SAMARSKIY ITOG II MEZhREGIONAL'NOGO FORUMA «ROD AKSAKOVYKh - GORDOST' OTEChESTVA» (10-12 NOYaBRYa 2020 g.)

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Full Text

В декабре 2020 г. в Самаре вышел в свет сборник, в котором были опубликованы материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наследие семьи Аксаковых в литературно-эстетическом контексте цифровой эпохи» [1], организованной Самарским государственным институтом культуры совместно с Аксаковским комитетом Самарской области. Появление данного издания стало возможным благодаря проекту проведения II Межрегионального форума «Род Аксаковых - гордость Отечества», победившему в Конкурсе Губернских грантов Самарской области в области культуры и искусства. В сборник вошли результаты изучения творчества литературной семьи Аксаковых, выполненные учёными из разных регионов. Статьи отражают многогранную проблематику современного аксаковедения и опыт продвижения наследия С.Т. Аксакова, его активной популяризации. В издание вошло 50 научных статей филологов, историков, юристов, философов, культурологов, географов, режиссеров, учителей, работников библиотек и музеев, краеведов из Санкт-Петербурга, Москвы, Казани, Уфы, Новосибирска, Тюмени, Ульяновска, Самары. Данные работы следуют традициям духовности, гражданственности и культуры, которых придерживались представители семейства Аксаковых [2, с. 4]. Обозначим некоторые оригинальные исследования, составляющие основу сборника «Наследие семьи Аксаковых в литературно-эстетическом контексте цифровой эпохи». Статья кандидата юридических наук из Уфы С.В. Мотина «Аксаковедение как междисциплинарное научное направление» [3] определила многообразное содержание этой области знания, её основные источники и периодизацию. Предмет аксаковедения - изучение «жизни, трудов и творчества представителей рода Аксаковых (главным образом, семьи Сергея Тимофеевича и Ольги Семеновны) и их окружения» [3, с. 5-6]. Кандидат филологических наук из Новосибирска В.Е. Угрюмов в статье «”Солнце вставало и ложилось с огненными ушами…”: стиль “Очерка зимнего дня” С.Т. Аксакова» [4] проанализировал идиостиль С.Т. Аксакова, поэтику, композицию, ассоциативный пласт конкретного художественного произведения, отметив связь аксаковской картины мира «с русским культурным наследием и христианскими традициями» [4, с. 59]. Исследование кандидата географических наук из Самары В.И. Панова «С.Т. Аксаков - один из основоположников художественно-познавательного направления по дендроиндикации и дендрохронологии в художественной литературе» [5] посвящено связи художественного творчества «певца» русской природы С.Т. Аксакова с новым природоведческим направлением в естествознании. Доктор филологических наук Л.А. Сапченко в статье «Сюжетно-композиционная организация текста в автобиографической прозе С.Т. Аксакова и Л.Н. Толстого» [6] провела сравнительный анализ текстов произведений «Детские годы Багрова-внука» и «Детство», заявив об общих чертах структуры повествования (последовательность и стадиальность), этапов самосознания автобиографического героя, а также способов презентации детского мировосприятия. Ведущий специалист Культурно-исторического центра «Музей С.Т. Аксакова» из Москвы В.Б. Давлетбаева предложила научную работу «Переписка С.Т. Аксакова и генерал-лейтенанта А.А. Кавелина как исторический источник (1831-1845)» [7]. Объектом статьи стал эпистолярий генерал-адъютанта А.А. Кавелина, состоявшего с 1834 по 1841 г. воспитателем при наследнике престола Александре Николаевиче (будущем императоре Александре II). Переписка служит содержательным источником информации о служебной деятельности С.Т. Аксакова и частной жизни его семьи. В статье кандидата философских наук из Уфы С.Н. Семенова «Концепция “акта творчества” К.С. Аксакова и компьютерное моделирование общества» [8] предлагается рецепция К.С. Аксаковым полемики вокруг «Мертвых душ» Н.В. Гоголя. Автор считает, что сотворение художественного мира «имеет содержательные аналогии с современным компьютерным агент-ориентированным моделированием» [8, с. 121]. Кандидат филологических наук Т.В. Бакнина в статье «“Рыцарь добродетели”: лирический субъект в поэзии И.С. Аксакова» [9] рассмотрела творчество И. Аксакова в оппозиции «лирический субъект - биографический автор». Это позволило ученому указать, что под маской «строгого гения» скрывался высокодуховный, требовательный к себе и другим, глубоко нравственный человек. Библиограф и краевед из Уфы П.И. Федоров составил хронологический обзор библиографических пособий о семье Аксаковых [10], опубликованных с 1888 по 2017 год. Аксаковед особо отметил региональные издания, их значение для аксаковского движения [10, с. 281]. Старшие преподаватели кафедры гуманитарных дисциплин Башкирского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации из Уфы И.И. Мельников и А.А. Мельникова подготовили историографический обзор исследований, посвящённых наследию семьи Аксаковых [11], отметив филологические, исторические, политологические, философские труды следующих авторов: В.И. Порох, Е.И. Анненкова, В.Н. Греков, Н.Н. Вихрова, Л.Н. Савина, А.С. Кулешов, Е.Б. Фурсова, Е.П. Никитина, Ю.А. Степанова, Д.А. Бадалян, Д.А. Кунильский, К.А. Ожерельев и др. Председатель Аксаковского комитета Самарской области П.А. Коровин рассказал «Об организации, проведении и предварительных результатах археологических раскопок в Самаре и селе Страхово Борского района Самарской области» [12]. В статье приводится информация о поисках фамильного склепа Г.С. Аксакова, найденной могиле и деятельности по увековечиванию исторической находки. Автор коснулся, в частности, таких важных вопросов, как перезахоронение Г.С. Аксакова и его семьи по православным канонам, открытие Аксаковского сквера в Самаре и сооружение в честь Аксаковых бронзового памятника. Доктор филологических наук из Санкт-Петербурга А.П. Дмитриев статьей «С.Т. Аксаков о религиозном смысле супружеской любви и спасительных уроках Французской революции 1848 г. (по неопубликованным письмам, благословляющим сына Григория на семейную жизнь)» [13] ввёл в научный оборот переписку С.Т. Аксакова с сыном Григорием и его женой Софьей (от 27-28 февраля и 12 марта 1848 г.). По мнению ученого, письма отражают религиозную философию супружеской любви С.Т. Аксакова, а в целом, с мировоззренческой точки зрения - неприятие революции западного типа в России. В статье главного библиографа информационно-библиографического отдела Самарской областной универсальной научной библиотеки Л.В. Ересько «Анализ архивных материалов Б<азы> Д<анных> “Семейство Аксаковых” Самарской ОУНБ о самарском периоде жизни и деятельности Г.С. Аксакова» [14] описывается опыт библиотеки по оцифровке материалов, связанных с семьей Аксаковых. Приводятся описания архивных документов, связанных с самарским периодом жизни и деятельности Г.С. Аксакова. Главный библиотекарь по краеведческой работе Ульяновской областной библиотеки для детей и юношества имени С.Т. Аксакова О.В. Клопкова в исследовании «”Аксаковы в истории Симбирска”: о библиотечном просветительском проекте и истории достопримечательного места» [15] описала просветительский проект «Аксаковы в истории Симбирска», отметила как достопримечательность города Спасо-Вознесенский собор, в котором «венчался сын писателя С.Т. Аксакова Григорий Сергеевич с С.А. Шишковой. В этом соборе крестили их дочь Ольгу Аксакову» [15, с. 250]. В статье доцента СГИК И.Ю. Акифьевой «Библиотечные проекты как средство популяризации творчества С.Т. Аксакова» [16] проектная деятельность библиотеки позиционируется как популяризация жизни и литературного наследия русских писателей, в частности Сергея Тимофеевича Аксакова. Отмечен интернет-проект «Сергей Тимофеевич Аксаков: семья и окружение» Оренбургской областной универсальной научной библиотеки им. Н.К. Крупской, их полнотекстовая электронная база данных «Ухожу я в мир природы, в мир спокойствия, свободы», включающая произведения С.Т. Аксакова о природе, жизни и творчестве и др. В статье доктора филологических наук из Уфы Т.Л. Селитриной «С.Т. Аксаков в англоязычном культурном пространстве» [17] творчество литератора показано через призму его восприятия английскими писателями и критиками. Ученый Селитрина доказала преемственность европейской культуры на основе общечеловеческой тематики, обнаружила два всплеска интереса к С.Т. Аксакову - в начале и середине XX века: «Первый был обусловлен вниманием к русской литературе во всех европейских странах. Второй… интересом к викторианской литературе как очагу духовности и гармонии» [17, с. 276]. Конечно, данный обзор не способен охватить всего многообразия тем, затронутых авторами сборника и связанных с различными науками гуманитарного комплекса. Конференция, посвящённая семье Аксаковых, позволила обозначить ключевые направления аксаковедческих исследований, показала перспективы изучения биографий и литературного наследия знаменитой династии в новую, цифровую эпоху.
×

About the authors

S. V Motin

Email: motinsergey@mail.ru

References

  1. Наследие семьи Аксаковых в литературно-эстетическом контексте цифровой эпохи: материалы Всерос. науч.-прак. конф., 12 нояб. 2020 г. / под ред. Т.В. Бакниной. Самара: Самар. гос. ин-т культуры, 2020. 353 с.
  2. Предисловие // Там же. С. 3-4.
  3. Мотин С.В. Аксаковедение как междисциплинарное научное направление // Там же. С. 5-10.
  4. Угрюмов В.Е. «Солнце вставало и ложилось с огненными ушами…»: стиль «Очерка зимнего дня» С.Т. Аксакова // Там же. С. 59-64.
  5. Панов В.И. С.Т. Аксаков - один из основоположников художественно-познавательного направления по дендроиндикации и дендрохронологии в художественной литературе // Там же. С. 64-79.
  6. Сапченко Л.А. Сюжетно-композиционная организация текста в автобиографической прозе С.Т. Аксакова и Л.Н. Толстого // Там же. С. 84-93.
  7. Давлетбаева В.Б. Переписка С.Т. Аксакова и генерал-лейтенанта А.А. Кавелина как исторический источник (1831-1845) // Там же. С. 93-101.
  8. Семенов С.Н. Концепция «акта творчества» К.С. Аксакова и компьютерное моделирование общества // Там же. С. 121-125.
  9. Бакнина Т.В. «Рыцарь добродетели»: лирический субъект в поэзии И.С. Аксакова // Там же. С. 144-155.
  10. Фёдоров П.И. Исторический обзор библиографических пособий о семье Аксаковых // Там же. С. 281-287.
  11. Мельников И.И., Мельникова А.А. К вопросу изучения наследия семьи Аксаковых // Там же. С. 168-174.
  12. Коровин П.А. Об организации, проведении и предварительных результатах археологических раскопок в Самаре и селе Страхово Борского района Самарской области // Там же. С. 175-187.
  13. Дмитриев А.П. С.Т. Аксаков о религиозном смысле супружеской любви и спасительных уроках Французской революции 1848 г. (по неопубликованным письмам, благословляющим сына Григория на семейную жизнь) // Там же. С. 194-200.
  14. Ересько Л.В. Анализ архивных материалов БД «Семейство Аксаковых» Самарской ОУНБ о самарском периоде жизни и деятельности Г.С. Аксакова // Там же. С. 210-215.
  15. Клопкова О.В «Аксаковы в истории Симбирска»: о библиотечном просветительском проекте и истории достопримечательного места // Там же. С. 250-253.
  16. Акифьева И.Ю. Библиотечные проекты как средство популяризации творчества С.Т. Аксакова // Там же. С. 253-259.
  17. Селитрина Т.Л. С.Т. Аксаков в англоязычном культурном пространстве // Там же. С. 276-281.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2021 Motin S.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies