Том 25, № 1 (2023)

Обложка

Весь выпуск

СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ

Информационно-цифровая среда содействия трудоустройству выпускников инженерного университета

Бельская Е.Я., Шолохова И.И.

Аннотация

Возрастание роли инженерного образования в государственной политике Российской Федерации детерминирует новые требования к подготовке инженеров. Для вузов становится необходимым использовать потенциал промышленности, компетентностный, личностно-ориентированный подходы, традиции и положительный потенциал инженерного образования России. Положительный потенциал инженерного образования нельзя не принимать во внимание, так как это позволяет управлять качеством подготовки обучающихся. Отмечено, что одной из значительных задач развития инженерного образования является совершенствование системы содействия трудоустройству выпускников университета. В статье описана система такого содействия, рассматриваются центры карьеры вузов. Сформулировано определение Центра карьеры: это подразделение университета, оказывающее комплексную поддержку обучающимся по вопросам содействия трудоустройству и развитию карьеры. Отмечено, что целью деятельности данных центров является создание и развитие эффективной системы взаимодействия с предприятиями и организациями различных форм собственности в целях повышения конкурентоспособности выпускников вузов на глобальном рынке труда. На примере Томского политехнического университета представлена информационно-цифровая среда содействия трудоустройству студентов и выпускников. Для успешной работы используются различные информационно-цифровые инструменты и цифровые сервисы. Представлены бизнес-процессы деятельности специалистов по содействию трудоустройству студентов и выпускников Томского политехнического университета. В процесс содействия трудоустройству выпускников внедрен информационно-программный комплекс «Трудоустройство», а также используются другие цифровые средства, помогающие добиться эффективности данного процесса. Сделан вывод, что в Томском политехническом университете большое внимание уделяется цифровизации бизнес-процессов, связанных с содействием трудоустройству выпускников и деятельности центров карьеры.

Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2023;25(1):5-11
pages 5-11 views

К вопросу организации самостоятельного изучения бакалаврами раздела «Линейные модели в экономике»

Гуменникова Ю.В., Золкин А.Л., Черницына Р.Н.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы организации самостоятельной работы студентов как части их самообразовательной деятельности. В современном мире предъявляются определенные требования к выпускнику вуза, к содержанию компетенций, формируемых в процессе обучения, основными из которых выступают способность к самообразованию, автономность и умение адаптироваться в изменяющейся ситуации. Необходимые для этого навыки могут быть получены в процессе самостоятельной работы, обеспечивающей непрерывность образования и возможность повышения квалификации. В данной статье рассматривается организации самостоятельного изучения бакалаврами специальности «Экономика» Самарского государственного университета путей сообщения отдельного раздела математики под названием "Линейные модели в экономике". Так как это первый из изучаемых самостоятельно разделов математики, рекомендуется весь учебный материал по нему разместить в ЭИОС вуза. Для его усвоения студенту рекомендуется: прочесть, понять и законспектировать предложенный материал; решить задачи в соответствии со своим вариантом; ответить письменно на основные вопросы. Контроль заключается в проверке преподавателем наличия и качества составленных обучающимися конспектов; в проверке индивидуального решения каждым студентом своего варианта заданий; в проведении блиц-опроса или тестирования.

Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2023;25(1):12-17
pages 12-17 views

Формирование экологического мышления студентов в условиях профессиональной подготовки

Жменёва Е.К., Колыванова Л.А.

Аннотация

Актуальность темы исследования обусловлена ростом внимания общественности к определению эффективных способов уменьшения загрязнения окружающей среды, в связи с чем необходим переход от антропоцентризма к экоцентризму, где высшей ценностью выступает гармоничное развитие человека и природы. Цель статьи заключается в определении наиболее активных студенческих сообществ, осуществляющих эколого-просветительскую работу на территории г.о. Самара, а также определении практической значимости их создания в формировании экологического мышления студентов. Методы исследования: метод контент-анализа и метод социологического исследования. На основании представлений респондентов авторами сформулированы показатели измерения эффективности формирования экологического мышления через эко-сообщества и его мониторинга в условиях профессиональной подготовки. Значимость работы обусловлена выводами исследования, которые позволяют утверждать, что образование экологических сообществ позволяет восполнить недостаток знаний в области охраны окружающей среды и, несомненно, подготовить отдельных личностей к выбору наименее враждебных по отношению к окружающей среде путей решения своих проблем и удовлетворения потребностей. Статья предназначена для руководителей образовательных организаций, педагогического сообщества и студентов с целью тиражирования положительного опыта и его дальнейшего внедрения в условиях профессиональной подготовки.

Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2023;25(1):18-26
pages 18-26 views

Перевод романа Филипа К. Дика “Do androids dream of electric sheep?”: необоснованность трансформаций и смысловые ошибки

Журавлев А.П.

Аннотация

Данная статья посвящена оценке качества перевода литературного произведения известного американского писателя-фантаста Филипа К. Дика под названием “Do androids dream of electric sheep?” (в русском переводе этот роман известен как «Мечтают ли андроиды об электроовцах?»). В результате сопоставительного анализа оригинального текста романа и его перевода на русский язык выявлен ряд случаев, когда переводчиком были допущены смысловые ошибки, причем иногда очень грубые. Проведенное исследование причин этого явления показало, что некоторые из этих ошибок возникли из-за необоснованного применения переводчиком лексико-грамматических трансформаций, в первую очередь трансформаций добавления и опущения. Другие смысловые ошибки появились в переводе либо в результате невнимательности переводчика, либо из-за его неумения работать с контекстом. В статье кратко рассматриваются некоторые лексико-грамматические трансформации, применяемые при переводе, а также анализируется перевод нескольких фрагментов романа, где допущены грубые смысловые ошибки. По итогам проведенной работы делаются выводы о причинах возникновения смысловых ошибок в данном переводе, а также оценивается роль, которую сыграли в их появлении необоснованные лексико-грамматические трансформации.

Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2023;25(1):27-33
pages 27-33 views

Внутренняя независимая оценка качества образования: формы, нормативное и методическое обеспечение

Кислова Н.Н., Леонов С.А.

Аннотация

Создание системы оценки качества образования обеспечивает достижение высоких показателей деятельности организаций, осуществляющих профессиональную подготовку специалистов. Система оценки качества является необходимым инструментом контроля результатов освоения образовательных программ обучающимися в соответствии с требованиями ФГОС. В статье рассматриваются вопросы обеспечения комплексной оценки качества образования, при этом оценка качества образования рассматривается как необходимое условие при подготовке высококвалифицированных специалистов. Авторами раскрывается содержание обновленной системы государственной аккредитации, контроля и надзора в сфере обеспечения качества образования. Достаточно подробно освещается вопрос об организации внутренней системы оценки качества образования, включая ее нормативное и методическое обеспечение. Указаны ключевые направления, в рамках которых должен осуществляться контроль качества образования. Отдельно авторы останавливаются на проблеме организации независимой оценки качества обучающихся в рамках государственной итоговой аттестации. Для решения подобной задачи предлагается использовать методы самообследования, привлекать работодателей, иных юридических и физических лиц, а также преподавателей. Затрагивается вопрос комплексной подготовки фондов оценочных средств для проведения диагностических мероприятий, в том числе и с использованием дистанционных технологий. Завершение проведения внутренней независимой оценки качества образования предполагает формирование отчетной документации, что является важным элементом при организации системы качества образования. Авторами подчеркивается необходимость обеспечения гарантий качества образования в образовательной организации при подготовке высококвалифицированных кадров для всех отраслей промышленности и сфер экономической и социальной деятельности государства.

Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2023;25(1):34-41
pages 34-41 views

Организация исследовательской деятельности обучающихся

Санько А.М., Борисова С.П.

Аннотация

Развитие цифрового общества характеризуется усиливающимися процессами цифровой трансформации исследовательской деятельности в различных сферах, что делает актуальной задачу эффективной организации исследовательской деятельности обучающихся для ассимиляции их в последующем в цифровую экономику. Так, в статье актуализируется проблема исследовательской деятельности обучающихся образовательных организаций высшего образования в современных реалиях; определяются обстоятельства исследовательской направленности профессиональной подготовки обучающихся; выделяются многообразные изучаемые аспекты исследовательской деятельности обучающихся в образовательных организациях, описанные в трудах разных ученых, что определяет наличие симбиоза учебной деятельности обучающихся с научно-исследовательской деятельностью. На основе опыта практической деятельности и анализа исследований выделяются задачи педагога по организации исследовательской деятельности обучающихся, а также виды исследовательской деятельности (учебно-исследовательская деятельность и научно-исследовательская деятельность) и их специфика в организации в зависимости от выбранной тематики и подразделения, на базе которого проводится исследования. Описаны модели организации исследовательской деятельности обучающихся в условиях выбора формата организации образовательного процесса. Формулируются качества личности обучающихся, способных к осуществлению самостоятельной исследовательской деятельности. Предлагаются инструменты, облегчающие проведение экспериментов и средства коммуникации педагогов с обучающимися.

Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2023;25(1):42-48
pages 42-48 views

Сохранение и развитие школы классического танца в творчестве Н.А. Ермаковой

Хабарова Т.А.

Аннотация

Предмет статьи: хореографическое наследие Саратовского края – сохранение и развитие школы классического танца. Объект статьи: хореографическое искусство и его особая роль в развитии творческой личности. Цель проекта: актуализировать информацию о методах и формах пластической работы преподавателей в детских хореографических коллективах с целью сохранения традиций русской школы классического танца. В статье рассмотрена методика преподавания классического танца Н.А. Ермаковой («Детская школа искусств № 1 имени П.А. Фролова» г. Энгельса). Ею была разработана адаптированная образовательная авторская программа «Умная ритмика», включающая в себя постепенный переход от основных ритмических движений к освоению первоначальных, исходных элементов классического танца. Благодаря творческой фантазии, танцевальные занятия для младших школьников превращаются в «увлекательное путешествие» в мир классического танца. Автор приходит к выводу, что необходимо включение новых методов, форм организации обучения на уроках хореографии в общую традиционную систему преподавания классического танца. Научная новизна исследования состоит в выявлении особенностей и форм преподавания классического танца с целью творческого и профессионального развития личности, а также передачи через танец культурных достояний современности, внутренних мотивов и ценностей. Область применения результатов: данный опыт, ставший уникальной практикой формирования особого типа мышления и творческой активности, стимулирует и открывает возможности и способности к поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности в области хореографии.

Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2023;25(1):49-52
pages 49-52 views

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Сущность музыкальной концепции А.И. Герцена на страницах «Былого и дум»

Воронина Н.И.

Аннотация

Предмет статьи: сущность музыкальной концепции А.И. Герцена на страницах «Былого и дум». Объект статьи: ХIХ в.: общественная жизнь, особый тип философствования в литературных кругах, музыкальное творчество, Цель проекта: актуализировать для научного мира информацию об интеллектуальной истории России сквозь призму изучения одного из величайших произведений А.И. Герцена, сформулировать основания для научно-исследовательской работы. Результаты работы: включение музыкальной концепции А.И. Герцена на страницах «Былого и дум» в общую картину длительного противоречивого процесса восприятия музыкальной культуры ХIХ столетия отечественной наукой. Данный опыт Герцена, ставший уникальной практикой формирования особого типа философствования в художественной культуре России того времени – явление малоизученное, оно стимулирует исследовательский интерес, открывает возможности сравнительно-сопоставительной методологии. Осознание подобного феномена позволяет уточнять и детализировать его значимость в отечественной гуманитарной мысли, в осмыслении художественной жизни того времени, истории культуры, музыковедения и философии. Научная новизна исследования состоит в рассмотрении еще одного дарования А.И. Герцена, проявившегося в многогранности восприятия музыкального искусства, в умении слышать его особенности и довольно профессионально судить о нем.

Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2023;25(1):53-59
pages 53-59 views

Онтологические основания и актуальные прикладные применения древнеиндийской концепции познания и исторического развития

Денисов Д.В.

Аннотация

В настоящей статье продолжается рассмотрение возможности построения теории исторических циклов на древнеиндийском материале. Древнеиндийская концепция познания и смены исторических эпох возникла в контексте восьмиэлементных онтологических моделей древности. Её отличает количественное выражение качественных характеристик. Специальные коэффициенты позволяют осуществлять переход от «идеальной» модели к моделированию реальных исторических процессов. В статье уточняются причины, по которым в «осевой» период в применении этой концепции произошёл переход к измерению времени божественными веками, что сделало её не актуальной для измерения человеческой истории. Цель анализа состоит во включении древнеиндийского цикла в научный междисциплинарный дискурс. Предмет исследования – онтологические уровни, конституирующие данную модель. В качестве микромодели анализируемого цикла используется 240-летний период отечественной истории. В анализе учитываются сопоставимые хронологические модели древности, числовая модель индийской саанкхьи, а также культурные практики. При определении общей характеристики процессов происходит обращение к концепции форм правления Платона и при определении «духа времени» – к концепции поэтических переживаний древнеиндийской поэтики. В центральной части данной микромодели обнаруживается действие 72-летнего ритма, обусловленное структурными особенностями древнеиндийского цикла.

Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2023;25(1):60-69
pages 60-69 views

Роль межкультурных гастрономических различий в формировании толерантного и интолерантного общества

Ермолаев В.А.

Аннотация

Статья посвящена выявлению роли гастрономических различий между культурами в формировании толерантного и/или инотолерантного общества. Автор в первую очередь рассматривает понятие толерантности и интолерантности. Формирование определенного отношения одного субъекта к другому, как было выявлено, может иметь в итоге неодинаковый уровень, а в том числе и в разных сферах жизни. Толерантность в указанном контексте – это не просто способность принимать культуру другого человека (людей), но и каким-либо образом принимать в ней участие либо осуществлять с ней активное взаимодействие. На этом основании можно говорить о том, что толерантность имеет ряд функций, которые справедливы как отдельно для личности и группы, так и для целых институтов: стабильность в обществе, сокращение числа конфликтов между представителями разных культур, формирование основ для воспитания будущего поколения и т.д. Воспитание толерантности имеет зависимость от форм общественного сознания, одной из которых является религия. Именно в религиозно-культурных рамках более всего можно отметить межкультурных различий, в том числе способы и уровень реагирования субъектов на эти различия. Приводятся несколько факторов, посредством которых обусловливается существование толерантности как необходимости сосуществования различных групп населения: бедность и богатство, а также четыре мировых религии, в рамках которых наибольшим различием можно назвать гастрономические. Проведенный теоретический анализ и опрос представителей различных конфессий показал, что уровень толерантности выше всего у христиан. В заключении предложена собственная интерпретация термина гастрономическая толерантность – способность субъекта проявлять готовность к проявлению терпимости к гастрономической культуре других субъектов, к принятию факта ее существования и созданию условий для ее развития, по возможности, и участия в реализации такой культуры.

Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2023;25(1):70-78
pages 70-78 views

Кино как культурная индустрия: современное мифотворчество

Ляо Я.

Аннотация

В данной статье проанализированы возможности использования киноискусства для создания и распространения мифов (политических, социальных, культурных). При этом отмечена роль кино в качестве культурной индустрии, где создание экранной реальности выступает в качестве особого вида мифотворчества, которое оценивается не только с точки зрения экономического эффекта, но, прежде всего, как механизм создания новых оригинальных образов, имеющих социально-терапевтическое значение. Кинопроизведение рассматривается как знаковый ансамбль, при этом определено, что уровень насыщенности знаками и выбор знаковых систем подчинены замыслу автора, соответственно закономерно возникает вопрос: чему «подчинен» сам замысел автора. При этом массовый кинематограф выстраивает свое воздействие таким образом, чтобы адресат получил максимально возможное эмоциональное впечатление с гарантированным удовольствием. Поэтому он «настроен» на «широкую» публику с максимально усредненной степенью восприятия, с максимально известными иконическими знаками. В работе приводится анализ мифологии советского кино, голливудского мифотворчества. По мнению автора данного исследования, создатели современных мифов, не игнорируя термины и понятия «мифотворчество» и «мифологизация», оперируют новым понятием – «мифотехнологии», которые, в зависимости от целей, отличаются для кинематографа тем, что в процессе будет создаваться «новый мифологический образ» или будет использоваться уже существующий.

Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2023;25(1):79-86
pages 79-86 views

Цифровые медиа в гуманитарных исследованиях

Ляо Я.

Аннотация

Статья посвящена научной дискуссии, развернувшейся в современной гуманитаристике вокруг понятия «цифровые медиа». Автор анализирует исследования феномена «медиа» в трудах представителей разных научных направлений, уточняет само понятие, выявляет теоретические основы цифровых медиа, соотносит феномены «цифровые медиа» и «новые медиа», прослеживает формирование новых гуманитарных наук – Digital Humanities и медиафилософии. Автор приходит к выводу, что под цифровыми медиа следует понимать совокупность культурных объектов и технологических инструментов, первые из которых сгенерированы, растиражированы или созданы при помощи вторых, основанных на использовании цифрового формата. На сегодняшний день самым прогрессивным (инновационным) техническим способом создания (генерирования, копирования, тиражирования) является цифровой метод, а это означает, что главным квалификационным признаком в понятии «цифровые медиа» становятся цифровые технологии. Следовательно, «новые медиа» в настоящий момент аналогичны «цифровым медиа». Предполагается, что дальнейшая техническая эволюция в какой-то момент «сотрет» между ними знак равенства. Таким образом, понятия «медиа», «новые медиа» и «цифровые медиа» на данный момент являются «хронически открытыми» понятиями с академически неустоявшимися критериями и градацией. Их понимание в системе гуманитарных знаний носит конвенциональный характер. Дополнение и уточнение в данном случае зависит не только и не столько от количества и качества исследований, сколько от выбранного исследовательского «поля» с конкретизацией его цели.

Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2023;25(1):87-93
pages 87-93 views

Культурная категория греховности в коммуникативном пространстве художественного текста (на материале книги А. де Кюстина «Россия в 1839 году»)

Семухина Е.А.

Аннотация

Культурологическое исследование феноменов, относящихся к художественной коммуникации, является одним из актуальных направлений научных исследований, поскольку отличается междисциплинарным характером. Его задача – проанализировать культурные доминанты, влияющие на систему взглядов автора художественного произведения и его современников. Актуальность исследования текста XIX в. определяется его значимостью для настоящего исторического этапа. Книга де Кюстина «Россия в 1839 году» легла в основу современного восприятия западноевропейцами России и россиян. Созданные маркизом мифы отличаются стойкостью и влияют на стереотипы и в целом на успешность сегодняшней межкультурной коммуникации. Целью исследования стало выявление и изучение специфики единиц культурного знания, объективированных в книге де Кюстина «Россия в 1839 году». Результатами исследования стал ряд выявленных концептов: грех, леность, гордыня, зависть, являющихся наиболее частотными в произведении де Кюстина. Специфическим для русской культуры автор считает грех лености, в то время как гордыня и зависть свойственны и европейцам тоже. Формально выводы автора основаны на наблюдениях, что позволило читателям считать их объективными. В то время как более глубокий анализ доказывает, что писатель создавал свое произведение, основываясь на идеях, почерпнутых из французской романтической литературы. Произведение А. де Кюстина является малоизученным в российской культурологии и предоставляет широкое поле для изысканий. Настоящая статья посвящена изучению такого культурного феномена, как категория греховности, которая ранее не подвергалась анализу в контексте художественной коммуникации.

Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2023;25(1):94-100
pages 94-100 views

Art & science: Альянс художника и ученого в пространстве современной культуры

Фадеева Т.Е.

Аннотация

Предмет статьи: проекты актуального искусства, реализуемые в области art & science. Основным критерием отбора проектов для данного исследования является выразительность связи художественного образа и технологий и/или «научного инструментария», а также анализ роли и вклада художника и ученого в проект. Объект статьи: анализ стратегий взаимодействия художника и ученого в междисциплинарной области art & science. Цель проекта: актуализировать для научного мира информацию о характере взаимодействия художника и ученого в «междисциплинарном пространстве», сформулировать основания для создания типологии, позволяющей описать стратегии данного взаимодействия. Проведённое исследование показало, что художник, вступая в коллаборацию с ученым, либо совмещая компетенции ученого и художника, позиционирует себя следующим образом: 1) позиция заинтересованного наблюдателя/любителя (как вариант – в рамках персонажного высказывания); 2) позиция практико-ориентированного взгляда на art & science; 3) позиция, позволяющая проводить футурологическое прогнозирование (осмысление влияния технопроцессов на общество) и моделирование (создание альтернативных существующим моделей отношений, моделей будущего и т.д.). По результатам данного исследования была прояснена позиция художника в проектах, подразумевающих альянс современного искусства и науки. Формальный и структурный анализ наиболее репрезентативных art & science проектов дал нам возможность частично подтвердить и скорректировать исходную гипотезу и указать на актуальность подобного рода исследований в контексте современного культурного процесса, обладающего чертами междисциплинарности, многовекторности и синергийности.

Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2023;25(1):101-107
pages 101-107 views

«Союз» художника с нечеловеческим агентом – утопия или рабочая модель художественного производства?

Фадеева Т.Е.

Аннотация

Предмет статьи: произведения современного искусства, созданные посредством привлечения нечеловеческих агентов, на примере которых можно проанализировать способы интеракции современных художников с нетривиальными медиа (алгоритмами, роботами, «полуживыми художниками» и пр.). Объект статьи: влияние технологических новаций на современное художественное производство, а также необходимость в связи с обращением художника к науке и новейшим технологиям переосмыслить цели и задачи коммуникации посредством образов и само понятия искусства. Цель проекта: актуализировать для научного мира информацию о стратегиях взаимодействия художника-человека и нечеловеческого агента, а также вопрос о характере этого взаимодействия. Проведённое исследование показало, что создание произведения искусства (как физическое, так и в рамках стратегии постпродукции, как переозначивание) – это, несмотря на критику антропоцентризма со стороны представителей Акторно-сетевой теории и отдельных теоретиков медиа, все же должно пониматься как целенаправленная деятельность, присущая человеку, но не нечеловеческому агенту. Обращение к нечеловеческим агентам можно рассматривать в рамках парадигмы «ассистивных технологий» и «химерического» актора. По результатам данного исследования были обозначены ключевые тенденции, определяющие характер нашего взаимодействия с другим в процессе создания произведения искусства и взаимодействия с ним. Область применения результатов: расширение границ применения искусствоведческой методологии и смежных дисциплин, что способствует развитию языка описания феноменов современного искусства в междисциплинарной области современных медиа, в частности, в динамично развивающейся области art & science.

Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2023;25(1):108-115
pages 108-115 views

РЕЦЕНЗИИ

Софийная родословная отца Сергия Булгакова: рецензия на монографию В.П. Океанского, Ж.Л. Океанской «Прохождение вод: неоправославная метафизика отца Сергия Булгакова»

Дударева М.А., Баранова И.В.
Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2023;25(1):116-117
pages 116-117 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах