Ethical aspects of modern use of animals in experimental studies

Abstract


Laboratory animals have been widely used in biomedical research for centuries, and there is as much debate about the validity and acceptability of it. Since ancient times there are rules and moral practices, the law fixes the responsibility for the cruel treatment of animals. Currently, developed countries have accepted laws to protect animals, which are implemented through sophisticated mechanisms. Worldwide there is a growing recognition that attention to the observance of animal rights is one of the indicators of the civilization of society. Unfortunately, in Russia, the question of legislative regulation of moral concepts of animal treatment is highly relevant. Currently, in our country, there is no an effective system of control and punishment for violations of the rules of treatment of animals, so that the government cannot effectively influence the institutions in which do not apply ethical and legal norms of work with experimental animals. In addition, in the schools of biomedical and veterinary science, not enough attention is paid to the teaching of bioethics and the ethics of experiment on animals, which makes the level of training of graduates not corresponding to the modern requirements of the civilized countries of the world. It is necessary to develop a new modern documentary base in accordance with the spiritual, scientific and legal guidelines adopted throughout the world, which will determine not only the world recognition of domestic scientific research but also will be a clear indicator of the level of development of morality and civilization of Russia.

Вопрос о возможности проведения экспери- ментальных исследований на животных и переносе полученных данных на человека волновал учёных с древних времён. Самые ранние упоминания о прове- дении опытов на животных встречаются в сочинениях древнегреческих учёных II и I века до н. э. - Аристо- теля (384-322 гг. до н. э.) и Эразистрата (304-258 гг. до н. э.). Древнеримский философ и целитель Корнелий Цельс (ок. 25 г. до н. э. - ок. 50 г. н. э.) при- шёл к выводу, что болезненность экспериментальных процедур на живом животном не даёт основания для правильной оценки функций нормального живого организма. Однако его последователь - крупней- ший античный врач Клавдий Гален (ок. 130-200 гг. н. э.) - придерживался противоположного мнения и широко практиковал вскрытия свиней и коз, считая вивисекцию абсолютно необходимой для развития медицины. Известный арабский придворный врач XII в. Ибн Зухр (1094-1162) первым стал проверять новые лекарства на животных, прежде чем употре- бить их для лечения людей [3]. Следующий этап развития эксперименталь - ной медицины тесно связан с именем известного средневекового ученого и философа Рене Декарта (1596-1650), опиравшегося в своих представлениях на механистическую философию, согласно которой реакции на боль человека и связанные с этим страдания связаны с наличием у него особой души, дающей ему способности к рациональному мышле- нию и сознанию. Поскольку животные лишены такой души, то их реакции на боль можно рассматривать как простые рефлекторные действия, не сопрово- ждающиеся страданиями. В соответствии с этим подходом моральные ограничения по отношению к животным, основанные на сострадании к чувству- ющим боль и страдающим созданиям, были сняты. Получив нравственное обоснование, болезненные эксперименты на животных, такие как вскрытие живых животных без наркоза и манипуляции с их органами, проводившиеся и ранее и получившие название «вивисекция», более двух веков счита- лись нормой в биомедицинских исследованиях. Особенно большие масштабы вивисекция приняла во Франции [3, 12]. Однако в XIX в. отношение к животным в Европе начинает меняться. Все большую популярность в обществе приобретают идеи гуманизма. В 1822 г. в Великобритании принимается закон, направлен- ный против жестокого обращения с домашними животными, а с 1824 г. там начинает действовать и первое в мире общество по защите животных, которое активно и с успехом работает и в насто- 238 3 (63) - 2018 ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ Обзоры ящее время - это Королевское общество защиты животных [8]. К началу XX в. эволюционная теория окончательно завоевывает общественное признание, что способ- ствует пониманию глобальности природных явлений и разработке теорий биосферы и ноосферы. Величай- ший гуманист XX в. Альберт Швейцер (1875-1965) в своих трудах обосновал новую универсальную эти- ку - этику «благоговения перед жизнью». Большое влияние на Швейцера оказали гуманистические взгляды Л.Н. Толстого, касающиеся необходимости соблюдения принципов сострадания к животным и норм этического вегетарианства. А. Швейцер считал необходимым распространение действия требований «морального статуса» на все живое на Земле, на все формы жизни, считая, что инстинкт самосохранения, стремления жить заслуживает глубокого уважения независимо от того, человек это или одноклеточное существо. «Этика есть ответ- ственность за все, что живет», - так сформулировал А. Швейцер основной постулат своей философской системы [19]. Большое внимание к недопущению излишних страданий уделял в своих экспериментах на живот- ных выпускник Императорской медико-хирургиче- ской академии 1879 г., великий русский физиолог и основатель экспериментальной нейрофизиологии, лауреат Нобелевской премии в области физио- логии и медицины 1904 г. Иван Петрович Павлов (1849-1936). В 1910 г. он писал: «Нельзя не упомянуть о психических свойствах животного. Приходится с болью осознавать, что лучшее домашнее животное человека - собака - как раз благодаря своему высо- кому умственному развитию чаще всего становится жертвой физиологического эксперимента. Только нужда может привести к тому, чтобы ставить опыты на кошках - нетерпеливых, крикливых, злых животных». Иван Петрович считал совершенно необходимым применение наркоза при проведении эксперимен- тальных операций [4]. Наиболее крайняя позиция по соблюдению прав животных была изложена в работах современного американского философа и известного учёного- пр авоз ащи тни ка Тома Риг ана (1 938- 20 17). П о его мнению, почти вся история взаимоотношения человека с животными носит эксплуататорский, по- требительский характер. В то же время животные как «носители жизни» имеют права на удовлетво- рение и реализацию своих природных целей. Он считал, что необходимо добиваться признания ин- дивидуальной самоценности животных, ценности, которая не зависит от пользы для человека, которая определяется не столько их полезностью для обще- ства, сколько способностью каждого животного к субъективному восприятию своей индивидуальной жизни и степени ее благополучия. В своих трудах Т. Риган особо отмечал, что люди не лишают прав младенцев, умственно отсталых людей и стариков, от которых мало пользы обществу, поэтому мы должны признать и права животных. Он также воз- ражал и против утверждения, что решающую роль играют различия в юридическом статусе человека и животных, указывая на переменчивость юриди- ческих норм [18]. В XX в. получил дальнейшее развитие и ути - литаризм - философское течение, оказывающее основное влияние на формирование современного отношения к животным, особенно на проблемы, связанные с использованием животных в биомеди- цинских исследованиях. Впоследствии появилась и новая разновидность утилитаризма - плюралисти- ческий утилитаризм. Данное направление гумани- тарной философии выдвигает требование того, что, кроме оценки действий по их результатам с точки зрения пользы, совершенно необходимо, чтобы эти действия были правильными и в понимании как можно большего числа людей. Если считать, что у животных есть желания и интересы и они, как и мы, испытывают боль, страх, страдания и удовольствия, то это, несомненно, требует признания «морального статуса» животных. Поэтому действия могут быть неправильными, если они приносят вред животному, хотя и не вредят человеку. Но из этого не следует, что моральное положение животных такое же, как у человека. Такие характеристики, как планирование своих действий и целенаправленное их выполнение, абстрактное мышление, способность создавать и оперировать символами, сложные личные и обще- ственные взаимоотношения, выделяют человека и делают его «моральный статус» наивысшим в живом мире. При определении правильности какого-либо действия необходимо обязательно учитывать права животных, но при этом помнить, что ценность жизни человека неизмеримо выше ценности жизни живот- ного. В свете этого сторонники плюралистического утилитаризма рекомендуют стремиться проводить эксперименты на более низкоорганизованных жи- вотных [4, 18]. В мире активно ведутся работы по поиску аль- тернативных методов экспериментальных иссле- дований, позволяющие отказаться от широкого ис- пользования животных. Большие успехи достигнуты в использовании культур клеток тканей (методики in vitro) с целью определения общей токсичности химических соединений для человека и животных, для оценки иммунотоксичности, нефротоксичности, гепатотоксичности, нейротоксичности, фототоксич- ности, раздражающего действия, канцерогенности. Разработаны модели с использованием изоли - рованных органов (например, глазное яблоко) и срезов тканей (кожи, роговицы, почки, мозга и др.). Исследуются и биохимические модели - сложные биополимерные матриксы и трехмерные много- слойные структуры. Некоторые подобные модели уже рекомендованы для практического применения в некоторых развитых странах. Например, мето- дика CORROSITEX™ используется в Соединенных Штатах Америки (США) для определения веществ ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ 3 (63) - 2018 239 Обзоры с повреждающим действием. В Германии принята схема предварительной оценки веществ на раз- дражающее действие, включающая анализ их фи- зико-химических свойств, исследование с помощью НЕТ-САМ-проб и проб на цитотоксичность, что дает возможность допускать к проверке с помощью оку- лярной пробы Драйза только вещества со слабым действием. Ведется поиск методик, моделирую- щих процесс воспаления и восстановления тканей после повреждения химическими соединениями, подбираются батареи методик, что увеличивает надежность предсказания. Однако исследования на искусственных тканях и культурах клеток не позво- ляют получить данные о реакции всего организма в целом, что не позволит в обозримом будущем полностью отказаться от проведения опытов на животных [20]. В настоящее время общепризнано, что иссле- дования с использованием экспериментальных животных должны проводиться с соблюдением определенных нравственных норм. Требование этич- ности эксперимента стало обязательным условием проведения экспериментов на животных в разных странах мира и, являясь показателем цивилизован- ности страны, либо ограничивает проведение экс- перимента в соответствующих условиях и только лицами, получившими на то специальное разреше- ние, либо направлен против жестокого обращения с животными [2]. Несмотря на то, что первые из известных за- конодательных актов, защищающих животных от жестокости, были выпущены в Японии в конце XVII в., самым древним примером медицинского законо- дательства, принятого с целью регламентации экс- периментов на животных, принято считать «Закон о недопущении жестокого обращения с животными в Великобритании», принятый в 1876 г. Спустя 109 лет, в мае 1986 г., парламент Великобритании ут- вердил «Акт о научных процедурах на животных», который, в частности, включает статьи об условиях содержания животных, запрещает использование бродячих животных и содержит схему снабжения животными исследовательских учреждений. Он также требует, чтобы каждое крупное лабораторное животное имело индивидуальную регистрационную карту, строго предусматривает выбор обезболи- вающих средств и вводит лицензионную систему на работу с животными. Контроль за исполнением данного закона возлагается на главного инспекто- ра, 3 управляющих и 17 локальных инспекторов. В Канаде также был принят закон по исследованиям на животных, дополненный в 1995 г. В этой стране контроль за его исполнением возложен на специ- ализированные советы, организованные на базе научных учреждений. В Швеции в каждом универ- ситете создается комитет по вопросам этики, в котором в равной степени представлены ученые, технический персонал лабораторий и профильные специалисты [19, 21]. Однако для того чтобы достигнуть международ- ного компромисса и согласия между исследователя- ми и защитниками прав животных, была необходима выработка единой концепции, удовлетворяющей все стороны. Прорыв в этом вопросе был осущест- влен в 1959 г., когда У. Расселом и Р. Берчем был издан труд «Принципы гуманной эксперименталь- ной техники» [23], который также получил название концепции «трех R». В ее основе лежат три главных положения: усовершенствование, сокращение, замена. Эти принципы до сих пор являются осно- вополагающими и позволяют примирить острые вопросы биоэтики, получая при этом необходимые и достоверные результаты научных исследований во всем мире. В ноябре 1986 г. Совет ЕС принял Директиву 86/609/EЕC [5], которая стала объединяющей законодательной основой для проведения био- медицинских исследований с участием животных в странах Евросоюза. В 2010 г. эта Директива была заменена Директивой ЕС 2010/63/EU [6]. В контексте биомедицинских исследований особой вехой является появление в 1976 г. системы норм, правил и указаний, направленных на обеспечение согласованности и достоверности результатов лабораторных исследований (принципы лабора- торной практики GLP), которая была разработана Управлением по санитарному надзору за каче- ством пищевых продуктов и медикаментов (США), в 2008 году утверждена Всемирной организацией здравоохранения и является утвержденным на- циональным стандартом Российской Федерации с 1 марта 2010 г. - ГОСТ 33044-2014 [9]. Согласно данной системе все пищевые добавки и лекар- ственные средства обязательно должны проходить испытания на животных [6, 16]. В России первая регламентация эксперимен- тов на животных была сформулирована в приказе Министерства здравоохранения Союза Советских Социалистических Республик (СССР) № 755 от 12.08.1977 г. «О мерах по дальнейшему совершен- ствованию организационных форм работы с ис- пользованием экспериментальных животных» [15]. Приказ содержит основные требования по вопро- сам проведения работ с использованием экспе- риментальных животных, общие правила ухода за ними в виварии, порядок проведения процессов обезболивания, эвтаназии, а также оснащенность оборудованием экспериментальных лабораторий. В дополнение Министерство высшего и среднего спе- циального образования СССР издало приказ № 742 от 13.11.1984 г. «Об утверждении Правил проведения работ с использованием экспериментальных живот- ных» [14], в котором лаконично описаны основные этические требования, регламентирующие гуманное отношение к подопытным животным при их исполь- зовании в научных и биомедицинских исследовани- ях. Международные нормативные акты, такие как «Директива 2010/63/EU Европейского парламента 240 3 (63) - 2018 ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ Обзоры и совета европейского союза от 22.09.2010 г. по ох- ране животных, используемых в научных целях [6], также как предыдущая Директива ЕС № 86/609 ЕС [5], Требования «Европейской Конвенции по защите животных в экспериментальных исследованиях» [7], «Рекомендации комитетам по этике, проводящим экспертизу биомедицинских исследований» [16], для России имеют только рекомендательный характер и не обязательны для исполнения в отличие от за- кона РФ «О ветеринарии» № 4979-1 от 14.05.1993 г. Расширение способов и методов доклинических исследований вызвало необходимость регламенти- рования всех этапов их проведения. Оно отражено в приказе Министерства здравоохранения РФ от 01.04.2016 г. № 199н «Об утверждении Правил надле- жащей лабораторной практики» [13], который сменил одноименный приказ, зарегистрированный в 2010 г. и утративший свою силу. Его содержание раскрывает основные правовые нормы использования животных при проведении доклинических исследований, а также указывает на необходимость фиксирования перечня утвержденных манипуляций в протоколе исследования. Наиболее полно эти же правила раскрываются в Национальном стандарте РФ ГОСТ 53434-2009 [10] и Межгосударственном стандарте ГОСТ 33044-2014 «Принципы надлежащей лабора- торной практики» [9], в «Правилах надлежащей ла- бораторной практики Евразийского экономического союза в сфере обращения лекарственных средств» [17], утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 г. № 81, к которым РФ присоединилась. В этих нормативных актах основные меры регулирования основаны на приемлемости, что в данном случае означает доказа- тельность, надежность и обоснованность полученных данных. Здесь же впервые обозначен термин «биоло- гические тест-системы» животного и растительного происхождения и предъявляемые требования к ним, которые отражают основные принципы гуманного обращения с лабораторными животными [1, 22]. Таким образом, лабораторные животные на про- тяжении многих столетий широко используются в биомедицинских исследованиях во всем мире, и столько же продолжается дискуссия об обоснован- ности и допустимости подобных опытов. В последние годы в мире все большее признание получает мнение, что внимание к соблюдению прав животных является одним из показателей цивилизованности общества. В России вопрос законодательного урегулирования нравственных понятий обращения с животными стоит особенно остро. Необходимо приложить все усилия для создания мощной государственной документаль- ной базы в соответствии с духовными, научными и правовыми ориентирами, принятыми во всем мире. Это во многом определит не только международный успех и признанность научных отечественных ис- следований, но и выступит в качестве наглядного показателя уровня развития духовной зрелости и цивилизованности России.

A V Denisov

Email: vmeda-nio@mil.ru

V A Cheprakova

Email: vmeda-nio@mil.ru

A V Anisin

Email: vmeda-nio@mil.ru

S I Bezrukov

Email: vmeda-nio@mil.ru

  1. Анисин, А.В. Особенности минно-взрывных повреждений при использовании специальных средств защиты сапера: дис. … канд. мед. наук / А.В. Анисин. - СПб., 2011. - 123 с.
  2. Богатова, Е.В. Предупреждение жестокого обращения с животными: монография / Е.В. Богатова. - Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2012. - 110 с.
  3. Винер, Д.Р. Экологическая история без мифов / Д.Р. Винер // Человек и природа: экологическая история. - СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге: Алетейя, 2008. - 73 с.
  4. Гоглова, А.О. Этика работы с экспериментальными животны- ми / А.О. Гоглова, А.Ф. Богомолов // Медицинское право и этика. - 2003. - № 2. - С. 4.
  5. Директива Совета Европейского Экономического Сообще- ства 86/609/ЕЕС от 24 ноября 1986 г. о защите животных, используемых в экспериментальных и научных целях. - Страсбург, 1986. - 28 с.
  6. Директива 2010/63/EU Европейского парламента и совета европейского союза от 22.09.2010 г по охране животных, используемых в научных целях. - Страсбург, 2010. - 19 с.
  7. Европейская Конвенция по защите животных в эксперимен- тальных исследованиях. - Страсбург, 1986. - 11 с.
  8. Закон РФ «О ветеринарии» от 14.05.1993 г. № 4979-1 (ред. от 03.07.2016). - М., 2016. - 23 с.
  9. Межгосударственный стандарт ГОСТ 33044-2014 «Принципы надлежащей лабораторной практики». - М.: Стандартин- форм, 2015. - 16 с.
  10. Национальный стандарт РФ ГОСТ 53434-2009 от 02.12.2009 г. «Принципы надлежащей лабораторной практики». - М.: Стандартинформ, 2010. - 28 с.
  11. Нормативные правовые акты в сфере обращения лекар- ственных средств в рамках Евразийского экономического союза. Т. 2. - М.: Ремедиум, 2017. - 92 с.
  12. Павлова, Т.Н. Биоэтика в высшей школе / Т.Н. Павлова. - М.: МГАВМиБ им. К.И. Скрябина, 1997. - 94 с.
  13. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 01.04.2016 г. № 199н «Об утверждении правил надлежащей лаборатор- ной практики». - М., 2016. - 9 с.
  14. Приказ Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 13.11.1984 г. № 742 «Об утверждении Правил проведения работ с использованием эксперимен- тальных животных». - М., 1984. - 11 с.
  15. Приказ Министерства здравоохранения СССР от 12.08.1977 № 755 «О мерах по дальнейшему совершенствованию организационных форм работы с использованием экспе- риментальных животных». - М., 1977. - 7 с.
  16. Рекомендации Комитетам по этике, проводящим экс- пертизу биомедицинских исследований. - Женева: ВОЗ, 2000. - 34 с.
  17. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 г. № 81 «Об утверждении Правил надлежащей лабораторной практики Евразийского экономического со- юза в сфере обращения лекарственных средств». - Астана, 2016. - 75 с.
  18. Риган, Т. В защиту прав животных / Т. Риган. - Киев, Киевский эколого-культурный центp, 2004. - 104 с.
  19. Тищенко, П.Д. История и теория этической регуляции био- медицинских исследований / П.Д. Тищенко // Аналитиче- ские материалы по проекту «Анализ нормативно-правовой базы в области прав человека в контексте биомедицинских исследований и выработка рекомендаций по ее усовершен- ствованию». - М.: МГУ, 2007. - С. 16-33.
  20. Тихоненко, В.А. Биоэтика: проблемы, трудности, перспекти- вы / В.А. Тихоненко // Вопр. филос. - 1992. - № 10. - С. 17.
  21. Цыганенко, А.Я. Этика биомедицинского эксперимента / под ред. Ю.И. Кундиева / А.Я. Цыганенко // Антология биоэтики. - Львов: БаК, 2003. - 62 с.
  22. Этическая экспертиза биомедицинских исследований: прак- тические рекомендации / под ред. Ю.Б. Белоусова. - М.: Общество клинических исследователей, 2005. - 156 с.
  23. Russell, W.M.S. The Principles of Humane Experimental Technique / W.M.S. Russell, R.L. Burch // Methuen. - London: 1959. - Р. 88-91.

Views

Abstract - 21

PDF (Russian) - 6

Cited-By



Copyright (c) 2018 Denisov A.V., Cheprakova V.A., Anisin A.V., Bezrukov S.I.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies