Моделирование острого холецистита



Цитировать

Полный текст

Аннотация

Представлена методика моделирования острого холецистита с использованием воздействия патогенной кишечной микрофлоры. Исследование проведено на 21 кролике породы «шиншилла» в двух группах. На 5 кроликах первой группы создана модель острого перитонита по методу Ф.Ф. Усикова [11]. Затем полученный высокотоксичный перитонеальный экссудат вводился в желчный пузырь животным второй группы (16 кроликов). Введение высокотоксичного перитонеального экссудата в желчный пузырь приводило к развитию воспалительного процесса в нем. Патологический процесс развивался медленно и в интервале от 7-го до 15-го дня моделирования имел острый характер. Следовательно, введение высокотоксичного перитонеального экссудата, имеющего в составе многие виды патогенной микрофлоры кишечника, вызывает развитие острого холецистита. Данная модель отражает соответствующие основные этиопатогенетические звенья заболеваний желчного пузыря. Адекватность предлагаемой модели подтверждается результатами изменения маркеров острого холецистита, то есть повышения уровня щелочной фосфатазы, аланинтрансферазы, аспартаттрансферазы, общего билирубина, у-глютаминтрансферазы и амилазы в крови после моделирования.

Полный текст

Введение. Острое воспаление желчного пузыря является одним из часто встречающихся заболеваний органов брюшной полости. Установлено, что острый воспалительный процесс в желчном пузыре и желчном протоке является полиэтиологическим заболеванием и в большинстве случаев пусковым фактором развития патологического процесса является гнойносептический процесс [1, 8, 12, 13].

Несмотря на то, что изучению патогенеза развития острого воспаления в желчном пузыре и желчном протоке посвящено много работ, однако ещё многие его аспекты остаются нераскрытыми. Для более углубленного изучения данной патологии, а также разработки эффективных методов лечения требуется проведение исследований на соответствующих адекватных моделях в эксперименте.

В литературе имеется много методик создания экспериментального острого холецистита [4, 6, 9, 11]. Они основаны на перевязке art. Sistikus или введении в желчный пузырь токсинов E. Coli. Ни одна из существующих методик моделирования не учитывает важную патогенетическую роль патогенной микрофлоры кишечника, являющейся основным фактором развития гнойно-воспалительного процесса в желчном пузыре и желчном протоке.

Цель исследования. Разработать методику моделирования с использованием воздействия патогенной кишечной микрофлоры.

Материалы и методы. Для создания адекватной модели острого холецистита исследование проведено на 21 кролике породы «шиншилла», которые были подразделены на две группы. На животных 1-й группы (5 кроликов) создавали модель острого перитонита по методу Ф.Ф. Усикова [11]. Животным 2-й группы (16 кроликов) в желчный пузырь вводили 5 мл высокотоксичного перитонеального экссудата. Последний готовили следующим способом. После моделирования острого перитонита на третьи сутки животным вскрывали брюшную полость и с помощью электрического отсоса его содержимое эвакуировалось в стерильный литровый стеклянный баллон. Далее баллон встряхивали до получения однотипного раствора и вновь электрическим отсосом поверхностный слой экссудата переносили в различных объёмах в стерильные стеклянные банки с 10 мл физиологического раствора и размешивали. Определяли токсичность различных концентраций перинеального экссудата по методу К.В. Недошивиной [7] по 5-балльной системе. Таким образом, выявляли наиболее токсичный экссудат, который применялся для моделирования.

Животным 2-й группы после внутрибрюшинного введения каллипсола миниинвазивным разрезом вскрывали брюшную полость и тонкой иглой вводили в желчный пузырь 5 мл высокотоксичного перитонеального экссудата, далее брюшную полость зашивали наглухо.

Все эксперименты проведены на основании инструкций Международной комиссии по биоэтике [Европейское общество биоэтики (86/09 ЕЕС и UNESCO (Париж)].

Развитие патологических изменений прослеживали определением в крови уровня аланин- трансферазы (АЛТ), аспартаттрансферазы (АСТ), у-глютаминтрансферазы, амилазы и общего билирубина. Анализы проведены на анализаторе «Bio Screen MS-500». При этом использованы наборы реактивов фирмы «Xemapol» и «Human».

Статистическая обработка полученных цифровых данных проведена параметрическим методом [5, 10].

Результаты и их обсуждение. Выявлено, что через 3 дня после введения высокотоксичного перитонеального экссудата концентрация щелочной фосфатазы в сыворотке крови у 62,5% экспериментальных животных повысилась на 91% по сравнению с исходной величиной. Концентрация АЛТ, также как и щелочной фосфатазы, у 62,5% животных повысилась на 113%, у 37,5% животных - осталась без изменений. В отличие от изменений уровня АЛТ концентрация АСТ в крови у 56% животных оставалась в пределах исходных значений, а у 44% животных превышала исходный уровень на 56%. Уровень амилазы по сравнению с величиной других ферментов оставался без изменений у 94% животных. Лишь у 6% животных амилаза в крови была выше исходного значения на 11%. Концентрация у-глутаминтрансферазы у 75% животных была в пределах исходных величин, у 19% животных даже ниже, и лишь у 6% животных она была повышена. Концентрация общего билирубина после моделирования у 56% животных оставалась без изменений, у 44% животных его уровень в крови был повышен на 27% по сравнению с исходным.

Таким образом, по результатам значений исследованных ферментов-маркеров острого холецистита на третьи сутки после введения высокотоксичного перитонеального экссудата в желчный пузырь у большинства животных 2-й группы можно было констатировать факт развития острого холецистита. Среди маркеров, подтверждающих наличие острого холецистита, наибольшие изменения отмечались в активности АЛТ и щелочной фосфатазы. Уровень ACT, амилазы, у-глютаминтрансферазы и общего билирубина у большинства подопытных животных оставался почти без изменений.

Через 7 дней после введения высокотоксичного перитонеального экссудата патологический процесс наблюдался уже у большего числа экспериментальных животных 2-й группы. Так, уровень щелочной фосфатазы у 83% животных повысился, у остальных 17% оставался в пределах нормальных величин. Эти изменения по сравнению с исходным уровнем и данными на третьи сутки были больше на 167 и 71,5% соответственно.

Повышение активности АЛТ по сравнению с исходным значением составило 249%, а по сравнению с третьими сутками лишь 39%. При этом повышение уровня АСТ в сравнении с уровнем АЛТ было умеренным. Так, уровень АСТ по сравнению с исходным вырос на 153% и почти не изменился по сравнению с третьими сутками. Концентрация амилазы была повышенной лишь у 42% подопытных животных, что составило в среднем 59% и 30% по сравнению с третьими сутками опыта. Концентрация у-глютаминтрансферазы у 42% животных оставалась без изменений, у 8% животных она была даже ниже нормы. Однако у 50% животных уровень у-глютаминтрансферазы нарастал по сравнению с исходной величиной и третьими сутками - на 39,5 и 22% соответственно.

Содержание общего билирубина спустя 7 дней после введения высокотоксичного экссудата в желчный пузырь у 50% животных было повышенным, что составило 45% по сравнению с исходной величиной и 12,5% - с третьими сутками опыта.

Таким образом, через неделю после введения высокотоксичного перитонеального экссудата в желчный пузырь развитие патологического процесса наблюдалось у большего количества животных, чем на третий день опытов. Уровень маркеров острого холецистита, а именно щелочной фосфатазы, АЛТ, АСТ, был более выраженным, чем у-глютатионтрансферазы и амилазы.

Через 15 дней после введения высокотоксичного перитонеального экссудата концентрация щелочной фосфатазы была повышенной у всех животных 2-й группы. Ее уровень по сравнению с исходным значением на третьи и седьмые сутки опыта был повышен на 388, 61 и 45% соответственно. Уровень АЛТ и АСТ у 87,5% животных продолжал оставаться выше нормативных значений и только у 12,5% оставался без изменений. В среднем повышение концентрации АЛТ по сравнению с исходным было более чем в 3 раза (328%). А по сравнению с третьими и седьмыми сутками после введения высокотоксичного перитонеального экссудата - на 50 и 18,5% соответственно. Концентрация АСТ по сравнению с исходным уровнем была повышена на 233%, а по сравнению с третьими и седьмыми сутками на 53 и 24% соответственно.

В отличие от других исследуемых ферментов изменение уровня амилазы было не столь выраженным. У 37,5% животных оно колебалось в пределах исходных величин, у 62,5% животных - повышалось в среднем на 99%. По сравнению с третьими и седьмыми сутками это повышение составило 44 и 20% соответственно. Уровень у-глютаминтрансферазы был повышенным у 75% животных, у 25% оставался без изменений по сравнению с исходным. Повышение уровня этого показателя за исследуемый период по сравнению с исходным составило 104%, а в сравнении с третьими и седьмыми сутками только 55 и 31,5% соответственно. Уровень общего билирубина на 15-й день опыта по сравнению с исходным повысился на 79%, на третьи и седьмые сутки - на 29 и 19% соответственно. При этом у 25% животных уровень общего билирубина оставался без изменений.

Заключение. Введение высокотоксичного перитонеального экссудата в желчный пузырь приводит к развитию воспалительного процесса в желчном пузыре и желчном протоке. Патологический процесс развивается медленно и в интервале от 7-го до 15-го дня моделирования имеет острый характер. Ф.Ф. Усиков, Л.Д. Романова, Л.С. Гончарова [11] выявили, что в составе перитонеального экссудата имеются многие виды патогенной микрофлоры кишечника. Это дало нам основание считать, что введение высокотоксичного перитонеального экссудата вызывает развитие острого холецистита с соответствующими основными этиопатогенетическими звеньями заболеваний желчного пузыря. Адекватность предлагаемой модели подтверждается результатами изменения маркеров острого холецистита, главным образом, повышения уровня щелчной фосфатазы, АСТ, АЛТ, общего билирубина, у-глютаминтрансферазы и амилазы в крови после моделирования.

×

Об авторах

Г. Ш. Гараев

Азербайджанский медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: rjafarova@bk.ru
Азербайджан, Баку

В. Ф. Фараджев

Азербайджанский медицинский университет

Email: rjafarova@bk.ru
Азербайджан, Баку

Ф. И. Ибрагимли

Азербайджанский медицинский университет

Email: rjafarova@bk.ru
Азербайджан, Баку

Список литературы

  1. Ахаладже, Г.Г. Иммунные аспекты билиарной инфекции и сепсиса / Г.Г. Ахаладже, Э.И. Гальперин // Материалы городского семинара. - М.: НИИ скорой помощи им. Н.М. Склифосовского. - 2000. - Т 208. - С. 17-19.
  2. Гараев, Г.Ш. Значение теста на парамециях в оценке токсичности перитонеального экссудата / Г.Ш. Гараев [и др.] // Биомедицина. - 2000. - № 4. - С. 37-38.
  3. Гараев, ГШ. Изменения метаболизма белков в крови в зависимости от видов токсических веществ, накопившихся в брюшной полости в терминальной фазе перитонита / Г.Ш. Гараев [и др.] // Вестн. хирургии Казахстана. - 2011. - № 3.- С. 29-31.
  4. Дещук, А.Н. Результаты экспериментального моделирования острого холецистита на кроликах / А.Н. Дещук // Журн. Гродненского гос. ун-та. - 2012. - № 2. - С. 44-46.
  5. Лакин, Г.Ф. Биометрия / ГФ. Лакин. - М.: Высшая школа. -1990. - 352 с.
  6. Мустафин, Т.И. Способ моделирования острого холецистита у собак / Т.И. Мустафин [и др.] // Патент на изобретение № 2302041. Дата регистрации 06.02.2006, № заявки, 2006 103524/14. - 2007 г.
  7. Недошивина, Р.В. Изучение токсичности крови обожженных собак методом биотестирования на мышах с блокированной РЭС / Р.В. Недошивина // Патолог. физиол. - 1972. - № 2. - С. 3--42.
  8. Полунина, Т.Е. Желчнокаменная болезнь / Т.Е. Полунина //Лечащий врач. - 2005. - № 2. - С. 27-32.
  9. Рейс, Б.А. Способ моделирования острого гиперенозного холецистита / Б.А. Рейс [и др.] // Патент на изобретение № 2459272. Дата регистрации 25.03.2011, № заявки, 2011 111483/14. - 2012 г.
  10. Сергеенко, В.И. Математическая статистика в клинических исследованиях / В.И. Сергеенко, И.Б. Бондарева. - М.: Медицина, 2000. - 256 с.
  11. Усиков, Ф.Ф. Хирургическая модель острого гнойного перитонита / Ф.Ф. Усиков, Л.Д. Романова, Л.С. Гончарова // Хирургия. - 1984. - № 8. - С. 127-129.
  12. Юсиф-заде, К.Р. Аспекты отдаленных результатов наблюдения за больными желчывыводящей системы / К.Р. Юсиф- заде // Sa laml q. - 2014. - № 3.- С. 60-68.
  13. Okaya, T. Hepajaundice impedes hepatic microcirculation in mice/ T Okaya [et al.] // Hepatogastroenterology. - 2008. - № 55 (88). - P. 2146-2150.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© , 2017



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 77762 от 10.02.2020.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах