THE EVOLUTION OF ARCHITECTURAL AND URBAN PLANNING OBJECT IN THE CONTEXT OF THE SPATIAL ORGANIZATION OF THE MASS PERFORMANCES

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The article presents the evolution of architectural and urban planning object in the context of the spatial organization of the mass performances. By the architectural and urban object we mean a certain environment or building intended for mass events. The first types of mass performances appeared in ancient Greece. Various forms of mass celebrations existed in ancient Rome, the Middle Ages and the Renaissance, etc. Each type of mass performances had its own certain architectural structure or entertaining area. For example, a gladiatorial combats in ancient Rome were held in the Coliseum, and the medieval carnivals generally took place in town squares and streets.

Full Text

Данный материал является частью магистерской работы, название которой «Приемы организации пространственной среды зрелищных мероприятий». В рамках научного исследования была изучена предыстория современных массовых зрелищ. Празднества и представления Древней Греции Праздники Древней Греции имеют тесное отношение к культу. Под культом понимается религиозное служение божеству и связанные с этим религиозные обряды, которые сопровождаются торжественными шествиями, жертвоприношениями, молитвами, священными песнопениями. Постепенно торжественные шествия выступили на первый план, и в них стали принимать участие хоры певцов, музыкантов, государственные магистраты, эскорты вооруженных всадников и целые толпы народа [1]. Так из простых религиозных обрядов и ритуалов возникали традиции праздников, которые впоследствии становились общенародными. Большие и малые Панафинеи – праздник в честь богини Афины. Праздник представлял собой факельное шествие к статуе Афины, подношение многочисленных и богатых даров. Затем проходили соревнования музыкантов в исполнительском искусстве и атлетические состязания. Праздник завершался пиром. Малые или Сельские Дионисии (рис. 1) праздник в честь бога вина и веселья, который сопровождался веселыми процессиями, шутками, ряжеными, культовыми песнями, танцами, драматическими представлениями [2]. Рис. 1. Малые и сельские Дионисии, фрески аттического саркофага Рис. 2. Греческий театр. Схема по Витрувию (слева) и древнегреческий театр Эпидаурус в Афинах Изначально местом празднеств был алтарь или храм, но с развитием массовости мероприятий в Древней Греции стали возводиться зрелищные площадки, предназначенные для народных празднеств и состязаний. Одной из таких зрелищных площадок был греческий театр (рис. 2). В Греции театры строились обыкновенно на склонах холмов. Театр имел следующие основные части: пространство для зрителей, сцена и площадка для хора и актеров. Олимпийские игры. Вершиной греческих игр-праздников и своеобразным спортивным театром стали знаменитые Олимпийские игры, проходившие городе Олимпии, в котором находился Алтис – священная роща Зевса и храмово-культовый комплекс. На территории святилища располагались культовые здания, монументы, спортивные сооружения и стадион. Олимпийские агоны проходили в течение пяти дней. В первый день праздника проводились обряды в честь Зевса, после которых начинались соревнования в пятиборье, беге, прыжках в длину, метанию копья, диска, борьбе (рис. 3). Того, кто побеждал в состязаниях, ожидали высокие награды и почести. После раздачи наград и ветвей на улицы Олимпии выходила праздничная процессия. Живописное шествие направлялось в городскую ратушу, где в честь победителей устраивался роскошный пир. Рис. 3. Олимпийские игры Древней Греции, состязания Помимо Олимпийских игр, в Древней Греции проходили Пифийские, Истмейские, Немейские игры. Пифийские игры проводились в честь бога красоты и покровителя искусства – Аполлона. Место состязания — равнина в Дельфах. Игры начинались со священного театрального действа, которое представляло победу Аполлона над Пифоном. Во время торжественной процессии в храме Аполлона совершалось большое праздничное жертвоприношение. После праздничного пиршества начинались Игры. В театре города Дельфы проводились музыкальные и театральные соревнования, а на стадионе города Дельфы — атлетические состязания. Истмийские игры игры в честь Посейдона. Программа истмийских игр включала музыкальные состязания, гимнастические и конные [2]. Празднества и представления Древнего Рима Совершенно иными выглядят праздники Древнего Рима, хотя своими корнями они уходят в греческие. Однако, несмотря на влияние эллинской культуры, в Древнем Риме заметно изменяются содержание и формы праздника. Наиболее существенным различием было качественное изменение сущности праздника. В Риме в массовых зрелищах под открытым небом народу отводилась более пассивная роль. Здесь уже не всеобщее массовое действо, а чаще всего зрелище, в котором было четкое разделение на участников и зрителей. Именно с тех пор входит в праздничный обиход понятие «зрелище» как синоним понятия «праздник». К массовым зрелищам Древнего Рима относят: праздники, игры в Большом цирке, триумф, сценические игры (спектакли), гладиаторские бои. Праздники. С раннего времени различные празднества и представления играли важную роль в общественной жизни Рима. На первых порах общественные представления были частью религиозных церемоний, но со временем стали устраивать представления светского характера и за их проведение стали отвечать не жрецы, а должностные лица. Местом их проведения стал не алтарь того или иного бога, а другие зрелищные площадки. По убеждению древних римлян, человеческая жизнь во всех проявлениях находилась под опекой различных богов, которых они почитали и которым они поклонялись. В честь своих богов римляне устраивали праздники. Важнейшими из них были: Сатурналии (рис. 4) праздник в честь Сатурна, с именем которого связано введение земледелия и первые успехи культуры. Общественное празднество начиналось жертвоприношением перед храмом Сатурна на Форуме; затем устраивалось религиозное пиршество. Квинкватрии – праздник в честь богини Минервы, которая являлась покровительницей городов и мирных занятий жителей. Во время праздника устраивались гладиаторские игры. И в последний день происходило жертвоприношение. Флоралии – праздники в честь богини Флоры, богини цветов, юности и весеннего цветения. В эти дни двери всех домов были украшены цветочными гирляндами и венками, женщины в разноцветных пестрых платьях, в душистых венках предавались веселым пляскам и шуткам. В один из дней флорарий устраивались игры и состязания. Либералии – праздник в честь супружеской пары Бахус и Либера, которые были покровителями виноградников, виноделия и вина. В городах в этот день, кроме торжественных жертвоприношений, устраивались театральные представления, а в сельРис. 4. Сатурналии ской местности он знаменовался веселыми шествиями, шутками, плясками и пирушками [3]. Игры в Большом цирке. Древнейшими и самыми людными были игры в Большом цирке (рис. 5). Так называлась природная лощина размером примерно 600 х 150 м между холмами Авентином и Палатином, склоны которых предоставляли места зрителям. Здесь устраивались конские бега, без которых не обходился ни один праздник (рис. 6) [4]. Представление в цирке начиналось с торжественного шествия жрецов и устроителей игр. Триумф. Это торжественный въезд победоносного полководца в Рим и ритуальное шествие его к храму Юпитера Капитолийского. Триумфатор в расшитой золотом одежде, украшенный атрибутами Юпитера, в колеснице двигался по городу. Перед ним везли добычу, изображения захваченных городов, таблички с названиями покоренных стран и народов, вели их предводителей или царей. Здесь же шли ликторы со знаками власти, а за колесницей следовало войско, чьи победные восклицания подхватывались толпой. Солдаты распевали песни. В храме он совершал благодарственное жертвоприношение. Завершался праздник пиром с угощением для народа [4] . Сценические игры (спектакли). Среди массовых зрелищ Древнего Рима стоит выделить сценические игры (спектакли). Капитальных театральных сооружений не было действие разыгрывалось на временных деревянных подмостках, где устраивалась широкая и невысокая сцена. На заднике была нарисована декорация, изображавшая уличный перекресток с несколькими домами, где были сделаны вырезы для окон и дверей. Зрители толпились вокруг. А театральное здание появилось лишь в 50 году, в самом конце Римской республики [4]. Гладиаторские игры. Со временем у сценических игр появился соперник гладиаторские бои Рис. 5. Большой цирк, Древний Рим Рис. 6. Игры в Большом цирке – конские бега, Древний Рим Рис. 7. Гладиаторские бои, Древний Рим (рис. 7). Происшедшие от этрусских погребальных обычаев, они и в Рим пришли первоначально как похоронный обряд, который приобрел характер публичного зрелища, происходящего прямо на Форуме [4] . В заключение остается сказать несколько слов о тех зрелищах, которые не получили какого-либо значительного распространения. Так, в Колизее показывались дрессированные звери; в Большом цирке проводились состязания гимнастов, кулачные бои, бросание диска. Зрелища эти не вызывали восторгов у экспансивной римской публики и мало-помалу сошли вовсе на нет [5]. Зрелищное искусство Средневековья Истоки массовых зрелищ Средневековья исходят из сельских обрядов народов, пришедших на смену рабовладельческому Риму. Народ, хотя и принявший христианство, еще находился под сильнейшим влиянием языческих верований. Несмотря на преследование церкви, деревенское население по древним обычаям праздновало конец зимы, приход весны, сбор урожая; в играх, танцах и песнях люди выражали свою наивную веру в богов, олицетворяющих силы природы. Эти праздники и положили начало будущим массовым действиям. Эти массовые праздники были пронизаны здоровым юмором, выражали творческие силы народа. Постепенно все больше терялся обрядово-культовый смысл, они отражали элементы реальной жизни, связывались с трудовой деятельностью, превращались в традиционные игрища, развлечения зрелищного характера, а с развитием торговли усиливается тяготение деревни к городу и эти массовые праздники вместе с народом перекочевали на улицы и площади городов [1] . Следует отметить, что массовые праздники в средневековом городе строились двояким образом. С одной стороны, существовал передвижной театр, который ценен первыми попытками создания передвижной сцены для праздничного представления, более тщательной драматургической и режиссерской разработкой. С другой стороны, во Франции, Германии и Италии установился другой способ инсценировки. Здесь все действие сосредоточивалось на центральной площади города и распределялось по различным ее местам. Этот вид массовой инсценировки впервые использовал в виде естественной сценической площади здания и другие места. Виды зрелищных искусств Средневековья: мистерии, карнавал, театрализованные шествия и процессии. Мистерии. С ростом значения городов и развитием городской буржуазии тесно связаны мистерии это жанр площадного религиозного театра, являвшийся частью многодневного массового действа, возникший в ХIV-ХV вв. В мистериях еще сильна печать церкви, но в то же время в них все более проявляются светские интересы. Театр мистерии (рис. 8) органическая часть городских торжеств, которые обычно устраивались в ярмарочные дни. Постановка мистерий имела свои традиции. Праздник обычно начинался веселым маскарадным шествием, проходившим по городу. Завершался он на городской площади, где участники шествий становились действующими лицами мистерии. Рис. 8. Мистерии, Средневековье Карнавал. Появляется еще один вид зрелищного искусства – карнавал. Карнавальные празднества включали в себя процессии, игры, акробатические и спортивные номера; участники процессий надевали веселые и страшные маски. На карнавалах появляются специалисты-зазывалы, восхваляющие продукты собственного производства или какое-либо искусство сомнительного свойства. Это предсказатели, астрологи, гадалки, продавцы «всеисцеляющих средств» и др. Карнавалы с сопровождавшими их выступлениями шутов-буффонов, жонглеров, мимов являли собой настоящий фейерверк самых невероятных, потешных, озорных проказ и выдумок. Женщины переодевались мужчинами, мужчины рядились в женское платье. Допускались вольности и осмеяния всего священного, кощунственное отношение ко всем иерархическим установлениям. Пышным цветом расцветала сатира. Карнавал оказался одним из действенных механизмов социально-классового и общественного равновесия в феодальных государствах. Он давал возможность народу выявить свою энергию, свое неприятие многих сторон социальной действительности. Театрализованные шествия и процессии. Получили особенно широкий размах городские празднества, отмеченные театрализованными шествиями и процессиями. Такие празднества постепенно насыщались разнообразными игровыми элементами и приобретали все более ярко выраженный характер театрализованного представления, организованного по заранее обдуманному плану. Часть таких празднеств-шествий являлась смотром организованных сил городской буржуазии – как, например, шествие стрелков, городской милиции, вооруженных отрядов горожан. Другая часть процессий служила средством показа накопленных городом богатств, манифестацией купцов-предпринимателей, которые выставляли свои товары. Зрелищное искусство эпохи Возрождения Эпоха Возрождения пришла на смену Средневековью и оказала большое влияние на последующее развитие культуры. Это была эпоха зарождения новых капиталистических отношений, которые несли новый тип личности: активной, деятельной, жаждущей познания. Такие люди обратились к античному миру и его творениям, пронизанным идеалами красоты. Италия всегда была и до сих пор остается страной, где если был праздник, то этот праздник был действительно для всех. Площадкой для него была сама улица, и бальным костюмом была общая для всех баутта. В эпоху Возрождения народные празднества получили идеологическую и эстетическую оценку, обрели признание как важный фактор общественной и культурной жизни народа. Особенностью эпохи Возрождения является то, что в режиссуре массовых зрелищ появляется такое понятие как, «устроитель праздников». Одна из разновидностей массового зрелища это театрализованные представления, которые имели успех и у простого народа, и у королевских господ. Такие зрелища ни по своему классовому характеру, ни по тематике, ни по масштабам никак не определяли развитие жанра массовых празднеств и зрелищ. Его всегда определяла площадь и улица, народные массы, в глубинах которых зарождались эти праздники, и где сам народ был главной движущей силой [2]. Праздники Европы XVII-XIX вв. В XVII в. в европейской истории массовых зрелищ наступает «мертвый сезон. Но в XIX в. наибольший интерес заслуживают революционные праздники Франции. Праздники Великой Французской революции были качественно новым явлением для своего времени как по форме, так и по содержанию. Они были призваны вовлечь народ в политическую жизнь, объяснить цели революции и объединить народ с властью. Методическая ценность данных празднеств состоит в том, что в них присутствовал сценарий, в котором тщательно разрабатывалось все праздничное действо. Значительно расширилась и палитра выразительных средств режиссуры праздника. Главную часть всех праздников составляли шествия, тщательно продуманные и разработанные до мелочей. Празднества Великой французской революции: культы, революционные праздники, праздник Федерации, праздник в честь Верховного существа. Праздник Федерации. Первый национальный праздник, имевший огромный резонанс по всей Франции, — это праздник Федерации (рис. 9), состоявшийся в годовщину взятия Бастилии 14 июля 1790 г. Местом его проведения было избрано Марсово поле, на котором необходимо было провести значительные подготовительные работы. Перед зданием Военной школы создали величественную эллипсоподобную арену. С трех сторон ее окружал амфитеатр для публики. Вход на арену осуществлялся через трехсводчатую арку, украшенную скульптурой. Свободное пространство арены предназначалось для движущихся колонн; в центре его возвышался Алтарь Отечества. Он представлял собой внушительное сооружение в форме четырехгранника, к которому вели четыре лестницы. Композиция всего ансамбля отличалась простотой, продуманностью, выраженной ориентацией на античность. Были включены в общую декорацию элементы природы: ряды деревьев за трибунами, сама Сена, через которую был перекинут мост. Из всех пространственных искусств доминировала архитектура, за ней шла скульптура. Были введены в композицию праздника эмблемы и символы (треугольники, сферы, венки из лавра и т.д.), а также надписи [4]. Праздник в честь Верховного существа. Состоялся в 1794 г. Он относится к тому числу праздников, которые должны нравственно воспитывать человека. Праздник состоял из двух частей. Первая была посвящена приветствию Верховного существа. Затем люди направлялись в сторону Марсова поля, ставшеРис.9. Праздник Федерации, Франция Рис. 10. Праздник в честь Верховного существа, Франция го Полем Единения. Праздник сопровождался шествием колесниц со статуей Свободы. На Марсовом поле, куда устремлялось шествие, были проведены новые подготовительные работы. На месте Алтаря отечества возвышалась Гора (рис. 10). Среди гротов, кустарников, камней на ее склонах размещались депутаты, музыканты, представители парижских секций, старцы, мужчины, женщины и дети. По сигналу исполнялся гимн в честь Верховного существа. Затем под грохот канонады присутствующие бросали цветы, обнимались, благословляли на подвиги мужчин, потрясавших оружием. Изобразительной доминантой праздника была Гора. Она символизировала возвысившийся в результате революции род человеческий и широко использовалась во время праздников в других городах Франции [4]. Что касается других праздников, то местом их действия выбираются уже не улицы и площади, а закрытые помещения. Такие праздники становятся замкнутыми, камерными. В конце XVIII в. народные праздники исчезли окончательно. Еще отмечались дни взятия Бастилии и провозглашения республики при закрытых залах. Военные же церемонии шли на улицах и площадях, привлекая толпы. Но эти церемонии уже не имели ничего общего с революционными празднествами. Так закончилась одна из самых блистательных эпох в истории французских народных празднеств. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Борщ, В.А. Магистерская работа по специальности 8.020201 – «Театральное искусство», «Массовые зрелища: традиции и современность» [Текст] / В.А. Борщ. Харьков, 2006. www.art-well.ru [Электронный ресурс – блог о праздниках мира] www.zagoranka1.ucoz.ru [Электронный ресурс справочник] www.coolreferat.com [Электронный ресурс справочник] www.ruscircus.ru [Электронный ресурс – блог об истории цирка] © Колесников С.А., Козлова Е.Е., 2013

×

About the authors

S. A KOLESNIKOV

Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Author for correspondence.
Email: vestniksgasu@yandex.ru

кандидат архитектуры, доцент кафедры дизайна

E. E KOZLOVA

Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Email: vestniksgasu@yandex.ru

магистрант факультета дизайна

References

  1. Борщ, В.А. Магистерская работа по специальности 8.020201 – «Театральное искусство», «Массовые зрелища: традиции и современность» [Текст] / В.А. Борщ. - Харьков, 2006
  2. www.art-well.ru [Электронный ресурс – блог о праздниках мира]
  3. www.zagoranka1.ucoz.ru [Электронный ресурс справочник]
  4. www.coolreferat.com [Электронный ресурс справочник]
  5. www.ruscircus.ru [Электронный ресурс – блог об истории цирка]

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2013 KOLESNIKOV S.A., KOZLOVA E.E.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies