Willingness to understanding and cooperation of people of other faiths and views with young men in various ethnic language groups



如何引用文章

全文:

详细

Аbstract. In our days, representatives of various cultural traditions and principles of living arrangements are forced to share one geographical space. This rapprochement, as shown by real behavioral experience, does not always proceed peacefully and calmly. Interethnic (intercultural) tension, up to and including open confrontation, ethnocentrism, xenophobia - all this testifies to serious problems in modern social relations. Tolerance indicators were studied in 129 practically healthy young men (average age 22,98±1,92 years) of various ethnic-speaking groups using the «Tolerance Index» questionnaire, which determines both the general attitude to the outside world and other people, and social attitudes in different areas of interaction where tolerance and intolerance of a person are manifested (ethnic tolerance, social tolerance, tolerance as a personality trait). The average level of general tolerance in all groups is shown, which reflects an adequate approach to the selection of candidates for training. The revealed significant differences in the indicator of general tolerance between some groups are due to psychological differences dictated by ethnocultural dissimilarity and an individual, depending on upbringing and education, sociological approach to emerging problems). Indicators of ethnic tolerance, social tolerance and tolerance as personality traits are also of an average nature, since all the individuals examined had approximately the same social status. The combination of a person with both tolerant and intolerant traits, manifesting themselves depending on social situations, must be taken into account during the educational process.

全文:

Введение. На сегодняшний день представители различных культурных традиций, принципов жизне- устройства вынуждены делить одно географическое про- странство, что иногда сопровождается межэтнической (межкультурной) напряженностью, этноцентризмом, ксенофобией, свидетельствующими о серьезных про- блемах в современных общественных отношениях [12]. Психология личности в настоящее время выделяет четыре основных аспекта исследования толерантности: 1) толерантность как психологическая устойчивость; 2) толерантность как система позитивных установок; 3) то- лерантность как совокупность индивидуальных качеств; 4) толерантность как система личностных и групповых ценностей [7]. Считается, что «чужой», воспринимаемый толерантно, никогда не сможет стать «своим», так как его уважают как «чужого» и предполагают за ним равенство прав как за «чужим», а толерантность лишь притупляет или приоста- навливает взаимоуничтожение противостоящих начал [9]. На этом основании выделяют два аспекта толерант- ности: 1) внешняя толерантность (к другим) - убеждение, что другие люди могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с иных точек зрения; 2) внутренняя толерант- ность (как гибкость, как отношение к неопределенности, риску, стрессу) - способность к принятию решений и размышлению над проблемой, даже если не известны все факты и возможные последствия» [4]. Толерантность важна с той точки зрения, что в обществе происходит процесс образования многонациональных коллективов (в том числе при обучении в вузах), на этом фоне наблюдается сложный процесс адаптации людей, требующий корреляции поведения личности в соответствии с традициями и привычками многонационального микросоциума. В настоящее время рассматривается следующая схема динамики межкуль- турной адаптации студентов вузов [5]. 1. Этап вхождения характерен для студентов перво- го года обучения и предполагает знакомство со спе- цификой процесса обучения, погружения в процесс получения новых знаний (когнитивный компонент меж- культурной компетентности); результатом прохождения данного этапа являются высокие показатели межкуль- турной компетентности. 2. Этап «культурного шока» может проявляться у студентов второго года обучения, что сопровождается осмыслением получаемых знаний, возможностью сфор- мировать собственное отношение к специфичности изучаемого материала, а также выявить возникающие противоречия (эмоциональный компонент межкультур- ной компетентности); результатом прохождения второго этапа является снижение показателей межкультурной компетентности. 3. Этап освоения (погружения) характерен для сту- дентов третьего года обучения и предполагает возмож- ность реализации полученных этнокультурных знаний в практической деятельности (проекты, стажировки, конференции); здесь важное значение имеет успеш- ность/неуспешность прохождения предыдущих этапов, 142 1 (69) - 2020 ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ Экспериментальные исследования исходя из которых результатом прохождения данного этапа является снижение, стабилизация или увеличение положительной динамики показателей межкультурной компетентности (мотивационно-ценностный компонент межкультурной компетентности). 4. Этап адаптации характерен для студентов четвер- того года обучения и предполагает реализацию полу- ченных этнокультурных знаний, умений и навыков в прак- тической деятельности в виде проектов, выполнения выпускных квалификационных работ (поведенческий компонент межкультурной компетентности); результа- том прохождения данного этапа является закрепление динамики показателей межкультурной компетентности, полученной на предыдущем этапе. Следовательно, важную роль в адаптации играет экзистенция как специфически человеческий способ бытия, основной характеристикой которого является свобода выбора, то есть такой способ бытия челове- ка, когда он постоянно находится в ситуации, которая запрашивает его «Как человеку быть в этой ситуации человеком?» [11]. Полагают также, что уровень само- реализации личности в значительной степени коррели- рует с уровнем выраженности нормальной этнической идентичности индивида, обусловливающим проявление этнической толерантности [1, 2]. Цель исследования. Анализ толерантности у мо- лодых людей различных этноязыковых групп для своев- ременного выявления индивидуально-психологических особенностей и возможной психокоррекции с целью эффективного обучения в ходе их образовательного процесса. Материалы и методы. У 129 практически здо- ровых мужчин молодого возраста (средний возраст - 22,98±1,92 года) различных этноязыковых групп с помощью опросника «Индекс толерантности» [7] иссле- довали общее отношение к окружающему миру и другим людям, а также социальные установки в различных сфе- рах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. Для количественного анализа результатов опроса подсчитывали общую толерантность (ОТ) без деления на субшкалы. Индивидуальную (групповую) оценку выявленного уровня толерантности осуществляли по количеству баллов: - от 22 до 60 баллов - низкий уровень толерантности, свидетельствующий о наличии у человека выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям; - от 61 балла до 99 баллов - средний уровень толе- рантности, свидетельствующий о наличии у человека сочетания как толерантных, так и интолерантных черт, проявляющихся в зависимости от социальных ситуаций; - от 100 до 132 баллов - высокий уровень толерант- ности; представители этой группы обладают выражен- ными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближаю- щиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», связанных, к примеру, с психологиче- ским инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию; кроме того, такие люди могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно, если они имеют представление о взглядах исследователя и целях ис- следования). Для качественного анализа аспектов толерантно- сти полученные результаты необходимо разделить на субшкалы: А. Субшкала «этническая толерантность» (ЭТ) вы- являет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия: до 19 баллов - низкий уровень, от 20 баллов до 31 балла - средний уровень, 32 и более бал- лов - высокий уровень ЭТ. Б. Субшкала «социальная толерантность» (СТ) по- зволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных лю- дей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам: до 22 баллов - низкий уровень, от 23 до 36 баллов - средний уровень, 37 и более баллов - высокий уровень СТ. В. Субшкала «толерантность как черта личности» (ТЧ) включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной сте- пени определяют отношение человека к окружающему миру: до 19 баллов - низкий уровень, от 20 баллов до 31 балла - средний уровень, 32 и более баллов - высокий уровень ТЧ. В исследовании приняли участие белорусы (группа Б) - 23 (17,83%) человека; тюрки (казахи, киргизы - груп- па Т) - 39 (30,23%) человек; арабы (группа А) - 20 (15,5%) человек; обследованные из стран Юго-Восточной Азии (группа ЮА) - 31 (24,03%) человек, которых объединили в одну группу на основании общих моментов истории; обследованные из стран Южной Африки (группа Ю) - 16 (12,4%) человек, которые были объединены в одну группу на том основании, что они являются уроженцами бывших вековых португальских колоний (Ангола ранее называлась Португальская Западная Африка, а Мозам- бик - Португальская Восточная Африка, независимость эти страны получили в середине 1970-х годов). Исследование осуществлялось в соответствии с принципами доказательной медицины [10], было про- веряющим гипотезу, рандомизированным, открытым, контролируемым. У всех обследованных было получено добровольное информированное согласие на участие в исследовании. Работа выполнена в соответствии с положениями «Конвенции о защите личности в связи с автоматической обработкой персональных данных» [6]. Исследование проводилось групповым способом в течение 40 мин. Все обследованные лица владели русским языком в объеме, позволяющем им обучаться в учреждении высшего профессионального обра- зования, поэтому предполагалось, что опрошенный способен оценить характер собственных переживаний, возникающих при прочтении утверждения, и привести ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ 1 (69) - 2020 143 Экспериментальные исследования их в соответствие с предложенной в методике шкалой. Обследование носило индифферентный характер - об- следованные не были заинтересованы в его результатах. Статистическая обработка материалов исследова- ния проведена с использованием пакета прикладных программ «Statistica for Windows» [13]. Полученные коли- чественные признаки представлены в виде М±m, где М - среднее значение признака, m - стандартная ошибка средней величины. При сравнении полученных данных использовался t-критерий Стьюдента. В качестве зна- чимых принимались результаты со степенью достовер- ности не ниже 95% (p<0,05). С помощью коэффициента корреляции Пирсона определяли силу линейной связи между величинами. Результаты и их обсуждение. Выявлен средний уровень ОТ, отражающий адекватный подход к отбору кандидатов на обучение (различия между группами не- достоверны, p>0,05). Достоверные (p<0,05) различия показателя ОТ между группами Б и Т, А, Ю, ЮА обуслов- лены психологическими отличиями, продиктованными этнокультурной несхожестью и индивидуальным, зави- сящим от воспитания и образования социологическим подходом к возникающим проблемам (табл.). Сочетание у человека как толерантных, так и ин- толерантных черт, проявляющихся в зависимости от социальных ситуаций, необходимо учитывать в ходе учебно-воспитательного процесса. Для качественного анализа аспектов ОТ анализиро- вались показатели субшкал методики. Установлено, что показатели ЭТ, СТ и ТЧ имеют средний характер. Выяв- ленные различия показателя ЭТ между всеми группами и группой ЮА (p<0,05) обусловлены обозначенными выше причинами. В то же время различия показателя ЭТ между группами Б и Т, А, Ю недостоверны (p>0,05), что, вероятно, обусловлено длительным культурно-эко- номическим сотрудничеством стран со времен Союза Советских Социалистических Республик (СССР), когда языком международного общения в Центральной Ев- разии, в Восточной Европе, в странах бывшего СССР был русский язык (который ныне является одним из шести рабочих языков Организации объединенных на- ций (ООН), специализированного учреждения ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и других международных организаций [3]) и существовало понятие «советский народ» (провозглашенное Конституцией СССР 1977 г.). Этим же, вероятно, обусловлено и отсутствие значимых различий между этими группами по СТ (в отличие от групп ЮА и Т, Ю, между странами которых такие отношения пока не налажены). Все обследованные лица имели примерно одинако- вый социальный статус, поэтому проблем с коммуника- тивными установками (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству и т. п.) не возникало. Заметим, что коммуникативная толерантность обу- словлена жизненным опытом, свойствами характера, нравственными принципами обследованных. Практический интерес представляет величина коэффициента корреляции (r) между исследуемыми показателями в группах. Так, в группе Б сильная корре- ляционная взаимосвязь выявлена между показателями ОТ и ЭТ, СТ и ТЧ. При этом между показателями ЭТ и ТЧ выявлена слабая корреляционная связь. В группе Т сильная корреляционная взаимосвязь выявлена между показателями ОТ и СТ, между показа- телями ОТ и ЭТ, ТЧ она характеризуется как средняя. Корреляционная взаимосвязь между показателями СТ и ТЧ, а также между показателями ЭТ и СТ, ТЧ характе- ризуются, соответственно, как слабая и очень слабая. В группе А сильная корреляционная взаимосвязь выявлена между показателями ОТ, ЭТ и СТ, средняя - между показателями ОТ и ТЧ. Корреляционная взаи- мосвязь между показателями ЭТ и СТ характеризуется как умеренная, меду СТ и ТЧ - как слабая, между ЭТ и ТЧ - как очень слабая. В группе Ю средняя корреляционная взаимосвязь выявлена между показателями ОТ, ЭТ, ТЧ, СТ. Между показателями СТ и ТЧ она расценена как слабая, а как очень слабая - корреляция между показателями ЭТ, СТ, ТЧ. В группе ЮА сильная корреляционная взаимосвязь выявлена между показателями ОТ, СТ, ТЧ, средняя - меж- ду показателями ОТ и ЭТ. Корреляционная взаимосвязь между показателями ЭТ и СТ, СТ и ТЧ расценивается как средняя, между показателями ЭТ и ТЧ - как очень слабая. Из полученных результатов следует, что в процессе медико-психологического сопровождения (МПС) важ- на работа в плане координации способности студента внутренне отрешиться от предубеждений и желаний, ориентироваться в своих действиях на смысл, а не Показатели толерантности по методике «Индекс толерантности» у лиц молодого возраста в различных этноязыковых группах, балл (M±m) Таблица Группа Субшкала Группа ОТ ЭТ СТ ТЧ Б 84,3±8,78 28,56±4,66 28,91±3,23 26,83±2,62 Т 85,67±5,37 30,44±3,08 30,03±3,72 25,2±1,86 А 84,4±6,62 26,9±3,1 29,9±3,2 27,6±3,54 ЮА 78,85±6,16 24,03±3,03 28,03±2,68 26,79±3,21 Ю 86,94±6,44 26,94±4,3 30,44±3,38 29,56±2,4 144 1 (69) - 2020 ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ Экспериментальные исследования только на цель действия. Необходимо сделать акцент на восприятии и осмыслении сложившейся ситуации, способности нахождения после анализа реальных возможностей действия приходить к персонально обо- снованному решению. Вместе с тем считается, что сам по себе факт корре- ляционной зависимости не даёт основания утверждать, какая из переменных предшествует или является при- чиной изменений или что переменные вообще при- чинно связаны между собой, например ввиду действия третьего фактора [13]. Заключение. Показан средний уровень ОТ во всех группах, что отражает адекватный подход к отбору кандидатов на обучение. Выявленные достоверные различия показателя ОТ между группами Б и Т, А, Ю, ЮА обусловлены психологическими различиями, про- диктованными этнокультурной несхожестью и индиви- дуальным, зависящим от воспитания и образования социологическим подходом к возникающим проблемам. Показатели ЭТ, СТ и ТЧ также имеют средний характер. Поэтому при проведении МПС необходимо не только уделять внимание оценке характерологических особен- ностей личности, но и учитывать те нравственные ценно- сти, в том числе религиозные нормы и ожидания, которые поддерживаются внутри разных культур, а также иные обстоятельства, которые могут сделать психологическую помощь эффективной либо безрезультатной [8]. При формировании ЭТ студентов необходимо учи- тывать ценностное отношение к собственной и другим этнокультурам, мотивацию к межкультурному сотрудни- честву, воспитывать положительное отношение к куль- турным различиям, межкультурную сенситивность, раз- вивать умения и навыки эффективного взаимодействия с представителями различных культур в духе миролю- бия, этнотолерантности и взаимопонимания. Поэтому важным условием совместной деятельности является создание в группах со смешанным национальным со- I.M. Uliukin, A.V. Berezovskiy, E.S. Orlova, N.V. Pavlova ставом атмосферы межэтнического взаимопонимания и терпимости, где каждый независимо от этнической принадлежности чувствует себя комфортно, открыт для взаимодействия с другими, где соблюдаются этические нормы поведения в межличностном общении.
×

参考

  1. Кислицин, А.И. Самореализация и межэтническая толерантность / А.И. Кислицин // Вектор науки ТГУ. - 2013. - № 4 (26). - С. 108-110.
  2. Кудинова, И.Б. Влияние этнической идентичности на социальную дистанцию личности / И.Б. Кудинова, А.И. Кислицин, А.Б. Нурекеева // Вестн. РУДН, сер. «Педагогика и психология». - 2015. - № 3. - С. 67-74.
  3. Лопатин, В.В. Русский язык / В.В. Лопатин, И.С. Улуханов // Русский язык. Энциклопедия. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1997. - С. 437-438.
  4. Мириманова, М.С. Толерантность как проблема воспитания / М.С. Мириманова // Развитие личности. - 2012. - № 2. - С. 104.
  5. Непочатых, Е.П. Динамика межкультурной компетентности студентов вузов разной этнокультурной направленности / Е.П. Непочатых // Вестн. КГУ. - 2016. - № 4. - С. 101-108.
  6. Совет Европы. Конвенция о защите личности в связи с автоматической обработкой персональных данных. - 2-е изд., доп. - СПб.: Гражданский контроль, 2002. - 36 с.
  7. Солдатова, Г.У. Психодиагностика толерантности личности / Г.У. Солдатова [и др.]. - М.: Смысл, 2008. - 172 с.
  8. Улюкин, И.М. Фундаментальные жизненные мотивации и предпосылки их реализации у мужчин молодого возраста в различных этноязыковых группах / И.М. Улюкин [и др.] // Вестн. Росс. воен.-мед. акад. - 2018. - 3 (63). - С. 169-174.
  9. Фельде, В.Г. Соотношение понятий «терпимость» и «толерантность» / В.Г. Фельде // Омский науч. вестн. - 2012. - № 4 (111). - С. 155-158.
  10. Флетчер, Р. Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины / Р. Флетчер, С. Флетчер, Э. Вагнер. - М.: Медиа Сфера, 1998. - 352 с.
  11. Франкл, В. Психотерапия на практике / В. Франкл. - СПб.: Речь, 2001. - 256 с.
  12. Цораев, З.У. Толерантность как системообразующая ценность бытия современного поликультурного общества / З.У. Цораев, Дж.Б. Бязрова // Гос. и муниц. управление. Учёные записки СКАГС. - 2014. - № 2. - С. 176-181.
  13. Юнкеров, В.И. Математико-статистическая обработка данных медицинских исследований / В.И. Юнкеров, С.Г. Григорьев, М.В. Резванцев. - СПб.: ВМА, 2011. - 318 с.

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML

版权所有 © Uliukin I.M., Berezovskiy A.V., Orlova E.S., Pavlova N.V., 2020

Creative Commons License
此作品已接受知识共享署名-非商业性使用-禁止演绎 4.0国际许可协议的许可。

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 77762 от 10.02.2020.


##common.cookie##