Оценка иммуногенности и реактогенности вакцины «Спутник V» при ее применении у военнослужащих

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Представлены результаты исследования иммуногенности и реактогенности вакцины «Гам-КОВИД-Вак» («Спутник V») при ее применении у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Исследование проводилось по распоряжению вышестоящего командования с учетом эпидемических показаний. От 300 военнослужащих, последовательно вакцинированных первым и вторым компонентами «Гам-КОВИД-Вак» с интервалом в 21 день, были трижды получены и исследованы сыворотки крови: до вакцинации и через 30 и 60 дней после введения первого компонента вакцины. В сыворотках крови определяли содержание антител класса G к вирусу SARS-CoV-2, используя твердофазный иммуноферментный анализ. После иммунизации вакциной «Гам-КОВИД-Вак» средний геометрический титр антител класса G к SARS-CoV-2 в сыворотках крови военнослужащих, полученных при втором и третьем обследованиях (5,02 log2 и 5,67 log2), возрос по сравнению с аналогичным показателем до вакцинации (2,11 log2) в 2,4 и 2,7 раза соответственно (р < 0,05). Через 30 дней после введения первого компонента вакцины (через 9 дней после введения второго компонента вакцины) антител класса G к новому коронавирусу SARS-CoV-2 выявлены у 86,7% военнослужащих, а через 60 дней — у 92% вакцинированных. Показана умеренная реактогенность вакцины. Причем доля поствакцинальных реакций в первые 3–5 суток после введение второго компонента вакцины была меньше, чем на введение первого компонента вакцины. Так, если после введения первого компонента вакцины повышение температуры тела выше 37 ℃ наблюдалась у 20% военнослужащих, то после введения второго компонента только у 9%, а доля местных реакций снизилась с 9 до 4%. Случаев серьезных побочных проявлений после иммунизации военнослужащих вакциной «Гам-КОВИД-Вак» не выявлено.

Полный текст

ВВЕДЕНИЕ

Возбудитель новой коронавирусной инфекции (вирус SARS-CoV-2) впервые был обнаружен в конце 2019 г. в биоматериале заболевших внебольничной пневмонией людей в городе Ухань Китайской Народной Республики [1–3]. В последующем коронавирус быстро распространился по всем континентам Земли. Такое быстрое распространение было обусловлено высокой интенсивностью миграции человеческой популяции.

Для воинских коллективов характерна общность условий жизни, службы и быта, что обуславливает активное вовлечение в эпидемический процесс большого количества военнослужащих. В настоящее время необходимо расширение исследования контингентов для получения объективных данных об иммунологических аспектах поражения коронавирусом SARS-CoV-2, в том числе в воинских коллективах [4–6].

Основой профилактики новой коронавирусной инфекции является вакцинация [7–8]. Первой в мире вакциной против COVID-19 стала вакцина «Гам-КОВИД-Вак» («Спутник V»), разработанная в Национальном исследовательском центре эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф. Гамалеи Минздрава России. Она была зарегистрирована в августе 2020 г. По данным клинических испытаний ее эффективность составила 91,6% [9]. В настоящее время препарат одобрен к применению в 70 странах.

С января 2021 г. в Вооруженных силах Российской Федерации осуществляется массовая вакцинация военнослужащих данной вакциной.

Цель исследования — изучить иммуногенность и реактогенность вакцины «Гам-КОВИД-Вак» при ее применении в воинском коллективе.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Анализировались данные обследования молодого пополнения в учебном центре Минобороны России, расположенном в Северо-Западном регионе, с января по март 2021 г., полученные специалистами 985-го Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минобороны России. Порядок проведения исследования одобрен локальным этическим комитетом при Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова. Вакцинация проводилась комбинированной векторной вакциной «Гам-КОВИД-Вак» (производитель готовой лекарственной формы — Международная инновационная биотехнологическая компания полного цикла «БИОКАД»). Первый и второй компоненты вакцины вводились в дозировке по 0,5 мл внутримышечно в дельтовидную мышцу с интервалом введения 21 день.

От 300 военнослужащих, вакцинированных обоими компонентами «Гам-КОВИД-Вак», были трижды получены и исследованы сыворотки крови: до вакцинации, через 30 и 60 дней после введения первого компонента вакцины. В сыворотках крови определяли содержание антител класса G (IgG) к вирусу SARS-CoV-2, используя твердофазный иммуноферментный анализ (ИФА) на фотометре для микропланшет модели 680 (Model 680 Microplate Reader) с набором реагентов для качественного и полуколичественного иммуноферментного определения IgG к коронавирусу SARS-CoV-2 в сыворотке и плазме крови человека «SARS-CoV-2ИФА-IgG» серии E004. После введения каждого компонента вакцины осуществлялось выявление послепрививочных реакций.

Все обследованные лица были призваны на военную службу в ноябре 2020 г. в возрасте 18–20 лет. Согласно критериям набора призывников в учебный центр в осеннем периоде 2020 г., никто из них ранее COVID-19 не болел. У всех обследованных получено информированное согласие на проведение исследований. Учебно-боевая деятельность военнослужащих в период до вакцинации и 60 дней после вакцинации проходила в форме теоретической подготовки в учебных классах.

Согласно инструкции к набору реагентов значения титров IgG-антител в исследуемом образце сыворотки крови определяли по индексу позитивности (ИП). ИП рассчитывали по отношению оптической плотности (ОП) образца к ОП критической (ОП отрицательной контрольной пробы + коэффициент, указанный в инструкции для данной серии реагентов). Если ИП образца был меньше 0,9, считали, что исследуемый образец не содержит IgG-антител к коронавирусу SARS-CoV-2. При ИП образца от 0,9 до 1,1 результат считали сомнительным, а исследуемый образец серонегативным. Титр IgG-антител в этих случаях условно принимали за 1:5. ИП ≥ 1,1 свидетельствовал о наличии иммуноглобулинов G: при ИП от 1,1 до 2,5 считали, что титр антител находился в диапазоне 1:10÷1:20; ИП от 2,6 до 5 соответствовал титру антител 1:40, а ИП от 5,1 до 6,5 — титру антител 1:80. При ИП 6,6 и более сыворотку крови разводили буферным раствором в 10 раз. ИП разведенной сыворотки от 1 до 1,9 соответствовал титру антител 1:100, от 2, до 3, — титру 1:200, от 3,1 до 4 — титру 1:400 и т. д.

В общей сложности с помощью ИФА исследовано 900 проб сывороток крови. По окончании лабораторных исследований были рассчитаны средние геометрические титры IgG-антител в сыворотках крови вакцинированных военнослужащих, полученных при каждом из трех обследований, и осуществлен анализ полученных показателей.

После введения каждого компонента вакцины осуществлялось выявление постпрививочных реакций. Для определения реактогенности вакцины медицинским работником учебного центра ежедневно в 08:00 и 21:00 проводились опрос и осмотр военнослужащих на наличие местных и общих постпрививочных реакций. Измерение температуры тела военнослужащих проводилось 3 раза в сутки перед приемом пищи. Военнослужащие с температурой тела выше 37 °С помещались под медицинское наблюдение в медицинский пункт учебного центра.

Номинальные данные описывали в абсолютных значениях, а производные — в процентных долях и логарифмах (использованы программы Microsoft Excel 2010 и Statistica 10.0). Обработка данных включала параметрический метод корреляционного анализа с использованием критерия Стьюдента. Для оценки достоверности различий показателей использовали уровень вероятности р ≤ 0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В первые 3–5 суток после введения первого компонента вакцины и через 21 день после введения второго компонента были отмечены следующие местные и общие послепрививочные реакции: боль, отек, покраснение в месте инъекции наблюдались у 9% военнослужащих, получивших первый компонент вакцины, и у 4% после введения второго компонента; повышение температуры тела до 38 °С — соответственно у 14 и 7%; свыше 38 °С — у 6 и 2%; недомогание, головная боль — у 19 и 6% обследованных. Случаев серьезных побочных проявлений после иммунизации военнослужащих как первым, так и вторым компонентом вакцины не зарегистрировано.

В сыворотках крови, полученных перед вакцинацией, у 123 (41%) из 300 военнослужащих IgG-антитела к SARS-CoV-2 отсутствовали, а у 71 (23,7%) человека титр антител был менее 1:5 (сомнительный). Таким образом, 194 (64,7%) военнослужащих перед вакцинацией были отнесены к серонегативным. У 106 (35,3%) человек титры антител были незначительными и находились в диапазоне от 1:10 до 1:20 (рис. 1).

 

Рис. 1. Распределение военнослужащих в группе вакцинированных по содержанию титров антител против COVID-19

 

Средний геометрический титр антител к SARS-CoV-2 в сыворотках крови военнослужащих перед вакцинацией составил 2,11 log2 (рис. 2).

 

Рис. 2. Средние геометрические титры антител против COVID-19 в сыворотках крови военнослужащих до и после вакцинации (log2)

 

Через 30 суток после введения первого компонента вакцины (на 9-й день после введения второго компонента) были получены вторые образцы крови. При их исследовании у 40 (13,3%) человек титры антител к SARS-CoV-2 в сыворотке крови не определялись. Титры антител 1:10–1:20 были определены у 71 (23,7%) человека, титры 1:40 — у 80 (26,7%) человек, титры 1:80 — также у 80 (26,7%) человек, 1:100 — у 12 (4,0%) человек, 1:200 — у 5 (1,7%) человек и 1:400 — у 12 (4,0%) человек. Таким образом, при втором обследовании IgG-антитела к новому коронавирусу SARS-CoV-2 выявлены у 86,7% военнослужащих. Средний геометрический титр антител к SARS-CoV-2 в сыворотках крови военнослужащих через 1 месяц после вакцинации составил 5,02 log2.

Проведенные исследования третьих образцов крови, полученных на 60-е сутки после начала иммунизации, показали отсутствие титра антител в сыворотке крови лишь у 24 (8%) вакцинированных военнослужащих. У 46 (15,3%) человек титры антител находились в диапазоне от 1:10 до 1:20. Титры антител 1:40 определялись у 31 (10,3%) человека, 1:80 — у 132 (44,0%) человек, 1:100 — у 21 (7,0%) человека, 1:200 — у 30 (10,0%) и 1:400 — у 16 (5,3%) военнослужащих. Таким образом, при третьем обследовании, проведенном через 60 суток после введения 1 компонента вакцины (через 39 суток после введения 2 компонента вакцины), IgG-антитела к новому коронавирусу SARS-CoV-2 выявлены у 92% военнослужащих. Средний геометрический титр антител к SARS-CoV-2 в сыворотках крови военнослужащих через 2 месяца после вакцинации составил 5,67 log2.

Интерпретация результатов исследования в соответствии с инструкцией к тест-системам показала, что до проведения иммунизации в сыворотках крови 194 (64,7%) военнослужащих титр антител к SARS-CoV-2 не определялся, а у 106 (35,3%) военнослужащих оценивался как низкий (1:20÷1:80) (рис. 3). Лиц с более высокими титрами антител в обследуемой группе до проведения вакцинации не выявлено.

 

Рис. 3. Динамика структуры уровня антител к SARS-CoV-2 у вакцинированных военнослужащих

 

Через 30 суток после начала иммунизации число военнослужащих, не имеющих антител к SARS-CoV-2, снизилось до 40 (13,3%), число военнослужащих с низким титром антител (1:20÷1:80) увеличилось до 231 (77%) и появились 29 (10%) военнослужащих со средним уровнем титра антител (1:100÷1:400). Через 60 суток после начала иммунизации число серонегативных военнослужащих снизилось до 24 (8%), низкий уровень антител отмечался у 209 военнослужащих (69,7%), средний уровень — у 67 (22,3%) военнослужащих. Случаев заболевания COVID-19 среди вакцинированных военнослужащих в период проведения исследования, а также на протяжении последующих 2 месяцев не зарегистрировано.

Проведенные исследования выявили умеренную реактогенность вакцины. Причем доля послепрививочных реакций в первые 3–5 суток после введения второго компонента вакцины была меньше, чем на введение первого компонента вакцины. Так, если после введения первого компонента вакцины повышение температуры тела выше 37 ℃ наблюдалась у 20% военнослужащих, то после введения второго компонента только у 9%, а доля местных реакций снизилась с 9 до 4%. Случаев серьезных побочных проявлений после иммунизации военнослужащих вакциной «Гам-КОВИД-Вак» не выявлено.

После вакцинации через 30 дней после введения первого компонента вакцины (через 9 дней после введения второго компонента вакцины) доля лиц, у которых отсутствовали IgG-антитела к SARS-CoV-2, уменьшилась с 64,7 до 13,3% (снижение в 4,9 раза), а через 60 дней после начала вакцинации — до 8% (снижение в 8,1 раза) (р < 0,001).

Таким образом, через 30 дней с начала вакцинации IgG-антитела к новому коронавирусу SARS-CoV-2 выявлены у 86,7% военнослужащих, а через 60 дней — у 92% вакцинированных.

Наличие IgG-антител у трети военнослужащих (35,3%) перед вакцинацией свидетельствует о том, что эти лица ранее перенесли коронавирусную инфекцию в бессимптомной форме или протекавшую в виде острых респираторных заболеваний или под другими диагнозами.

Средний геометрический титр антител к SARS-CoV-2 в сыворотках крови вакцинированных, полученных при втором и третьем обследованиях (5,02 log2 и 5,67 log2), возрос по сравнению с аналогичным показателем, полученным при первом обследовании (2,11 log2), в 2,4 и 2,7 раза соответственно (р < 0,05).

Полученные данные свидетельствуют о том, что вакцина «Гам-КОВИД-Вак» при ее применении у военнослужащих по призыву обладает высокой иммуногенностью при умеренной реактогенности, что соответствует данным, полученным при ее клинических испытаниях [4].

×

Об авторах

Сергей Дмитриевич Жоголев

Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова МО РФ

Автор, ответственный за переписку.
Email: SZhogolev@rambler.ru
SPIN-код: 7667-5729

доктор медицинских наук, профессор

Россия, Санкт-Петербург

Алексей Николаевич Горенчук

Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова МО РФ

Email: 3312600@bk.ru
SPIN-код: 7755-3261

адъюнкт

Россия, Санкт-Петербург

Александр Александрович Кузин

Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова МО РФ

Email: paster-spb@mail.ru
SPIN-код: 6220-1218

доктор медицинских наук, доцент

Россия, Санкт-Петербург

Павел Валентинович Куликов

Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова МО РФ

Email: kpvsel@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6623-9474
SPIN-код: 7920-4582

преподаватель

Россия, Санкт-Петербург

Константин Дмитриевич Жоголев

Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова МО РФ

Email: kjogolev@rambler.ru
SPIN-код: 8445-2245

доктор медицинских наук, доцент

Россия, Санкт-Петербург

Василий Яковлевич Апчел

Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова МО РФ; Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена Минобрнауки России

Email: SZhogolev@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0001-7658-4856
SPIN-код: 4978-0785
Scopus Author ID: 6507529350
ResearcherId: Е-8190-2019

доктор медицинских наук, профессор

Россия, Санкт-Петербург; Санкт-Петербург

Тимофей Сергеевич Сергеев

985-й Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора МО РФ

Email: timofey.sergeev.s@gmail.com

врач-бактериолог

Россия, Санкт-Петербург

Евгений Владимирович Ланцов

Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова МО РФ

Email: lantsov83@mail.ru
SPIN-код: 4384-2924

кандидат медицинских наук

Россия, Санкт-Петербург

Сергей Владимирович Артебякин

Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова МО РФ

Email: asvdoc@rambler.ru
SPIN-код: 5536-5620

адъюнкт

Россия, Санкт-Петербург

Денис Александрович Жарков

Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова МО РФ

Email: jardenmed@mail.ru
SPIN-код: 5330-1690

кандидат медицинских наук

Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Брико Н.И., Каграманян И.Н., Никифоров В.В., и др. Пандемия COVID-19. Меры борьбы с ее распространением в Российской Федерации // Эпидемиология и вакцинопрофилактика. 2020. Т. 19, № 2. С. 4–12. doi: 10.31631/2073-3046-2020-l9-2-4-12
  2. Кутырев В.В., Попова А.Ю., Смоленский В.Ю., и др. Эпидемиологические особенности новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Сообщение 1: Модели реализации профилактических и противоэпидемических мероприятий // Проблемы особо опасных инфекций. 2020. № 1. С. 6–13. doi: 10.21055/0370-1069-2020-1-6-13
  3. Крюков Е.В., Черкашин Д.В., Реутский И.А., и др. Дифференцированный подход к проведению профилактических и противоэпидемических мероприятий среди военнослужащих на основе шкалы оценки рисков заболевания COVID-19 // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2021. Т. 10, № 2. С. 31–38. doi: 10.33029/2305-3496-2021-10-2-31-38
  4. Миннуллин Т.И., Степанов А.В., Чепур С.В., и др. Иммунологические аспекты поражения коронавирусом SARS-CoV-2 // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2021. Т. 23, № 2. C. 187–198. doi: 10.17816/brmma72051
  5. Гумилевский Б.Ю., Москалев А.В., Гумилевская О.П., и др. Особенности иммунопатогенеза новой коронавирусной инфекции // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2021. Т. 23, № 1. C. 187–198. doi: 10.17816/brmma63654
  6. Тришкин Д.В., Крюков Е.В., Салухов В.В., и др. Особенности формирования и продолжительность сохранения нейтрализующих антител к S-белку SARS-CoV-2 у лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) легкого или бессимптомного течения // Вестник РАМН. 2021. Т. 76, № 4. С. 361–367. doi: 10.15690/vramn1582
  7. Ромашова Ю.Е., Вильянинов В.Н., Бельгесов Н.В., Калеко С.П. Обследование потенциальных доноров на наличие иммуноглобулинов M и G к новой коронавирусной инфекции // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2021. Т. 23, № 3. С. 49–54. doi: 10.17816/brmma64965
  8. Кузин А.А., Ланцов Е.В., Юманов А.П., и др. Взгляд военных эпидемиологов на проблему борьбы с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 // Эпидемиология и вакцинопрофилактика. 2021. Т. 20, № 3 С. 53–59. doi: 10.31631/2073-3046-2021-20-3-53-59
  9. Logunov D.Yu., Dolzhikova I., Shcheblyakov D., et al. Safety and efficacy of an rAd26 and rAd5 vector-based heterologous prime-boost COVID-19 vaccine: an interim analysis of a randomised controlled phase 3 trial in Russia // Lancet. 2021. Vol. 397. No. 10275. P. 671–681. doi: 10.1016/S0140-6736(21)00234-8

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Распределение военнослужащих в группе вакцинированных по содержанию титров антител против COVID-19

Скачать (126KB)
3. Рис. 2. Средние геометрические титры антител против COVID-19 в сыворотках крови военнослужащих до и после вакцинации (log2)

Скачать (95KB)
4. Рис. 3. Динамика структуры уровня антител к SARS-CoV-2 у вакцинированных военнослужащих

Скачать (100KB)

© Жоголев С.Д., Горенчук А.Н., Кузин А.А., Куликов П.В., Жоголев К.Д., Апчел В.Я., Сергеев Т.С., Ланцов Е.В., Артебякин С.В., Жарков Д.А., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 77762 от 10.02.2020.