MODELING OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A WAY OF FORMING A FAMILY CONSCIOUSNESS YOUTH


Cite item

Full Text

Abstract

In this paper we consider a method of modeling the educational environment on the basis of its amplification (enrichment) to solve the problems of formation of family consciousness in youth. The model includes blocks: objective, conceptual, analytical, organisational, practical, substantive, methodological, procedural, effective evaluation. The proposed model of formation of family consciousness of youth allows the family to implement saving strategies, which is a priority direction of state policy aimed at strengthening the institution of modern family.

Full Text

Введение. Педагогическое моделирование в контексте настоящей работы рассматривается с позиции средо-ориентированного подхода (С.Д. Дерябо, В.И. Панов, В.В. Рубцов, В.А. Ясвин). Под моделированием понимается процесс построения, изучения и применения моделей, что связано с такими категориями как абстракция, аналогия, гипотеза и т.д. Модель отображает (воспроизводит, моделирует, описывает, имитирует) некоторые черты объекта [1]. С точки зрения Е.А. Лодатко, педагогическая модель - это мысленная система, имитирующая или отражающая определенные свойства, признаки, характеристики объекта исследования, принципы его внутренней организации или функционирования и презентирующаяся в виде культурной нормы, присущей определенной социокультурной практике [5]. Типологически Е.А. Лодатко предлагает выделять структурные, содержательные и функциональные модели и их подварианты (структурно-содержательные, структурно-функ-циональные, функционально-содержательные). На основе предложенной типологии нами разработана структурно-функциональная педагогическая модель формирования семейного сознания юношества, которая рассматривается как совокупность закономерных, функционально связанных компонентов, составляющие целостную систему. Семейное сознание понимается нами как целостный феномен, способ отражения внешнего мира и формирования внутренней модели семейного способа бытия и места субъекта в нем; основа саморегуляции и субъектно-деятель-ностной позиции, репрезентирующей отношение человека к семье и семейному образу жизни. Семейное сознание представляет собой внутренний конструкт, определяющий базовые стратегии межполового взаимодействия до брака, а также модели семьи и ролевые семейные стереотипы. При создании модели мы руководствовались следующими требованиями: информативность модели (ее возможность дать целостную, исчерпывающую информацию о возможностях формирования семейного сознания у юношества в условиях амплифицированной образовательной среды); корректность модели (оптимальность соотношения взаимодействующих в модели элементов, представляющих изучаемый объект); конкретность (модель дает конкретное описание блоков и их предназначение); конгруэнтность (соответствие модели поставленным в исследовании задачам). Структурно-функциональная модель включат в себя следующие блоки, которые находятся в тесной взаимосвязи, комплементарно дополняют друг друга и представляют собой единое целое: целевой, концептуально-аналитический, организационно-практический, содержательно-мето-дический, процессуальный, результативно-оценочный. При этом блоки модели не только раскрывают внутреннюю организацию (структуру) процесса формирования семейного сознания у юношества, но и имеют следующее функциональное назначение и содержательное наполнение. Блоки структурно-функциональной модели формирования семейного сознания у юношества реализуются с опорой на аксиологический, антропологический, онтологический, средо-ориентированный и культурно-исторический подходы. Рассмотрим основное содержание блоков. Целевой блок модели, ориентирован, в первую очередь, на постановку цели - формирование семейного сознания у юношества, выражающегося в проактивной (авторской) личностной позиции, основанной на нравственном выборе в пользу семьеобразующей деятельности, основанной на традиционных для российского менталитета семейных ценностях. средствами амплифицированной (обогащенной) образовательной среды. Целевой блок включает в себя следующие педагогические принципы: принцип культуросообразности, подразумевающий понимание педагогического процесса как составной части культуры общества и семьи, включающий прошлый опыт воспитания и обучения, а также максимальное использование семейной, региональной, конфессиональной, духовной культуры; принцип сопряжения, подразумевающий соединение в деятельности светского и духовного компонентов на основе взаимообогащающего диалога и уважительного отношения к мировоззренческому выбору личности; принцип региональности, подразумевающий реализацию модели с учетом региональных социально-экономических, культурно-исторических, демографических и других условий; принцип приоритетности, в рамках которого признается приоритет традиционных семейных ценностей в формировании семейного сознания юношества; принцип аксиологичности, учитывающий ценностную ориентацию работы с юношеством; принцип сознательности, активности, самостоятельности обучающихся, имеющих право мировоззренческого выбора при формировании авторской позиции. Концептуально-аналитический блок включает в себя основные концептуальные положения, дефиниции, необходимые для обоснования реализации модели; обоснование векторов для педагогического моделирования образовательной среды; обоснование векторов для педагогического моделирования образовательной среды. В данном блоке перечисляется перечень нормативных документов, в которых подчеркивается значимость укрепления института семьи на основе традиционных семейных ценностей (в обновленной Стратегии национальной безопасности РФ, принятой в 2015 г. впервые введена категория традиционных российских духовно-нравствен-ных ценностей, к числу которых относится семья). Однако еще в «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», принятой в 2007 году, в числе ведущих факторов устойчивости общества названо «укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений». На необходимость укрепления традиционной семьи указывается и в «Концепции государственной семейной политики РФ до 2025, принятой в 2014 году, а также в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России в сфере общего образования», принятой в 2009 году, в которой подчеркивается, что содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации, являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению и определяемые как базовые национальные ценности. К последним, в ряду прочих, относится семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода. В качестве основных в концептуальном блоке выделяются следующие дефиниции: личность, становление личности, формирование, нравственность, сознание, юношество, семья, семейный род, традиция, традиционная семья, семейное сознание, мировоззрение, со-бытийная общность, образовательная среда, амплификация, качества семьянина, образ жизни семьянина, семьеобразующая деятельность, образ семьи нравственно-ориентированная семьеобразующая позиция и др. Кроме того, концептуальный блок включает в себя обоснование векторов для педагогического моделирования образовательной среды, полученных на основе анализа феномена амплификации (обогащения) образовательной среды: условия реализации (ценностно-смысловое, личностное, межличностное, субъект-порождающее, ситуативное, надситуативное обогащение); уровни (информационно-знаниевый, эмоционально-когнитивный, ценностно-смысловой); звенья охвата модели (федеральный, региональный, муниципальный, субъектный (семья, педагоги, обучающиеся); формы реализации модели (сопряжение, комплексирование, интеграция). Организационно-практический блок модели включает в себя описание поуровневой и поэтапной организации деятельности по формированию семейного сознания у юношества. Реализация модели сконцентрирована на субъектом уровне, включающем в себя педагогическое, родительское сообщество, а также юношество, на которое направлены основные педагогические усилия по формированию семейного сознания. I этап включает в себя подготовку правовой базы, обеспечивающей возможность реализации семейно ориентированных курсов на базах образовательных учреждений. Указанная деятельность реализуется на уровне муниципалитетов и отдельных образовательных учреждений, имеющих возможность ввести семейно ориентированный курс как факультативную дисциплину или модуль в рамках уже изучаемых предметов (литература, обществознание т.д.). II этап включает в себя подготовку педагогических кадров, заинтересованных в формировании устойчивого семейного сознания у юношества. С этой целью необходима переподготовка педагогов на базах институтов повышения квалификации для формирования соответствующих компетенций. Основными критериями готовности педагога к реализации семейно ориентированных программ являются: высокий уровень мотивации, личностная заинтересованность педагога в преподаваемом предмете, конгруэнтность (соответствие содержания преподаваемого материала личностным взглядам и мировоззрению педагога, способность к построению диалогового общения, основанного на признании свободы мировоззренческого выбора участников диалога, высокий уровень рефлексии, включающий в себя саморефлексию, рефлексию педагогического процесса, рефлексию обратной связи от обучающихся). III этап включает в себя преподавание семейно ориентированных дисциплин в рамках выбранной формы (отдельная дисциплина, модуль, факультатив и т.д.). В рамках данного этапа следует учитывать тот факт, что юноши и девушки - участники образовательного процесса вступают во взаимодействие с педагогом на основе уже относительно сформированного под влиянием факторов макромира и семейной микросреды образа семьи и качеств семьянина, которые могут носить различный характер (образ традиционной семьи, семьи модерн и постмодерн) [6]. В этой связи в рамках III этапа необходимо выстраивание педагогического процесса с учетом уровней семейного сознания: информационно-знаниевый, эмоционально-когнитивный и ценностно-смысловой, соотносимых со слоями сознания (по В.П. Зинченко) [2]. Информационно-знаниевый и эмоционально-когнитивный уровни соотносимы с бытийно-деятельностным слоем, ценностно-смысловой уровень соотносим с рефлексивно-созерцательным и духовным слоем. Указанные уровни составляют основу для выделения подэтапов с соответствующими педагогическими событиями, в свою очередь, соотносимые с пластами деятельности (по А.Н. Леонтьеву) [4]. III а. Этап понятийной идентификации (соотносимый с предметным пластом деятельности по А.Н. Леонтьеву). На данном уровне происходит формирование теоретических основ, информационное, понятийное насыщение; выстраивание диалогического, со-бытийного общения; формирование эмоционально положительного отношения юношества к семейному образу жизни, основанному на традиционных для российского менталитета ценностях. На данном этапе (в случае соблюдения условий построения амплификации образовательной среды) может происходить коррекция сформированного образа семьи и достраивание качеств семьянина. III б. Этап понятийной интериоризации (соотносимый с реализацией деятельности по А.Н. Леонтьеву). На данном этапе формируется система отношений к семье и семейному образу жизни; происходит обнаружение смыслов, формирование ценностей, базовых онтологических представлений, касающихся семьи и семейного образа жизни. Создаются условия для перехода внешне заданных понятий и ценностей в план внутренних установок посредством рефлексии как основного инструмента формирования семейного сознания. С указанным пластом можно соотнести формирование основ семьеобразующей деятельности, являющейся истоком основных стратегий, касающихся создания семьи (способы поведения с противоположным полом, специфика добрачных отношений, женские и мужские стереотипы и т.д.). III в. Этап саморегуляции и рефлексии (соотносимый со взаимными переходами и превращениями отдельных структурных элементов деятельности: мотива в цель, деятельности в действие, цели в условия ее реализации по А.Н. Леонтьеву). В данном случае посредством рефлексии выстраиваются (и достраиваются) осознанные стратегии, касающиеся способов создания и сохранения семьи, формируются семейные идеалы. Происходит становление авторской, личностной позиции, основанной на осознанном, нравственном выборе личности, когда приобретённые теоретические знания приобретают прикладной характер и становятся основой устойчивого практикоориентированного семейного сознания и семьеобразующей деятельности юношей и девушек. Содержательно-методический блок модели включает в себя программное, методическое, информационное, технологическое, контентное обеспечение деятельности по формированию семейного сознания у юношества. Основной программой, получившей гриф Министерства образования и науки и рекомендованной к реализации, является программа «Нравственные основы семейной жизни», подготовленная Д.А. Мои-сеевым и Н.Н. Крыгиной для учащихся 10 - 11 классов. Указанная программа включает в себя комплект, состоящий из хрестоматий для педагогов и учащихся, методических рекомендаций и дидактического материала, представленного в аудио и видео формах. Помимо указанной программы, существует большое количество семейно ориентированных программ, нацеленных на информирование различных категорий (школьники, студенты, родители, педагоги). В частности, автором работы предложена программа «Семьеведение», предназначенная для студенческой молодежи, а также программа «Духовные и психологические основания супружества и родительства» для родителей, которые вошли в инновационную разработку «Система формирования духовно-нравственной личности и семейного образования», ставшей лауреатом международного конкурса «За нравственный подвиг учителя». Инновационная разработка представляет собой комплекс из четырех блоков: научно-теоретического, практического, диагностического, профилактического и коррекционного. Основной целью разработки явилось создание и внедрение в образовательное пространство способов формирования духовно-нравственной личности молодежи и семейного образования. Технологическое обеспечение блока включает в себя педагогические технологии, акцент в которых делается на активных формах обучения и практико-ориентированных формах организации работы (проектная деятельность, диалог, рефлексия содержания, «кейс-стади» - знакомство с реальными жизненными семейными ситуациями с их последующим анализом, просмотр видеофильмов семейной тематики с последующей рефлексией, использовании технологии экзистенциальных дихотомий - нравственный выбор личности в ситуациях, затрагивающих базовые смыслы: добро и зло, предательство и верность, прощение и непрощение, жизнь и смерть и т.д. Контентное обеспечение представлено широким обогащением сети «Интернет» содержанием, касающимся способов построения и сохранения семьи в современном мире. В частности, автором работы подготовлена серия информационно-просветительских изданий, направленных на популяризацию семейного образа жизни, содержание которых активно используется в сети «Интернет». Процессуальный блок модели включает в себя обоснование педагогических условий и механизмов формирования семейного сознания у юношества. Ведущим условием является амплификация (обогащение) образовательной среды ценностно-значимой информацией, касающейся онтологических основ семейной жизни, которая выступает в качестве катализатора, запускающего процесс формирования семейного сознания у юношества при наличии сопутствующих условий: личностных (аутентичность и конгруэнтность личности педагога, способного показать позитивный идеал - красоту, возвышенность и значимость семейных отношений); межличностных (субъект-субъектный, со-бытийный, диалогический характер общения педагога и обучающегося); субъект-порождающих (резонансные личностные новообразования, возникающие в условиях со-бытийности, среди которых ключевое место занимают качества жизни семьянина); ситуативных (ресурсы образовательной среды: наглядность, зрелищность, информативность, актуальность, доступность); надситуативных (формирование единого ценностно-смыслового пространства). В случае, если соблюдены указанные условия, могут включаться механизмы формирования семейного сознания у обучающихся: персонализация, под которой понимается способность к трансляции, передаче ценностно-смысловых характеристик того, что составляет пространство субъективного жизненного мира личности и персонификации - возможность порождения личностных ценностей за счет проникновения в смыслы и ценности другого человека [3], механизм кристаллообразования (выстраивание вокруг значимых смыслов информационных полей, обладающих менталеобразующими и аксиологическими функциями при наличии со-бытийных, субъект-порождающих, надситуативных условий); активизация морально-нравственного потенциала обучающихся (способность делать нравственный выбор в условиях экзистенциальных дихотомий, касающихся семьи и семейного образа жизни); механизм когнитивной реконструкции (перестройка базовых понятий, касающихся семьи и семейного образа жизни, а также соответствующие изменения на эмоциональном и поведенческом уровнях с формированием осознанной проактивной семьеобразующей позиции). Результативно-оценочный блок модели включает в себя диагностический алгоритм, позволяющий выявить особенности семейного сознания у респондентов, в который вошли методики («Личностный рост»; авторы Д.В. Григорьева, И.В. Кулешова, П.В. Степанова; «Друг-советчик-1»; авторы Е.К. Веселова, С.А. Черняева; «Шкала эмоционального отклика», авторы А. Меграбян и Н. Эпштейн, «Размышляем о жизненном опыте», автор Н.Е. Щуркова; опросник «Иерархия личности», шкала «Отношение к семье»; авторы Е.В. Шестун, Е.А. Морозова, И.А. Подоровская; сочинение-конструкт «Идеальная семья»; автор Т.Ю. Сорокина; опросник «Семейные установки»; автор Т.Ю. Сорокина), зоны рисков (формализация преподавания, директивность позиции педагога, поверхностное усвоение дисциплины, отсутствие ценностно-смыслового единства педагога и обучающихся, профанация деятельности вследствие недостаточной мотивации и подготовленности педагогических кадров и т.д.). В модели обоснован ее превентивный вектор, т.к. устойчивое семейное сознание, имеющее в своей основе осознанный нравственный выбор, направленный на семьеобразующую деятельность, является ведущим звеном профилактики дезадаптивности среди юношей и девушек. Подобная деятельность может быть отнесена по большей части к первичной профилактике, под которой понимается работа с коллективами и общественным сознанием по внедрению идей, направленных на формирование устойчивого семейного сознания. В этой связи предлагается организация профилактического пространства по территориальному принципу, подразумевающему максимальное обогащение территориальных единиц, которые включают в себя следующие звенья: школа - центры дополнительного образования - высшие учебные заведения - места проведения досуга юношества. Каждое звено обогащается информацией о семье и семейном образе жизни с учетом специфики учебного и иного заведения, возраста детей и юношества, направленности их интересов. Таким образом, предложенная модель формирования семейного сознания юношества позволяет реализовать семьесберегающие стратегии, что является приоритетным направлением государственной политики, направленной на укрепление института современной семьи.
×

About the authors

Elena A. Morozova

Samara State Transport University

Email: eamorozova063@rambler.ru
candidate of psychological Sciences, associate Professor

References

  1. Ахметзянова А.Т. Структурно-функциональная модель формирования социокультурной компетенции у студентов педагогических вузов // Современные проблемы науки и образования, 2015. № 3. С. 13 - 17.
  2. Зинченко В.П. Базовые категории в определении предмета психологии // Методология и история психологии, 2006. Т 1. Вып.1. С. 207 - 231.
  3. Клочко В.Е. Персонификация ценностей как механизм нравственного воспитания // Пути формирования нравственных основ личности школьника. Проблемы. Методика. Опыт: тезисы конференции. Барнаул, 1997. С. 234 - 236.
  4. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., Политиздат, 1985. 115 с.
  5. Лодатко Е.А. Моделирование образовательных систем в контексте ценностной ориентации социокультурного пространства // Научно-культурологический журнал, 2008. № 1 (164). С. 2 - 3.
  6. Морозова Е.А. Формирование семейного сознания ребенка в системе отношений «Человек - Мир» // Сб. статей II Международной научной конференции (г. Самара, 10 - 12 октября 2018 г.). Самара, СФ ГАОУ ВО МГПУ, 2018. 288 с. (Международное академическое сотрудничество). - С. 99 - 102.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2019 Morozova E.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies