Obraz - kontsept - filosofiya - iskusstvo(Retsenziya na izdanie: Loginova M.V. Sovremennaya filosofiya iskusstva: kontseptosfera: ucheb. posobie. Saransk: Izd-vo Mordov. un-ta, 2020. 220 s.)

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Рецензия на издание: Логинова М.В. Современная философия искусства: концептосфера: учеб. пособие. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2020. 220 с.

Full Text

Каков предмет современной философии искусства? Как определяется сегодня ее категориальный и понятийный аппарат? Какие концепты входят в круг изучения философии искусства? Эти и ряд других вопросов звучат сейчас чрезвычайно актуально, вызывают напряженную полемику. Ведь на наших глазах произошла ломка многих стереотипов, переоценка ценностей. Само искусство заметно трансформировалось под воздействием новых идей, артефактов, способов художественного выражения, сопряженных, в том числе, и с техническими новшествами. Произошло перемешивание, вплоть до слияния, креативных установок гуманитарных наук и искусства. Все это требует осмысления, вернее, постоянного переосмысления в стремительно меняющейся социокультурной ситуации. Такой задаче отвечает учебное пособие М.В. Логиновой «Современная философия искусства: концептосфера», которое представляет собой издание нового поколения. Оно основано не только на наработках автора в этой сфере, но и последних достижениях современного гуманитарного знания, ориентированного на менталитет читателя XXI века. Хочется отметить прежде всего его концептуальность, содержательную и структурную новизну, эвристический характер. Автором определены основные концепты, которые находят отражение в современном искусстве. Перед нами учебное пособие-исследование, в котором М.В. Логинова доходчиво, но без упрощения, опираясь на огромный материал фундаментального изучения искусства, выстраивает собственную логику изложения. Автор выражает свою версию современного понимания философии искусства как важнейшей дисциплины гуманитарного цикла. Она аргументированно напоминает и показывает современному читателю, что в современных арт-практиках важнейшей категорией искусства является художественный образ. М.В. Логинова предлагает нам изучать философию современного искусства через определение его методологических оснований и отражение образа в основных концептах искусства XXI в. В разделе, посвященном методологическим основаниям изучения философии искусства, дается краткий очерк истории основных категорий и методов изучения современного искусства (Раздел 1). Раскрытию основных концептов современного искусства посвящен второй раздел учебного пособия, который определяет и обосновывает топологические и хронологические концепты пути, возвращения, дома, молчания, границы и др. Отметим авторский подход к раскрытию данных концептов, которые являются отражением картины мира современным искусством. Существенной особенностью этого раздела является то, что в нем синтезируется искусствоведческий и философский анализ (Раздел 2). Учебное пособие М.В. Логиновой привлекательно еще и своей второй частью, в которой предложены тщательно отработанные на основе научных критериев материалы из опубликованных трудов художников и философов. Среди них необходимо назвать имена В.В. Бибихина, Г. Грэма, М. Дюфрена, Ф.И. Гиренка, Э. Жильсона, Э. Ионеско, В.В. Кандинского, К.П. Лиссмана, К.С. Малевича, М. Мерло-Понти, В.А. Подороги, О.А. Ханзен-Леве, С.М. Эйзенштейна, М.Н. Эпштейна, М.Б. Ямпольского, А.В. Ямпольской и др. Для осмысления студентам предлагаются также выдержки из работ теоретиков и практиков кураторских проектов в сфере современного искусства А. Арутюновой, М. Баскара, В. Мизиано, Х.У. Обриста, Т. Смита, Г. Уильямса и др. Каждый выбранный для публикации в хрестоматии материал дает точный и весомый ответ на вопросы, которые входят в проблемное поле современной философии искусства. В интерактивной форме М.В. Логинова предлагает студентам ряд семинарских занятий по темам: обновление искусства на основе неклассического стиля мышления; полифункциональный характер искусства в современной культуре; преодоление форм классического мимезиса в изобразительном искусстве и литературе; значение современного искусства в утверждении нового типа эмоциональности; становление новой парадигмы в понимании мира; понятие «концепт» и «концептосфера» в гуманитарных науках; принцип игры в современном искусстве; эвристичность методов философии для анализа современного искусства (феноменология, герменевтика, синергия); мировоззренческие ориентиры искусства начала ХХI века; становление новой образности; континуальность искусства: пространство и время в структуре неклассической модели художественного образа; философия искусства постмодернизма; онтология молчания Другого и др.
×

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2020 Slozhenikina Y.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies