Презентация книги M. Б. Чистяковой «камнерезные изделия в коллекции минералогического музея им. А. Е. Ферсмана»
- Авторы: Борисова Е.А.1, Гаранин В.К.1
-
Учреждения:
- Минералогический музей им. А. Е. Ферсмана, РАН
- Выпуск: Том 148, № 3 (2019)
- Страницы: 130-134
- Раздел: Хроника
- URL: https://journals.eco-vector.com/0869-6055/article/view/11420
- DOI: https://doi.org/10.30695/zrmo/2019.1483.10
- ID: 11420
Цитировать
Полный текст
Аннотация
6 февраля 2019 года в Москве в Минералогическом музее им. А. Е. Ферсмана Российской академии наук и в Гохране России прошла презентация книги старейшей сотрудницы музея Марианны Борисовны Чистяковой «Камнерезные изделия в коллекции Минералогического музея им. А. Е. Ферсмана». Книга представляет собой первое подробное описание уникальной коллекции в собрании Минералогического музея и является большим событием в культурной жизни Москвы и России в целом.
Полный текст
Важнейшим событием в Минералогическом музее им. А. Е. Ферсмана Российской академии наук стал выход в свет в феврале 2019 года многолетнего труда старшего научного сотрудника, куратора коллекции поделочных и драгоценных камней, кандидата геолого-минералогических наук Марианны Борисовны Чистяковой — «Камнерезные изделия в коллекции Минералогического музея им. А. Е. Ферсмана», который представляет собой первое подробное описание музейной коллекции поделочных и драгоценных камней.
Издание этой книги — результат совместного проекта Минералогического музея им. А. Е. Ферсмана и Гохрана России при участии спонсора проекта Е. Е. Богомолова. Презентация книги проходила 6 февраля как в Минералогическом музее, так и в Гохране России. В Минералогическом музее сотрудники музея провели для гостей экскурсии по экспозиционному залу, где можно было своими глазами увидеть уникальные камнерезные предметы, описанные Марианной Борисовной, а также посмотреть на современные изделия из камня из фонда Maximilian Art Foundation М. А. Арциновича на открытой в этот же день в музее выставке «POSTFABERGE».
Книга М. Б. Чистяковой «Камнерезные изделия в коллекции Минералогического музея им. А. Е. Ферсмана», 2019.
Во второй половине дня состоялось заседание в большом зале Гохрана, где присутствовали руководители и сотрудники Минералогического музея и Гохрана России, других музеев страны, научные работники, в том числе академики РАН и сотрудники Отделения наук о Земле РАН, а также представители спонсора проекта, меценаты и коллекционеры, мастера-камнерезы, преподаватели и студенты вузов, любители камня.
После приветственного слова руководителя Гохрана России А. В. Юрина, об истории музейного собрания рассказал директор Минералогического музея им. А. Е. Ферсмана, доктор геолого-минералогических наук П. Ю. Плечов.
Научный руководитель Минералогического музея, доктор геолого-минералогических наук, профессор В. К. Гаранин подробно обрисовал историю написания книги, поскольку именно он, будучи в то время директором музея, поставил такую задачу перед М. Б. Чистяковой — свести все имеющиеся, накопленные ею сведения о предметах коллекции поделочных и драгоценных камней в единую монографию.
О самой Марианне Борисовне и различных направлениях ее деятельности в музее, где она работала в течение 60 с лишним лет, рассказала старший научный сотрудник Минералогического музея, кандидат геолого-минералогических наук С. Н. Ненашева.
От имени спонсора проекта Евгения Евгеньевича Богомолова его представитель А. Н. Андреев поблагодарил руководителей Минералогического музея и Гохрана России за оказанную честь способствовать изданию замечательной книги М. Б. Чистяковой и выразил уверенность, что эта книга безусловно внесет большой вклад в изучение истории камнерезного дела в России и за рубежом.
Среди выступавших также были директор Колыванского музея истории камнерезного дела на Алтае О. Б. Панина, один из современных мастеров-камнерезов Г. Г. Калинников, работы которого можно было увидеть в фойе Гохрана на проходившей там выставке современного камнерезного искусства, а также коллекционер и меценат М. А. Арцинович, основатель фонда Maximilian ArtFoundation, выставка которого открылась в этот день в Минералогическом музее им. А. Е. Ферсмана.
Марианна Борисовна Чистякова. 2009 г. Фото: А. А. Евсеев.
Завершая презентацию, А. В. Юрин поблагодарил всех принявших участие в подготовке книги к печати: спонсора проекта Е. Е. Богомолова, координатора проекта А. В. Бурмакину, редакторов книги Н. О. Подгорскую, С. Н. Ненашеву, Е. А. Борисову и др.
Чем же интересна коллекция поделочных и драгоценных камней Минералогического музея им. А. Е. Ферсмана? Она, по словам М. Б. Чистяковой, занимает в фондах музея особое место, и не являясь строгой в научном отношении как систематическая коллекция, коллекция кристаллов и пр., при этом, безусловно, имеет большое значение для понимания роли минерального царства в развитии культуры.
Эта коллекция насчитывает свыше 6600 инвентарных номеров и представляет собой не просто собрание необработанных или ограненных камней, хотя и среди них есть свои уникумы, но главное — в ней присутствуют уникальные камнерезные изделия, значительная часть которых прежде находилась во дворцах и у крупных коллекционеров и обладает высокой художественной и исторической ценностью.
Начало коллекции поделочных и драгоценных камней было положено в 1920-х годах, после того как директором музея стал выдающийся минералог и геохимик, академик Александр Евгеньевич Ферсман. В это время государством было передано в музей большое количество самоцветных камней и изделий из них, изъятых в ходе национализации. Кроме того, в фонды музея, по просьбе А. Е. Ферсмана, поступили многочисленные предметы российского и зарубежного камнерезного искусства из Эрмитажа, Строгановского дома-музея, Комитета по изучению естественных производительных сил, Государственного музейного фонда, Военно-медицинской академии, Музея Города, находившегося тогда в Ленинграде, и других учреждений.
Но, как отметила в своей книге М. Б. Чистякова, надо иметь в виду, что в действительности коллекция стала собираться гораздо раньше, более 300 лет тому назад, поскольку первыми экспонатами, записанными в нее, стали предметы, которые поступили в музей намного раньше, еще в XVIII веке, когда музей находился в качестве Минерального кабинета в составе Кунсткамеры Петра Великого. Это, например, флорентийские мозаики и плакетки руинного мрамора, внесенные в первый Каталог Минерального кабинета Михаилом Васильевичем Ломоносовым, и некоторые другие изделия.
В книге описана значительная и самая интересная часть камнерезных изделий, хранящихся в Минералогическом музее. Для многих из них автором в результате кропотливой работы с архивными и литературными источниками были установлены место и время изготовления изделий, а иногда и имя прежнего владельца.
Изложенный в соответствующих главах книги материал содержит сведения об изделиях всех трех императорских гранильных фабрик — Петергофской, Екатеринбургской, Колыванской, изделиях знаменитой фирмы Фаберже и некоторых частных мастерских, о предметах, изготовленных в нашей стране в советское время, а также за рубежом.
Среди шедевров Петергофской гранильной фабрики безусловно выделяется двустворчатый шкаф-кабинет из редкого сорта древесины амбойны с удивительной по красоте флорентийской мозаикой «Тропический лес с попугаями на синем фоне». Шкаф был изготовлен в 1888 году для императрицы Марии Федоровны и вместе с двумя другими подобными шкафами (но из другого дерева и с другим рисунком) демонстрировался в 1893 году в Чикаго на Всемирной Колумбовой выставке (в честь 400-летия открытия Америки), где за них Петергофской фабрике были вручены награды — бронзовая медаль и почетный диплом. Фрагмент мозаики «Тропический лес с попугаями на синем фоне» музейного шкафа-кабинета украсил собой обложку книги Марианны Борисовны.
Одно из уникальных изделий Екатеринбургской гранильной фабрики в собрании Минералогического музея — большая ваза (высота ее без постамента достигает одного метра), изготовленная из цельного куска родонита в конце XIX века. Из других предметов уральских мастеров можно отметить дарственное блюдо — подарок цесаревичу Николаю в 1891 году в Орске (мастерская И. Н. Лагутяева), горку-грот (конец XIX—начало XX века, мастерская А. К. Денисова-Уральского) и пресс-папье с ягодами (1860-е годы, предположительно мастерская И. С. Стебакова).
Великолепным украшением музея являются парные камины и вазы из ревневской яшмы, а также трюмо и ваза в восточном стиле из серо-фиолетового порфира, вырезанные на Колыванской шлифовальной фабрике. Подобные крупные предметы из красивейших по рисунку, твердых, монолитных алтайских пород принесли этой фабрике в середине XIX века всемирное признание.
Камнерезные изделия фирмы Фаберже не нуждаются в представлении и известны всему миру. Однако и здесь коллекция Минералогического музея отличается тем, что содержит предметы, которые практически полностью отражают тематику камнерезного дела фирмы. В музее имеются и фигуры людей и животных, и флористика, и мелкие функциональные предметы, и даже одно из знаменитых императорских пасхальных яиц.
Атрибуция последнего напрямую связана с работой Марианны Борисовны Чистяковой, которая обратила внимание искусствоведа из Гохрана России В. Ю. Волдаевой и хранителя коллекции фирмы Фаберже в Музеях Кремля Т. Н. Мунтян на две половинки стеклянной сферы и подставку из горного хрусталя, которые более 80 лет хранились в фондах Минералогического музея им. А. Е. Ферсмана. Детальная экспертиза показала, что это части неоконченного императорского пасхального яйца 1917 года, которое было заказано фирме Фаберже Николаем II и считалось утерянным: его изготовление было прервано Первой мировой войной и революцией, после чего оно исчезло из поля зрения специалистов.
Яйцо было собрано в единое целое и получило название «Созвездие цесаревича», поскольку оно посвящено цесаревичу Алексею: на полусферах из синего кобальтового стекла, имитирующих звездное небо, вырезаны созвездия, которые должны были быть украшены бриллиантами, и самый большой бриллиант должны были вставить в созвездие Льва, под которым родился наследник. Начиная с 2003 года это произведение знаменитой фирмы, помимо экспозиции в Минералогическом музее, регулярно демонстрируется на московских, европейских и азиатских выставках камнерезного искусства.
Из предметов советского времени, наряду с вазами, шкатулками и прочими подобными вещами из различных поделочных камней, наиболее детально в книге М. Б. Чистяковой описана подборка тувинских камнерезных декоративных скульптур. Эта небольшая коллекция примечательна тем, что кроме традиционных для тувинского камнерезного искусства агальматолитовых изделий, в ней присутствуют и скульптуры из твердых камней — тигрового глаза, халцедона, малахита, лазурита и нефрита.
Зарубежные изделия представлены в собрании музея, в основном, китайскими произведениями, но есть и уникальные вещи из Западной Европы, в частности, изумительные мраморные столешницы с флорентийской мозаикой и часы, сделанные итальянскими мастерами, изящные английские флюоритовые вазы, немецкий ларец из зеленого мохового агата и др.
Весь этот обширный материал изложен во введении, шести главах, заключении и списке литературы на 264 страницах формата А4. Книга великолепно оформлена и насыщена многочисленными цветными фотографиями предметов из коллекции поделочных и драгоценных камней Минералогического музея. Ознакомиться с книгой можно в Минералогическом музее им. А. Е. Ферсмана, на нее есть ссылка на сайте музея.
Без сомнения, издание подобной книги — это крупнейшее явление не только для нашего музея, но и для всего музейного мира России. С другой стороны, выход книги в свет — это еще и личный подвиг самой Марианны Борисовны, которая в последние годы тяжело болела, но, несмотря на возраст и болезнь, нашла в себе силы подготовить этот большой труд. Последнюю строчку в рукописи она написала буквально за несколько дней до кончины.
Мы горды тем, что работали вместе с Марианной Борисовной Чистяковой, знали и любили ее. И вместе с этой книгой мы с благодарностью будем вспоминать эту удивительную, благородную, красивую женщину, музейного работника высшего класса, за все, что она сделала, работая всю свою жизнь в нашем музее и передавая любовь к камню людям разных поколений.
Уверены, что эта энциклопедия камнерезного искусства, написанная на основе коллекции Минералогического музея им. А. Е. Ферсмана, займет свое достойное место среди шедевров — книг о камнерезных изделиях и самоцветах из кладовых других музеев России. Она еще и еще раз напомнит читателям о безграничной красоте природного камня и созданных из него произведений искусства.
Об авторах
Елена Алексеевна Борисова
Минералогический музей им. А. Е. Ферсмана, РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: elborisminmusfer@mail.ru
кандидат геолого-минералогических наук, старший научный сотрудник сектора научных основ систематизации, учета и хранения фондов музея
Россия, 119071, Москва, Ленинский проспект 18, корпус 2Виктор Константинович Гаранин
Минералогический музей им. А. Е. Ферсмана, РАН
Email: vgaranin@mail.ru
SPIN-код: 3719-1621
Scopus Author ID: 7004503188
доктор геолого-минералогических наук, профессор, научный руководитель музея
Россия, 119071, Москва, Ленинский проспект 18, корпус 2Список литературы
Дополнительные файлы
![](/img/style/loading.gif)