletarij” 1970-x godov [Massive Soviet Art Porcelain: to the History of the Novgorod “Proletarij” Factory of the 1970s]. Mezhdunarodny`j zhurnal issledovanij kul`tury` [International Journal of Cultural Research], No. 2 (47), 58-69. (In Russian).
  13. Abramskij, I.P. (1958) Bol`shoj teatr Soyuza Sovetskij Socialisticheskix Respublik: Opera. Balet: sbornik statej i biograficheskix ocherkov masterov teatra [the Bolshoi Theater of the USSR: Opera. Ballet: Collection of Articles and Biographical Essays by the Theater Masters]. Moscow: Muzgiz. (In Russian).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Picture 1

Download (1MB)
3. Picture 2

Download (2MB)
4. Picture 3

Download (2MB)
5. Picture 4

Download (1MB)
6. Picture 5

Download (497KB)
7. Picture 6

Download (703KB)
8. Picture 7

Download (1MB)

Copyright (c) 2024 Voropaeva T.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies