Том 1, № 2 (2022)
- Год: 2022
- Статей: 7
- URL: https://journals.eco-vector.com/China_SC/issue/view/5887
- DOI: https://doi.org/10.17816/Ch.202212
Весь выпуск
Оригинальные исследования
Мировидение китайских династий: духовная преемственность и разрыв в девизаx правлений императоров
Аннотация
Данная статья является второй частью большого исследования китайской духовной культуры и мировидение, продолжает исследование символической стороны истории Восточной Азии посредством анализа и классификации девизов правлений монархов. В фокусе данного исследования находится вопрос о культурной и мировоззренческой преемственности разных политических эпох китайской государственности, а также о перерывах в этой преемственности, то есть, опосредовано ставится вопрос о целостности истории Китая и его мировосприятия на протяжении почти двух тысяч лет. Этот вопрос решается через составление списка девизов правлений, разбиением девизов на определения и объекты, и рассмотрением изменений пропорций групп, на которые классифицируются девизы правлений (а также объекты и определения, из которых они состоят) основных централизованных государств Восточной Азии. Исследование показывает, что, несмотря на появление региональных вариантов традиции девизов, в общем и целом, она сохраняет преемственность от Хань до Юань. В то же время перерыв традиции происходит не в связи с завоеваниями Восточной Азии степняками и кочевниками, а как следствие ее самостоятельной эволюции внутри китайской культуры.
Функции религиозных организаций в восстании Красных повязок (1351–1368)
Аннотация
Данная статья посвящена исследованию проблемы характера восстания Красных повязок (1351–1368): бытующие в отечественной и западной синологии представления об этом восстании рассматриваются и критикуются на основе материала источников. Восстание имеет существенное значение в истории средневекового Китая, так как в ходе него пала монгольская империя Юань (1279–1368), а в конце него образовалась новая китайская империя Мин (1368–1644). Исследование основывается на информации следующих источников: «Юань ши», «Мин шилу» и «Мин ши». Именно на них ссылались историографы, когда делали выводы о характере восстания. Используя количественный метод, автор приходит к выводу о том, что данное восстание не являлось ни крестьянским, ни религиозным. В действительности это была война политических субъектов за суверенитет и за создание новой империи. Автор определил функцию религиозных организаций, которые являлись «пересечными институтами» Восточной Азии. Они создавали фундамент для образования государства. В итоге, в ходе восстания Красных повязок разворачивается в большей степени процесс политогенеза, который протекает на той же территории, где ранее существовала Южная Сун (1235–1279).
Некоторые грамматические критерии относительной датировки первичных источников в рамках комплексного текста «Основных записей о деяниях Цинь Шихуанди» из «Исторических записок» Сыма Цяня
Аннотация
Данная статья посвящена сложному вопросу разделения текста неоднородного источника – 6-й главы «Исторических записок» Сыма Цяня из раздела «Основные записи» – на составляющие части по лингвистическим критериям. Также в статье рассматривается проблема поиска границ и различий между первоисточниками, включенными в текст производного источника. Способом анализа текста выступают выделение в тексте грамматических (служебных) иероглифов по методу А.М. Карапетьянца, составление частотных словарей использования в тексте этих иероглифов и выделение устойчивого набора самых частых грамматических иероглифов. Сравнение полученных показателей (доля грамматических иероглифов от всего текста и состав наиболее употребимых из них) для 6-й главы «Исторических записок» с подобными показателями, полученными для различных текстов эпиграфического массива надписей на планках из Шуйхуди, позволяет в конечном счете выдвинуть гипотезу, объясняющую смысл различий в показателях как производного от разницы культурных сред, из которых происходили авторы текстов. Таким образом, результаты исследования позволяют отличить признаки различия производящих тексты культурных сред от различий хронологических, указывающих на разное (или одинаковое) время создания текстов.
Упоминания о знамениях в описании правления императрицы У Цзэ-тянь (624–705) в «Старой книге [об эпохе] Тан» и «Новой книге [об эпохе] Тан»
Аннотация
Императрица У Чжао (624–705), более известная как У Цзэ-тянь, была первой и единственной в истории Китая женщиной, получившей титул «августейшего императора» и основавшей новое государство — Великое Чжоу. Одной из важных проблем изучения ее правления является его отображение в основных источниках по данному периоду — «Старой книге [об эпохе] Тан» и «Новой книге [об эпохе] Тан». Эти труды являлись историческими сочинениями категории «нормативных историй», а авторами их были конфуцианские ученые-историографы. Отношение последних к женщине-правителю сложно назвать позитивным – согласно традиционным китайским представлениям, женщина не могла править государством. В этой связи особого внимания заслуживает упоминание в данных хрониках различных знамений (в основном, неблагоприятных), поскольку их наличие характеризовало деятельность императрицы как вызывающую отклонения от правильного порядка вещей. В статье рассматриваются знамения, упомянутые в посвященных У Цзэ-тянь главах «Основных записей» обеих «Книг [об эпохе] Тан», сопоставляются и анализируются данные о знамениях и о знаковых событиях данного периода, на основании чего выделяются критические (с точки зрения конфуцианских историографов) этапы правления императрицы.
«Массовая» школа для подготовки служилых в период Чуньцю (771–453 гг. до н. э.): Часть 1. История возникновения в контексте биографии Кун-цзы (552–479 гг. до н. э.)
Аннотация
В статье говорится о возникновении во второй половине VI в. до н. э. в царстве Лу новой школы, которая была предназначена для подготовки «служилых» (ши 士). Она пришла на смену древним «храмовым» и «дворцовым» школам. Ее создателем считается Конфуций (552–479 гг. до н. э.). Возникновение такой школы — проявление культурного процесса. Поскольку она была предназначена для обучения «служилых», то ее появление было вызвано социальным процессом — формированием этой новой социальной группы. В свою очередь данный процесс был вызван ростом противоречий в борьбе за высшую власть между монархами и их родственниками по мужской линии, кланами потомков монархов предыдущих поколений. Эти противоречия являются проявлением политического процесса.
Поскольку данная новая школа не была элитарной, а была доступна и для выходцев из различных социальных групп, а также уроженцев других царств, то ее можно назвать «массовой». Важнейшим источником является биография Конфуция в Шицзи («Исторические записки», глава 47) Сыма Цяня (145–86? гг. до н. э.).
Рецензии на книги
Ханс Биленштейн о гражданской войне 23–36 гг. в Древнем Китае. Рецензия на книгу Ханса Биленштейна «Восстановление Ханьской империи: гражданская война»
Аннотация
В рецензии рассматривается 2-й том фундаментального труда шведского и американского синолога Х. Биленштейна о войне за восстановление империи Хань (Bielenstein H. The Restoration of the Han Dynasty: The Civil War: II. // Bulletin of the Museum of Far Eastern Antiquities,. 1959. Vol. 31. P. 1–287). В книге предпринята попытка реконструкции хода гражданской войны в Древнем Китае начала I века н.э. Выделение в начале истории империи Восточная Хань периода гражданской войны стало большим шагом вперед в изучении этой империи. Эта и другие работы Х. Биленштейна являются классическими для зарубежных ученых-синологов, но мало известны в нашей стране. В данной статье также рассмотрен вопрос о том, на какие источники (какие типы фрагментов внутри «Хоу Хань шу») опирался Биленштейн при написании своей работы и показано, что это в большей степени нарративные сообщения. С другой стороны, рассмотрены взгляды Биленштейна на приоритеты источника. Ключевым моментом здесь является его понимание тенденциозности «Хоу Хань шу» при рассмотрении гражданской войны, отход от некритического восприятия идеологем источников в некоторых моментах.
Интервью
Интервью к 90-летию со дня рождения Деги Витальевича Деопика
Аннотация
Дега (Дмитрий) Витальевич Деопик (род. 1932) — советский и российский историк-востоковед, археолог. Родился в Москве в семье советского графика и живописца Виталия Николаевича Горяева (1910-1982) и его жены Валентины Павловны Деопик (1907–1990), выдающегося художника. Окончил исторический факультет МГУ в 1956. Доктор исторических наук (с 1996 г.). Профессор ИСАА МГУ. В 2000 г. был одним из создателей исторического факультета Православного Свято-Тихоновского богословского института. Много лет возглавлял и участвовал в археологических раскопках в Предкавказье и Причерноморье. Принимал участие в раскопках античных городов-колоний Причерноморья. Много лет работал над методами археологической датировки на основе морфологии керамических сосудов. Его научные интересы включают в себя: проблемы математических методов в исторических исследованиях, библейскую археологию, археологию юга России традиционную историю Вьетнама и Камбоджи, Бирмы, Индонезии, Китая, проблемы восточноазиатской археологии и древнейших восточноазиатских письменностей. Учитель и наставник большого количества отечественных востоковедов.
Основатель школы количественных и точных методов в российском китаеведении. Создатель и руководитель вьетнамоведческого центра Института стран Азии и Африки МГУ.