Открытый доступ
Доступ предоставлен
Доступ платный или только для подписчиков
Том 84, № 1 (2023)
- Год: 2023
- Статей: 13
- URL: https://journals.eco-vector.com/0131-8780/issue/view/8739
Статьи
ОТ РЕДАКТОРА
Средние века. 2023;84(1):5-7
5-7
8-8
КТО ВСЕ-ТАКИ ПРИДУМАЛ СРЕДНИЕ ВЕКА?
Аннотация
Хорошо известно, что трехчастной периодизацией мировой (и прежде всего европейской истории) – Античность, Средние века, Новое время – мы обязаны итальянским гуманистам, но установить, когда именно и кто ее изобрел, кто впервые употребил понятие Средние века, или Средний век (medium tempus), в точности не удается. Очевидно, это связано и с условностью периодизаций вообще, и с отсутствием в эпоху Ренессанса потребности в научной строгости в отношении исторических периодизаций, трехчастная же схема возникла в целом спонтанно и уточнялась постепенно. Один из моментов в ее развитии вытекает из правила культурной преемственности и характерной для Возрождения литературной переклички эпох. В статье показано, что образ «Темных веков», присутствующий у родоначальника ренессансного гуманизма Франческо Петрарки, восходит к Античности и к любимому автору итальянского поэта Цицерону. Мысль о культурно-историческом колорите эпох и об отношении к нему живущих обыгрывается на этом же материале в знаменитом стихотворении Ф.И. Тютчева «Цицерон» («Блажен кто посетил сей мир…»).
Средние века. 2023;84(1):9-21
9-21
МАЛЫЕ ЧИНЫ ДУХОВЕНСТВА В РИМСКОЙ ЦЕРКВИ В IV – НАЧАЛЕ V в. ПО МАТЕРИАЛАМ ПАПСКИХ ПОСЛАНИЙ
Аннотация
В статье поднимается вопрос о формировании и эволюции иерархии духовенства, прежде всего так называемых малых чинов в Риме в IV–V вв. На материале папских посланий рассматривается институциональное развитие малых чинов. Авторы приходят к выводу, что декреталии пап Сириция (384–399), Иннокентия I (401–417) и Зосима (417–418) отражают процесс перехода от системы независимых служений к иерархии, напоминавшей имперский cursus honorum или воинскую служебную иерархию. Однако этот процесс предстает еще незавершенным. В свою очередь, складывавшаяся иерархия малых чинов служила барьером, который разделял духовенство и мирян; оформлявшаяся система позволяла производить проверку и отбор достойных кандидатов в дьяконы, пресвитеры и епископы.
Средние века. 2023;84(1):22-38
22-38
TERRA INCOGNITA: ПРИРОДА БАЛКАН ГЛАЗАМИ КРЕСТОНОСЦЕВ
Аннотация
Крестоносцы, следовавшие по старым римским дорогам – Via militaris или Via Egnatia – в Святую Землю, пересекали огромный и совершенно неизведанный регион Балкан, где оказывались в незнакомой природной среде. В статье на примере хроник крестовых походов и записок паломников исследуется физическое и психологическое воздействие окружающей среды на крестоносцев. Цель анализа – выяснить, как природа влияла на участников крестоносных экспедиций и что они о ней думали. Чтобы реконструировать представления крестоносцев о природе Балкан, автор статьи анализирует определенную риторику, используемую хронистами и паломниками в их рассказах. Они постоянно сообщают, что на пути крестоносцев попадались заброшенные места (loca deserta), густые леса (silvae condensae) и крутые горы (abrupta montium). Использование этих топосов хронистами было, с одной стороны, важным способом освоения незнакомого пространства. С другой стороны, за этими стереотипными описаниями скрывается информация о реальных встречах крестоносцев с природой. Описывая природу Балкан, хронисты подчеркивают безлюдность, труднодоступность и изолированность края от общества и цивилизации. Рассказы о диком и опасном природном окружении Балкан перекликаются с сообщениями о жестоких обычаях, варварском языке и образе жизни балканских народов, рассматриваемых как субпродукт природы. В целом все эти описания строятся на противопоставлении понятий «природа» и «культура», «варварство» и «цивилизация», «порядок» и «хаос» и «порядок» и т.д.
Средние века. 2023;84(1):39-67
39-67
РЕЛИГИОЗНЫЕ РИТУАЛЫ ЛАТИНСКОГО СООБЩЕСТВА ГЕНУЭЗСКОЙ КАФФЫ ПО ДАННЫМ БУХГАЛТЕРСКИХ КНИГ КОММУНЫ
Аннотация
В бухгалтерских книгах массарии Каффы на протяжении 1374–1426 гг. зафиксированы траты на организацию праздников и ритуалов, связывающих между собой городские сообщества, светскую и духовную власть. Преподнесение свечей латинским церквям в дни памяти святых было обязанностью генуэзских правителей города — консула, викария и двух массариев. Обычай находит свои аналогии в статутах городов и корпораций Северной Италии, где он оформился как часть культа святого покровителя и как благочестивый дар церкви. Ежедневные мессы во дворце консула, традиции празднования Рождества, Богоявления, Пасхи, Пятидесятницы, дня св. Георгия и дня св. Иоанна Крестителя не менялись на протяжении по меньшей мере 70 лет, оставаясь незафиксированными в нормативных документах до 1449 г. Неизменными оставались назначения выплат из казны, а в случае с Комиссией милосердия – даже номинальные суммы. Религиозные ритуалы воспроизводили привычный образ жизни переселенцев, устанавливали распорядок дня и года, определяли взаимное положение светских властей, церкви и городских сообществ посредством символических обязанностей.
Средние века. 2023;84(1):68-82
68-82
«ВСЕ ВЕЩИ У ДРУЗЕЙ ОБЩИЕ»: ОТ СТА МАКСИМ МАТТЕО РИЧЧИ О ДРУЖБЕ (1595 г.) К ПРОПОВЕДИ ХРИСТИАНСТВА В МИНСКОМ КИТАЕ
Аннотация
Первой по-настоящему успешной христианской миссией в Китае стала миссия иезуитов, проникшая в Срединную империю в конце XVI в. и через некоторое время успешно достигшая пекинского двора при императоре династии Мин Ваньли. В науке по-прежнему анализируются причины этого беспрецедентного успеха в попытке понять метод второго лидера миссии – итальянского проповедника Маттео Риччи, сумевшего преодолеть противодействие «партии евнухов», ксенофобию населения и неприятие «рыжеволосых дьяволов» традиционной китайской культурой и закрепиться при пекинском дворе. В поле зрения исследователей почти не попадал небольшой трактат, написанный Риччи еще на юге страны и получивший широкое распространение среди образованных кругов Китайской империи. Между тем трактат «О дружбе» стал первым произведением, не только написанным европейцем по-китайски, но и включенным в ряд важных китайских энциклопедий и литературных коллекций. Статья рассматривает причины и обстоятельства создания эссе, структуру трактата, основанного на популярных максимах европейской философской мысли, начиная с классической древности, и секрет его популярности в Китае, где небольшая книга сначала попадает в официальные компендиумы, а при маньчжурской династии Цин безжалостно исключается из них как крамольная. Автор полагает, что, выбрав нейтральную общекультурную тему, проповедник обратился к некоему человеческому и интеллектуальному общему знаменателю, не только продемонстрировав право на литературное общение с китайской культурной элитой, но и показав, что у представителей двух вступивших во взаимодействие цивилизаций гораздо больше общего, чем предполагалось.
Средние века. 2023;84(1):83-100
83-100
ФРАНЦУЗСКИЕ ИЗВЕСТИЯ О ПРИЕЗДЕ В ИТАЛИЮ ГОНЦОВ ИВАНА IV ИСТОМЫ ШЕВРИГИНА И ЯКОВА МОЛВЯНИНОВА В 1581 И 1582 ГОДАХ
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению французских источников, содержащих сведения о двух миссиях (посольствах) представителей царя Ивана IV Васильевича в Рим в 1581 и 1582 гг. До сегодняшнего дня они не были собраны вместе, не переводились на русский язык и не исследовались. Данная работа решает эти задачи, систематизируя выявленные документы, условно разделяемые на три составные. Первая состоит из дипломатической корреспонденции 1581–1582 гг., в которой упоминаются обстоятельства приезда и миссии двух русских гонцов, Истомы Шевригина и Якова Молвянинова. Вторую представляет собой печатный «летучий листок» 1581 г., изданный в Лионе последователем Католической лиги Жаном Патрассоном и написанный, по-видимому, духовным лицом. Наконец, «Французский Меркурий» 1611 г., первое официальное периодическое издание, умеренное в вопросах веры, также уделил специальное внимание приезду в Рим русских представителей спустя тридцать лет после этого события. Общей темой всех источников выступает проект создания антиосманской лиги, где важное место отводилось Русскому государству, а также его переходу «в послушание» Римско-Католической Церкви. Делается вывод, что королевская власть в лице Генриха III Валуа, руководствуясь собственными интересами, опасалась осуществления такого сценария. Новая большая европейская война, возможный крестовый поход на Восток и трудности в средиземноморской торговле могли больно ударить по состоянию Франции, истощенной многолетними Гражданскими войнами. Для представителей оппозиционной королю Католической лиги, напротив, возможность скорого перехода Русского государства в католическое вероисповедание и его участие в борьбе против Османской империи представляло собой яркое торжество католической веры и скорое поражение «еретиков» и «неверных». Констатируется также, что изначальная информация о посольстве Шевригина, напечатанная во «Французском Меркурии» в 1611 г., принадлежит авторству иезуита А. Поссевино, но во французской интерпретации приведена в качестве примера возможности межконфессионального согласия.
Средние века. 2023;84(1):101-124
101-124
«НАШ ЧЕСНЕЙШИЙ КАПИТАН». ТОМАС БРЕДИМАН И ПРАВО СОЛДАТ НА МЯТЕЖ В АНГЛИИ И РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА
Аннотация
Статья рассматривает проблему неповиновения и мятежа в военных сообществах XVII в. на материале жизни английского офицера Томаса Бредимана (ум. в 1642 г.). Биография Бредимана реконструирована на основе английских и русских источников. В центре статьи находятся два эпизода. В 1626 г. Бредиман в частном разговоре поносил герцога Бэкингема и призывал к его убийству, за что провел десять месяцев в тюрьме. В 1633 г., находясь на русской службе в английском наемном полку, Бредиман рассорился с его командиром, Томасом Сандерсоном, и был выслан из полка по дороге из Москвы к Смоленску. Сохранившаяся челобитная Бредимана, а также коллективное прошение солдат его роты, вступившихся за своего капитана, позволяют восстановить аргументацию наемников в защиту своего права на неповиновение и мятеж против полковых властей. В статье делаются наблюдения относительно риторики Бредимана и его солдат и их специфического корпоративного самосознания. Анализируются реакция английской королевской власти и русских приказных людей на солдатский бунт, а также особенности коммуникации между Сандерсоном и Бредиманом.
Средние века. 2023;84(1):125-139
125-139
«В ПАМЯТЬ О НАШЕЙ СТАРИННОЙ ДРУЖБЕ И СОЮЗЕ С ФРАНЦУЗСКИМ КОРОЛЕВСТВОМ»
Аннотация
В статье анализируются пять писем курфюрста Саксонии Августа I (1526–1586) к королю Франции Карлу IX Валуа и его матери Екатерине Медичи из собрания рукописей и автографов русского дипломата П.П. Дубровского (1754–1816), которое хранится в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге. Эти письма являются важными фрагментами обширной дипломатической переписки между лидером протестантских князей Германии и французским королевским двором, стремившимся достичь долгосрочного политического и военного союза с немецкими княжествами в условиях начавшейся во Франции после трехлетнего перемирия так называемой Второй гугенотской войны. Фигура Августа I была привлекательна для французских адресатов благодаря его многолетней дружбе с императором Священной Римской империи Максимилианом II, с которым Валуа искали союза в противовес испанским Габсбургам. В письмах, датированных 1567–1568 гг., упоминаются такие значимые события, как осада и взятие Готы, казнь имперского рыцаря Вильгельма фон Грумбаха, пленение Саксонского герцога Иоганна Фридриха II, попытка гугенотов захватить Карла IX и Екатерину Медичи в Мо, битва при Сен-Дени и др., дается их оценка курфюрстом Саксонским с последующими посредническими предложениями по выходу из военно-политического конфликта во Франции.
Средние века. 2023;84(1):140-152
140-152
ПИСЬМА АВГУСТА I САКСОНСКОГО К КОРОЛЮ ФРАНЦИИ КАРЛУ IX И ЕКАТЕРИНЕ МЕДИЧИ
Средние века. 2023;84(1):153-165
153-165
КАКИМ ОБРАЗОМ ТРОФЕЙНЫЕ СРЕДНЕВЕКОВЫЕ РУКОПИСИ МОГЛИ ОКАЗАТЬСЯ В ЧАСТНЫХ РУКАХ? ОБ ОДНОМ МАНУСКРИПТЕ XV ВЕКА ИЗ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БИБЛИОТЕКИ
Аннотация
Ганзейская трофейная коллекция из городов Любека, Гамбурга и Бремена, включавшая в том числе и средневековые рукописи и документы, – сюжет сам по себе не новый как для российских, так и для немецких историков. При этом обычно его упоминания касаются перемещений либо всего трофейного груза, либо конкретных его частей. Вместе с тем некоторые рукописи из ганзейских городов, которые хранятся сейчас в отечественных библиотеках, поступили туда не через государственные каналы, а были проданы государству частными лицами. В таких случаях очевидно, что на определенном этапе бытования трофеев – еще в Германии, или уже на территории СССР, имели место некоторые несанкционированные «утечки» ценностей. Как правило, мы не знаем, при каких обстоятельствах это произошло, а знаем лишь, кто непосредственно продал рукопись в то или иное государственное учреждение. Однако, как минимум, в одном случае мы можем выдвинуть некоторые предположения, и именно этот казус и находится в центре внимания предлагаемой читателю статьи. Подобного рода кражам, вероятно, способствовало отсутствие должного учета архивного фонда, вмещавшего основную часть трофейных ганзейских рукописных материалов, практически до конца советского времени.
Средние века. 2023;84(1):166-184
166-184
НОЭЛЬ КУЛЕ (4.10.1932 – 15.01.2023)
Аннотация
Статья посвящена памяти Ноэля Куле, французского историка, специалиста по истории Прованса в Средние века и раннее Новое время, профессора университета г. Экс-ан-Прованса, руководителя созданного в нем Жоржем Дюби Центра исследований средиземноморских обществ, главного редактора журнала «Provence historique».
Средние века. 2023;84(1):185-190
185-190