Том 2, № 4 (2021)

Обложка

Весь выпуск

Статьи

Поиск новой стратегии развития регионального творческого вуза в условиях глокализации

Наумова О.С., Алашеева С.А.

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные проблемы стратегирования вуза творческой направленности под влиянием процессов глокализации – регионального отклика на глобальные вызовы. Условия так называемого нового регионализма, связанного с возрастанием роли локальных территорий регионов, городов, районов и повышением внимания к их социокультурной самобытности, способствуют поиску оптимальных способов интегрирования регионального вуза культуры и искусств в глобальные процессы. Вследствие этого возникает необходимость формирования новой модели регионального творческого вуза, в частности Самарского государственного института культуры, и культурфилософского осмысления обозначенной проблемы.

Сфера культуры. 2021;2(4):13-23
pages 13-23 views

Опыт современной киноинтерпретации классики: «Три сестры» А.П. Чехова в экранизациях Сергея Соловьева и Юрия Грымова

Журчева Т.В.

Аннотация

Статья посвящена осмыслению пьесы А. Чехова «Три сестры» на рубеже XX-XXI веков. Материалом исследования послужили киноверсии Сергея Соловьева (1994) и Юрия Грымова (2017). Оба фильма появились в кризисные эпохи, в период переосмысления определенного исторического опыта, переоценки ценностей. Соответственно каждый из них отвечает на вызовы своего времени. Цель работы состоит в выявлении своеобразия киноверсий, возникших на рубеже тысячелетий. Каждый фильм рассматривается в соотнесении с текстом чеховской пьесы, со сложившейся традицией ее прочтения и, наконец, друг с другом. Такой анализ позволяет понять, как каждый из режиссеров видит мир, какие проблемы, выдвигаемые историческим временем, представляются ему наиболее важными. В ходе анализа рассматривается не только своеобразие интерпретаций двух режиссеров, принадлежащих к разным поколениям, но и специфические для каждого из них способы визуализации средствами кино драматургического текста.

Сфера культуры. 2021;2(4):27-34
pages 27-34 views

А.П. Антропов – первый русский портретист Екатерины II: к вопросу диалогичности традиций

Скоробогачева Е.А., Кремнева А.В.

Аннотация

Диалогичности традиций в творчестве А.П. Антропова ранее не уделялось должного внимания исследователями. Впервые в статье сделана попытка рассмотреть ее как значимую составляющую художественного языка портретиста. Для доказательства данной гипотезы привлечены как центральные, так и малоизвестные произведения, получившие полемичные характеристики искусствоведов. На основании проведенного исследования автор приходит к выводу, что диалогичность традиций в портретном искусстве А.П. Антропова выражает суть его творчества, которое было обусловлено историко-политической спецификой эпохи, эстетическими предпочтениями Екатерины II, живописными приоритетами самого художника.

Сфера культуры. 2021;2(4):35-42
pages 35-42 views

Читка: от театрального формата к отдельному драматургическому жанру «текст для исполнения»

Сизова М.И.

Аннотация

Данная статья посвящена рассмотрению феномена театральной читки как социокультурного явления, оказавшего колоссальное влияние на весь театральный процесс в целом и на русскоязычную драматургию в частности. В тексте пошагово рассматривается связь читки и Новой драмы от момента появления лаборатории современной пьесы «Любимовка» в Ясной Поляне до сегодняшних акустических экспериментов драматургов с пьесой в пространстве сети. Даются отсылки к историческим предпосылкам появления данного театрального жанра в немецком театре Бертольта Брехта и отечественные заимствования данного опыта идеологами русскоязычного документального театра. Выстраивается линия долгого плодотворного сотрудничества молодых авторов, режиссеров и московского «Театра.doc» во главе с его идеологами и фактически «родителями» Новой драмы – Михаилом Угаровым и Еленой Греминой.

Сфера культуры. 2021;2(4):43-50
pages 43-50 views

Творчество Жоана Миро в контексте абстрактного сюрреализма

Столярова Е.Г.

Аннотация

В статье рассматривается оригинальный авторский подход к созданию абстрактного произведения художника Жоана Миро. Абстрактный сюрреализм сформировался в изобразительном искусстве и литературе начала ХХ века в качестве интерпретации западного авангардистского направления. Для него был характерен особый способ художественного процесса – передача посредством живописи воображаемых иллюзий с точностью фотографа, который фиксирует нечто несуществующее и передает с максимальной степенью реалистичности. Актуальность творчества Жоана Миро для современного искусства определяется художественно-творческим подходом к интерпретации концепций абстрактного сюрреализма. Изучение направления сюрреализм в искусстве ХХ века дает толчок новым поискам методов и приемов работы как в изобразительном искусстве, так и декоративно-прикладном творчестве.

Сфера культуры. 2021;2(4):51-55
pages 51-55 views

Концепт «гордость» в восточнославянских и польской лингвокультурах

Стефанский Е.Е.

Аннотация

В статье с позиций современной лингвокультурологии рассматривается концепт «ГОРДОСТЬ» в четырех славянских лингвокультурах. Автор исследует лексические средства реализации данного концепта и их ценностные характеристики, а также вопрос о взаимовлиянии указанных лингвокультур в рассматриваемой сфере. «Польский гонор», отмечаемый всеми восточными соседями поляков, отражает повышенное внимание в польском сознании к интересам личности, готовой отстаивать свою честь и достоинство – именно те понятия, которые обозначаются словом «honor» в польском языке.

Сфера культуры. 2021;2(4):59-70
pages 59-70 views

Актуализация культурного наследия в контексте задач современной культурной политики

Логинова М.В.

Аннотация

В статье рассматривается проблема культурного наследия в аспекте задач современной культурной политики российского общества. Актуализация ценностей культурного наследия является специфической расшифровкой кода культуры, преобразования его в соответствии с современными культурными смыслами. Обращение к диалогу как методологическому принципу позволяет рассматривать культурное наследие в качестве необходимого условия существования культур в аксиологическом измерении. Актуализация культурного наследия получает потенциал противодействия омассовлению и стандартизации культуры, ее превращению в средство манипуляции общественным сознанием. Утверждается значимость дальнейших теоретических исследований рассматриваемой проблематики и необходимость развития процессов актуализации культурного наследия в контексте конкретных задач культурной политики, возникающих в региональной культурной жизни.

Сфера культуры. 2021;2(4):73-79
pages 73-79 views

«Город как сцена моих чувств»: специфика эмоционального уровня идентичности жителей закрытого города

Шуб М.Л.

Аннотация

Статья посвящена осмыслению специфики эмоционального уровня идентичности жителей «закрытых городов» (на примере г. Озерска Челябинской области). Эмоциональный уровень городской идентичности подразумевает иррациональную, чувственную идентификацию личности с местом ее территориальной локации, апеллирующую к интуитивной оценке города. Его специфичность в контексте закрытого города раскрывается через следующие параметры: автобиографичность, производственный патриотизм, внутренняя и внешняя оппозиционность, ретроориентированность, чувствительность к снижению комфорта, солидаризированность.

Сфера культуры. 2021;2(4):80-86
pages 80-86 views

«Музыкальный театр» Марка Левянта

Дятлов Д.А.

Аннотация

Статья посвящена творчеству самарского композитора Марка Левянта. В 2021 году музыкант отмечает свой юбилей. В обширном творческом багаже композитора сочинения самых разных жанров, в том числе – академическая музыка. Краткий аналитический обзор представляет камерные, хоровые, вокальные и симфонические произведения композитора. Все они рассматриваются в парадигме музыки драматического театра. Каждое из них отражает то или иное взаимодействие с театральной музыкой композитора.

Сфера культуры. 2021;2(4):89-101
pages 89-101 views

Аксаковская осень – 2021 в Самаре

Бакнина Т.В., Богданова И.А.

Аннотация

Авторы представили обзор мероприятий Аксаковского комитета Самарской области, приуроченных к 230-летию со дня рождения классика русской литературы Сергея Тимофеевича Аксакова. Приводится информация об участии членов комитета в работе Первого съезда Аксаковского сообщества, состоявшегося 21 мая в Москве, и Межрегиональной научно-практической конференции «Аксаковские чтения» в Ульяновске. Рассматриваются основные эпизоды экспедиции «Золотое кольцо Аксаковского Поволжья», прошедшей по маршруту «Самара – Уфа – Самара». Показано участие вузовских преподавателей и студентов в торжественном открытии Аксаковского сквера, где был установлен памятник трем поколениям семьи Аксаковых (11.09.2021). Статья информирует о литературно-музыкальном празднике «В гостях у Аксаковых», пресс-конференции «Золотое кольцо Аксаковского Поволжья», межвузовском круглом столе «Аксаковы в культурной жизни Самары: взгляд в будущее» и др. мероприятиях. Определены также дальнейшие задачи деятельности Аксаковского комитета.

Сфера культуры. 2021;2(4):105-112
pages 105-112 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах