«Kino SShA na rubezhe vekov»

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Full Text

Книга с таким названием, вышедшая в свет в 2012 году, - плод труда авторов НИИ киноискусства, подготовлена к печати издательством «Коннект+» РООИ «Реабилитация». Ее объем - 408 страниц, включая 28 страниц цветных иллюстраций. Ни для кого не секрет, что знакомство с книгой начинается с ее обложки. И то, как она выглядит, является в наше время залогом успеха или неуспеха, своей она покажется читателю или нет. Научные издания в этом смысле находятся в сложнейшем положении. С одной стороны, хочется быть продаваемыми (стало быть, интересными и доступными широкому кругу читателей), а с другой - сохранить необходимую степень научности, академизм и серьезность. Авторы этой книги, на мой взгляд, весьма органично и с достоинством соединили в своей работе эти два вектора. Я не зря начал свою рецензию с обращения внимания будущего читателя на обложку. Большинству читателей (на то и рассчитано) она не покажется отпугивающей, а наоборот - манящей в особый мифотворческий мир американского кинематографа. И надо сказать, что, открыв оглавление, такой читатель найдет интересный ему материал - это, конечно же, рецензии на фильмы и творческие портреты актеров, изобилующие новым фактологическим материалом. Большая часть этой книги, безусловно, рассчитана на широкого читателя, интересующегося современным американским кинематографом, о чем сигнализирует обложка, на которой расположились герои американских картин последних лет. Однако есть и другой читатель, которого, скорее всего, отпугнет слишком популярное оформление. Он снисходительно пробежится по названию этой работы и обратится совсем к другим книгам. Спешу уведомить и такого знатока кино, что он поступает слишком опрометчиво - в этой книге найдутся материалы в аналитическом разделе и для него: «Платон навыворот, или Эра подозрения», «Нео-нуар в американском кино» и т.д. Тексты на редкость интересны и содержательны. Знаю сам, что писать о современном кинопроцессе теоретические статьи непросто. Легче теоретизировать, говорить о каких-то тенденциях на материале истории. А что делать с тем, что еще не оформилось, не стало историческим достоянием? Каков он - со- 134 ВЕСТНИк ВГИк | МАРТ 2012 | № 11 рецензия на книгу | книжная полка временный кинопроцесс, что его характеризует, почему одни жанры уходят, а другие возвращаются? Каково влияние новых цифровых технологий на эстетическую составляющую зрелища, или каковы новые тенденции в современном кинематографе? Действительно, раньше был кинематограф немой, потом звуковой, а теперь появилось виртуальное пространство, и это совсем иное, что, безусловно, требует своего осмысления. Часто можно услышать споры о том, станет ли 3D магистральным путем развития кинематографа или останется нишевым аттракционом. Обо всем этом читатель, интересующийся кино более глубоко, найдет чрезвычайно интересные наблюдения авторов, являющихся безусловными авторитетами в своих областях. Все это понять сейчас очень и очень непросто из-за возможности (что часто свойственно современникам) возведения частного и второстепенного в ранг основного и наоборот. Здесь требуется особый опыт и проницательность, которыми все авторы статей обладают с лихвой. Словом, первая часть книги, имеющая название: «Проблемы и тенденции» была прочитана мной на одном дыхании и с огромным удовольствием. Кроме того, она прояснила многое, что существовало в моем сознании на уровне интуиции или было под вопросом. Например, что такое современный нео-нуар. Интересно, что десять статей, включенных в этот раздел, по существу своему настолько точны и концептуальны, что смогли достаточно полно охарактеризовать большую часть изменений, существующих в современном американском кинематографе. Второй и третий разделы книги как некое отражение, как уже фактическая предметная проекция теоретического раздела посвящены фильмам, ставшим, по мнению авторов, центральными, определившими сущность современного кинопроцесса. Всегда вызывает интерес среди любителей и профессионалов вопрос определения десятки, двадцатки, сотни фильмов - лучших, повлиявших и прочее. В настоящем издании, как я понял, стояла аналогичная задача выбора из множества того, что, быть может, станет лицом эпохи. Наверное, надо согласиться с авторами этой книги, определившимися в своем выборе, - это интересно и заслуживает уважение. В любом случае, мы имеем дело с подходом, позволяющим посмотреть на американский кинематограф серьезно с точки зрения образов массового сознания. Это, на мой взгляд, основной плюс и заслуга авторов книги, прочитать которую будет интересно и познавательно любому любителю кинематографа.
×

About the authors

V V Vinogradov

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2012 Vinogradov V.V.



This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies