«Новизна» как коммуникативный критерий социального «аутопойэзиса» (на примерах различений в обществе гомеровской и архаической Греции)


Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

Исследование посвящено семантическому исследованию феномена «новизны» в контексте социально-философского теоретизирования Никласа Лумана. Рассмотрен фактор новизны как необходимый аспект коммуникации, его неотъемлемость в качестве информационной или демонстрационной составляющей, обозначена семантическая неоднозначность слова в субсистемах религии и искусства. На основе этимологического анализа и изучения ресурса Национального корпуса русского языка выявлены три «базовых» отношения к новинке: негативное, нейтральное и позитивное. В рамках исследования обозначена зависимость маркирования «нового» и социальных оценок этого феномена от культурно-исторического контекста, изучение которого возможно с применением методологии Н. Лумана. В качестве примера практического применения метода «различения различений» и выявления смысловой динамики в самоописаниях аутопойетических социальных систем, проанализирован опыт понимания новизны в обществе гомеровской и архаической Греции, степень и формы ее приемлемости/неприемлемости. В терминах философии Лумана рассматриваемое общество относится к сегментированным, в которых жестко регламентирован доступ к запретному, неизвестному, частью которого является и новинка. На основе поэм Гомера, а также текстов архаического периода показаны основные механизмы появления нового, трактуемого как известие от мира богов, получаемого людьми через песнопевцев, оракулы, знамения. В результате исследования продемонстрировано отличие лексемы «новизны» от социального феномена нового. Феномен новизны является внутренне присущей характеристикой коммуникации, однако исторические формы его доступа в социальную жизнь меняются в зависимости от контекста, что может быть прослежено в текстовых формах самоописания того или иного общества.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Мария Сергеевна Лютаева

Владимирский Государственный Университет им. Столетовых

Email: liutaeva@yandex.ru
аспирант

Список литературы

  1. Античные писатели. Словарь. СПб.: Лань, 1999. 448 с.
  2. Антоновский А.Ю. От эволюции коммуникативной структуры к исторической типизации обществ // Концептуализации общества в социально-философской и философско-исторической рефлексии. М.: ИНФРА-М, 2018. С. 155-165.
  3. Артамонова М.В. О месте категории парности в концептуальной системе русского человека // Филология и человек. 2009. № 3.
  4. Бейтсон Г. Разум и природа. Неизбежное единство. М.: УРСС; Книжный дом «Либроком», 2016. 256 с.
  5. Гомер. Илиада. Л.: Наука, 1990. 574 с.
  6. Гомер. Одиссея. М.: Наука, 2000. 483 с.
  7. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 2. М.: РИПОЛ классик, 2006. 784 с.
  8. Ермолаева Е.Л. Гомер. Илиада. VIII песнь «Щит Ахилла». М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2011. 152 с.
  9. Зайцев А.И. Древнегреческая мифология и религия. СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издат. центр «Академия», 2005. 208 с.
  10. Зайцев А.И. Древнегреческий героический эпос и «Илиада» Гомера // Гомер. Илиада. Л.: Наука, 1990. С. 395-416.
  11. Казанскене В.П., Казанский Н.Н. Предметно-понятийный словарь греческого языка (крито-микенский период). Л.: Наука, 1986. 209 с.
  12. Кулишова О.В. Дельфийский оракул и тирания в архаической Греции. // Античный полис. Проблемы социальнополитической организации и идеологии античного полиса. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1995. 168 с.
  13. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. М.: АСТ, 2000. 628 с.
  14. Луман Н. Введение в системную теорию. М.: Логос, 2007. 360 с.
  15. Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории. СПб.: Наука, 2007. 642 с.
  16. Луман Н. Общество общества. В 2-х тт. Т. 1. М.: Логос, 2011. 640 с.
  17. Луман Н. Общество общества. В 2-х тт. Т. 2. М.: Логос, 2011. 640 с.
  18. Luhmann N. A systems theory of religion. Stanford university press. Stanford, California, 2013. (Kindle edition). 6403 loc.
  19. Luhmann N. Die Religion der Gesellschaft. Suhrkamp. Verlag Frankfurt am Main, 2002.
  20. Luhmann N. Soziale Systeme. Grundriß einer allgemeinen Theorie. Suhrkamp. Verlag Frankfurt am Main, 1984.
  21. Мартин Т. Древняя Греция. М.: Альпина Диджитал. 2013. 460 с.
  22. Ошеров С.А. Примечания. Илиада // Гомер. Илиада. М.: Правда, 1984. 432 с.
  23. Преображенский А.Г. Этимологический словарь. Т. 1. М.: Типография Г. Лисснера и Д. Совко, 1910. 716 с.
  24. Реальный словарь классических древностей по Любкеру. С.-Петербург: Изд-е общ-ва классической филологии и педагогики, 1885. 747 с.
  25. Садовская В.С., Ремизов В.А. Новизна диссертационных исследований в гуманитарных науках: современные тенденции и критерии оценки // Вестник Моск. гос. ун-та культуры и искусств. 2010. № 1.
  26. Словарь Античности. М.: Эллис Лак; Прогресс, 1994. 704 с.
  27. Суриков И.Е. Древняя Греция: история и культура. М.: АСТ; Астрель, 2005. 190 с.
  28. Суриков И.Е. История и культура Древней Греции. Энциклопедический словарь. М.: Языки славянских культур, 2009. 792 с.
  29. Суриков И.Е. Солон и Дельфы. Studia Historia. Vol. 3. М., 2003. С. 38-52.
  30. Филиппов А.Ф. Категория «современность» в зеркале социологической классики // История теоретической социологии Социология второй половины XX - начала XXI века: учеб, пособие для вузов. М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2010. 526 с.
  31. Эллинские поэты VIII-III вв. до н.э. М.: Ладомир, 1999. 532 с.
  32. Эсхил. Трагедии. М.: Худож. лит-ра, 1971. 380 с.
  33. Liddell H.G., Scott R., Jones H.R. A Greek-English Lexicon (LSJ). Oxford, 1996. (электронный ресурс). URL: http://perseus.uchicago.edu/

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах