Clinical and immunological aspects of a pathology newborn at genital chlamidiosis of a mother, which were revealed during pregnant

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

A role C.trachomatis infection and its possible consequences in puerperal period was investigated at 48 normal bom children and their mothers. The first group was 19 children and their mothers with normal tendency of early puerperal of period; the second group accordingly 28 mothers and 29 their children (one twins) with various functional violations. The 3-th group check of 16 healthy newborn and their mothers with normal current of pregnancy and sorts. In all groups a content C3, C3a of components complement, levels Ig A, M, G, circulatting immune complexes was studied. In the 1-st gr. C.trachomatis was detected only at one mother and was not detected at the children; in the 2-th gr. Accordingly at the 4 and the 5; in the 3-d gr. C.trachomatis in pairs “Mother - children” were not detected. Gross infringements in the immune system of the children were placed at chlamidiosis, and also heavy consequences at intrauterine infection G. trachomatis.

Full Text

У 48 доношенных новорожденных и 47 их матерей (одна двойня) изучена роль хламидийной инфекции и ее возможные последствия в послеродовом периоде.

1-ю группу составили 19 детей и их матери с нормальным течением раннего послеродового периода;
2-ю - соответственно 28 матерей и 29 их детей (одна двойня) с различными функциональными нарушениями;
3-я группа — контрольная из 16 здоровых новорожденных и их матерей с нормальным течением беременности и родов.

Во всех группах изучалось содержание СЗ, СЗа компонентов комплемента, уровней Ig А, М, G, циркулирующих иммунных комплексов. В 1-й группе C.trachomatis выявлена только у одной матери и не обнаружена у детей; во 2-й группе соответственно у 4 и 5; в 3-й группе хламидии в парах ''мать-ребенок" не обнаружены. Установлены серьезные нарушения в иммунной системе детей при хламидиозе, а также тяжелые последствия при внутриутробном инфицировании C.trachomatis.

Известно, что хламидийная инфекция урогенитального тракта может являться причиной осложнений беременности и родов (угроза прерывания, поздний токсикоз, многоводие, слабость родовой деятельности, отслойка плаценты), что неблагоприятно отражается на состоянии плода и новорожденного [1, 3, 5]. Кроме того, у 40-50% инфицированных хламидиями беременных происходит заражение плода, тяжесть заболевания которого зависит от времени и массивности инфицирования [2]. Поэтому с целью профилактики хламидийной инфекции у ребенка рекомендовано при наличии отягощенного акушерско- гинекологического анамнеза и осложнений беременности проводить обследование женщины и при выявлении C.trachomatis — лечение эритромицином [3, 6]. Однако при этом далеко не всегда удается избежать развития у ребенка перинатальной патологии.

С целью выявления роли хламидийной инфекции матери в развитии патологических состояний у новорожденного нами предпринято комплексное изучение в парах «мать-ребенок» содержания СЗ и СЗа компонентов комплемента, уровней иммуноглобулинов и циркулирующих иммунных комплексов (ЦИК) в сопоставлении с гистологическими и иммунологическими данными последа и особенностями ранней постнатальной адаптации ребенка.

Материалы и методы исследований

Обследовано 48 доношенных новорожденных детей (одна двойня) и их матери, у которых во время беременности в разные сроки в соскобах из цервикального канала были выявлены C.trachomatis. 16 женщин лечились эритромицином (250 мг 4 раза в день в течение 7-14 дней), 6 получали только местное лечение присыпками с тетрациклином в течение 10 дней, у 13 местное лечение сочеталось с приемом эритромицина внутрь в течение 14 дней. При повторном обследовании после лечения C.trachomatis не выявлены. 12 человек не лечились, поскольку C.tracho-matis были обнаружены незадолго до родов.

В зависимости от клинического состояния новорожденных были сформированы 2 группы. 1-ю группу составили 19 детей с нормальным течением ранней неонатальной адаптации и их матери. Во 2-ю группу вошли 28 матерей и 29 детей, у которых имелись нарушения со стороны различных функциональных систем (ЦНС, сердечнососудистой системы, дыхания, желудочно-кишечого тракта и т.д.). Контрольную группу составили 16 здоровых доношенных детей и их матери, беременность и роды у которых протекали без особенностей и при обследовании хламидии и другая патогенная микрофлора не были выявлены.

При подобном разделении материала оказалось, что во II группу вошли новорожденные и их матери, у которых C.trachomatis преимущественно (80%) были выявлены во II- III триместрах беременности, причем 9 не лечились. У 5 женщин были также однократно выявлены M.hominis,y 1 — C.albicans,y 1 —вирус герпеса. У женщин 1-й группы в 80% случаев C.trachomatis выявлены в I-II триместрах беременности и только 3 женщины до родов не лечились. В двух случаях однократно выявлялись М. hominis.

В анамнезе матерей основной группы отмечались хронические за - болевания желудочно-кишечного и урогенитального тракта, бесплодие, эрозии шейки матки, самопроизвольные выкидыши, преждевременные роды и смерть предыдущих детей в раннем неонатальном периоде. Частота выявления этих сведений у матерей 1-й и 2-й групп одинакова. Однако настоящая беременность протекала хуже у женщин 2-й группы: только у них отмечено обострение хронических заболеваний, в 2 раза чаще ОРВИ, у каждой второй — угроза прерывания в разные сроки, у каждой 5-й — слабость родовой деятельности или преждевременная отслойка плаценты. Tecтоз наблюдался у 36.8% женщин первой и у 32.1% — второй группы.

После родов всем женщинам и детям неоднократно проводилось обследование для выявления С.trachomatis, а также других патогенных и условно патогенных микроорганизмов (стрептококков, стафилококков, микоплазм, дрожжеподобных грибов, вирусов цитомегалии и простого герпеса). С.trachomatis у родильниц выявляли в соскобах из цервикального канала, а у детей в отделяемом конъюнктивы нижнего века, задней стенки глотки, вульвы методом прямой микроиммунофлюоресценции и путем выделения в культуре клеток L-929, в ряде случаев использовали иммуноферментный метод диагностики.

Плаценты и внеплацентарные оболочки были подвергнуты гистологическому и иммунолюминесцентному исследованиям, для чего использовали метод прямой иммунофлюоресценции с применением стандартной сыворотки против глобулинов человека (титр 1:8),лю- минесцирующих сывороток против фибриногена и СЗ фракции комплемента (титр 1:24), а также моно- специфических сывороток против глобулинов класса А, М, G (титр 1:8), меченных флюоресцинизотиоцианатом (ФИТЦ).

В первые сутки после родов у матерей и дважды у детей (в 1-й и 6- 7-й дни) в крови определяли активность СЗ и СЗа компонентов комплемента методами ИФА и белкового иммуноблоттинга, уровни иммуноглобулинов классов A,M,G — методом радиальной иммунодиффузии по Манчини, ЦИК методом ИФА, а также антихламидийные антитела IgG с помощью непрямой микроиммунофлюоресценции.

Статистическую обработку результатов исследований проводили на персональном компьютере IBM АТ 286 по программе StatgraJ. Для оценки достоверности различий показателей использовали методы непараметрической статистики: критерий V (Вилконсона-Манна- Уитни), метод углового преобразования Фишера, критерий Колмогорова-Смирнова.

Результаты исследований

Результаты исследований показали, что новорожденные 1-й группы имели массу тела 3538±107 г, длину 51.1±0.4 см. Оценка при рождении по шкале Апгар 7-10 баллов. Состояние всех расценивалось как удовлетворительное, лишь у 8 из них в первые 48-72 часа были незначительно угнетены физиологические рефлексы и наблюдался тремор рук. Большинство детей к концу первой недели восстановили свой первоначальный вес. С.trachomatis у детей не выделены, хотя у одной матери они были обнаружены после родов в соскобе из цервикального канала.

Антихламидийные антитела в крови как у детей, так и у матерей отсутствовали.

Новорожденные 2-й группы имели среднюю массу тела 3174 ±86 г, рост 50.3±0.5 см, но у 4-х из них имелась гипотрофия (I-III степени) и к 9-му дню жизни только 41.4% детей восстановили первоначальную массу тела. Три ребенка родились в асфиксии — оценка по шкале Апгар 2,3,6 баллов, у остальных — 7-10 баллов.

У всех детей имелись неврологические нарушения в виде синдромов нервнорефлекторной возбудимости или угнетения функций ЦНС. У 16 детей они сохранялись в течение первой недели жизни, у 11 — две-три недели, в двух случаях, закончившихся летальным исходом, они прогрессивно нарастали, несмотря на проводимую терапию. УЗИ мозга выявило лишь диффузный отек паренхимы, кровоизлияний не было.

Расстройства функции внешнего дыхания имелись у 45% детей, причем у 5 из них (3 родились в асфиксии) дыхательные нарушения наблюдались с первых минут жизни и прогрессивно нарастали, что потребовало применения оксигенации с повышенным давлением на вы - дохе и/или ИВЛ. Рентгенографическое исследование выявило у них усиление прикорневого легочного рисунка и перибронхиальную инфильтрацию.

Изменения со стороны сердечнососудистой системы у 7 детей (24.1%) проявлялись в виде глухости и нечистоты сердечных тонов, склонности к тахикардии. При этом данные ЭКГ указывали на перегрузку правых отделов сердца, нарушение процессов проведения возбуждения.

У 8 детей (27.5%) наблюдались срыгивания, раннее появление опрелостей при нормальном характере стула. В двух случаях, закончившихся летальным исходом, имелось увеличение печени и развился ДВС-синдром.

С.trachomatis выделены у 5 детей, причем у 3 из них обнаружены антихламидийные антитела в титрах 1:16 (2) и 1:128 (1). У 4 матерей этих детей выявлены C.trachomatis и только у 2 из них обнаружены в крови антихламидийные антитела в титрах 1:32 — 1:64.

Только антихламидийные антитела обнаружены в крови еще у 9 детей этой группы: 1:8 (у 3), 1:16 (у 3), 1:32 (у 2), 1:128 (у одного). У двух матерей этих детей также были выявлены антихламидийные антитела в титрах 1:8 и 1:64, поэтому их наличие у детей этих матерей рассматривали как пассивную диффузию.

На основании клинической картины заболевания, данных лабораторных, микробиологических и серологических исследований пары «мать-ребенок» в 12 случаях был поставлен диагноз внутриутробной хламидийной инфекции, из которых 2 закончились смертью детей от тяжелой внутриутробной пневмонии. На секции при патологоанатомическом исследовании обнаружена мелкоочаговая пневмония, преимущественно с серозно-макрофагальным экссудатом, а из ткани легких выделены С.trachomatis.

Состояние 17 детей этой группы (58.6%) расценивалось как следствие неблагоприятных влияний в период внутриутробного развития, что выразилось в затрудненной адаптации к новым условиям среды.

Хотя средние уровни СЗа у матерей 2-й группы так же, как и первой, выше, чем у детей, однако индивидуальный анализ в парах «мать-ребенок» показал, что во 2-й группе уровень СЗ только в 50%, а СЗа — в 30% случаев была выше у матери, чему ребенка. В то же время в парах первой и контрольной групп эти показатели у всех матерей были выше, чем у детей (р<0.05).

Уровень ЦИК в сыворотке крови детей и матерей 2-й группы был таким же, как в первой (у детей соответственно 0.8±0.2 г/л и 1.1±0.2 г/л, а у матерей 2.8±0.5 г/л и 2.4±0.4 г/л),но в 2 раза превышал показатели в контроле, которые составляли у детей 0.4±0.1 г/л, у матерей 1.0±0.2 г/л). Имелась прямая корреляционная связь между уровнем ЦИК у матери и ребенка (R = 0.6), которая у пациентов 1-й группы и в контроле отсутствовала. Уровни IgG у детей и IgA, IgM, IgG у матерей первой и второй.

Анализ показателей иммунологической реактивности позволил установить, что у детей второй группы была более слабой активация СЗ компонента комплемента — уровень СЗа был низкий (табл. 1), причем у инфицированных хламидиями новорожденных и их матерей в отдельных сыворотках выявлены аномальные СЗа-содержащие фрагменты комплемента, которые можно рассматривать как продукты протеолиза СЗ, подвергшегося атакам ферментов, освободившихся из клеток поврежденных тканей групп были достоверно ниже, чем в контроле (р<0.05), но самые низкие значения IgG отмечались у детей 2-й группы (638.0±36.7 мг% против 701.0 +49.4 мг% -р<0.05 и 779.4±44 мг% в контроле — р>0.05).

 

Таблица 1.Уровни СЗа фрагмента СЗ компонента комплемента в сыворотке крови у детей и их матерей

Группы

1-я

2-я

Контроль

Контингенты

Родильницы

174.2±29.8*

186.8 ±46.6*

96.3±10.6

Новорожденные

1 -й день жизни

143.3±21.6*

114.4±15.0

90.9±19.9

7-й день жизни

147.6±29.6*

101.6±21.5

73.8±8.5

* при р<0.05 по отношению к контролю

 

У всех обследованных детей, как и у их матерей, обнаружена обратная корреляционная связь между уровнями IgG и ЦИК (в контроле R = -0.7, в 1-й группе = -0.6, во 2-й группе = -0.5).

Характерной особенностью последов женщин 1-й и 2-й групп явилось наличие фиксированных комплемент-связанных иммунных комплексов (ФИК). Как правило, это было сочетание СЗв фрагмента СЗ компонента комплемента с IgM и IgG, тогда как сочетание с IgA встречалось в 50% и 60% случаев. В плацентарной ткани ФИК обнаружили на базальной мембране ворсинчатого хориона и в эндотелии сосудов, а во внеплацентарных оболочках — на базальной мембране амниона, в хорионе и в децидуальной ткани. Чаще, чем в контроле, выявлялся фибриноген (р>0.05). ФИК с одинаковой частотой выявляли в последах женщин 1-й и 2-й групп. Однако индивидуальный анализ показал, что в последах 2-й группы с большей частотой наблюдалась повышенная степень люминесценции тканей, что указывало на возможность их большего повреждения.

Действительно, при гистологическом исследовании этих последов чаще выявлялись патологическая незрелость ворсинчатого хориона, хуже были выражены компенсаторно-приспособительные реакции, наблюдалась высокая степень выраженности инволютивно-дистрофических процессов, сопровождавшихся в 33.3% плацентарной недостаточностью (табл. 2). Во 2-й группе в 86.7% случаев имелись воспалительные изменения в плаценте и в оболочках в виде очагового децидуита или краевого хориодецидуита с преобладанием в воспалительном экссудате лимфоцитов.

 

Таблица 2. Частота выявления различных признаков, характеризующих состояние плаценты у обследованных женщин, %.

Группы

Основные группы

Контрольная группа

1-я

(n = 14)

2-я

(n = 15)

все последы

(n=29)

(n = 16)

1. Зрелость ворсинчатого хориона:

а)     соответствует сроку беременности

42.9±13.2**

26.7±11.4***

34.5±8.8****

875±8.3

б)     диссоциированное созревание

50.0±13.3**

20.0±10.3

34.5±8.8

6.3±6.1

в)     патологическая незрелость

7.1±6.9*

46.7±12.9***

27.6±8.3****

6.3±6.1

г)     хаотичное расположение фиброзированных ворсин

0.0±5.9

6.7±6.4

3.4±3.3

0.0+5.3

2. Выраженность компенсаторно - приспособительных реакций:

высокая

64.3±12.8*

26.7±11.4

44.8±9.2

37.5±12.1

умеренная

35.7±12.8

60.0±11.4

48.3±9.3

62.5±12.1

низкая

0.0±5.9

13.3 ±8.8

6.9±4.7

0.0±5.3

3. Выраженность инволютивно- дистрофических процессов:

высокая

0.0±5.9*

26.7±11.4**

13.8±6.4

0.0±5.3

умеренная

64.3±12.8

60.0±12.6

62.1±9.0

62.5±12.1

низкая

35.7 ±12.8

13.3±8.8

24.1±7.9

37.5±12.1

4. Плацентарная недостаточность

0.0±5.9*

33.3±12.2***

17.2±7.0

0.0±5.3

* при р<0.05 между 1-й и 2-й группами;
** при р<0.05 между 1 -й и контрольной группами;
*** при р<0.05 между 2-й и контрольной группами;
**** прир<0.05 между всей основной и контрольной группами.

 

Заключение

Сопоставление данных, полученных при обследовании ребенка, матери, плаценты и плодных оболочек, показывает, что при выявлении и лечении генитального хламидиоза во время беременности ее исход для плода зависит как от степени поражения последа (которое имеется всегда), так и от активации системы комплемента у матери и особенно у ребенка. Можно полагать, что при первичном заражении C.tracho-matis или реактивации латентной инфекции во время беременности реализация иммунного ответа организма женщины в значительной мере зависит от активации системы комплемента и мононуклеарных фагоцитов. Длительность и интенсивность этого процесса на фоне связанных с беременностью изменений численности и функционального состояния Т и В лимфоцитов [4] определяют возникновение и характер воспалительной реакции последа и, следовательно, его поражение. При этом могут иметь место как цитотоксическая, так и иммунопатологическая реакции, а также их сочетание. Образование и медленное удаление из последа комплемент-фиксированных иммунных комплексов (даже в случае элиминации антигена самого возбудителя) может запускать целый каскад иммунопатологических реакций, приводящих к поражению эндотелия, нарушениям микроциркуляции и к структурным повреждениям тканей последа.

Перинатальная патология у плода и новорожденного ребенка может быть связана с развитием у него инфекционного процесса (при проникновении С.trachomatis из тканей последа и околоплодных вод) или с запуском иммунопатологических реакций в связи с проникновением в сосудистое русло и желудочно- кишечный тракт комплемент- связанных иммунных комплексов. Может иметь место и сочетание обоих механизмов. Вот почему у детей от матерей с генитальным хламидиозом на первый план в период постнатальной адаптации выступают симптомы неспецифического воспалительного процесса, при котором основной мишенью является эндотелий.

Результаты работы указывают на необходимость обследования на хламидиоз всех женщин с отягощенным акушерско-гинекологическим анамнезом еще на этапе планирования семьи или при первой явке в женскую консультацию на самых ранних сроках беременности. Вопросы терапии генитального хламидиоза у беременных нуждаются в дальнейшей разработке.

×

About the authors

I. I. Evsukova

Research Institute of Obstetrics and Gynecology named after D.O. Ott RAMS; State Research Institute of Highly Pure Biological Products

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, St. Petersburg; St. Petersburg

L. I. Koroleva

Research Institute of Obstetrics and Gynecology named after D.O. Ott RAMS; State Research Institute of Highly Pure Biological Products

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, St. Petersburg; St. Petersburg

N. G. Kosheleva

Research Institute of Obstetrics and Gynecology named after D.O. Ott RAMS; State Research Institute of Highly Pure Biological Products

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, St. Petersburg; St. Petersburg

V. N. Parusov

Research Institute of Obstetrics and Gynecology named after D.O. Ott RAMS; State Research Institute of Highly Pure Biological Products

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, St. Petersburg; St. Petersburg

L. B. Zubzhitskaya

Research Institute of Obstetrics and Gynecology named after D.O. Ott RAMS; State Research Institute of Highly Pure Biological Products

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, St. Petersburg; St. Petersburg

A. M. Savicheva

Research Institute of Obstetrics and Gynecology named after D.O. Ott RAMS; State Research Institute of Highly Pure Biological Products

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, St. Petersburg; St. Petersburg

A. M. Ishchenko

Research Institute of Obstetrics and Gynecology named after D.O. Ott RAMS; State Research Institute of Highly Pure Biological Products

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, St. Petersburg; St. Petersburg

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 1997 Eсо-Vector



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 66759 от 08.08.2016 г. 
СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия Эл № 77 - 6389
от 15.07.2002 г.



This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies