A Competitive Model of Commercial TV Broadcasting

封面


如何引用文章

全文:

详细

Russian TV industry is now undergoing a stage of impetuous reforming. Alongside with the introduction of the digital platform of nation-wide terrestrial broadcasting with free analogue programs other demanded segments of TV market - cable and satellite TV, IPTV, webcasting, mobile TV - are rapidly developing. The article surveys the International Exhibition CSTB’2012, (organized by MIDEXPO and Russian Association of Cable Broadcasting) as an example of the dynamics of the processes in Russian television.

全文:

Мультиэкранная концепция как прообраз ТВ Интенсивные процессы трансформации модели современного ТВ, по-прежнему сохраняющего на рынке позиции ведущего медиа, несмотря на обеспокоенность профессионального сообщества наметившимся отказом потребителей от телесмотрения, вызваны совокупностью факторов. Влияние оказывает не только бурный рост технологических, телекоммуникационных и компьютерных нововведений как в области ТВ-вещания, так и в сфере интернета, открывающих беспрецедентные возможности для захвата внимания разных социальных групп, массовой аудитории в целом, но и идущие одновременно конвергенция и интеграция медийных ресурсов, что проявляется в реструктуризации их оргструктуры, методах распространения аудиовизуального контента, да и в формообразовании телепрограмм, сетки вещания телеканалов. Мономедийная среда быстро преобразуется в мультимедийную, и стимулом здесь выступают новые технологии. В русле ускорения ритма жизни темп набирает и визуализация медиарынка: благодаря экранному продукту потребитель быстро усваивает информацию, и эта тенденция создает неоспо- 136 ВЕСТНИК ВГИК | МАРТ 2012 | № 11 АКТУАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ | ХРОНИКА В ДЕТАЛЯХ Торжественное открытие 14-й Международной выставки и форума «CSTB 2012», традиционно проходящей при поддержке Минкомсвязи РФ 1 Телевидение в России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад//Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. -М., 2011. С.16. римые конкурентные преимущества для телеканалов, независимо от способа доставки сигнала - с помощью эфира, кабеля, через спутниковые или иные системы связи. Наш современник и сегодня может принимать телевизионную «картинку» на разные экранные устройства - будь то телевизор, мобильный терминал или компьютер с учетом его модификаций. В дальнейшем этот процесс станет более совершенным, прагматично естественным. Таким образом, мультиэкранная концепция медийных ресурсов (эта тема актуализирована ныне в кругах операторов), которую следует понимать как трансмедийное распространение аудиовизуального контента на всех известных устройствах и платформах, - своего рода прообраз будущего ТВ, которое уже сегодня начинает осваивать разные способы представления экранного продукта. При этом главным для телемана является не только оперативный выбор качественной тематически экранной продукции, но и мобильность ее получения. А это означает, что вся инфраструктура медийного ресурса должна быть нацелена на интересы пользователя. В выигрыше окажутся те, кто быстрее ощутит требования времени, озаботится полноценной дистрибьюцией своей продукции в мультимедийной среде. Несмотря, однако, на общую направленность конвергентноинтеграционной модели развития ТВ, именно неэфирные (кабельные, спутниковые и т.д.) телеканалы (их еще называют платным ТВ, поскольку свою бизнес-модель они выстраивают на абонентской подписке) прогрессируют сегодня в России особенно активно. По данным АКТР, еще в 2010 году охват платного ТВ свидетельствовал об устойчивом росте: на тот период совокупная абонентская база операторов увеличилась на 19,5%, и процесс этот продолжается. При этом лидерство в сегменте платного телевидения сохраняется за кабельным ТВ, на второй позиции - спутниковое, третьей - IPTV1. Динамика развития данного сегмента просматривается и в том, что кабельные и спутниковые операторы уже предлагают своим абонентам цифровые и даже HD-каналы, особенно в крупных городах: если в целом за 2011 год проникновение платного ТВ в России составило 26 млн домохозяйств, то цифрового платного ТВ - почти вполовину меньше - 10,3 млн (проникновение 19% домо № 11 | МАРТ 2012 | ВЕСТНИК ВГИК 137 ХРОНИКА В ДЕТАЛЯХ | АКТУАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ 2 Цифровое ТВ занимает почти 40% рынка телевидения в России по итогам 2011 года// URL.: http://www.aktr.ru/ (дата обращения 11.03.2012). 3 Бырдин А. Презентация «Платные каналы. Цифры и статистика. Основные проблемы каналов глазами зрителей и операторов»//CSTB-2012. - М., 2012. 4 Каменская М. TNS Russia. Презентация «Тематический канал: анализ успешности выбранной стратегии развития//CSTB-2012. - М., 2012. 5 Цифровое телесемейство -лидер тематического телевидения России //URL.: http:// www.1tvrus.com/ digital-tv-family (дата обращения 11.03.2012). Круглый стол «Переход национального вещания на цифровой стандарт. Новый порядок взаимодействия игроков рынка» с участием представителей Минкомсвязи РФ, Роскомнадзора и игроков рынка хозяйств), а это означает, что цифровое платное ТВ охватывает около 40% рынка телевидения в России2. О быстром росте сегмента свидетельствует и значительное увеличение платных телеканалов. Если, по данным компании J’son&Partners, в августе 2010 года на российском рынке их насчитывалось 270 (в 2009-м - 180), то на тот же период 2011 года их стало 320. А в январе 2012-го количество неэфирных телеканалов составило уже 3623. Эти данные были обнародованы во время проведения выставки и форума CSTB-2012. Далее, надо полагать, их численность будет увеличиваться. Объясняется это тоже рядом факторов. С одной стороны, на медийном рынке отмечается заметно растущая сегментация аудитории, что сопряжено с интересом телемана к тематическому, т.е. «нишевому» экранному контенту. А именно такую модель и реализуют сегодня кабельные, спутниковые, IP- и мобильные операторы, собирая в свои сети в большей степени тематические телеканалы. О тенденции роста интереса к тематическим каналам свидетельствует и статистика. В частности, TNS Russia отмечает, что в октябре - декабре 2011 года в 74 % домохозяйств смотрели тематические каналы, а около 30 % населения в возрасте 4 лет и старше включали тематические каналы хотя бы раз в день, уделяя просмотру более одного часа4. И это не только показатель запроса аудитории, но скорее свидетельство формирующейся привычки населения к разнообразному контенту. С другой стороны, позиционирование нового телеканала в кабельных или спутниковых сетях, сегодня вполне разветвленных, дело несложное. Этой услугой успешно пользуются не только те, кто начинает свой бизнес в этой сфере, но и федеральные телеканалы. В качестве примера стоит привести «Первый канал. Всемирная сеть», распространяющий пакет своих неэфирных телеканалов, входящих в группу «Цифровое телесемейство», в кабельных и спутниковых сетях более 600 российских операторов, почти 1500 операторов в странах СНГ и Балтии, свыше 300 операторов в США, Канаде, Европе, Израиле и Австралии5; другим доказательством служит ВГТРК, продолжающая расширять серию своих кабельных тематических ■SS телеканалов, добавив к уже известным - «Наука 2.0», «Страна», «Моя планета», 138 ВЕСТНИК ВГИК | МАРТ 2012 | № 11 АКТУАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ | ХРоНИКА В дЕТАляХ 6 Кабельные каналы ВГТРК выходят на выставку CSTB -2012 с боем//URL.: http://www.vesti.ru/ (дата обращения 11.03.2012). «Спорт 1», «Спорт 2», «Сарафан» еще два новых: «Бойцовский клуб» и «Русский роман»6. Эти примеры - малая часть обширного списка известных телезрителю неэфирных телеканалов, в том числе и зарубежных, конкурирующих между собой за свободное время потребителя. Все они представляли свою продукцию на выставке CSTB-2012. Нелинейный формат отраслевой выставки Если нелинейный принцип распространения экранной продукции можно рассматривать как залог успешного привлечения/удержания внимания потенциальной аудитории с учетом среза ее социальных групп, то нелинейный формат выставки и форума CSTB, уже в течение 14-ти лет выступающей как системообразующее звено в российской телекоммуникационной отрасли, следует классифицировать как эффективный инструмент получения информации по интересующей проблематике. Только здесь можно встретить компании, многие годы развивающие неэфирное - платное ТВ. Эта функционирующая всего три дня бизнес-площадка собирает и ведущих представителей отечественных и зарубежных ТВ-каналов, и операторов кабельного, спутникового ТВ, IPTV, и производителей, дистрибьюторов оборудования для систем цифрового ТВ, системных интеграторов, отечественных производителей радиоэлектронной промышленности. При этом выставочная модель CSTB включает как обширную экспозицию, где можно познакомиться с новой техникой и инновационными технологическими решениями - в этом году свою продукцию представляли более 450 компаний, так и форум, где «игроки рынка», отечественные и зарубежные, делятся анализом текущей ситуации на рынке, прогнозируют развитие. По мультиформатному принципу выстроена и программа этого отраслевого мероприятия: есть доминирующее событие, важное для всех, - в этом году круглый стол «Переход национального вещания на цифровой стандарт. Новый порядок взаимодействия игроков рынка», где обсуждались наиболее актуальные вопросы, а за ним следуют различные секции, например, как на этот раз, Форум «Секреты коммерческого успеха тематического телеканала на рынке платного ТВ», IP & TV- форум, технические семинары по 3D-производству (их со-организатором выступила итальянская ассоциация «Comunicare Digitale») и т.д. Параллельность проведения дискуссионных площадок и иных привлекательных мероприятий как раз и позволяет посетителям (их в этом году насчитывалось почти 24 тыс. человек) углубиться в направление, которое наиболее предпочтительно, не № 11 | МАРТ 2012 | ВЕСТНИК ВГИК 139 хроника В деталях | АКТУАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ Круглый стол «Переход национального вещания на цифровой стандарт...». В зале нет свободных мест затрачивая понапрасну своего времени. Такое моделирование выставки и форума дает посетителю ощущение свободы, деловой самостоятельности, что явно перекликается с тенденцией свободного выбора современными потребителями экранной продукции. Среди актуальных вопросов, обсуждаемых на круглом столе, проблемы развития законодательства в сфере массме-диа, лицензирования стали приоритетными. Затрагивалось и влияние проекта цифровизации телерадиовещания и развития рынка цифрового ТВ на отечественную отрасль приборостроения; переход на новый стандарт вещания DVB-T2 (в ряде опытных зон этот стандарт апробируется); замена подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов в крупных городах на подземные; взаимоотношения операторов с производителями контента в условиях наметившихся изменений. Как положительную тенденцию участники дискуссии отметили становление новой нормативной базы, позволяющей оперативно исправлять неточности или недоработки, допущенные в процессе законотворчества, а также определяющую роль интересов и потребностей зрителей в формировании операторами услуг пакетных предложений. Стоит сказать и о проведении IP&TV Forum, пользовавшегося среди посетителей немалым вниманием. Движение всех операторов в сторону IPTV признается сегодня глобальным трендом развития технологий передачи ТВ-сигнала. В настоящий момент, как отмечалось на форуме, происходит явный процесс конвергенции IPTV и ОТТ (Over the Top). Абонент, особенно молодежь, отходит от просмотра традиционного ТВ в силу того, что появилось немало экранных устройств, способных транслировать ТВ-сигнал - на мобильные телефоны, планшеты, ноутбуки, компьютеры. Однако обилие контента вызывает и ряд проблем, так как каждая платформа требует своего уникального способа подключения. Чтобы обеспечить модель «Телевидение повсюду», используются специальные приложения. В частности, компания NDS представила универсальную сервисную платформу NDS SDP, способную обеспечить операторам платного ТВ возможность предоставления доступа ко всем источникам контента через свою платформу как дополнение к основ 140 ВЕСТНИК ВГИК | МАРТ 2012 | № 11 АКТУАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ | ХРоНИКА В дЕТАляХ ным сервисам. А компания «Нетрис» поделилась, к примеру, решениями об эффективном методе предоставления услуг интерактивного ТВ, сделав акцент на предпочтениях телезрителя, где ведущими факторами становятся HDTV (телевидение высокой четкости), гибкость в управлении временем, гибкий подход в предоставлении контента по запросу (video-on-demand), реализация комплексного решения («услуги в одной коробке») и главное - предложение услуг, захватывающих воображение потребителя. Не остались вне внимания форума и развитие Connected TV (доклад компании Opera Software) - нового направления, начинающего развиваться и распространяться глобально, которое позволяет пользователю получать большой выбор контента на любых устройствах при минимальных затратах. И тем не менее, несмотря на возможности распространения ТВ по методу ОТТ как в широкополосных сетях, так и в мобильных, известная в области развития новых технологий компания Harris (российское представительство) высказала мнение о том, что эфирное ТВ и сетевое ТВ будут еще немало лет развиваться параллельно, а потому оптимальной стратегией является объединение всех этих направлений в едином комплексе, основой которого становится единая кроссплатформенная система МАМ и биллинга, обеспечивающая быстрый возврат инвестиций. Вопросы развития мобильного ТВ также не были обойдены. Интересный доклад представила компания CTI, прогнозируя не только формирование единой экосистемы для ТВ на фиксированных и мобильных системах связи, но и тесную интеграцию устройств в экосистеме при наличии уникального интерфейса пользователя для каждого типа устройств с учетом обязательной защиты контента на всех этих устройствах. Что касается последнего аспекта проблемы, то вопросы поиска решений по безопасности мультисервисных сетей также обсуждались. Как и производство новых форматов 3D, HDTV. О World Content Show и стендовых показах Речь идет о Международном фестивале каналов для платного ТВ World Content Show, уже в шестой раз проводившемся в рамках выставки CSTB. Это красочное зрелище сфокусировано прежде всего на презентации нишевых каналов как новых, так и успевших заслужить признание. Задача фестиваля - представить мир платного ТВ в его многообразии, содействовать операторам в подборе наиболее интересного контента, способного привлечь телезрителя. Тем более что программная политика неэфирных телеканалов не стоит на месте. № 11 | МАРТ 2012 | ВЕСТНИК ВГИК 141 хроника В деталях | АКТУАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ На выставочных стендах демонстрировалось немало новинок. К примеру, «Триколор ТВ», крупнейший спутниковый оператор, намерен запустить и пакет с зарубежным контентом, а также пакет телеканалов в формате HDTV. А «НТВ-Плюс», имеющий более 170 каналов широкой тематики, показывал их на стенде и в цифровом в одном из формате, и в формате HD. Компания «НКС Медиа», в свою очепавильонов выставки * «cstb-2012» редь, демонстрировала «помолодевшие» после ребрендинга ка налы «Мать и дитя», «24 Техно», «24 Док», а также премьеры каналов «Парк развлечений» и «Совершенно секретно». Не менее интересным предстал и стенд Группы «АКАДО», где демонстрировалась как модель «цифрового дома», так и весь спектр услуг цифрового ТВ, включая HDTV, 3DTV. Это была наглядная реализация принципа подключения цифровых услуг «Мультирум». Обнадеживающие новости появились и для производителей цифрового кино. Национальный спутниковый оператор ФГУП «Космическая связь» (ГПКС) совместно с компанией «СинеЛаб Дата Деливери» объявил о запуске проекта доставки цифрового кино в кинотеатры на всей территории России и СНГ (за исключением удаленных регионов Дальнего Востока) через спутниковые каналы связи. ГПКС предоставило комплексное решение, включающее необходимые технические средства для доступа в интернет, подготовки контента и его подъема из Центра космической связи «Дубна» на спутник «Экспресс-АМ2» (80 гр. в.д.), а «СинеЛаб Дата Деливери» обеспечит прием цифрового кино непосредственно в кинотеатрах. При этом скорость информационного потока достигает 45 Mbit/s. Цифровизация в сфере кинопроката продвигается: в конце 2011 года около 660 кинотеатров (1332 зала) оснащены цифровыми проекторами. Налицо и тенденция роста цифровых копий кинолент по сравнению с копиями на 35-мм пленке. Использование же спутниковых каналов связи позволит не только снизить риски, создаваемые физическими носителями при доставке фильмов в сети кинотеатров, но и возродит традицию массового посещения кинозалов.
×

作者简介

Svetlana Urazova

Institute of Advanced Training for Television and Radio Broadcasting Personnel; “Vestnik VGIK” Journal

PH.D. in Linguistics, assistant professor of the Chair of Journalism and Mass Media of the Institute of Advanced Training for Television and Radio Broadcasting Personnel, editor-in-chief of the “Vestnik VGIK” Journal.

参考

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML

版权所有 © Urazova S.L., 2012



##common.cookie##