CREATIVITY AS THE BASIS OF THE WORLDVIEW: PAST, PRESENT, FUTURE


Cite item

Full Text

Abstract

The article considers the process of human creativity and humanity from an idealistic position, which is based on ideas that create a new reality. The author considers creativity to be the main driving force of history. It begins with the creation of new ideas that precede each historical action. Human consciousness, creating ideas, is a source of historical development, therefore the over- whelming majority of historical events can be explained from the standpoint of an idealistic approach.Ideas unite in ideology, which allows you to look at the world from one point of view, and create a complete picture of the world. Previous ideologies can not be regarded as inferior or flawed, with respect to subsequent ones. They are self-sufficient and full-fledged, because they successfully built historical reality. The first known ideological systems were mythological, they were replaced by religious ones, which were replaced by rationalistic ideology. In the Russian and Soviet society, the pagan, Orthodox religious, communist and liberal ideology consistently dominated.The change of ideology occurs as a result of dissatisfaction with the former dominant ideas and their inefficiency in the outside world. Such shifts occurred in the X century, when Christianity changed paganism, in 1917 it was replaced by communism, and in 1991, on the wave of disillusionment with communism, the liberal idea triumphed.The article on a historical background analyses the process of changing ideologies, their development and subsequent decline.The change of ideologies inevitably led to a change in the forms of the socio-political structure, economic activity, change in the forms of cultural, everyday life and life. If during the domination of the religious ideology the emphasis was on the spiritual life, and its material component was secondary, then with the transition to the rationalistic communist worldview, the main focus was on the material sphere, which resulted in success in the economy, military production, and economic life. The first half of the existence of the Soviet Union is the time of the greatest successes of the Russian and other peoples who implement the communist idea. Disappointment in communism led to a reduction in creativity, stagnation in science, technology, social and cultural life.The transition to a liberal ideology did not bring the expected success in the socio-economic sphere and the growth of welfare, on the contrary, the country began to deteriorate, this is particularly reflected in creativity. Science, industry, technology have ceased to develop. The country was on the verge of another collapse.

Full Text

В статье с идеалистических позиций рассматри- вается процесс творчества человека и человечества, в основе которого лежат идеи, создающие новую субъ- ективную идеальную, а затем и объективную матери- альную реальность. В рамках развиваемого автором идеалистического подхода к истории [Герасимов. Идеа- листический…, 2017; Герасимов, 2018] творчество явля- ется главной движущей силой развития человечества. В основе любого творческого акта лежит идея, создан- ная конкретным человеческим сознанием, она пред- шествует каждому историческому действию и опреде- ляет его. image История - это развертывающийся во времени про- цесс работы человеческого разума, выражающийся в создании идей, направляющих деятельность чело- века на изменение самого человека, а также окружа- ющей его культурной, социальной и материальной среды. Историческое действие начинается с идеи и без нее невозможно, поэтому правомерно утверждать, что главным элементом творчества является человеческая мысль в форме идеи преобразования существующей объективной или субъективной реальности, а также создания новой, не существовавшей ранее. Проверка на историческом материале [Герасимов, 2019] гипотезы о том, что именно человеческое созна- ние, создающее идеи, является источником истори- ческого развития, показала, что подавляющая часть исторических событий может быть объяснена с пози- ций идеалистического подхода. Все созданные чело- вечеством вещи, инфраструктура, средства и орудия производства, жилища и прочее произведено на осно- ве конкретных идей, являющихся результатом творче- ства конкретных личностей. В основе подавляющего большинства социальных явлений: социальных групп, общественных движений, государственных и обще- ственных институтов явственно просматриваются идеи, которые их создали. В основе почти каждого об- щественного явления лежит определенная идея. Ниче- го исторически важного не создано бездумно. Не всег- да историческая реальность соответствует той идее, на основе которой она создавалась, но это не значит, что не данная идея, а что-то иное лежит в основе деятельности людей по созданию получившейся ре- альности. Человеческий разум, творящий историю, превра- тился в силу геологического масштаба. Первым это осознал В.И. Вернадский. Он рассматривал его как «стихийный природный процесс, корни которого ле- жат глубоко и подготовлялись эволюционным процес- сом» [Вернадский, 1988: 28], однако сущность и истоки этого природного процесса Вернадский не раскрывает, утверждая, что это дело последующей науки. Начальное прошлое человечества скрыто во мраке веков и является не столько областью строгого науч- ного знания, сколько сферой догадок и предположе- ний. Мы имеем знания о плодах человеческого разума на довольно поздних стадиях его развития. Достовер- ное научное знание о сущности человеческих идей мы получаем только с созданием письменности, способной без искажений передавать смысл человеческой мысли. Только с этого момента мы можем ясно понимать те идеи, которые лежат в основе конкретного историче- ского действия. Мы находим человечество в истории, когда оно уже является вполне зрелым, создавшим большинство важ- нейших изобретений, выделивших его из природного и животного мира - земледелие, скотоводство, ремес- ла, торговлю, строительство. Сегодня очевидно, что в основе каждого из этих великих изобретений лежит творческая мысль конкретного человека. При этом, если часть из них можно вывести из конкретных фи- зиологических нужд человека - одежда, жилье, то боль- шинство самых важных и прорывных, ими не опреде- лялись - ремесла, торговля, мореплавание, государство, общество и др. Все они - результат человеческого твор- чества, его потребности в создании нового. Для того чтобы превратить хаос ощущений внешне- го мира в понятную для сознания картину, необходимо посмотреть на него с одной, строго определенной точки зрения, встать на прочную основу некоторых аксиом, которые позволят внятно объяснить окружающий мир и место человека в нем. Системой идей, опирающей- ся на такие аксиомы, создающей в сознании связный и детерминированный образ внешнего мира, является мировоззрение. Оно усваивается человеком в детском возрасте и позволяет ему адекватно действовать в при- родном и социальном мире. Начальные мировоззрения нам неизвестны и, ве- роятно, мы их никогда не узнаем, поскольку они были созданы бесписьменными обществами. image Первые известные нам мировоззрения относятся к категории мифологических, хотя за этим обобщением скрываются самые разные и непохожие друг на друга идейные системы, создававшие в умах людей картины мира, коренным образом отличающиеся друг от друга. Их объединяет лишь то, что в их основе лежит миф - ак- сиоматическая идея, зачастую выраженная в образной форме предания. Эта идея является структурообразу- ющей идеей конкретного мифологического мировоз- зрения. Поскольку мифы часто разнятся до противо- положности, то и основанные на них мировоззрения противоположно объясняют мир, место человека в нем и диктуют различные формы поведения, цели жизни, социальные отношения и все остальное, что определя- ет человеческое бытие. Самая изученная мифологическая система - древ- негреческая, поэтому очень часто ее положения по ана- логии пытаются приложить к иным мифологических мировоззрениям, о которых остались лишь отрывоч- ные письменные или устные сведения. Это ошибочный подход. Отличие главных идей мифа с неизбежностью порождает отличие во всем остальном, и даже, если формы жизни и быта народов похожи, - это не значит, что они имеют схожие мировоззренческие идеи. Как пишет В.Н. Топоров: «СЛАВЯНСКИЕ БОГИ - со- ставляют высший уровень религиозно-мифологической системы языческой эпохи… Источники сведений о С.б. довольно разнообразны, но среди них нет, строго гово- ря, ни одного прямого, достаточно полного и, главное, «внутреннего» (в данном случае представляющего са- мое языческую традицию) источника, который можно было бы признать вполне надежным и адекватным пе- редаваемому содержанию. Поэтому информация о С.б. в источниках заведомо неполна, а то, что все-таки опи- сано, обычно дается в освещении «внешнего» наблю- дателя с неизбежными ошибками, искажениями, вне соответствующего контекста» [Топоров, 2014: 324-325]. Поэтому мы сегодня не имеем ясного представления о языческом мифологическом представлении древних славян, а значит, и не в состоянии адекватно объяснять их исторические действия. Все интерпретации истори- ческих событий языческого периода носят лишь гипоте- тический характер. Понять их смысл и содержание, без осознания тех идей, которыми руководствовались исто- рические деятели, можно только предположительно. Православие, сменившее язычество как миро- воззренческую систему, хорошо изучено. Это строй- ная конструкция, опирающаяся на идею бога, кото- рая определяет жизненные цели человека - спасение души и цели ее достижения. Творческая деятельность православного человека целиком и полностью опре- делялась этими целями, они были в основном духов- ными. Материальный мир мало интересовал русского человека и только с той стороны, с которой он помогал ему реализовывать его жизненные цели, определяе- мые религией. Творческие потенции реализовывались в сферах, связанных с религией, - строительстве хра- мов, иконописи, духовных практиках, праведной жиз- ни. Сфера материального развивалась только по мере необходимости. Значимых достижений в науке и тех- нике русские не имели. Необходимые усовершенство- вания вооружения, способы строительства крепостей, технологии и прочее чаще всего заимствовались. Это не было ни признаком умственной лености, ни сви- детельством творческой импотенции, просто то, что с позиций нынешней материалистической и рациона- листической цивилизации кажется главным и ценным, для православных русских не имело большой цены и значения. Они стремились к иным целям и вполне успешно достигали их. Сегодня эти цели - праведная жизнь, спасение души, не могут быть адекватно ни из- мерены, ни оценены с точки зрения современных ра- ционалистических воззрений на мир и место человека в нем. К тому же, чаще всего они современным исто- риком просто не рассматриваются, либо трактуются им как ложные цели. Жизнь человека эпохи Святой Руси с современ- ных позиций видится ложной по целям и бесполезной по результатам. Особенно негативной предстает ее история с позиции либеральных исторических концеп- ций. Между тем, настоящая историческая цель, которая ставилась русскими - укрепление и распространение православия - была достигнута. Для достижения этой цели было создано сильное государство и мощная ар- мия. Для защиты храмов и православных людей стро- ились неприступные крепости - кремли. Творческий гений русской народа сумел занять и цивилизовать огромные пространства Сибири и Дальнего Востока, освоение которых оказалось не под силу древним ци- вилизациям: китайской и японской. Русским народом была создана уникальная государственная машина, су- мевшая управлять огромными территориями и много- численными народами, успешно реагировать на вызо- вы со стороны других государств. В XVII в. православная идея столкнулась с мощным вызовом европейской гуманистической и рационали- стической мысли. Основанная на ней западная цивили- зация направила свои творческие усилия не на духов- ную сферу, как это было в Средние века, а на познание и освоение материального мира. Этот идейный пово- рот незамедлительно сказался на развитии ремесел, торговли, совершенствовании военного дела. Техни- ческое, а позднее и научное творчество дало европей- ским державам и народам колоссальное материальное преимущество над остальным миром, реализовавшим свои творческие потенции преимущественно в духов- ной сфере. Еще недавно варварская, дикая, средневеко- вая Европа превратилась в самую сильную, беспощад- ную и агрессивную цивилизацию на планете. В основе этой мощи лежало творчество, направленное на освое- ние материального мира, подчинение его человеческо- му разуму и воле. Победное шествие западной мате- риалистической и рационалистической цивилизации длилось несколько столетий и привело к созданию не- скольких колониальных империй, покоривших почти весь остальной мир. Только несколько государств со- хранили свой суверенитет и среди них - Россия. Сохранение независимости в условиях катастрофи- ческого отставания в развитии техники, производства, военного дела было невозможно без заимствования иностранного вооружения, техники, технологий, идей. Для создания силы, способной противостоять западно- му внешнему давлению, потребовалось не только осво- ить европейские технологии и практики, но и изучить и усвоить те идеи, на которых они основывались. Вме- сте с ними усваивались секулярные гуманистические политические идеи эпохи Просвещения. Это повлекло за собой отказ от некоторых основополагающих идей, лежащих в основе православия. Одной из них был при- оритет духовного над материальным. image Переход творчества из духовной сферы в материаль- ную привел к развитию промышленности, улучшению быта, подъему экономики, повышению благосостоя- ния. Все это были видимые объективные преимуще- ства рационалистического мировоззрения над рели- гиозным. Первоначально большинство новых вещей и практик были заимствованы, но уже к середине XIX в. русский человек стал самостоятельно создавать новое, включившись в общеевропейский творческий процесс. Колоссальные достижения России в экономике, ро- сте благосостояния показали преимущества западной науки, техники, технологий и идей в освоении мате- риального мира. Соблазнившись плодами и достиже- ниями рационалистического мировоззрения, многие русские люди разуверились в Боге. Другие засомнева- лись, вера в народе зашаталась, а в большинстве элит- ных слоев исчезла вовсе. Освоение новых секулярных материалистических идей стало основой для создания политической оппозиции, которая опиралась на види- мые достижения рационалистического мировоззре- ния. Люди все больше надеялись на себя и все меньше на Бога, Церковь и царя - Помазанника Божия. 1917 г. - переломный в судьбе России, когда победа нового мировоззрения в умах русских людей была за- креплена политической победой сначала прозападного либерализма в форме Временного правительства, а за- тем и социализма в форме Советов. Советская власть, основывающаяся на радикаль- ных европейских рационалистических и секулярных идеях, решительно порвала с прежним православным мировоззрением, объявив его не только ошибочным, но и вредным - своеобразным «опиумом для народа». В первые десятилетия советской власти к творчеству с целью преобразования материального и социального мира были привлечены широкие слои народа. Посколь- ку произошел коренной слом представлений о жизни, то преобразованию подверглись многие ее отрасли и сферы: экономика, техника, наука, быт, организация жизни, социальные и политические отношения и ин- ституты. Все они были преобразованы на новых идеях. Изменения были столь впечатляющи, что тогда многим не только в России, но и в мире стало казать- ся, что настал коренной перелом в жизни человече- ства, и история пойдет по новому, коммунистическому пути. После великой победы во Второй мировой войне Советская власть и коммунистическая идея стали ми- ровоззренческой основой для многих стран и народов. Треть мира попало в сферу идейного влияния СССР, был сформирован социалистический лагерь, оформив- шийся в Совет экономической взаимопомощи и воен- ный союз - Варшавский договор. Советский человек первым вышел в космос, освоил мирный атом, стра- на стала второй научной, военной и экономической сверхдержавой. В основе всех этих достижений лежало творчество советского человека, воплощенное в реальность его трудом. Идя путем первопроходцев по дороге социализма, правящая партия, руководство страны и ее народ вы- нуждены были искать новые решения, соответству- ющие главным коммунистическим идеям. По мере укрепления строя, режима личной власти И. Сталина, необходимость в творческом развитии в социальной и политической сфере уменьшалась, а затем и вовсе от- пала. Режим закоснел, марксизм как идея и как учение перестал развиваться. Творческие потенции еще мож- но было реализовывать в научно-технической, про- изводственной, военной сферах, но не в обществен- но-политической. Со временем советские люди начали разочаровы- ваться в идее коммунизма. Первый камень в основа- ние этих сомнений положил ХХ съезд КПСС. По мере нарастания застойных явлений в науке, экономи- ке и обществе коммунистическая идея и созданная ею реальность все больше не совпадали, творческий импульс начал постепенно угасать. Поскольку творче- ство является главным драйвером развития, то сначала упали темпы экономического роста, а затем обозна- чилось военно-техническое, экономическое и научное отставание от стран Запада, перестало расти благосо- стояние народа. Когда в годы перестройки приоткры- ли «железный занавес», то оказалось, что трудящиеся на «загнивающем» Западе живут лучше, чем в передо- вом социалистическом обществе. Поскольку действен- ность рационалистических идей проверяется в реаль- ном мире, то оказалось, что коммунистическая идея менее эффективна, чем либеральная. Советский чело- век увлекся либерализмом и тем образом жизни, кото- рый он предлагает. Именно этот идейный выбор лежал в основе событий перестройки. Однако отказ от коммунизма и построенных на его идее экономике и обществе не привел к созданию более эффективного общества и государства. Некогда талант- ливый советский народ, в одночасье превративший- ся в «россиян», оказался неспособным на творчество. Наука деградировала, производство разваливалось, экономика то восстанавливала рост, то проваливалась в очередной кризис. Либеральная идея в конкретных российских условиях оказалась неработоспособной, и отказ от нее, произошедший в 2000-е гг., был с удов- летворением воспринят в обществе, а 1990-е гг., когда она была доминирующей, до сих пор с ужасом вспоми- наются большинством тех, кто их пережил. Фактический отказ от либеральной идеологии не ре- шил проблемы, поскольку она не была заменена другой идеей. Потеря идейных ориентиров лишила российский народ творческих потенций. Некогда великая наука за- мерла, производство деградирует, превращая страну в сырьевой придаток других государств. Сегодня только оборонные и сырьевые отрасли, реализовав остатки со- ветских научно-технических разработок, смогли пока- зать неплохой результат, не идущий, правда, ни в какое сравнение с достижениями эпохи СССР. Нынешнее государственно-патриотическое ми- ровоззрение до сих пор внятно не сформулировано ни обществом, ни властью. Экономический кризис, начавшийся в 2013 г., до сих пор не преодолен. Надеж- ды выйти на стабильный экономический рост, развить науку и технику, усовершенствовать социальную сфе- ру, исключительно за счет денежных вливаний кажут- ся призрачными. Все чаще слышатся голоса о том, что дело не в нехватке средств, а в отсутствии идеи, идео- логии, которые бы определили как цель жизни россий- ского гражданина, так и ориентиры развития общества и государства, а это значит, что кризис, который мы се- годня переживаем, носит мировоззренческий характер. Основная проблема сегодняшнего российского об- щества и государства - это отсутствие внятно сформу- лированного мировоззрения, которое бы активизиро- вало творческую энергию несомненно талантливого российского народа. image Последние 400 лет современная реальность фор- мируется Западом - Европой, США и Канадой. Именно они создали тот мир, в котором мы живем, тот образ жизни, который мы копируем, и подавляющее боль- шинство вещей и практик, которые использует весь остальной мир. Запад не всегда был главным твор- ческим обществом на планете. Его расцвет начался с секуляризации и гуманизации общественного со- знания, с переориентации целей развития с духовного мира на мир материальный. Колоссальную роль в раз- витии творчества в последние столетия на Западе сы- грало либеральное мировоззрение, которое сделало доступным творчество во всех, ранее запретных обла- стях, бесконечно раздвинув горизонты творцов. Творчество, само по себе, исключительно привлека- тельное занятие, являющееся источником подлинного наслаждения для человека. Но когда оно еще подкре- пляется и рядом дополнительных стимулов - славой, деньгами, положением в обществе, тогда общество начинает творить невиданными прежде темпами. Именно это обеспечило нынешнее лидерство Запада в создании модерна. Попытки скопировать западный феномен без отказа от собственных мировоззренче- ских идей неизменно терпят крах. Примером этого является Япония, которая достигла огромных успехов в копировании и дальнейшем совершенствовании за- падных достижений и идей, но так и не смогла встать на рельсы устойчивого развития на собственной осно- ве. В 80-х гг. прошлого века она стала второй экономи- ческой державой мира, обогнав СССР, но неожиданно для всех, без видимых причин остановилась в своем росте и до сих пор не может выйти из тридцатилетней стагнации. Пример Японии показывает, что догнать За- пад можно, но обогнать его путем копирования невоз- можно. Обогнать Запад можно только на оригинальном незападном пути. Несмотря на то, что сегодня Запад создает реаль- ность, в которой живет остальное человечество, ли- беральное общество теоретически не является самым эффективным. Во-первых, в его ценностной системе творчество не является первостепенной второстепен- ной ценностью; а во-вторых, творчество в западном со- циуме не обязательно, человек волен творить, а волен и не творить. Исходя из исторического опыта развития челове- чества, можно утверждать, что самым эффективным будет такое общество, в котором творчество станет главной мировоззренческой ценностью, где творче- ский человек будет самым уважаемым и почитаемым членом общества. Такое мировоззрения можно назвать творческим [Подробнее см.: Герасимов Г.И. Творче- ство…, 2017]. Общество, основанное на творческом мировоз- зрении, будет самым динамичным и быстро разви- вающимся. Именно оно станет формировать совре- менность, задавать образцы жизни, общественные, экономические и политические формы, создавать новые практики. Творческое общество станет самым экономически могущественным на Земле, а значит, и получит возможность решения главных проблем че- ловечества. Другие страны и народы будут брать с него пример. Они сплотятся вокруг него, оно станет лиде- ром глобализирующегося мира. На эту роль подходит сегодняшняя Россия. Она не имеет внятного мировоз- зрения, но жаждет новой идеи, которая бы определила цель и задачи ее развития. Она не может стать либе- ральной и пойти по западному пути, потому что два раза в ХХ веке пыталась это сделать и оба раза разва- ливалась. Ей нужен свой самобытный, оригинальный путь и им может стать путь творчества.
×

About the authors

Grigory Ivanovich Gerasimov

Tula Museum of Weapons

Email: ggi1957@mail.ru
Doctor of Historical Sciences, associate professor; scientific consultant Tula, Russian Federation

References

  1. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление // Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. 520 с.
  2. Герасимов Г.И. Идеалистический подход к истории: Основы теории. [б.м.]: Издательские решения, 2018. 184 с.
  3. Герасимов Г.И. Идеалистический подход к истории // Исторический журнал: научные исследования. 2017. № 5. С. 21 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30452984) (дата обращения: 10.07.2019).
  4. Герасимов Г.И. Мировоззренческие основы истории России (середина XIX - начало XX вв.). Тула: Третий путь, 2019. 528 с.
  5. Герасимов Г.И. Творчество как альтернатива либеральному пути // Философские науки. 2017. № 10. С. 69-75. URL: http://phisci.ru/files/issues/2017/10/RJPS_2017-10_ Gerasimov.pdf (дата обращения: 10.07.2019).
  6. Топоров В.Н. Славянские боги / Топоров В.Н. Мифология: статьи для мифологических энциклопедий. Т. 2. М.: Языки славянской культуры, 2014. 536 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies