Иммунопротективная терапия супрессии гуморального иммунного ответа, индуцированной гипоксией и токсемией



Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

Рассматривается возможность использования препаратов, ограничивающих токсемию и гипоксию, в частности ингибиторов протеолетических ферментов и антигипоксантов, в качестве средств, обладающих иммунопротективной активностью. В условиях экспериментальной модели тяжелой механической травмы на мышах – гибридах первого поколения F1 (СВА×С57BL6) проведена оценка иммунопротективной активности таких антигипоксантов, как амтизол и производное 1, 2, 4-триазино-5, 6 индола, а также контрикала – препарата, ограничивающего токсемию, и катионоакцепторного препарата димексида, вводимых иммунизированным эритроцитами барана животным сразу после травмы и в первые сутки посттравматического периода. Показано, что в организме мышей, получивших антигипоксанты, контрикал и димексид, накапливается достоверно больше антителообразующих клеток по сравнению с их числом у животных контрольной группы. Таким образом, амтизол, производное 1, 2, 4-триазино-5, 6 индола, контрикал и димексид могут рассматриваться не только как препараты патогенетической терапии травмы, но и как иммунопротекторы – препараты, опосредованно ограничивающие формирование посттравматического иммунодефицита и риск развития инфекции у иммунокопрометированного хозяина. Риск инфекционных осложнений и генерализации воспалительного процесса у больных после тяжелой механической травмы составляет более 50%. Профилактика инфекционных осложнений травматической болезни должна быть комплексной и направлена на коррекцию функции иммунной системы.

Полный текст

Введение. Известно, что тяжелое состояние пострадавших может быть обусловлено не только шоком, но и осложнениями постшокового периода. Как правило, это легочные осложнения, обусловленные посттравматическим иммунодефицитом, индуцированным патогенетическими факторами травмы: 1) неадекватной (прежде всего болевой) афферентацией из поврежденных тканей; 2) кровоплазмопотерей; 3) токсемией; 4) гипоксией. В селезенке животных, выживших после тяжелой политравмы и иммунизированных Т-зависимым антигеном, накапливается достоверно меньше антителообразующих клеток (АОК) по сравнению с их числом в селезенке интактных животных. В этом контексте представляется значимым оценить возможность профилактики посттравматического иммунодефицита уже на этапе оказания первой медицинской помощи, в частности проанализировать иммунопротективное действие антигипоксантов (амтизол и производное 1, 2, 4-триазино-5, 6 индола (ПТИ)), ограничивающего токсемию препарата контрикала и катионоакцепторного препарата диметилсульфоксида (димексида).

Цель исследования. Оценить возможность профилактики посттравматической супрессии иммунного ответа, индуцированной гипоксией и токсемией, с использованием антигипоксантов – амтизола, ПТИ, ингибитора протеаз контрикала и катионоакцепторного препарата димексида.

Материалы и методы. В качестве экспериментальных животных была использована 381 самка мышей – гибридов первого поколения F1 (CBA–C57Bl6). Животных содержали в стандартных условиях вивария, в работе с ними руководствовались требованиями международных принципов и приказов [1–3]. Модель тяжелой политравмы воспроизводили во вращающемся металлическом барабане. При вращении мыши поднимались его выступами на высоту 40 см и, неспособные удерживаться в силу своей обездвиженности (лапки перед включением барабана фиксировали пластырем), получали удары при многократных падениях. Использовали животных, перенесших до 450 оборотов (число оборотов, сопровождающихся гибелью 30–40% мышей). Из выживших животных путем случайной выборки на следующие сутки после травмы были сформированы четыре группы. Первая группа – мыши, получившие внутрибрюшинно амтизол в концентрации 5 мг/кг; вторая группа – мыши, получившие внутрибрюшинно ПТИ в концентрации 20 мг/кг; третья группа – мыши, получившие внутривенно 60 калликреин ингибирующих единиц (КИЕ)/кг контрикала; четвертая группа – мыши, получившие внутрибрюшинно 0,5 мл 1% раствора димексида. Все препараты вводили в объеме 0,5 мл 0,9% раствора натрия хлорида.

Контрольную группу составили мыши, выжившие и получившие внутрибрюшинно 0,5 мл 0,9% раствора натрия хлорида. Гуморальный иммунный ответ оценивали методом локального гемолиза в геле агарозы [4]. Учитывали число АОК в селезенке или на 106 спленоцитов на 5-е сутки после иммунизации тимусзависимым антигеном – эритроцитами барана, вводимых в боковую вену хвоста в концентрации 2×106 в объеме 0,5 мл среды 199 на следующие, а в отдельных экспериментах также на 4-е и 8-е сутки посттравматического периода.

Проверку статистических гипотез о различии исследуемых групп проводили с использованием t-критерия Стьюдента. Статистически значимыми считали различия на уровне p<0,05.

Результаты и их обсуждение. Антигипоксант амтизол, использованный однократно сразу после травмы, быстро, длительно и надежно блокировал развитие посттравматического иммунодефицита (рис. 1). Не менее эффективным оказалось ПТИ (рис. 2).

 

Рис. 1. Динамика гуморального иммунного ответа на эритроциты барана мышей, перенесших тяжелую политравму и получивших амтизол

 

Рис. 2. Гуморальный иммунный ответ мышей, перенесших тяжелую политравму и получивших ПТИ

 

Введение 12 КИЕ контрикала сразу после тяжелой травмы, как оказалось, лишает сыворотку иммуноингибирующих свойств и надежно блокирует развитие посттравматической иммуносупрессии (рис. 3). Однократное введение димексида сразу после травмы также дает заметный иммунопротективный эффект (рис. 4). После использования димексида на протяжении всего исследуемого периода (восемь суток) иммунный ответ был достоверно выше, чем в группе нелеченых мышей, а на 4-й день посттравматического периода, когда, как правило, манифестирует инфекция, он был равен таковому у интактных животных.

 

Рис. 3. Гуморальный иммунный ответ мышей, перенесших тяжелую политравму и получивших контрикал

 

Рис. 4. Динамика гуморального иммунного ответа на эритроциты барана мышей, перенесших травму и получивших димексид

 

Заключение. Показано, что антигипоксанты (амтизол и ПТИ), ограничивающий токсемию препарат контрикал и катионакцепторный препарат димексид, использованные сразу после тяжелой травмы для ограничения гипоксии и токсемии, достоверно нивелируют индуцированную травмой иммунную недостаточность. Таким образом, амтизол, ПТИ, контрикал и димексид следует оценивать как препараты выбора на пути поиска средств профилактики посттравматического иммунодефицита.

Лечение пострадавших с тяжелой механической травмой, к сожалению, остается и на сегодняшний день далекой от разрешения проблемой. Длительность и стоимость лечения пострадавших при возникновении осложнений увеличивается в разы. Стертый характер инфекционного процесса у больных травматологического профиля обусловлен посттравматическим иммунодефицитом. В этом контексте применение в раннем посттравматическом периоде препаратов, обладающих наряду с основным действием и иммуномодулирующими свойствами, представляется оправданным.

×

Об авторах

В. Н. Александров

Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова; Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: vmeda-nio@mil.ru
Россия, Санкт-Петербург

И. В. Зарубина

Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова

Email: vmeda-nio@mil.ru
Россия, Санкт-Петербург

А. А. Кондратенко

Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова

Email: vmeda-nio@mil.ru
Россия, Санкт-Петербург

Е. В. Михайлова

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Email: vmeda-nio@mil.ru
Россия, Санкт-Петербург

С. В. Кромский

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Email: vmeda-nio@mil.ru
Россия, Санкт-Петербург

Л. П. Сигарева

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Email: vmeda-nio@mil.ru
Россия, Санкт-Петербург

В. А. Горичный

Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова

Email: vmeda-nio@mil.ru
Россия, Санкт-Петербург

Н. В. Пак

Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова

Email: vmeda-nio@mil.ru
Россия, Санкт-Петербург

П. А. Слижов

Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова

Email: vmeda-nio@mil.ru
Россия, Санкт-Петербург

А. А. Кокорина

Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова

Email: vmeda-nio@mil.ru
Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Директива 2010/63/EU Европейского парламента и Совета Европейского союза по охране животных, используемых в научных целях. – СПб.: Rus-LASA, 2012. – 48 с.
  2. Европейская конвенция о защите позвоночных животных, используемых для экспериментов или в иных научных целях ETS № 123. – Страсбург, 1986. – 13 с.
  3. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01.04.2016 г. № 199н «Об утверждении Правил надлежащей лабораторной практики» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 августа 2016 г., регистрационный № 43232). – М., 2016. – 6 с.
  4. Jerne, R.N. Plague formation by single antibody-producing cells / R.N. Jerne, A.A. Nordin // Science. – 1963. – Vol. 140. – № 3565. – P. 405.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Динамика гуморального иммунного ответа на эритроциты барана мышей, перенесших тяжелую политравму и получивших амтизол

Скачать (116KB)
3. Рис. 2. Гуморальный иммунный ответ мышей, перенесших тяжелую политравму и получивших ПТИ

Скачать (34KB)
4. Рис. 3. Гуморальный иммунный ответ мышей, перенесших тяжелую политравму и получивших контрикал

Скачать (119KB)
5. Рис. 4. Динамика гуморального иммунного ответа на эритроциты барана мышей, перенесших травму и получивших димексид

Скачать (116KB)

© Александров В.Н., Зарубина И.В., Кондратенко А.А., Михайлова Е.В., Кромский С.В., Сигарева Л.П., Горичный В.А., Пак Н.В., Слижов П.А., Кокорина А.А., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 77762 от 10.02.2020.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах