Peripheral nervous system diseases and pregnancy

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

113 pregnant women with periferal nervous system diseases(PNSD) are examined. 84 of them had radiculoneuropathy: 48 - lumbosacral segment (LSS), 36 - cervicothoracal segment (CTS), 29 had single and multiple neuropathy (SMN).

Almost half cases (49,6%) the symptoms of PNSD first appeared in 2nd trimester. In the 1st trimester it took place in 28,3%, in 3rd - in 22,1%. SMN more frequently appeared in 21-28 weeks of gestation.

The pregnancy was complicated by threatened miscarriage in CTS more frequently in early gestational age, and in LSS - in 2nd trimester. SMN complicated gestosis. The correlation with professional factors is revealed.

Complex étiopathogénie treatment was carried out with use of medications, physiotherapeutic procedures, physical exercises and psychotherapy. Complete nervous function restoration was noted in 80,5%, partial - in 17,5% women.

Full Text

Среди болезней нервной системы поражения периферической нервной системы (ПНС) составляют почти половину [3, 4, 7]. В неврологических стационарах число лиц с заболеваниями периферической нервной системы, по данным различных авторов, достигает 65-80% [7, 10].

Особенности течения этой патологии при беременности, так же как и сама беременность на этом фоне изучена недостаточно [4, 3].

Значительную долю заболеваний ПНС составляют спондилогенные радикулопатии, которые обусловлены поражением межпозвонковых дисков и связочного аппарата.

Существует довольно большая группа заболеваний нервных стволов конечностей, не связанных ни с инфекционными, ни с токсическими или травматическими спондилогенными факторами: туннельные невропатии. В клинической практике туннельные невропатии могут быть обусловлены сужением естественных мышечно-фасциальных или костно-мышечных каналов, в которых проходят нервы или нервно-сосудистые пучки.

Задачей работы являлось изучение особенностей течения заболеваний периферической нервной системы при беременности.

Материалы и методы

Обследовано 113 женщин в сроки от 8 до 38 недель беременности, которые находились в дородовом отделении, где обследовались и лечились у акушера-гинеколога и невропатолога. Из них в возрасте до 20 лет было 8 женщин, 21-25 лет - 19, 26-30 лет - 35, старше 30 лет - 51. Первобеременных было 49; повторнобеременных - 64. В 1 триместре беременности 32 беременных - 28,3%, во 2-56-40,6% ив 3-25- 28,1%.

Наряду с клиническим обследованием проведены следующие специальные исследования: электромиография (ЭМГ), электронейромиография (ЭНМГ), тепловизионные исследования лица, рук и ног. Глобальную ЭМГ проводили с помощью двухканального электромиографа «Медиков» (Венгрия). При глобальной электромиографии электроды накладывали на двигательные точки симметричных мышц. Результаты ЭМГ сравнивали с таковыми здоровой стороны. ЭНМГ выполняли по комплексной методике. Оценивали длительность латентного периода (ЛП) мышечный ответ (М-ответ), форму ответа, ЛП раннего рефлекторного ответа. Термографию осуществляли с помощью тепловизора «Рубин-2».

Результаты исследования и их обсуждение

Из 113 беременных с заболеваниями периферической нервной системы радикулопатии были у 84 и у (29 моно- или множественные невропатии. Из 84 лиц с радикулопатиями у 36 было поражение ШГ и у 48 - ПК. Из них у 2/3 беременных ПК радикулопатии возникали на фоне остеохондроза, у остальных - на фоне травм позвоночника и в единичных случаях они были генуинного происхождения. Из экстрагенитальной патологии в этой группе беременных преобладала гипертоническая болезнь (ГБ) Г2-й степени или вегетососудистая дистония по гипертоническому типу. Они имели место у трети обследованных и наблюдались в основном у женщин, поступивших под наблюдение в первом триместре беременности. У 15% беременных были заболевания почек (хронический пиелонефрит, мочекаменная болезнь). Ожирение отмечалось в 8% случаев. Другие заболевания (хронический холецистит, болезни сердца, миокардиодистрофия и др.) встречались в единичных случаях.

Связь с действием профессионального фактора чаще всего обнаруживалась у больных с ШГ (55,5%). Это ткачихи, штукатуры, маляры. Второе место занимали больные с ПК (31,3%). Это были бухгалтеры, кассиры, диспетчеры, работа которых связана с длительным однообразным напряжением пояснично-крестцового отдела.

Пояснично-крестцовый радикулит встречается в 1,5 раза чаще, чем шейно-грудной. Некоторые клинические проявления спондилогенных поражений у женщин отмечались до беременности. Клинические исследования с поражением ПНС этой группы в различные сроки беременности показали, что нарастание неврологических признаков при ПК радикулопатиях и нервно-мышечных рефлекторных синдромах остеохондроза позвоночника было прямо пропорционально срокам беременности. Усиление болевого синдрома отмечалось при гиперлордозе позвоночника беременной, который нарастал с увеличением нервно-мышечного аппарата.

Физиологическое запракидывание головы учащалось (статическая поза беременной) с увеличением срока беременности и приводило к тоническому напряжению шейных мышц, что подтверждалось клиническими и электрофизиологическими данными. Это, в свою очередь, вело к сдавлению передней лестничной мышцей нервно-сосудистого пучка. Такой скаленус-синдром был выявлен у 6 из 36 беременных с ШГ во II триместре. Наряду с этим, из 48 больных с ПК радикулитом у 8 беременных диагностирован синдром грушевидной мышцы, из них у 2 были признаки двустороннего поражения. У этих женщин при бимануальном влагалищном исследовании определялось напряжение внутритазовой части грушевидной мышцы, без признаков воспаления. Появление синдрома грушевидной мышцы объяснялось тем, что с увеличением срока беременности идет перераспределение нагрузки на мышечные группы ног и особенно на ротаторы бедер, нагрузка на которые, в свою очередь, приводит к напряжению грушевидных мышц, сдавливающих седалищные нервы.

На фоне ПК радикулита беременность, как правило, протекала с угрозой прерывания в ранние сроки. У половины женщин имелась миома матки. При ШГ радикулопатиях угроза прерывания беременности появлялась позже - во II триместре, в 30% возникали отеки.

У 29 беременных были выявлены моно- и множественные невропатии туннельного характера: у 3 - невропатия лицевого нерва, у 12 - синдром запястного канала, у 4 - ульнарный синдром запястья, у 4 - парестетическая мералгия Рота, у 6 - синдром тарзального канала.

У 3 больных с невропатией лицевого нерва были обострения до беременности. В двух случаях обострение невропатии лицевого нерва наступило в I триместре, в одном случае во II триместре. У всех больных была патология беременности: ранний и поздний гестоз беременных.

Синдром запястного канала диагностирован у 12 беременных в месте расположения срединного нерва в его дистальной части. У 8 из 12 больных синдром запястного канала был двусторонним, чаще проявлялся в 24-28 недель беременности. Клиническая картина этого синдрома обусловлена анатомией канала, прежде всего его узостью. У женщин во время беременности эндокринные изменения и гестоз приводят к отеку и набуханию мягких тканей, в том числе и внутри запястного канала. Как правило, этот синдром обнаруживается с двух сторон чаще, чем с одной стороны.

Ульнарный синдром запястья или «синдром ложа Гийона» имеет те же особенности, что и синдром запястного канала. Он был у 4 лиц и проявился в 24-28 неделю беременности на фоне позднего гестоза.

Парастетическая мералгия Рота, или туннельная невропатия наружного кожного нерва бедра, была у 4. Во всех случаях выявлялась у беременных: в 21-24-ю недели беременности на фоне позднего гестоза. Это заболевание чаще всего возникает в результате придавливания наружного кожного нерва в области туннеля в пупартовой связке на уровне верхней оси подвздошной кости. Рецидивам болезни Рота способствует ношение тугого бандажа или избыточное отложение жира.

У 6 беременных был выявлен синдром тарзального канала, из них у 3 имелось двустороннее поражение большеберцового нерва в тарзальном канале. Область компрессии нерва находилась ниже и позади внутренней лодыжки.

У половины беременных с мононевропатиями расстройства связаны с предшествующими профессиональными факторами в виде монотонной физической нагрузки дистальных отделов рук и ног, преморбидных особенностей нервно-мышечного аппарата (кассиры, бухгалтеры, диспетчеры).

Существенное значение в этиологии туннельных невропатий у беременных имеют эндокринные сдвиги, связанные с изменением взаимосвязи половых и гипофизарных гормонов, в частности сомат- ропного, который стимулирует набухание и гиперплазию соединительной ткани, в том числе и внутри туннеля, где расположены нервы и сосуды. Влияние эндокринных синдромов не подлежит сомнению [3, 7, 10].

Данные глобальной ЭМГ при поражении срединного нерва руки при синдроме запястного канала показали следующее: амплитуда мышечных потенциалов поверхностного сгибания кисти на пораженной стороне 415±10 мкВ, на здоровой стороне - 810±10 мкВ. При усилении 1 мм-50 мкВ, скорости движения пленки 4 см/с. При поражении локтевого нерва данные глобальной ЭМГ: амплитуда мышечных потенциалов локтевого сгибателя в пораженной части равна 240±5 мкВ, на здоровой стороне - 520±5 мкВ. При поражении малоберцового нерва глобальная ЭМГ: амплитуда мышечных потенциалов передней большеберцовой мышцы пораженной стороны - 312±10мкВ, на здоровой стороне - 650±10мкВ.

При электронейромиографии - скорость проведения импульса ( СПИ) по срединному нерву проксимального отдела равна 46,2±2,4 м/с, дистального - 36 ±2,2 м/с, в сравнении со здоровой стороной - 56,4±2,2 м/с и 54ф±3,4 м/с. При поражении локтевого нерва: СПИ по локтевому нерву проксимального отдела поврежденной руки равна 41 ±1,5 м/с, дистального 34±2,1 м/с, здоровой стороны, соответственно 52,2±1,2 м/с и 50,4±2,4 м/с. При поражении малоберцового нерва: СПИ по малоберцовому нерву проксимального отдела здоровой ноги равна 50,4±1,2 м/с, дистального - 48,8±2,1 м/с; поврежденной стороны - соответственно 27,4±1,5 и 31,6±10 м/с.

Полученные результаты свидетельствовали о снижении проводимости нерва и денервации мышц при туннельных синдромах. Поражения этих нервов подтверждены тепловизионными исследованиями. При повреждении срединного нерва выявлено повышение свечения в области пораженной кисти, у некоторых визуализировали «тепловизионную ампутацию» кисти. При вовлечении в болезнь локтевого нерва в ложе Гийона было снижение инфракрасного свечения по внутренней поверхности предплечья, области V пальца кисти. При поражении большеберцового нерва в проекции тарзального канала снижение инфракрасного излучения было в области задневнутренней поверхности нижней трети голени стопы.

Сопоставление результатов первичной клинической диагностики с параметрами электрофизиологических методов исследования убеждает в необходимости диагностического этапа как для уточнения, так и для подтверждения диагноза туннельной невропатии и других невральных поражений у женщин в период беременности. Лечение болезней периферической нервной системы у женщин в период беременности комплексное и этапное с одновременной профилактикой и лечением осложнений беременности. Оно сочетает медикаментозную терапию и психотерапию с учетом срока беременности и состояния плода.

Основываясь на данных диагностики, в планировании консервативного лечения ставились следующие задачи: предотвратить или устранить болевой синдром и отек нерва и периневральных тканей; стимулировать проводимость нерва и регенерацию нервных волокон; улучшить местное и общее крово- и лимфообращение; предотвратить или устранить трофические расстройства, тугоподвижность в суставах, контрактуры и другие изменения, препятствующие восстановлению движений.

Болевой фактор сам по себе является тормозом в регенерации нерва, поэтому купирование боли необходимо расценивать не только как симптоматическое лечение [7, 10]. В зависимости от поражения и срока беременности важно выбрать направления, которые и определяют эффективность противоболевого лечения.

Первое - воздействие на местный алгогенный источник (различные виды блокад с применением новокаина). Для восстановления нервно-мышечной проводимости использовались холинергические средства - метацин, прозерин. Для коррекции вазомоторно-биохимического компонента боли, в том числе при избыточном накоплении в тканях гистамина и гистаминоподобных веществ, назначались антигистаминные препараты (димедрол, супрастин, пипольфен). Для улучшения кровообращения вводили эуфиллин, никотиновую кислоту.

Второе - воздействие на гипоталамо-лимбико-ретикулярный комплекс за счет приема препаратов транквилизаторного типа и нейролептиков фенотиазинового ряда (триоксазин, седуксен, сонапакс). Учитывая корковый уровень восприятия и анализа болевых ощущений применялись седативные, снотворные, антидепрессантные препараты и психотерапевтические методы воздействия [3, 7, 10].

В лечении туннельных невропатий применяли электрофорез с раствором никотиновой кислоты. В подострый период для уменьшения болевых ощущений и улучшения кровообращения в тканях использовали электрофорез-синусоидальные модулированные токи. Новокаиновые блокады делали в сочетании с вазоактивными средствами. Всем больным с заболеваниями. ПНС назначали витамины группы В (В1, В6, В12) ежедневно в течение 10 дней.

С учетом особенностей течения заболевания периферической нервной системы у беременных во все периоды беременности при ЛФК отдавали предпочтение динамическим упражнениям, а не статическим напряжениям. Большое внимание уделяли развитию полного глубокого дыхания, умению расслаблять отдельные мышечные группы и достигать полного расслабления. Важен эмоциональный и психотерапевтический фон занятий.

В период I триместра, в связи с перестройкой организма после зачатия, требуется осторожность не только в отношении лекарственной терапии, но также в дозировании нагрузки применяемых упражнений.

В конце II триместра, начиная с 24-25-й недели, с учетом максимальной нагрузки на сердечно-сосудистую систему и опорнодвигательный аппарат пояснично- крестцового отдела. В период максимальной нагрузки на сердце необходимо уменьшить общую физическую нагрузку за счет сокращения упражнений и введения большого количества дыхательных упражнений.

В 32-40 недель беременности особое значение придается развитию и закреплению у женщин навыков, имеющих значение в родовом акте. Роды велись с максимальным обезболиванием. У женщин, страдающих радикулопатиями на фоне остеохондроза, применяли нейролептаналгезию, а именно введение нейролептического препарата (дроперидола и анальгетика фентанила ). Характерные особенности нейролептаналгезии: выраженное обезболивание, стабилизация гемодинамики, своеобразное состояние психического покоя, а также благополучное течение родов через естественные родовые пути [1, 2, 5, 6].

Заключение

Таким образом, среди заболеваний периферической нервной системы у беременных преобладали радикулопатии, из них пояснично-крестцовые радикулиты у 2/3 возникали на фоне остеохондроза позвоночника, остальные - на фоне травм позвоночника, в единичных случаях они были генуинного генеза.

При обострении заболеваний пояснично-крестцовых радикулопатий в I триместре беременности наступал угрожающий аборт.

При шейно-грудных радикулитах угроза прерывания беременности была в поздние сроки и сопровождалась гестозом. В родах и после родов возможно обострение радикулопатий на фоне остеохондроза, что подтверждает необходимость проведения максимального обезболивания в родах [2, 6].

Туннельные невропатии обострялись в разные сроки беременности и рецидивировали на фоне осложнений беременности и особенно гестозов.

Своевременная профилактика и плановое лечение остеохондроза необходимы для предотвращения обострения радикулитов у беременных. При туннельных невропатиях необходимо проводить своевременно профилактику позднего гестоза.

При заболеваниях периферической нервной системы полное восстановление функций нервов и конечностей отмечено у 80,5% больных, частичное с удовлетворительным восстановлением - у 17,5% и отсутствие признаков восстановления было у 2%.

Следовательно, успешность лечения радикулопатий и туннельных невропатий у женщин в период беременности во многом зависит от своевременной клинической и патогенетической диагностики, особенностей патогенеза синдрома в каждом наблюдении наряду с профилактикой и лечением осложнений беременности.

×

About the authors

V. D. Ryzkov

Ott Research Institute of Obstetrics and Gynecology, Russian Academy of Medical Sciences; Pavlov Medical University

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, St. Petersburg; St. Petersburg

A. A. Skoromec

Ott Research Institute of Obstetrics and Gynecology, Russian Academy of Medical Sciences; Pavlov Medical University

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, St. Petersburg; St. Petersburg

N. G. Kosheleva

Ott Research Institute of Obstetrics and Gynecology, Russian Academy of Medical Sciences; Pavlov Medical University

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, St. Petersburg; St. Petersburg

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 1999 Eсо-Vector



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 66759 от 08.08.2016 г. 
СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия Эл № 77 - 6389
от 15.07.2002 г.



This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies