Structural and Content Features of Soviet ABC-Books

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The study covers the main milestones in the formation of the concept of the Soviet ABC-book influenced by the processes characteristic of the ideological, cultural, socio-political and national economic life of the RSFSR in 1919-1991. The structural evolution of this type of educational publications from sets of simple ‘unbound’ sheets to high-quality and solid works of book format printing is shown. The dependence of the functional load of the text and illustrations intended for ideological education of children on the specific historical situation in the country and the general level of development of Soviet ABC-book study is noted.

Full Text

Пути познания человеком окружающего мира начинаются с освоения азов чтения. Чтение по картинкам – довольно старая практика приобщения к грамоте – прошло многовековую историческую эволюцию от первых ксилографических «блокбухов» до современных «виммельбухов». Ранние ксилографии предполагали знание религиозных сюжетов и служили в основном в качестве оберегов и талисманов. Современные издания в картинках («виммельбухи») – книги без заданного маршрута чтения. Они позволяют создавать собственные сюжеты и развивают воображение. Примером таких изданий являются комиксы.

Первой книгой на пути познания ребёнка является букварь – самое часто издаваемое и востребованное произведение. Изначально он отождествлялся с азбукой; что было зафиксировано в энциклопедии: «Букварь – книжка для первоначального обучения чтению, начинающаяся азбукой» [1, т. 1, стб. 600]. Советские ученые разделили эти понятия [2, с. 92]. Значительный вклад в изучение букварей и методологическое обоснование процесса обучения грамоте внесли отечественные ученые-педагоги как в небольших работах [3, с. 117], так и в монографиях [4]. Множество исследований посвящено истории данного вида изданий, в том числе первым цельногравированным экземплярам конца ХVII в. [5, с. 7-17]. Изучением советских букварей занимались историки, уделяя особое внимание букварям 1920–30-х [6, с. 82-91] и 1950–60-х гг. [7, с. 38-40], а также социологи и культурологи [8, с. 462-477]. Многочисленные исследования, посвященные визуальной информации, позволяют говорить об их источниковедческой ценности. Данные издания содержат сведения о людях, их быте, архитектурных сооружениях, достижениях страны, празднествах, отражают особенности мировоззрения, стандарты и стереотипы мышления конкретной эпохи в зависимости от политических, законодательных, социально-экономических условий.

Букварь как вид учебной литературы представляет собой произведение, которое имеет содержание и оформление, обусловленные образовательными и воспитательными задачами. С его помощью у юных читателей формируются первичные представления об окружающем мире, истории, культуре страны. Букварь развивает навыки чтения, которые служат «не только средством вхождения человека в культуру, но и серьезным фактором его личной успешности в различных сферах жизнедеятельности» [10, с. 5].

В советский период буквари издавались более 180 раз и самого разного профиля: от специализированных до универсальных. Далеко не все из них получили одобрение педагогического сообщества и цензуры. Аналогичная практика наблюдалась и до революции: в 1914 г. из 10 букварей в школы допустили только 4, качество содержания остальных не прошло проверку [10, с. 120]. В 1920–30-е гг. среди педагогов прошла острая полемика относительно стабильности учебников в целом и букварей в частности. Общественно-политическая и народно-хозяйственная обстановка в стране быстро менялась и требовала внесения изменений в их содержание. В этот период издатели обратились к опыту выпуска букварей в рассыпной форме (отдельными листами, плакатами), а также в виде газет. Некоторым областям в стране было предоставлено право самостоятельно определять содержательную сторону данного вида изданий. В первые годы советской власти особую популярность в обществе приобрели буквари для взрослых [11, с. 161-179] с дифференциацией по различным социальным и профессиональным стратам: «Рабоче-крестьянский букварь» (1919), «Букварь для рабочих» (1920), «Букварь железнодорожника» (1921), «Букварь для колхозников» (1931), «Букварь для лесорубов» (1931) и др. Материал подбирался в соответствии с текущими задачами индустриализации, интернационального и политического воспитания. В преддверии второй пятилетки, с 1933 г., учебники для школ стали единообразными на всей территории страны. Букварь также обрел статус стабильной учебной книги.

Органы государственной власти уделяли развитию букваря в советский период большое внимание, поскольку, с одной стороны, это было средство овладения грамотой, а с другой – эффективный инструмент идеологического воспитания детей, что получило отражение в официальных документах1. В основе советских букварей вплоть до конца 1980-х гг. лежали идеи социализма и коммунизма, антирелигиозной пропаганды, интернационального воспитания, героики и патриотизма. Детям в виде картинок, сопровождавшихся текстом, изложенным в доходчивой форме, разъяснялись идейные ценности страны, составлявшие ее политическое и культурное величие. Произведения советских поэтов и писателей воспевали ее просторы и природные богатства. Страницы букварей были наполнены топонимами и эпитетами: «На Алтае растут сосны и ели», «На Урале есть золото, железо, платина», «Наша земля очень богата: в горах есть железо, и медь, и золото, и каменный уголь»2, «Велика и красива страна советов!»3. Если в букварях 1920–30-х гг. подчеркивался социалистический и революционный характер развития страны [12, с. 69-81], то начиная с конца 1950-х гг. все более отчетливо просматривается образ страны, которая выступает не только родиной пролетарской революции, но и родиной А.С. Пушкина, И.А. Крылова, Л.Н. Толстого, А.Г. Майкова, А.Н. Плещеева, А.Н. Некрасова и других классиков русской литературы. Строки из их произведений появляются на страницах букварей данного периода рядом с поэзией и прозой советских авторов (С.Я. Маршака, В.В. Маяковского, С.В. Михалкова, К.И. Чуковского и др.), наполнены словами из патриотических песен, стихотворений о Родине: «Широка страна моя родная. Много в ней лесов, полей и рек. Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек!»4.

Характеристики писателей снабжались эпитетами в превосходной степени – «великий», «выдающийся»: «Максим Горький – великий советский писатель»5; «Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт. Пушкин написал много хороших сказок и стихов. Он любил русские сказки и песни. Пушкин любил свою Родину», «Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель. Он написал много хороших книг»6 и другие подобные фразы присутствуют в каждом издании.

Наряду с писателями значительное место в «портретной галерее» советских букварей 1950–60-х гг. отведено героям войны и труда. Начиная с 1961 г. почетное место в ней занимало имя Ю.А. Гагарина – подлинного героя, совершившего первый полет человека в космос. Об этом событии рассказывал каждый советский букварь: «Гагарин совершил великий подвиг. Он пролетел в корабле-спутнике вокруг Земли. Задание Родины выполнено! Мы гордимся тем, что первый летчик-космонавт – советский человек»7.

Особое место в ряду личностей, представленных в букварях, принадлежало двум вождям – В.И. Ленину и И.В. Сталину, обоснованию идее их равновеликости. Имя Сталина фигурировало рядом с именем Ленина, чем подчеркивалась его исключительная роль как продолжателя «дела Ленина». Типичным элементом оформления букварей этого периода стало изображение двух вождей на одном развороте, симметрично расположенные портреты и биографии. С разоблачением культа личности Сталина его образ со страниц букварей исчез, и сталинская тема безвозвратно ушла из учебников. Изображение вождя поначалу убрали с разворота и заменили темой армии и флота. В букваре 1959 г., составленном под редакцией И.Ф. Свадковского, на развороте были представлены сюжеты борьбы за мир и новогодних празднований, олицетворявшие достижения советского общества в ходе социалистического строительства.

В.И. Ленин в букварях 1958–1991 гг. – это и учитель, и борец за счастье народа. Но, что особенно важно, он позиционировался как создатель и вождь Коммунистической партии, которая теперь продолжает его дело: «Ленин умер, но дело его живет. Коммунистическая партия твердо ведет народ по ленинскому пути»8; «Владимир Ильич Ленин отдал свои силы борьбе за счастье народа. Ленин создал Коммунистическую партию. Партия продолжает дело Ленина. Она ведет наш народ к светлой, счастливой жизни»9; «Владимир Ильич Ленин – вождь, учитель и друг всех трудящихся. Под руководством Ленина наш народ установил советскую власть, власть рабочих и крестьян. Ленин завещал нам дружно жить, честно работать и беречь советскую власть. Ленин умер, но дело его живет. Коммунистическая партия твердо ведет народ по ленинскому пути»10. Образ вождя, утративший конкретные реалистические черты, отождествлялся с идеализированным образом партии.

Со временем изображение Ленина в букварях претерпело трансформацию от революционного лидера до добродушного дедушки, которому свойственны ставшие уже традиционными черты – любовь к детям, желание, чтобы все дети учились хорошо, жили счастливо: «Ленин хотел, чтобы все, кто работает, жили хорошо. Ленин любил детей. Он хотел, чтобы все дети учились»11. Вождя наделили чертами человека, свободно и охотно общавшегося с детьми. По словам Н.К. Крупской: «Ленину горячо хотелось, чтобы ребята вырастали стойкими коммунистами. Бывало, шутит с каким-нибудь мальчиком, а потом спросит: “Не правда ли, ты будешь коммунистом? И видно, что хочется ему, чтобы паренек коммунистом рос”»12. В то же время с помощью нового образа давались определенные воспитательные идеологические установки. Эти же цели преследовались и при подборе иллюстраций. Все чаще на страницах букваря помещался не официозный портрет Ленина, а дедушка в окружении детей. Этот образ, близкий детскому восприятию, вызывал у ребенка эмоциональный отклик, поскольку совпадал с образами положительных героев из сказок – Деда Мороза, доброго волшебника и т. п. Близость Ленина к детям подчеркивалась разными способами: «Ленин всегда заботился о детях. Поэтому октябрят называют внучатами Ленина»13. Так, посредством почти сказочной персонализации, предельно идеализирующей образ исторической личности и приспосабливающей его к восприятию ребенка, преподносились представления о политических реалиях (партии, власти, классовой борьбе, партийном руководстве страной и обществом). Последние были также максимально идеализированы и адаптированы к детскому восприятию и пониманию. С детства в сознание советского человека закладывались основы гражданской и политической позиции.

Буквари, издававшиеся с 1956 по 1991 г., ставили своей целью воспитание патриотизма, любви к Родине, уверенности в справедливости и незыблемости ее политического строя, доверия к ее руководству, уверенности в том, что коммунистическая партия ведет страну и ее народ к лучшей жизни, к счастью. В этот период изменился издательский подход к выпуску букварей. Если до середины 1950-х гг. наращивались тиражи, ставилась задача выпуска большого числа учебников с минимальными затратами, то в последующие десятилетия встал вопрос о создании красочного учебного пособия, пробуждающего детское воображение и интерес, воспитывающего чувство красоты. Букварь как особый тип дидактической литературы характеризуется спецификой художественного оформления, основы которого были заложены букварями Кариона Истомина и Леонтия Бунина [13 с. 78-80]. Иллюстративный ряд составлялся таким образом, чтобы материал был убедителен и легко запоминался. Этой же цели подчинялось создаваемое шрифтовое оформление. Как справедливо отмечается в исследовании В.А. Андреевой [См.: 14], создатели букварей стали придавать значение эстетической стороне изданий, рассчитанной на более эффективное усвоение материала. Иллюстрации подбирались с учетом дидактики от простого к сложному, чтобы детям легко было общаться как с учителем, так и между собой. Коммуникативный потенциал букваря реализовался в иллюстрациях – наиболее доступном для восприятия способе познания. Многокрасочные картинки усиливали эффект воздействия на воображение ребенка. В НИИ Полиграфмаша под руководством Е.Н. Царегородцевой в 1958 г. был разработан специальный шрифт для букварей [15, с. 84]. С 1958 г. начали ежегодно проводить Всесоюзные конкурсы на лучшее художественное оформление и полиграфическое исполнение книг. Руководство страны пришло к пониманию того, что человек – это главная производительная сила, и при условии правильного развития личности на этапе ее становления каждый гражданин может стать носителем безграничных творческих возможностей. Это понимание нашло свое выражение в новом комплексе задач, поставленных перед школой, и в частности по отношению к содержанию букварей, выпущенных в данный период. В 1960 г. в «Требованиях к учебникам и другим учебным книгам для восьмилетней и средней школы»14 впервые обратили внимание на оформление книжного блока, на издание учебников в однотипных переплетах. Рекомендовалось применение фотографий, схем, иллюстраций, новых шрифтов. Новый букварь был разработан в 1965 г. Академией педагогических наук15. В его создании принимали участие члены Академии художеств и советские писатели. Благодаря такому авторскому коллективу новый букварь отличался от предшествующих большей насыщенностью художественными текстами, цветными сюжетными и предметными иллюстрациями. Букварную гарнитуру зафиксировали в ГОСТе 3489.7–71 в начале 1970-х годов.

Во второй половине XX в. функциональная нагрузка учебных изданий изменилась. Обучающая функция была реализована через комплекс задач, в рамках которых приобщение к навыкам грамоты рассматривалось в контексте всестороннего развития ребенка (включая эстетическое), через раскрытие творческих способностей. Усилилась общеобразовательная функция, нацеленная на формирование широкой эрудиции школьника. Теперь она включала не только технические и естественнонаучные знания, на получение которых преимущественно ориентировала школа предыдущего периода, но и знания гуманитарные.

Воспитательная функция была направлена на развитие патриотизма, носившего на данном этапе не узкоклассовый и политически ограниченный, а более широкий характер. Любовь к Родине предполагала не только любовь к социалистическому Отечеству, но также любовь к истории страны, ее природе, людям, ее культуре и выдающимся представителям, в том числе дореволюционным писателям и поэтам. Система основных моральных ценностей также расширилась. В круг высших ценностей, наряду с пролетарским интернационализмом, включили, с одной стороны, борьбу за мир во всем мире, с другой стороны, возродились такие традиционные, вечные ценности, как «Мама», «Дом», «Семья», которые органично сочетались в одном ряду с идеологическими константами (Ленин, Труд, Май и т. п.).

Реализация идеологической функции отличалась в букварях этого периода наибольшей сложностью. Главная стратегическая задача состояла в том, чтобы в условиях отказа от культа личности и разрушения действовавшей ранее системы не допустить чрезмерной либерализации сознания, сохранить авторитеты, обеспечивающие стабильность политического строя. Новое содержание идеологической функции связали с целью строительства коммунизма, провозглашенной на ХХII съезде КПСС в 1961 году.

В ноябре 1966 г. было принято постановление «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы», где помимо всего прочего отмечалась необходимость «воспитания школьников на революционных и трудовых традициях советского народа»16. Речь шла о создании стабильных учебников, значительном улучшении качества их художественного оформления и полиграфического исполнения, особенно для младших классов. Система образования в целом взяла курс на формирование всесторонне развитой личности, воспитанной на коммунистическом отношении к труду, готовой «беззаветно защищать социалистическую Родину, хранить и умножать ее материальные и духовные богатства, беречь и охранять природу»17. В 1970-е гг. особое место в текстах букварей стала занимать тема труда. Детям прививалось уважение к простому труду, рабочие профессии были в одинаковом почете с сельскохозяйственным трудом: «Слава миру на Земле! Слава хлебу на столе! Слава тем, кто хлеб растил, не жалел трудов и сил»18. Возвеличивание трудовых подвигов колхозников нашло отражение в букварях, поскольку пропаганда пыталась прикрывать идеологическими лозунгами стагнирующее сельское хозяйство.

Пропагандистские мотивы в советской букваристике 1980-х гг. выражались в форме рассказов о достижениях отечественной промышленности и науки. В школах внедрили систему обучения, оказавшую значительное влияние на повышение качества обучения и развитие интереса детей к чтению. В основу этой системы легла методика приобщения к печатному слову, созданная по принципу анализа звучащей речи. В 1982 г. было принято решение об утверждении нового букваря в качестве стабильного. Идеологическую преемственность с букварями более ранних периодов обеспечивала Лениниана, но эта тема приобрела черты не столько героической, сколько светлой романтики. Так, букварь В.Г. Горецкого, переиздававшийся ежегодно с 1981 по 1991 г., приветствовал детей неизменными строками: «Ты научишься читать и писать, впервые напишешь самые дорогие и близкие для всех нас слова: мама, Родина, Ленин»19. При этом само понятие Родины стало более традиционным, получило человечное наполнение. Это уже не только страна победившего пролетариата, но и «наше Отечество, наша родина-матушка Россия»20. Букварь В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, А.Ф. Шанько, опубликованный в 1981 г. и ставший последним из стабильных букварей советского периода, издавался вплоть до начала 1990-х гг., выдержав 11 изданий. В начале ХХI в. реформа образования обусловила новые подходы к выпуску учебной литературы. Исследование теории и практики создания учебников нового поколения с основательной полнотой изложено Л.Г. Тюриной [16, с. 167-173] в коллективной монографии «Современная учебная книга: подготовка и издание». Автор уделяет серьезное внимание редакторской подготовке содержания и аппарата изданий, что в совокупности повышает общую культуру учебного книгоиздания.

Современные буквари отличаются яркостью и красочными иллюстрациями, но из них ушли темы героики труда, патриотизма, дружбы, семейных ценностей, что всегда присутствовало в советских изданиях. О значимости последних можно судить по востребованности репринтов. В 2022 г. вышло переиздание букваря С.П. Редозубова образца 1955 г. Символично, что издательство «Наше Завтра» работает на перспективу, опираясь при этом на исторический опыт советской букваристики.

 

1 Постановление комиссии Наркомпроса «Об учебниках» // Бюллетень комиссии Наркомпроса. 1930. № 12. С. 7.

2 Редозубов С.П. Букварь для школ сельской местности. 7-е изд. Москва: Учпедгиз, 1952. С. 26.

3 Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. Букварь. Москва: Просвещение, 1981. С. 68.

4 Букварь / С.П. Редозубов, А.В. Байдина-Янковская, Н.А. Костин и др.; под ред. И.Ф. Свадковского. 9-е изд. Москва: Учпедгиз, 1961. С. 47.

5 Редозубов С.П. Букварь для школ сельской местности. 7-е изд. Москва: Учпедгиз, 1952. С. 69.

6 Редозубов С.П. Букварь / под ред. И.Ф. Свадковского. Москва: Учпедгиз, 1953. С. 71.

7 Букварь / С.П. Редозубов, А.В. Байдина-Янковская, Н.А. Костин и др.; под ред. И.Ф. Свадковского. 9-е изд. Москва: Учпедгиз, 1961. С. 76.

8 Букварь / С.П. Редозубов, А.В. Байдина-Янковская, Н.А. Костин и др.; под ред. И.Ф. Свадковского. 5-е изд., изм. и доп. Москва: Учпедгиз, 1957. С. 59.

9 Букварь / Н. Архангельская, Е. Карлсен, А. Кеменова, С. Худак. Москва: Просвещение; Ленинград: Художник РСФСР, 1965. С. 91.

10 Букварь / С.П. Редозубов, А.В. Байдина-Янковская, Н.А. Костин и др. Москва: Учпедгиз, 1958. С. 124.

11 Букварь / С.П. Редозубов, А.В. Байдина-Янковская, Н.А. Костин и др. Москва: Учпедгиз, 1958. С. 124.

12 Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. Букварь. 4-е изд. Москва: Просвещение, 1984. С. 124.

13 Букварь / Н. Архангельская, Е. Карлсен, А. Кеменова, С. Худак. Москва; Ленинград: Просвещение; Ленинград: Художник РСФСР, 1965. С. 91.

14 Требования к учебникам и другим учебным книгам для восьмилетней и средней школы. Москва: Просвещение, 1981. 19 с.

15 Букварь / Н. Архангельская, Е. Карлсен, А. Кеменова, С. Худак. Москва; Ленинград: Просвещение; Ленинград: Художник РСФСР, 1965. 103 с.: ил.

16 Постановление «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК КПСС. Т. 9. Москва: Политиздат, 1974. С. 139-148.

17 Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. док. 1917-1973. Москва: Педагогика, 1974. С. 93.

18 Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. Букварь. 4-е изд. Москва: Просвещение, 1984. С. 118.

19 Там же. С. 18.

20 Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. Букварь. 10-е изд. Москва: Просвещение, 1990. С. 106.

×

About the authors

Tatiana G. Kupriyanova

Moscow Polytechnic University

Author for correspondence.
Email: tkuprian@mail.ru

Doctor of Historical Sciences, Professor, Professor at the Department of Publishing and Bibliology, Chief Researcher at the “Nauka” Scientific and Publishing Center of the Russian Academy of Sciences

Russian Federation, 38 Bolshaya Semenovskaya Str., Moscow, 107023

References

  1. E`nciklopedicheskij slovar`: v 4 tomax. Tom 1, vy`pusk 1: A–Gal`vanotropizm (1997) [Encyclopedic Dictionary: in 4 Vols. Vol. 1, Issue 1: A-Galvanotropism]. Ed. by F.A. Brokgauz, I.A. Efron. Moscow: Terra. (In Russian).
  2. Knigovedenie: e`nciklopedicheskij slovar` (1982) [Bibliology: Encyclopedic Dictionary]. Moscow: Sovetskaya e`nciklopediya. (In Russian).
  3. Nazarova, L.K. (1982) Bukvar` i sistema sredstv obucheniya gramote [An ABC-Book and the System of Literacy Teaching Tools]. Problemy` shkol`nogo uchebnika [Problems of a School Textbook], Issue 11. Moscow: Prosveshhenie, 116-125. (In Russian).
  4. Shtecz, A.A. (2023) Istoriya otechestvennoj bukvaristiki: monografiya [History of Russian ABC-Book Study: Monograph]. Moscow: Yurajt. (In Russian).
  5. Xromov, O.R. (2015) Bukvar` Kariona Istomina s rukopisny`mi dopolneniyami Diomida Yakovleva sy`na Serkova kak pamyatnik russkoj knizhnosti XVII veka [The ABC-Book of Karion Istomin with Handwritten Additions by Diomid Yakovlev to his Son Serkov as a Monument to Russian Book Writing of the XVIIth Century]. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika [Domestic and Foreign Pedagogics], No. 1 (22), 7-17. (In Russian).
  6. Shaly`gina, A.A. (2020) Bor`ba s «politicheskoj negramotnost`yu»: bukvari dlya vzrosly`x v sovetskoj Rossii nachala 1930-x godov [The Fight against “Political Illiteracy”: ABC-Books for Adults in Soviet Russia in the Early 1930s]. Vremya nauki [Time of Science], No. 2, 82-91. (In Russian).
  7. Klinova, M.A. (2016) Po straniczam sovetskix bukvarej: otrazhenie social`ny`x processov v izdaniyax 1950-1960-x godov [On the Pages of Soviet ABC-Books: Reflection of Social Processes in Publications of the 1950s-1960s]. VIII Adlerovskie sociologicheskie chteniya: sbornik trudov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. [The Adler Sociological Readings: Collection of Works of the All-Russian Scientific-Practical Conference]. Almetevsk, 38-40. (In Russian).
  8. Efimova, E.A. (2019) Illyustracii v azbukax i bukvaryax 1900–1920-x godov kak istochnik vizual`noj informacii po istorii igrovoj kul`tury` [Illustrations in Alphabets and ABC-Books of the 1900-1920s as a Source of Visual Information on the History of Game Culture]. Rol` izobrazitel`ny`x istochnikov v informacionnom obespechenii istoricheskoj nauki: sbornik statej [The Role of Pictorial Sources in the Information Support of Historical Science: Collection of Articles]. Moscow, 462-477. (In Russian).
  9. Yudin, A.V. (1988) Formirovanie sovetskogo uchebnika dlya obshheobrazovatel`noj shkoly` v 20-30-e gody` [Formation of a Soviet Textbook for a Comprehensive School in the 20s and 30s]. Sovremenny`e problemy` knigovedeniya, knizhnoj torgovli i propagandy` knigi: mezhdunarodny`j sbornik nauchny`x trudov [Modern Problems of Bibliology, Book Trade and Propaganda of a Book], Issue 5. Moscow, 117-130. (In Russian).
  10. Galaktionova, T.G. (2007) Chtenie shkol`nikov kak social`no-pedagogicheskij fenomen Otkry`togo obrazovaniya (teoretiko-metodologicheskie osnovy` issledovaniya): monografiya [Reading of Schoolchildren as a Social and Pedagogical Phenomenon of Open Education (Theoretical and Methodological Foundations of Research): Monograph]. Saint Petersburg. (In Russian).
  11. Romashin, E.Yu. (2022) Bukvari dlya vzrosly`x v sovetskoj Rossii 1920-x godov [ABC-Books for Adults in Soviet Russia of the 1920s]. Deti i detstvo v istorii kul`tury`: sovremenny`e mezhdisciplinarny`e issledovaniya: sbornik statej po materialam Vtoroj mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii pamyati Vitaliya Grigor`evicha Bezrogova (1959-2019) [Children and Childhood in the History of Culture: Current Interdisciplinary Studies: a Collection of Articles Based on the Materials of the Second International Scientific Conference in Memory of Vitaly Grigorievich Bezrogov (1959-2019)]. Moscow, 161-179. (In Russian).
  12. Larin, I.N. (2020) Azbuki i bukvari 1918-1930 godov kak instrument rasprostraneniya sovetskoj ideologii [Alphabets and ABC-Books of the 1918-1930s as a Tool for the Spread of Soviet Ideology]. Vremya nauki [Time of Science], No. 2, 69-81. (In Russian).
  13. Gerchuk, Yu.Ya. (2014) Iskusstvo pechatnoj knigi v Rossii XVI–XXI vekov [Art of a Printed Book in Russia of the XVI-XXIth Centuries]. Saint Petersburg: Kolo. (In Russian).
  14. Andreeva, V.A. (2006) Dizajn uchebnoj knigi v Rossii (xudozhestvenno-texnicheskoe oformlenie azbuk i bukvarej: istoriya i sovremennaya praktika): avtoreferat dissertacii ... kandidata istoricheskix nauk [Design of an Educational Book in Russia (Artistic and Technical Design of Alphabets and ABC-Books: History and Modern Practice): Abstract of PhD thesis in history]. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University of Technology and Design. (In Russian).
  15. Shiczgal, A.G. (1974) Russkij tipografskij shrift: Voprosy` istorii i praktiki primeneniya [Russian Typographic Font: Issues of History and Practice of Application]. Moscow: Kniga. (In Russian).
  16. Sovremennaya uchebnaya kniga: podgotovka i izdanie (2004) [A Modern Educational Book: Preparation and Publication]. Ed. by S.G. Antonova, A.A. Vakhrushev. Moscow: Moscow State University of Printing Arts. (In Russian).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Kupriyanova T.G.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies