Влияние одномоментной дозированной дистракции на сохранение травмированной ростковой зоны (экспериментальное исследование)

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Эксперименты проведены на 22 растущих собаках (3—8-месячных щенках). Объектом исследования являлась ростковая зона дистального отдела бедра после моделирования ее травмы. Поставлено три серии экспериментов: создание диастаза между отломками в 1—2 мм путем одномоментной дистракции с фиксацией аппаратом чрескостного остеосинтеза в день травмы (12 животных); создание диастаза в 1—2 мм и фиксация в аппарате через 2—3 дня после травмы (5 животных); лечение травмированной зоны роста гипсовой повязкой (5 животных). Проводилось рентгенологическое и морфологическое исследование ростковой зоны хрящевой пластинки. Наилучшие результаты получены при одномоментной дозированной дистракции, выполнявшейся в день травмы.

Полный текст

Лечение повреждений ростковых зон у детей проводится преимущественно консервативным методом с использованием гипсовой повязки [1, 6]. В большинстве случаев эпифизеолиза и остеоэпифизеолиза такая тактика оправдывает себя. Вместе с тем нередко в отдаленные сроки после травмы возникают деформация и укорочение конечности, обусловленные частичным или полным синостозированием ростковой хрящевой пластинки. Прогнозировать исход повреждения ростковой зоны в остром периоде травмы часто бывает трудно, дальнейшая судьба росткового хряща зависит от тяжести повреждения и адекватности лечения [1, 14]. Проблема создания физиологических условий для сохранения зоны роста сразу после травмы остается весьма актуальной.

При проведении нашей работы мы учитывали анатомо-физиологические особенности ростковой зоны. Прежде всего это ее слоистое строение. Согласно классификации А. Хэма и Д. Кормака [10] ростковая хрящевая пластинка состоит из четырех слоев: покоящегося хряща, пролиферирующего молодого хряща, созревающего и обызвествленного — в направлении от эпифиза к метафизу соответственно. Другая особенность — относительная автономность кровоснабжения ростковой зоны и разный тип его в зависимости от степени (полноты) покрытия эпифиза суставным хрящом. Физиологической особенностью является различная интенсивность роста проксимальных и дистальных эпифизов длинных костей, а также изменение ширины зоны роста по мере роста ребенка или животного.

Из клинико-экспериментальных работ известно, что при проведении дистракции с помощью аппаратов чрескостного остеосинтеза происходит активизация репаративных процессов в тканях (в том числе и в костно-хрящевой), «напряжением растяжения» создаются условия, подобные условиям физиологического роста [2-5, 7-9, 11, 13]. В экспериментах по изучению росткового хряща в период дистракционного эпифизеолиза гистологически на его ранних этапах выявлено утолщение эпифизарного хряща за счет пролиферирующего слоя [2]. При этом диастаз, превышающий 3,5 мм, вызывал в зоне роста образование кистозных полостей, участков некроза с дистрофическими изменениями и более раннее синостозирование ростковой хрящевой пластинки [2, 12].

Материал и методы. Эксперименты проведены на 22 растущих собаках (3-8-месячных щенках). Объектом исследования была выбрана зона роста дистального отдела бедра, где имеется возможность достаточно объективно оценивать непосредственное влияние одномоментной дистракции на травмированную ростковую зону с нарушенным кровоснабжением.

Эпифизеолиз дистального отдела бедра создавали с помощью модифицированного аппарата Илизарова, приспособленного для работы на бедре растущей собаки с учетом ее анатомических особенностей. Аппарат состоял из четырех колец. Спицы проводили через эпифиз, метафиз и диафиз бедренной кости, а также через диафиз большеберцовой кости. Создав два блока, между которыми находилась ростковая зона, и произведя их дистракцию, получали эпифизеолиз дистального отдела бедра (рис. 1). Затем кольцо со спицей, проходящей через большеберцовую кость, снимали, что давало животному возможность опираться на конечность в ранние сроки.

 

 

Рис. 1. Рентгенограмма коленного сустава щенка после создания эпифизеолиза.

 

Было выполнено три серии экспериментов, которые различались по способу фиксации отломков и времени проведения одномоментной дозированной дистракции.

В I, основной, серии (12 щенков) после разрыва зоны роста отломки сопоставляли, производили под рентгенологическим контролем их одномоментную дистракцию на 1-2 мм и бедро жестко фиксировали в аппарате чрескостного остеосинтеза с заданным диастазом. 4 щенка были выведены из эксперимента на 21-й день. У остальных 8 животных на 21-й день был демонтирован аппарат, из опыта они выведены на 42-й день после травмы.

Во II серии (5 щенков) диастаз между отломками в 1-2 мм создавали на 2-3-и сутки после эпифизеолиза, до этого отломки находились в перерастянутом состоянии (до 10 мм) в модифицированном аппарате Илизарова. Срок эксперимента в этой серии составлял 21-28 дней.

В III серии (5 щенков) после травмы ростковой зоны и репозиции отломков аппарат демонтировали и конечность фиксировали гипсовой повязкой. Повязку снимали через 21 день, животные выводились из эксперимента на 42-й день после травмы.

Контролем в каждом опыте служили рентгенограммы и гистологические срезы ростковой зоны (на момент выведения животного из эксперимента) здоровой контралатеральной конечности.

Ведущим критерием в наших исследованиях была морфологическая картина хрящевой пластинки на момент выведения животного из опыта: наличие зоны роста, характер ее слоев, их соотношение, присутствие соединительнотканных участков в составе эпифизарного хряща. Рентгеновские снимки дополняли данные морфологических исследований.

Результаты и обсуждение. В основной серии опытов через 42 дня после травмы на гистотопограммах определялась зона роста без видимых изменений (рис. 2). На гистограммах в большинстве случаев выявлялась эпифизарная хрящевая пластинка со всеми присущими ей слоями. Сохранялись правильные соотношения пролиферирующего, созревающего и обызвествленного слоев с наличием в них бесклеточных участков дистрофии. Наряду с этими участками отмечалось большое количество «колонок» (зон пролиферации и созревания). Наблюдалось активное костеобразование в зоне обызвествления и субхондральной кости метафиза (рис. 3). Диастаз между отломками заполнялся молодой ретикулярной тканью.

 

 

Рис. 2. Гистотопограмма ростковой зоны дистального отдела бедра на 42-й день после травмы и проведения одномоментной дистракции на 1,5 мм с жесткой фиксацией в аппарате (I серия опытов).

 

 

Рис. 3. Гистограмма зоны роста на 42-й день после травмы и проведения дистракции на 2 мм с жесткой фиксацией в аппарате (I серия опытов).

Окраска гематоксилином и эозином. Ув. 120.

 

В экспериментах с применением гипсовой повязки (III серия) у 2 щенков на 42-е сутки обнаружено преждевременное замыкание ростковой хрящевой пластинки. Структура зоны роста была замещена костно-фиброзной мозолью. В мозоли, соединяющей отломки эпифиза и метафиза, преобладала малоактивная соединительная ткань (рис. 4). В случаях, когда ростковый хрящ сохранялся, пролиферативные процессы были выражены слабо.

 

 

Рис. 4. Гистограмма зоны роста на 42-й день после травмы с последующим лечением гипсовой повязкой (III серия опытов).

Окраска гематоксилином и эозином. Ув. 70.

 

Во II серии, в которой диастаз в 1—2 мм создавался на 2~3-и сутки после разрыва зоны роста, гистологические исследования показали полиморфность структуры зоны роста. Наряду с сохранными участками слоев эпифизарной пластинки обнаруживалось значительное количество соединительнотканных тяжей, отмечалось образование костно-хрящевой мозоли.

Проведенные исследования показали, что при эпифизеолизе и остеоэпифизеолизе наиболее полное сохранение травмированной ростковой зоны достигается в случае жесткой фиксации отломков аппаратом после выполнения одномоментной дистракции на 1-2 мм в день травмы. Выявленный характер репаративных процессов дает основание считать, что такое лечение может способствовать сохранению физиологической функции зажившей ростковой зоны поврежденной кости.

Выводы

  1. Репаративные процессы при фиксации отломков аппаратом чрескостного остеосинтеза протекают более интенсивно, чем при иммобилизации гипсовой повязкой.
  2. Создание диастаза между отломками в 1-2 мм путем проведения дозированной дистракции способствует более полному сохранению и восстановлению поврежденной зоны роста.
  3. Более ранняя фиксация отломков аппаратом ведет к более интенсивному проявлению репаративных процессов.
×

Об авторах

В. Н. Меркулов

Центральный институт травматологии и ортопедии им. Н.Н. Приорова

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Россия, Москва

A. H. Шальнев

Центральный институт травматологии и ортопедии им. Н.Н. Приорова

Email: info@eco-vector.com
Россия, Москва

M. B. Лекишвили

Центральный институт травматологии и ортопедии им. Н.Н. Приорова

Email: info@eco-vector.com
Россия, Москва

А. И. Дорохин

Центральный институт травматологии и ортопедии им. Н.Н. Приорова

Email: info@eco-vector.com
Россия, Москва

А. А. Суханов

Центральный институт травматологии и ортопедии им. Н.Н. Приорова

Email: info@eco-vector.com
Россия, Москва

Список литературы

  1. Бухны А.Ф. Повреждения эпифизарных зон костей у детей. — М., 1973.
  2. Горбунова З.И. Влияние дистракционного эпифизе- олиза на рост удлиненной кости (экспериментально-клиническое исследование): Дис. ... канд. мед. наук. — Новосибирск, 1986.
  3. Евсеева С.А., Барабаш А.П., Соломин Л.Н. //Травматол. ортопед. России. — 1995. — N4. — С. 56-60.
  4. Илизаров Г.А., Десятниченко К.С., Ирьянов Ю.М. и др. //Международ, конф. «Экспериментально-теоретические и клинические аспекты чрескостного остеосинтеза, разрабатываемого в КНИИЭКОТ»: Тезисы докладов. — Курган, 1986. — С. 16-17.
  5. Илизаров Г.А., Знаменский Г.Б. //Сб. науч. трудов КНИИЭКОТ. — Курган, 1987. — Вып. 12. — С. 3-8.
  6. Костриков В.С. Травматические эпифизеолизы длинных трубчатых костей и основные принципы их лечения (клинические, рентгенологические и экспериментально-морфологические исследования): Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. — Рига, 1972.
  7. Лаврищева Г.И., Оноприенко Г.А. Морфологические и клинические аспекты репаративной регенерации опорных органов и тканей. — М., 1996.
  8. Старцева И.А., Горбунова З.И. //Ортопед. травматол. — 1982. — N 6. — С. 36-41.
  9. Стецула В.И., Девятов А.А. Чрескостный остеосинтез в травматологии. — Киев, 1987. — С. 14-22.
  10. Хэм А., Кормак Д. Костная ткань. Гистология. — М., 1983. — Т. 3. — С. 89-119.
  11. Штин В.П., Михайлова Л.Н. //Проблемы чрескостного остеосинтеза в ортопедии и травматологии. Закономерности регенерации и роста под влиянием растяжения. — Курган, 1982. — Вып. 8. — С. 18-27.
  12. Jani L. //Z. Ortop. — 1975. — Bd 113, N 2. — S. 189- 198.
  13. Ogden J.A., Ganey T., Light T.R. et al. //J. Biol. Med. — 1993. — Vol. 66, N 3. — P. 219-233.
  14. Von Laer L. Skelett Traumata in Wachstumsalter. — Berlin, 1984.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Рентгенограмма коленного сустава щенка после создания эпифизеолиза.

3. Рис. 2. Гистотопограмма ростковой зоны дистального отдела бедра на 42-й день после травмы и проведения одномоментной дистракции на 1,5 мм с жесткой фиксацией в аппарате (I серия опытов).

4. Рис. 3. Гистограмма зоны роста на 42-й день после травмы и проведения дистракции на 2 мм с жесткой фиксацией в аппарате (I серия опытов).

Скачать (1022KB)
5. Рис. 4. Гистограмма зоны роста на 42-й день после травмы с последующим лечением гипсовой повязкой (III серия опытов).


© ООО "Эко-Вектор", 1998



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77-76249 от 19.07.2019.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах