THE CONCEPTUAL IMAGES OF LATE SOVIET HISTORY


如何引用文章

全文:

详细

In paper on the basis of the principles of preconceptualist and tolerance to explicate the conceptual representation of the images in relation to the late Soviet history (1945-1991). The reference to conceptual constructions and mythological constructions allows to reveal three integral conceptual images of the recent past: «optimistic», «pessimistic», «pragmatic».

全文:

Концептуальное многоголосие современной исто- риографии предоставляет исследователям, как широ- кие возможности и перспективы, так и расставляет определенные когнитивные «ловушки». Возможности состоят прежде всего в разнообразии методологиче- ского инструментария и масштабов измерения исто- рических фактов, событий и процессов. К «ловушкам» отнесем: «зацикленность» на одном из возможных концептуальных подходов; следование теоретико-ме- тодологическим и мировоззренческим пристрасти- ям авторов; превратно понимаемую толерантность, когда научная критика и дискуссии сводятся к игно- рированию или дискредитации доводов оппонентов и размежеванию на дискурсы, в границах которых су- ществует комплементарная атмосфера для их сторон- ников и на эту «территорию смыслов» не допускаются оппоненты. В рамках данной статьи предпринимается попыт- ка репрезентации концептуальных образов примени- тельно к позднесоветской истории. Используя поли- концептуальную когнитивную ситуацию [8], принципы толерантности, взаимодополнительности и ценност- ного содержания различных концепций, рассмотрим вариативные возможности складывания «пазла» одно- го из ключевых и дискуссионных периодов российской истории - 1945-1991 гг. image Существует нескольких историографических тради- ций и направлений, в русле которых происходит осмыс- ление позднесоветской истории (1945-1991 гг.). Совет- ская историографическая традиция эволюционировала от теорий «полного и окончательного построения со- циализма», «перехода от социализма к коммунизму», «развитого социализма» к концептам «администра- тивно-командной системы», «казарменного социа- лизма» и т.п. Антисоветская историографическая тра- диция складывалась в русле советологии на основе концепции тоталитаризма, а также ревизионистских интерпретаций. В постсоветской историографии, после вытеснения на периферию «одномерных» трактовок в духе и стиле советской историографии, на некоторое время мейнстримом стал антисоветский дискурс, так- же не свободный от ангажированности, односторонно- сти и отсутствия толерантности. Ставшие доступными для исследователей возможности, связанные с исполь- зованием инструментария направлений современного историознания (новой социальной, новой политиче- ской, новой экономической, глобальной, культураль- ной, антропологической истории, микроистории и др.), значительно расширили, углубили и в тоже время «раз- мыли» на отдельные элементы, фрагменты, дискурсы представления о недавнем прошлом. Присущая совет- ской историографической традиции политико-идеоло- гическая пристрастность трансформировалась в иные, более мягкие, но не менее очевидные формы и методы исторической политики современного российского го- сударства. Современная историческая политика направлена на создание единого российского исторического дис- курса (культурно-образовательный стандарт), в русле которого исследователи пытаются (с разной степенью 48 убедительности для разных аудиторий) вписать со- ветский период истории в единую ткань российского исторического нарратива. В данном контексте исполь- зуется целый ряд концептов, объясняющих историю Советского Союза от Великой Победы до распада го- сударства: тоталитаризм, советская цивилизация, со- ветская модернизация, мобилизационная система, реальный социализм, индустриальный социализм, советский проект и др. При этом существенное воз- действие на общественные (и отчасти научные) пред- ставления оказывает мифологическая (образная) со- ставляющая: «сталинский тоталитаризм», «красная империя», «брежневский застой», «золотой век совет- ского социализма», «катастройка» и др. Обращение к теоретическим построениям и мифо- логическим конструкциям позволяет выявить три це- лостных концептуальных образа недавнего прошлого: «оптимистический», «пессимистический», «прагмати- ческий». Трансляция этих образов происходит в грани- цах дискурсивных практик, с использованием соответ- ствующих мифологических конструктов. «Оптимистический» образ базируется на призна- нии СССР одной из ведущих мировых держав в исто- рии второй половины ХХ в., завоевавшей этот статус благодаря решающему вкладу в победу во Второй ми- ровой войне. Необходимой платой за сохранение сво- его геополитического положения в мире в условиях «холодной войны» являлась мобилизационная модель развития общества во главе с сильным, идеологически ориентированным на построение социализма и ком- мунизма, государством. Существуя как многонацио- нальное государство, создавшее новую историческую общность - советский народ, СССР представлял од- новременно реинкарнацию Российской цивилизации в образе «красной империи». Всего лишь за четыре с половиной десятилетия, после окончания тяжелейшей войны, принесшей не- исчислимые бедствия и страдания, в стране были осу- ществлены мегапроекты: создание ракетно-ядерного «щита»; масштабный промышленный рост; советская космическая программа; развитие одной из лучших в мире систем образования, здравоохранения. Если до начала развернутого строительства социализма на долю СССР приходилось всего лишь 12% объема промышленного производства США, то всего за полве- ка эта доля возросла до 80%, уровень сельскохозяй- ственного производства Советского Союза стал равен в среднем 65% сельскохозяйственного производства США. Хотя общая стоимость потребления на душу на- селения в СССР по некоторым показателям продол- жала отставать от соответствующего уровня США, од- нако ни в каком другом обществе, кроме советского, за столь короткие исторические сроки не был обеспе- чен такой быстрый и решительный рост уровня жизни и потребления практически всего населения страны [6, с. 8, 9]. К середине 1980-х гг. в Советском Союзе «боль- шинство семей уже имело в своем распоряжении такие дорогостоящие предметы долговременного пользова- ния, как холодильники, телевизоры, стиральные ма- шины, пылесосы. Единственным исключением стала обеспеченность населения легковыми автомобилями и персональными компьютерами, но по легковым ав- томобилям она также быстро росла. Намного хуже обеспечивался спрос населения на платные услуги, и по некоторым из них (например, по связи, услугам торговли, общественному питанию, гостиничному хо- зяйству) СССР отставал от ряда развивающихся стран, хотя и по этим услугам наблюдался быстрый рост» [9, с. 487-491]. По данным репрезентативных всесо- юзных исследований образа жизни, в 1980-1981 гг. у 54% советских людей жизнь складывалась «хорошо», у 44% - «удовлетворительно» и лишь у 2% -«плохо» [4]. Замедление темпов экономического роста, сни- жение эффективности экономики к концу 1970-х гг., гипертрофированное развитие оборонно-промыш- ленного комплекса, нарастание трудностей на потре- бительском рынке и другие объективные трудности и проблемы, связанные с необходимостью корректи- ровки сталинской модели социализма в новых истори- ческих условиях были многократно усугублены с «по- мощью» Запада, стремящегося к уничтожению СССР как геополитического противника и усилиями «пятой колонны» в лице, предавшей идеалы социализма псев- докоммунистической элиты. Рассматривая причины распада СССР, сторонники «оптимистического» образа обращают внимание на наличии в системе советского социализма определенных «трещин», слабостей и про- блем, внешнего воздействия, решающей роли фактора Горбачева и Ельцина, говорится и о «контрреволюции», совершенной классом бюрократии. Оптика «оптимистического» образа усиливается сравнительной оценкой, достигнутого страной в со- ветский и постсоветский периоды. В первом случае - превращение страны во вторую сверхдержаву, высокие темпы экономического роста, повышение качества жизни; во втором - «проедание советского потенциа- ла», превращение в «несовременную страну», зависи- мость от экспорта энергоносителей, рост имуществен- ной дифференциации. «Пессимистический» образ основан на констатации имманентно присущей советской модели историче- ской бесперспективности, «утопии у власти». Агрес- сивная советская империя во второй половине ХХ в. не выдержала испытания на прочность, как в силу из- быточных внешнеполитических амбиций, так и в силу внутренней неэффективности. image Тоталитарные, авторитарные черты характеризуют сущность «Русской системы» власти в политических режимах И.В. Сталина, Н.С. Хрущева, Л.И. Брежнева, Ю.В. Андропова. Советские политические лидеры, вы- ходцы из партийно-государственной номенклатуры, вместе с правящей бюрократией являлись главными архитекторами недемократической и неконкуренто- способной в исторической перспективе социалисти- ческой системы, в ее советском (доктринально огра- ниченном) варианте. Политическая элита в СССР была подвержена отрицательной селекции, начавшейся по- сле революции 1917 г., испытывала все возрастающее давление извне, принимая чуждые советской системе западные ценности, что способствовала ее демонтажу. Советская модель, лишившая экономику внутренней мотивации к качественному труду, интенсификации 49 производства и научно-техническому прогрессу, при- вела к долговременной тенденции замедления тем- пов экономического роста с конца 1950-х гг., к пре- кращению последнего с конца 1970-х гг. и развалу СССР. Искусственное, плановое, идеологическое, дис- циплинарное подстегивание темпов экономического роста привело к огромному количественному нара- щиванию «вала» советской продукции, как правило, неконкурентоспособной по стандартам мирового рын- ка, кроме продукции добывающей промышленности и военно-промышленного комплекса. В 1953-1972 гг. происходит устойчивое развитие со- ветской экономики при снижающейся эффективности, проявление ее недостатков и ограничений. Попытки отхода от ортодоксальной сталинской модели путем внедрения рыночных («хозрасчетных») механизмов, стимулирующих экономический рост и позитивные качественные сдвиги. Попытки проведения экономи- ческих реформ (1957 и 1965 гг.), которые не получили устойчивой и последовательной реализации и быстро сворачивались. В 1973-1984 гг. - наступает период «застоя». Резкий и неожиданный скачок цен на не- фтегазовые ресурсы дал советской экономике устой- чивый источник финансирования привел к отказу от реформ и совершенствования экономического ме- ханизма. Устойчивые (хотя и невысокие) темпы эко- номического роста, контрастировавшие с длительным экономическим кризисом многих западных стран, сопровождавшихся стагфляцией, при наличии воен- но-стратегического паритета с США создавали иллю- зию долгосрочной стабильности [12, с. 85, 86]. Вместе с тем в «нерыночном» СССР существовал особый административный рынок, жестко, но много- мерно иерархизированная синкретичная система (где экономический и политический компоненты не могли быть разделены), в которой социальные статусы и по- требительские блага конвертировались друг в друга по определенным правилам, меняющимся во времени. Критерии успешной деятельности на административ- ном рынке заключались в повышении статуса в иерар- хиях власти. В стране действовала не командная систе- ма, а «экономика согласований», «бюрократический рынок», построенный на обмене-торговле, осущест- вляемой органами власти и отдельными лицами. В от- личие от обычного, денежного рынка товаров и услуг, на бюрократическом рынке происходил обмен не толь- ко материальными ценностями, но и властью и под- чинением, правилами и исключениями из них, поло- жением в обществе. Само существование СССР стало предметом административного торга, закончившегося самоликвидацией союзного уровня этого «базара» [7]. image Институциональная жесткость сложившейся систе- мы, отсутствие в ней механизмов обратной связи, не- возможность получать своевременную информацию о протекающих в стране и в мире процессах, а также зависимость советской системы от дешевых ресур- сов, обусловили неспособность СССР к эволюционной трансформации и стали причиной развития системно- го кризиса [12, с. 87-91]. Наряду с нарастающей экономической неэффектив- ностью в СССР постепенно и неуклонно размывались внедряемые официальной пропагандой идеологи- ческие ценности. За послевоенный период с 1945 по 1966 г. в СССР родилось 70 млн новых граждан. Из-за быстрой урбанизации большая часть этой мо- лодежи росла и получала образование не в селах и ма- леньких городках, а в крупных городах. Это было новое поколение советских граждан, в отличие от образован- ной молодежи 1930-1940-х гг., не грезящее о будущих сражениях за мировой социализм. Среди них рос- ло число этнически нерусских, которым совершенно не были близки темы «российской боевой славы» и жертвенного великодержавного патриотизма. Под идеологический «барабанный бой», сопровождающий победные рапорты о растущих новых поколениях па- триотов, о новой исторической общности «советском народе», в стране росло двоемыслие, разочарование, возникали диссидентские настроения, неформальные субкультуры [11]. Постепенный отход высших советских лидеров (после Сталина) от традиционной парадигмы классо- вого противостояния с миром капитализма получил свое логическое завершение в «новом политическом мышлении», провозглашенном М.С. Горбачевым, окон- чании «холодной войны», вести которую СССР в по- следние годы своего существования был фактически не в состоянии из-за внутренних социально-экономи- ческих проблем. Распад СССР произошел мирно, без кровопролитной гражданской войны, что свидетель- ствует об его искусственном характере и безразличии к его судьбе миллионов граждан, стремящихся выйти из исторического тупика советского периода истории. «Прагматический» образ строится вокруг утвержде- ния о движении СССР от традиционного к совре- менному обществу отличным от Запада путем, что подтверждается модернизационными трансформаци- ями в политической, экономической, социокультурной сферах. Советские трансформации в отличие от слабых воздействий имперского периода, кардинально изме- нили природу Российской цивилизации. Она догнала Атлантическую цивилизацию по многим параметрам и включилась в мировую индустриальную цивилиза- цию, вместе с тем в основном сохранив свою природу. Социалистический проект был непосредственно свя- зан с проблемой преодоления отставания от западных стран в уровне социально-экономического развития. Содержание, темпы и способы советской модерниза- ции отличались явной оригинальностью, но они орга- нично вписывались в традиционную, мобилизацион- но-распределительную модель развития российского общества. Идея «реального социализма» исходит из того, что в СССР марксистская концепция социалистического (коммунистического) общества была реализована на- столько, насколько это было возможно. От теорети- ческой концепции марксизма «реальный социализм» унаследовал отказ от идеи частной собственности, пла- новое хозяйство, социальную «программу-минимум» - бесплатное образование и медицинскую помощь, поддержку слабых групп населения (стариков, инвали- дов). В СССР была создана специфическая модель ин- дустриального общества и «социального государства», 50 которая исключала частную собственность на средства производства и была основана на государственном управлении экономикой. Это была этатистская модель индустриального общества [6, с. 396]. Советская система имела свои достижения, она ре- шала значимые для российского общества проблемы модернизации, но сохранить завоеванные позиции не смогла, что не означает искусственности и изна- чальной бесперспективности реализованной страте- гии. Изначально земледельческий характер экономики поменялся на индустриальный, а сельский образ жиз- ни - на городской. Средняя продолжительность жизни к 1970-у г. достигла 70 лет, в то время как в начале века она составляла 32 года [1, с. 11]. В период с 1928 по 1970 г. темпы экономического роста СССР находились на втором месте в мире, усту- пая только японским. Около 1970 г. ВВП на душу насе- ления в СССР превысил аналогичные показатели для стран вроде Аргентины, считавшихся в начале XX в. развитыми. При этом, стартовые позиции СССР были плохими. Аграрная страна, где отсутствовали полити- ческие институты гражданского общества и экономи- ческие институты частной собственности, Россия была больше похожа на Индию, чем на Германию. Если бы не сталинская индустриализация, развитие России сегодня находилось бы на уровне большинства стран Латинской Америки и Южной Азии. Без коллективиза- ции и индустриализации потенциала для экономиче- ского роста у России не было, и вектор ее экономики остался бы в основном аграрным. Замедление разви- тия СССР после 1970 г. объясняется «холодной войной» и переориентацией технологического потенциала со- ветской экономики на военные нужды, а также с вну- тренними факторами - окончанием эпохи избыточных трудовых ресурсов, черпавшихся из числа безработных в сельском хозяйстве, и выработкой природных ресур- сов, находившихся в легком доступе [2]. Глубокие структурные изменения в экономике и социальной сфере, радикальное повышение образо- вательного и культурного уровня населения, влияние глобальных тенденций развития порождали новые проблемы и создавали новые возможности. Осознание этих реалий мотивировало реформаторские устрем- ления, которые инициировались «сверху». Первую по- пытку масштабных реформ предприняло хрущевское руководство, вторую - горбачевская команда. Объек- тивные потребности и общественные ожидания выну- дили пойти на определенный пересмотр приоритетов. Наряду с дальнейшим упрочением оборонного могу- щества было признано необходимым добиться замет- ного роста жизненного уровня населения, посредством ускорения научно-технического прогресса и повыше- ния эффективности производства. В социально-поли- тическом плане намечалось построение «социализма с человеческим лицом». Советская модель модерни- зации обеспечила переход к индустриальному, урба- низированному обществу, с соответствующими со- циально-профессиональной структурой и образом жизни населения. К концу советской эпохи произ- водство ВВП на душу населения было в СССР в пре- делах 40% от уровня США. Доля СССР в мировом ВВП достигла пика в 1960 г., составляя чуть менее 9%, а в 1980-м г. этот показатель опустился до уровня 1913 г. - 6,8%, т.е. восходящая линия экономическо- го развития страны повернула вниз, вслед за пери- одом «взлета» советской индустриальной системы, наступила эпоха «усталости». В результате советский период оказался для России временем не сбывших- ся ожиданий. В последние 150 лет отставание России от стран-лидеров экономического роста устойчиво составляет полтора-два поколения. И попытка реали- зации социалистического проекта ничего принципи- ально не изменила [3, с. 83]. В начале 1980-х гг., когда историки искали полит- корректные дефиниции для существовавшего тогда строя, социологические исследования зафиксировали такие противоречащие мифологическому восприятию советской действительности тенденции, как прива- тизация образа жизни, т.е. активное формирование и развитие семейно-бытовых ориентаций по сравне- нию с общественно-производственными; незаинтере- сованность подавляющего большинства людей в своей работе вследствие того, что они не видели связи между интенсивностью и качеством труда и заработной пла- той; низкий интерес к общественной жизни, и прежде всего в среде рабочих и молодежи, к участию в деятель- ности огосударствленных общественных организаций; формирование особого «советского» типа образа жизни и личности как определенных целостностей, которым свойственно разделение на публичную и частную ипо- стаси. «Простой» советский человек 1980-х гг. оказался весьма адаптивным субъектом: он вполне благополуч- но жил в ладу с самим собой, реализуя как одобряемые, так и не одобряемые режимом ценности, успешно ма- нипулируя ими в зависимости от ситуации [9, с. 56-58, 93-95, 146-153]. Рассматривая причины распада СССР, сторонники «прагматического» образа обращают вни- мание на складывающееся в недрах самой системы ши- рокое недовольство народа, нарастание социально-э- кономических проблем; говорят о некомпетентности, неспособности или нежелании политических акторов провести структурную реформацию «недостаточно де- мократичной» и «сверхцентрализованной» советской системы, неспособности завершить этап позднеинду- стриальной модернизации.
×

作者简介

Andrey Trofimov

the Ural State University of Economics. Ekaterinburg

Email: 2519612@rambler.ru
Doctor of Historical Science, Professor; Professor at the Department of History and Philosophy

参考

  1. Алексеев В.В. Российская цивилизация (признаки, этапы развития, итоги и уроки) // Уральский исторический вестник. 2010. № 3 (28). С. 4-14.
  2. Аллен Р. От фермы к фабрике. Новая интерпретация советской промышленной революции. М.: РОССПЭН, 2013. 390 с.
  3. Артёмов Е.Т. Социалистический проект в российской модели развития // Уральский исторический вестник. 2010. № 3 (28). С. 74-83.
  4. Возьмитель А.А. Духовно-цивилизационный разлом // [Электронный ресурс]. Сайт международной ассоциации конфликтологов. Режим доступа: URL: URL: http:// www. confstud.ru/content/view/16/38/1/1 (дата обращения 28.02.2019).
  5. Всемирная история. В 6 т. Т. 6. Кн. 1. М.: Наука, 2017. 690 с.
  6. Киран Р., Кенни Т. Продавшие социализм. Теневая экономика в СССР. М.: Алгоритм, 2009. 309 с.
  7. Кордонский С. Г. Рынки власти: Административные рынки СССР и России. М.: ОГИ, 2000. 192 с.
  8. Личман Б.В. Методологическая революция в гуманитарных науках (история) и ее последствия // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2017. № 2. С. 17-20.
  9. Советский образ жизни: Состояние, мнения и оценки советских людей / отв. ред. И.Т. Левыкин и А.А. Возьмитель. М.: ИСИ, 1984. 164 с.
  10. Ханин Г.И. Экономическая история России в новейшее время. В 2 т. Т. 1. Новосибирск, Издательство СибАГС, 2008. 339 с.
  11. Тертышный А.Т., Трофимов А.В. Советский Союз (1945-1991 гг.): историографические традиции и концептуальные образы // Уральский исторический вестник. 2012. № 1. С. 85-96.
  12. Экономика России. Оксфордский сборник. Кн. 1. М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2015. 776 с.

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML


##common.cookie##