Golden Eagle-2013. Inpressions

Cover Page

Full Text

Abstract

He author shares her impressions on the recent Russian films and analyses the visual tendencies in modern films.

Full Text

Кадры из фильма «Духк$$» Отличительной чертой фильмов, выдвинутых на национальную премию «Золотой Орел» — 2013, стало значительное число картин о современной жизни. Среди них были и ленты с незатейливым сюжетом, предназначенные для приятого времяпровождения: «Любовь с акцентом» Р. Гигинеишвили, «Все просто» С. Карпуниной, «Мой парень Ангел» В. Сторожевой, другие. Были и фильмы-размышления о моральных и психологических проблемах современной жизни: «Кококо» А. Смирновой, «Духкзз» Р. Прыгунова. Несложный сюжет «Духкзз», к примеру, повествует о молодом топ-менеджере (актер Д. Козловский), работающем в большой компании, получающем немалую зарплату, живущем в модном пентхаусе, разъезжающем на дорогой иномарке, чей досуг, однако, посвящен в основном ночным клубам, случайным связям, иногда, коксу. О жизни этого преуспевающего социального слоя рассказывается современным кинематографическим языком: активно движущаяся камера, большое количество постоянно мерцающих разноцветных ламп, холодные фактуры 144 ВЕСТНИК ВГИК І МАЙ 2013 І № 16 АКТУАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ І ХРОНИКА В ДЕТАЛЯХ 1 Сценаристы — П. Лунгин, В. Печейкин, режиссер — П. Лунгин, операторы — И. Гринякин, А. Симонов, художники — О. Кравченя, М. Ким, 2012. — Прим. авт. 2 Сценарист Ю. Арабов, режиссер А. Прошкин, оператор Ю. Райский, художник С. Февралев, 2012. — Прим. авт. Г Кадр из фильма «Дирижер» больших плоскостей стекла, металлических перекладин. Все на экране предстает в бело-серо-голубовато-черной гамме. Но выбранные для картины художественные решения не дань модным кинематографическим приемам, они отражают драматургию, передают визуальный образ современной жизни. Не менее новаторские изобразительные решения присутствовали и в филь-мах-конкурсантах, основанных на историческом материале, — «Матч» А. Малюкова, «В тумане» С. Лозницы, «Белый тигр» К. Шахназарова. Однако из всех представленных на премию работ подробнее хотелось бы остановиться на двух — «Дирижер»1 П. Лунгина и «Орда»2 А. Прошкина. Фильм «Дирижер» можно назвать замечательной творческой удачей. Сюжет прост. Российский симфонический оркестр собирается на гастроли в Израиль: подготовлена симфония «Страсти по Матфею». Главный герой, дирижер, внешне строг, требователен, пунктуален. Но последняя перед отъездом репетиция вдруг почти срывается: дирижер впервые не приехал вовремя. Позже выясняется причина: ночью пришел факс, где сообщалось о самоубийстве его единственного сына, живущего в молодежной коммуне в Израиле. Поездка на гастроли совпадает с похоронами сына. В сюжете картины несколько параллельных линий: певец, испытывающий проблемы с голосом на нервной почве; супружеская пара, переживающая кризис в отношениях; подготовка тер-рориста-смертника. Однако главная тема картины — моральные аспекты человеческой жизни, взаимоотношения людей. А то, что ее фабулой является поездка на Землю Обетованную и что смысл этой поездки — исполнение нового духовного сочинения «Страсти по Матфею» Иллариона Алфеева, переводит все происходящее в статус аллегории. Библейское писание о прощении обретает в фильме П. Лунгина глубокий смысл, что достигается точным и образным решением. Фильм цветной, но доминирующие цвета в нем бело-желтый и черный. Свет и тьма. Добродетель и порок. Противостояние. Авторы картины выдерживают изобразительный ряд в строгом контрасте, и это великолепно отражает колорит природы Израиля: выжженный солнцем песок, сухое дерево, стволы пальм. На этом фоне — темные пятна одежды персонажей. Сцена, кулисы, № 16 І МАЙ 2013 І ВЕСТНИК ВГИК 145 ХРОНИКА В ДЕТАЛЯХ І АКТУАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ одежда музыкантов также выдержаны в черной гамме: зал, сцена, фраки, пиджаки, бабочки, платья, пюпитры, папки с нотами, мобильные телефоны. Лишь контровой свет высвечивает головы поющих хористов, создавая вокруг них некий нимб. Контрастно решается и облик главного персонажа: белая (седая) борода и черный халат, черный пиджак. Образ Дирижера (В. Багдонас) начинает проясняться с первой сцены, когда он спит на широкой кровати в своей квартире с черным роялем. Лицо, погруженное в темноту, проработано до тончайших деталей — голова запрокинута, торчит ершик бороды, спящий накрыт красноватой тканью. Именно таким, беспомощно спящим с запрокинутой головой, в образе мертвого Христа, изобразит отца на своей картине его сын. Так он его воспринимал. А отец увидит своего умершего сына, лежащим на столе, накрытым клеенкой. В картине повествуется и о религиозном фанатизме. Пожилой мужчина стрижет, бреет, моет ,, , юношу — он готовит его к роли Кадр из фильма «Дирижер» смертника. С одной стороны, человеческие убеждения, мораль ные установки; с другой — хрупкость жизни. И вот сына нет. Единственная возможность сказать ему, что отец его любит, — написать ответ на прощальном письме сына и зарыть его в могильный холм. События фильма, звучащие в нем «Страсти по Матфею» подводят к мысли о том, что выше всего — идея всепрощения, любовь к человеку как созданию Божьему. Второй фильм, «Орда», повествует о жизни татаро-монголов, но отличной от той, что изучается по курсу истории. Показан огромный город на берегу реки, где гигантское войско распола-Кадр из фильма гается в перерывах между походами. Привычный образ кочевников трансформируется в фильме в огромный стан. Возможно, авторы отталкивались от новой версии, выдвинутой на основе археологических раскопок. В любом случае, зрителю представлен весьма необычный для отечественного кино жанр «фэнтэзи» на историческую тему. 146 ВЕСТНИК ВГИК І МАЙ 2013 І № 16 АКТУАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ І ХРОНИКА В ДЕТАЛЯХ Кадр из фильма «Орда» Изобразительное решение ленты основано на объемных декорациях с большим количеством придуманных бытовых подробностей (улицы стана с установленными орудиями казни, ханский шатер и т. д.). Художники и оператор картины последовательны в задуманном цветовом решении с активными акцентами на элементах интерьеров, одежде персонажей. Именно цветовая гамма — тепло-коричневая с аквамариновыми пятнами, эстетически выверенная, а не размышления об известных исторических фактах, объединяет весь фильм, поднимает киноленту до высокого художественного уровня, привлекая внимание зрителя. Картина получилась зрелищной, а по своему художественному воплощению необычной, позволяющей утверждать, что в «Орде» найдены принципиально новые жанровые решения в отечественном кино. Фильмы, представленные на национальную премию «Золотой Орел» в 2013 году, выявили новые тенденции развития отечественного кинематографа. Так, картина «Белый тигр» К. Шахназарова продемонстрировала неординарный философско-притчевый взгляд на тему Великой Отечественной войны, а фильм «Орда» А. Прошкина показал, что исторический материал может стать основой для нового типа художественной орга- Кадры из фильма «Белый тигр» низации пространства фильма: образы в стиле исторической фантазии проявились в эстетически ярком и изобразительно необычном выражении. И в фильмах на современные темы, снятых молодыми кинематографистами, использовались актуальные выразительные приемы операторской работы и художественных решений. Эти, пусть и немногочисленные, примеры — свидетельство позитивных перемен в отечественном кинематографе, что вселяет надежду на появление новых изобразительных решений.
×

About the authors

Yelena Alexandrovna Yeliseyeva

VGIK

Email: Ehelen60@mail.ru
PH.D in Art, assistant professor, Production Design

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2013 Yeliseyeva Y.A.



This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies