Mikhail Nikolayevich Zhukovsky – the famous Russian neurologist (the 150th anniversary of the birth)



Cite item

Full Text

Abstract

Mikhail Nikolayevich Zhukovsky – the famous Russian neurologist. His classmates were well-known and also famous scientists: anatomist V.N. Tonkov, anatomist and surgeon V.N. Shevkunenko, pathomorphologist G.V. Shor, psychiatrist V.Р. Osipov, surgeons V.M. Mysh and L.G. Stuckey, obstetrician-gynaecologist V.I. Shirshov, etc. After graduating from the Military medical academy M.N. Zhukovsky on competition was left for 3 years for improvement on department headed by V.M. Bekhterev. M.N. Zhukovsky thesis «About the influence of cerebral cortex and subcortical nodes on breathing» received a brilliant assessment from the reviewers. He gets recommendations by the Military medical academy conference for a two-year scientific secondment to Europe. After returning from a secondment, he was accepted in 1901 by the private-assistant professor at the Department of nervous and mental diseases, and in 1914 he was appointed as Professor at the Department of nervous diseases. The name of the Military medical academy pet and V.M. Bekhterev’s pupil becomes known to every student of the medical University at an early stage of acquaintance with neurological semiotics: Zhukovsky’s pathological foot reflex became world famous as one of the clinically significant reflexes. M.N. Zhukovsky was one of the first in our country who studied the lithium influence on the nervous system. His works, devoted to the functions of frontal lobes, were a serious objection to the use of lobotomy in clinical practice. The M.N. Zhukovsky research about lateral amyotrophic sclerosis are classical, and his classification of clinical forms of this disease is used to date. Results of studying of resorts of the Crimea, the black sea coast, Mineral waters of the Northern Caucasus were used further for rehabilitation of wounded and neurological profile patients.

Full Text

Замечательный учёный, блестящий клиницист, прекрасный медицинский педагог и неутомимый труженик М.Н. Жуковский по праву входит в созвездие выдающихся отечественных неврологов начала XX в. Михаил Николаевич Жуковский родился 31 декабря (18 декабря по старому стилю) 1868 г. на хуторе близ села Теньки Казанской губернии. Окончив гимназию в 1887 г., он поступил в Казанский университет на физико-математический факультет.

В декабре 1887 г. в Казанском университете проходили студенческие революционные выступления, в которых принимал участие студент М.Н. Жуковский. В официальном «Списке студентов Императорского Казанского университета, прикосновенных к студенческим беспорядкам, бывшим в Университете 4 декабря 1887 года», сообщалось: «За участие в «беспорядках» М.Н. Жуковский был арестован, а затем ему был объявлен строгий выговор» [1].

В студенческие годы М.Н. Жуковский не только участвовал в беспорядках, но и выполнил обратившую на себя внимание специалистов научную работу «Окисление брассидиновой кислоты марганцево-кислым калием в щелочном растворе». В 1892 г. она была опубликована в «Журнале русского физико-химического общества», а в 1894 г. – в немецком «Жур- нале практической химии». Это была первая печатная работа начинающего учёного.

В 1891 г. М.Н. Жуковский окончил университет с дипломом первой степени и получил предложение работать на университетской кафедре химии. Однако он отклонил лестное предложение и предпочёл продолжить образование в Военно-медицинской академии (ВМА), куда он был принят в 1891 г. на второй курс. В ноябре 1895 г. М.Н. Жуковский окончил академию с дипломом «лекарь с отличием», что давало ему право на участие в конкурсе для научного усовершенствования. Безусловно, заслуживает внимания такой исключительно примечательный факт: многие однокурсники М.Н. Жуковского в будущем станут выдающимися и широко известными учёными, среди них анатом В.Н. Тонков, анатом и хирург В.Н. Шевкуненко, патоморфолог Г.В. Шор, психиатр В.П. Осипов, хирург В.М. Мыш, хирург Л.Г. Стуккей, акушер-гинеколог В.И. Ширшов и др.

После окончания ВМА М.Н. Жуковский по результатам конкурса был оставлен при академии на из- бранной им кафедре нервных и душевных болезней, которой руководил В.М. Бехтерев, на три года для усовершенствования «с содержанием от казны».

Врач, оставляемый для повышения квалификации, обязан был до истечения трёх лет выдержать экзамен и защитить диссертацию на степень доктора медицины.

М.Н. Жуковский оправдал возлагавшиеся на него надежды: к концу срока он представил диссертационную работу «О влиянии мозговой коры и подкорковых узлов на дыхание» [10] и впервые экспериментально доказал наличие трёх корковых центров, дифференцированно реагировавших изменением дыхания на раздражение электрическим током. Диссертант, используя методику вторичных перерождений, установил направление и ход проводников от коры головного мозга к ретикулярной формации ствола мозга, заднему двухолмию, дыхательному ядру продолговатого мозга. Были изучены дыхательные эффекты раздражения передней, средней, задней частей зрительного бугра, переднего двухолмия, зрительного, слухового и обонятельного нервов, также были получены новые факты, касавшиеся нейрофизиологии дыхания. Таким образом, «М.Н. Жуковский одним из первых в отечественной медицине изучил центральные регуляционные механизмы дыхания» [3]. Рецензенты А.Ф. Эрлицкий, П.М. Альбицкий, В.М. Бехтерев дали работе блестящую оценку.

Выступая на диспуте, В.М. Бехтерев сказал: «Я не нахожу слов обрисовать все прекрасные качества Вашей работы: скромность изложения, ясный и точный язык его, богатство материала – всё это говорит само за себя. Такие труды, как Ваша диссертация, редко появляются не только у нас, но и за границей» [20].

К этому времени комиссия по рассмотрению научных трудов кандидатов для направления в двухлетнюю научную командировку в Европу представила Конференции ВМА список из 10 кандидатов (при трёх вакансиях). Конференцией были избраны В.Н. Тонков, М.Н. Жуковский и В.И. Ширшов.

В течение первого года М.Н. Жуковский слушал лекции крупнейших французских неврологов и психиатров (Дежерина, Бабинского, Раймона, Бриссо, Жоффруа), работал в Пастеровском институте у И.И. Мечникова и в лаборатории П. Мари. На следующий год в Вене он слушал лекции Крафт-Эбинга и Оберштейнера, посещал поликлинику Бенедикта, а в Берлине слушал лекции Солли и Голден-Штидлера, работал в поликлинике Менделя.

После возвращения из заграничной командировки и прочтения двух необходимых пробных лекций комиссия «для клинического испытания доктора Жуковского» ходатайствовала о принятии его в число приват-доцентов ВМА по кафедре нервных и душевных болезней. 23 декабря 1901 г. было получено соответствующее согласие военного министра. С этого времени он читал студентам академии курс анатомии, физиологии и гистологии нервной системы, с 1904 г. – курс по семиотике и диагностике нервных болезней для врачей и студентов. С 1904 г. он также стал заведовать нервным отделением клиники душевных и нервных болезней.

С 1903 г. М.Н. Жуковский принимал активное участие в разработке учебных программ Психоневрологического института, читал лекции по нервным болезням с момента открытия института, организовал в институте клинику эпилепсии. 4 сентября 1907 г. М.Н. Жуковский Советом Психоневрологического института избран и утверждён в звании профессора. К этому времени он уже становится всесторонне образованным, сложившимся, зрелым и самостоятельным клиницистом, преподавателем высшей школы, учёным.

Научное наследие М.Н. Жуковского – достойного ученика В.М. Бехтерева – характеризуется многообразием творческих интересов и научной проблематики, широким медицинским кругозором и клиническим мастерством. Его внимание привлекали вопросы гистологии и гистопатологии нервной системы, экспериментальной физиологии центральной нервной системы, неврологической семиотики, клинической медицины, бальнеологии, физиотерапии. Для развития отечественной неврологии наибольшее значение имели его морфофизиологические исследования. Его научные исследования функций центральных механизмов регуляции дыхания были одними из первых в отечественной неврологии. Он «первым в России применил методику импрегнации азотнокислым серебром (метод Рамон – Кахаля) для изучения структуры нейрона и клеточной структуры мозга» [3]. Ему суждено было устанавливать новые факты и открывать новые симптомы, которые находили подтверждение в исследованиях других авторов.

Имя М.Н. Жуковского становится известно каждому студенту 4-го курса медицинского вуза уже на самых ранних этапах ознакомления с вопросами неврологической семиологии и топической диагностики, в частности с патологическими стопными рефлекса- ми: рефлекс, носящий его имя, презентуется как один из информативных и клинически значимых стопных феноменов [12]. Г.В. Архангельский писал: «Мировую известность получил описанный М.Н. Жуковским рефлекс, носящий ныне его имя» [3]. М.Н. Жуковский [7] одним из первых в нашей стране стал изучать влияние лития на нервную систему. Эти его идеи получили плодотворное развитие полвека спустя, когда терапия аффективных расстройств литием стала занимать достойное место в психиатрии [1]. Его работы, посвященные функциям лобных долей [8, 9], могли служить серьёзным предупреждением для того, чтобы с позиций эволюционно-филогенетического становления и развития функций головного мозга воздерживаться от изначально весьма дискуссионного предложения А. Мониша, ставшего лауреатом Нобелевской премии (1949), – операции лоботомии. Неизбежной ценой за подобные вмешательства были выраженные изменения личности. Сегодня эта операция повсеместно возбраняется [21]. Работы М.Н. Жуковского о боковом амиотрофическом склерозе (БАС) [11, 12] считаются классическими, и ссылки на них в серьёзных научных трудах являются обязательными. Классификация клинических форм БАС широко используется до настоящего времени, хотя иногда и без ссылок на авторский первоисточник.

Результаты обследования и изучения М.Н. Жуковским курортов Крыма, Черноморского побережья, Минеральных вод Северного Кавказа, предпринятые по поручению В.М. Бехтерева, были использованы в последующих войнах для реабилитации раненых и больных неврологического профиля.

Одной из важнейших работ М.Н. Жуковского является его статья о подошвенно-пальцевом патологическом рефлексе флексорного типа [13]. Открытие М.Н. Жуковским нового патологического рефлекса имело достаточно широкий резонанс в неврологической литературе [2, 4–6, 18]. Тем не менее как в отечественной, так и в зарубежной литературе было немало авторов с более поздними публикациями, стремившимися первооткрывательство рефлекса приписать себе. Преднамеренно предпринятый тщательный анализ литературных источников неопровержимо свидетельствует о безусловном приоритете М.Н. Жуковского в описании и адекватной трактовке рефлекса, для которого исторически справедливым и обоснованным является единственный эпоним – рефлекс Жуковского [14–16]. В настоящее время рефлекс Жуковского входит в схему обязательного неврологического осмотра и представлен во всех учебных пособиях и руководствах по нервным болезням.

Многогранность личности, творческая зрелость и самостоятельность прекрасного мастера не остались незамеченными в Министерстве народного просвещения. После трагических событий в 1911 г. в Московском университете министр Л.А. Кассо судорожно искал замену многочисленным профессорам, в знак протеста покинувшим университет. В частности, Л.А. Кассо обратился к М.Н. Жуковскому с предложением «заместить вакантную в Императорском московском университете кафедру нервных и душевных болезней». Проявить неуважение по отношению к крупнейшему отечественному неврологу В.К. Роту и другим неврологам и психиатрам М.Н. Жуковский не мог себе позволить и ответил категорическим отказом. Этот принципиальный поступок глубоко порядочного человека стоил М.Н. Жуковскому серьёзных осложнений в служебной карьере. Л.А. Кассо приложил максимум усилий, чтобы в конкурсе на замещение вакантной должности профессора кафедры нервных и душевных болезней Саратовского университета в 1912 г. победил не столичный профессор М.Н. Жуковский, а провинциальный приват-доцент А.М. Левковский.

Однако уже в следующем году образовалась вакантная должность на родной кафедре М.Н. Жуковского: В.М. Бехтерев был отстранён от заведования кафедрой в ВМА. Формальным поводом послужило истечение срока «выслуги лет».

Был объявлен конкурс на вакантную должность профессора теперь уже кафедры нервных болезней (согласие военного министра на разделение кафедры нервных и душевных болезней на две самостоятельные последовало 17 ноября 1913 г.). В конкурсе принимали участие М.Н. Жуковский, Л.М. Пуссеп, В.М. Нарбут, В.К. Хорошко. В заседании 17 декабря 1913 г. Конференция академии назначила авторитетную комиссию для рассмотрения учёных трудов конкурсантов. При баллотировке в заседании Конференции беспрекословную победу одержал М.Н. Жуковский, который 15 декабря 1914 г. был утверждён в должности профессора ВМА по кафедре нервных болезней. Приказом по академии было объявлено, что экстраординарный профессор М.Н. Жуковский вступил в эту должность 11 января 1915 г.

Начало его руководства кафедрой и клиникой было многообещающим. 19 сентября 1915 г. М.Н. Жуковским было организовано первое научное собрание врачей самостоятельной клиники нервных болезней, в котором принимали участие ведущие неврологи и психиатры города и страны – В.М. Бехтерев, Л.В. Блуменау, М.П. Никитин, М.И. Аствацатуров, П.Г. Ганнушкин, Е.Л. Вендерович и др. [19]. Председательствующий М.Н. Жуковский во вступительном слове чётко определил цели и задачи кафедральных научных собраний. В частности, он полагал, что доклады не обязательно должны носить законченный характер, а всякий новый научный факт и интересное клиническое наблюдение «без излишнего промедления могут стать темами докладов».

С докладами выступили М.Н. Жуковский (казуистика мозжечковых поражений), В.Я. Анфимов (алопеция после тяжёлой черепно-мозговой травмы), Б.С. Дойников (гистопатология в центральной и периферической нервной системе в старческом возрасте), А.В. Агапов (сочетание острого миелита с поражением зрительного нерва). В ходе оживлённой дискуссии маститые гости выражали «искреннее удовлетворение», вызванное интересными, глубокими и содержательными работами.

К великому сожалению, первое научное совещание врачей клиники под руководством М.Н. Жуковского стало и последним: сахарный диабет неуклонно прогрессировал, и 29 января (16 января) 1916 г. в состоянии диабетической комы М.Н. Жуковский ушёл из жизни. Провожая его в последний путь, трогательные слова посвятил ему В.П. Осипов [17]: Михаил Николаевич «являлся любимым и уважаемым преподавателем и учителем, товарищем, врачом и человеком».

Имя М.Н. Жуковского прочно вошло в историю отечественной неврологии [3]: «М.Н. Жуковский был передовым учёным конца XIX и начала XX века, оставившим глубокий след в развитии экспериментальной и клинической неврологии».

×

About the authors

I. V. Litvinenko

S.M. Kirov Military Medical Academy

Author for correspondence.
Email: vmeda-nio@mil.ru
Russian Federation, St. Petersburg

A. A. Mikhaylenko

S.M. Kirov Military Medical Academy

Email: vmeda-nio@mil.ru
Russian Federation, St. Petersburg

A. E. Popov

S.M. Kirov Military Medical Academy

Email: vmeda-nio@mil.ru
Russian Federation, St. Petersburg

P. S. Dynin

S.M. Kirov Military Medical Academy

Email: vmeda-nio@mil.ru
Russian Federation, St. Petersburg

References

  1. Акимов, Г.А. Михаил Николаевич Жуковский / Г.А. Акимов, А.Е. Архангельский. – Л.: ВМА, 1986. – 50 с.
  2. Андрес, Л.И. К вопросу о подошвенно-пальцевом сгибательном феномене (Жуковского) / Л.И. Андрес // Обозр. псих. неврол. и эксп. психол. – 1910. – № 7. – С. 401–403.
  3. Архангельский, Г.В. Михаил Николаевич Жуковский (К 50-летию со дня смерти) / Г.В. Архангельский // Журн. невроп. и псих. – 1967. – Т. 67, № 3. – С. 460–461.
  4. Бехтерев, В.М. О подошвенной болевой точке и подошвенно-пальцевом сгибательном рефлексе / В.М. Бехтерев // Обозр. псих., неврол. и эксп. психол. – 1910. – № 7. – С. 403–405.
  5. Бехтерев, В.М. Общая диагностика болезней нервной системы / В.М. Бехтерев. – СПб., 1915. – Ч. 2. – 332 с.
  6. Губер-Гриц, Д.С. К вопросу о подошвенно-пальцевом сгибательном рефлексе – феномене Жуковского / Д.С. Губер-Гриц, П.П. Истомин // Врачебное дело. – 1925. – № 9. – С. 740–742.
  7. Жуковский, М.Н. О влиянии солей лития на возбудимость мозговой коры и периферических нервов / М.Н. Жуковский // Обозр. псих., неврол. и эксп. психол. – 1897. – № 10. – С. 757–762.
  8. Жуковский, М.Н. Об анатомических связях лобных долей / М.Н. Жуковский // Обозр. псих., неврол. и эксп. психол. – 1897. – № 9. – С. 674–676.
  9. Жуковский, М.Н. О функции лобных долей / М.Н. Жуковский // Обозр. псих., неврол. и эксп. психол. – 1897. – № 12. – С. 905–916.
  10. Жуковский, М.Н. О влиянии мозговой коры и подкорковых узлов на дыхание: дисс. … д-ра мед. / М.Н. Жуковский. – СПб.: ВМА, 1898. – 232 с.
  11. Жуковский, М.Н. К патологической анатомии амиотрофического бокового склероза с бульбарным началом / М.Н. Жуковский // Обозр. псих., неврол. и эксп. психол. – 1904. – № 8. – С. 561–574.
  12. Жуковский, М.Н. О патологоанатомических изменениях центральной нервной системы в одном случае амиотрофического бокового склероза / М.Н. Жуковский // Обозр. псих., неврол. и эксп. психол. – 1906. – № 6. – С. 401–413.
  13. Жуковский, М.Н. О подошвенно-пальцевом сгибательном феномене / М.Н. Жуковский // Обозр. псих., неврол. и эксп. психол. – 1910. – № 4. – С. 200–201.
  14. Михайленко, А.А. Подошвенно-пальцевой рефлекс: к восстановлению приоритета профессора Военно-медицинской академии М.Н. Жуковского / А.А. Михайленко [и др.] // Вестник Росс. воен.-мед. акад. – 2003. – № 1. – С. 89–91.
  15. Михайленко, А.А. История отечественной неврологии. Петербургская неврологическая школа. / А.А. Михайленко. – СПб.: Фолиант, 2007. – 480 с.
  16. Михайленко, А.А. Патологические рефлексы в неврологии / А.А. Михайленко, Е.А. Аношина, Н.А. Гусева. – СПб.: Фолиант, 2017. – 264 с.
  17. Осипов, В.П. Проф. М.Н. Жуковский. Некролог / В.П. Осипов // Психиатрическая газета. – 1916. – № 3. – С. 35–36.
  18. Платонов, К.И. Исследование патологических рефлексов на стопе человека как показателей органического страдания центральной нервной системы / К.И. Платонов // Харьковский мед. журн. – 1913. – № 9. – С. 251–257.
  19. Психиатрическая газета. – 1915. – № 20. – С. 333–336
  20. Пуссеп Л.М. Отчёт о докторском диспуте в Императорской Военно-медицинской академии / Л.М. Пуссеп // Обозр. псих., неврол. и эксп. психол. – 1899. – № 3. – С. 248–251.
  21. Kotowicz, Z. Gottlieb Burckhardt and Egas Moniz – Two Beginnings of Psychosugery / Z. Kotowicz – 2005. Gesnerus. – № 62 – P. 77–101.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 1970 Eco-Vector



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 77762 от 10.02.2020.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies