


Том CLIV, № 2 (2025)
Статьи
Геологическая позиция, особенности минерализации и типизации редкометалльно-редкоземельных амазонитовых пегматитов
Аннотация
Среди редкометалльно-редкоземельных пегматитов амазонитовые зональные пегматиты и сопряженные с ними дайки пегматоидных гранитов занимают особое место. Геолого-структурная обстановка локализации (в том числе отсутствие связи c гранитными плутонами) и внутреннее строение их полей имеют определенное сходство с полями редкометалльных натро-литиевых сподуменовых пегматитов. При этом сходстве составы пегматитов принципиально различны: первые относят к представителям пегматитов семейства NYF (Nb-Y-F), вторые — к типичным пегматитам семейства LCT (Li-Cs-Ta). Устанавливаются определенные различия минералогических особенностей и среди амазонитовых пегматитов разных полей, например амазонитовых пегматитов Западных Кейв (Кольский полуостров) и амазонитовых пегматитов Ильмен (Урал), в которых становятся обычными минералы, характерные для литиевых пегматитов. В то же время известны поля сподуменовых пегматитов (Тастыг, Тува), где сподумен ассоциирует с амазонитом и акцессориями, обычными для амазонитовых редкометалльно-редкоземельных пегматитов. Намечаются своего рода переходы от амазонитовых пегматитов, подобных семейству NYF (Кейвы), через амазонитовые пегматиты со смешанными NYF+(LCT) признаками (Ильмены) к амазонит-содержащим сподуменовым пегматитам с характеристиками LCT+(NYF) (Тастыг, Тува) и далее к типичным редкометалльным неамазонитовым пегматитам LCT. На основе принципов геолого-петрологического подхода предложены схема систематизации гранитных пегматитов и место в ней амазонитовых пегматитов.



Оксиды группы перовскита из Ловозерского щелочного массива, Кольский полуостров
Аннотация
В породах Ловозерского щелочного массива (Кольский полуостров) установлены четыре минеральных вида подгруппы перовскита — лопарит, изолуешит, таусонит и перовскит. Лопарит — самый распространенный представитель подгруппы, определяет рудный потенциал Ловозерского массива. Минерал присутствует в магматических породах всех комплексов, а также в ксенолитах вулканогенно-осадочных пород трапповой формации. В магматических породах кристаллизация лопарита оценивается, по морфологическим данным, как длительный процесс, начавшийся на позднемагматической стадии и завершившийся на гидротермальном этапе формирования пород. Вариации химического состава отражают две тенденции: 1 — увеличение доли луешитового минала от пород эвдиалитового комплекса к породам дифференцированного, 2 — увеличение доли таусонитового минала в лопарите от пород дифференцированного и эвдиалитового комплексов к породам пойкилитового комплекса. В ксенолитах вулканогенно-осадочных пород лопарит образовался в результате метасоматирующего воздействия на них щелочных пород. Состав лопарита из ксенолитов характеризуется наибольшим содержанием перовскитового минала, закономерно отражая наиболее кальциевую обстановку среды его кристаллизации. Луешит в породах Ловозерского массива ранее был диагностирован только по химическому составу. Проведенные нами структурные исследования части образцов показали принадлежность минеральной фазы состава NaNbO3 к изолуешиту — кубической полиморфной модификации. Изолуешит развит преимущественно в породах эвдиалитового комплекса; в дифференцированном и пойкилитовом комплексах его находки единичны. Выдержанность химического состава минерала в разных породах может указывать на постмагматический характер минерала, кристаллизовавшегося из гидротермальных растворов. Таусонит, ранее неизвестный в породах Ловозерского щелочного массива, обнаружен исключительно в породах пойкилитового комплекса. Минералогические характеристики таусонита — морфология, состав, ассоциация, позволяют связывать его образование с кристаллизацией из остаточного расплава-раствора при активном участии метасоматических процессов. Перовскит в Ловозерском массиве имеет ограниченное развитие. Кроме ксенолитов вулканогенно-осадочных пород, имеются сведение о единичной находке этого минерала в лампрофировой жиле. Образование перовскита связано с метасоматирующим воздействием щелочных пород на ксенолиты, что отражается в морфологии минерала и широких вариациях его химического состава. Полученные данные показали, что для всех установленных представителей подгруппы перовскита, несмотря на широкие изоморфные замещения, могут быть обозначены обособленные минералого-генетические позиции.



Необратимость процессов роста и растворения молекулярного кристалла в наномасштабе
Аннотация
Морфолого-кинетические характеристики непрерывного перехода через точку насыщения от растворения к росту на одних и тех же мономолекулярных ступенях на поверхности молекулярного кристалла доказывают, что рост и растворение в кинетическом режиме являются необратимыми процессами в наномасштабе. Экспериментальное моделирование с целью уточнения фундаментального вопроса об обратимости роста и растворения проведено с помощью атомно-силовой микроскопии (АСМ) при крайне малых скоростях кристаллизации малорастворимого модельного кристалла диоксидина в растворах низкой вязкости. Полученный результат расширяет понимание процессов роста кристаллов, протекающих вблизи равновесия.



НОВЫЕ МИНЕРАЛЫ
Новый природный слоистый двойной гидроксид Zn2Al(OH)6Cl·H2O из Лаврионского рудного региона (Греция)
Аннотация
Новый природный слоистый двойной гидроксид Zn2Al-Cl (СДГ) был обнаружен среди продуктов гипергенного изменения богатых сфалеритом руд на руднике Илларион, округ Лаврион, префектура Аттика, Греция. Он образует срастание с вермландитоподобным СДГ и неидентифицированными минеральными фазами. Химический состав (мас. %, электронный микрозонд, содержание H2O рассчитано по стехиометрии): ZnO 51.89, Al2O3 16.09, As2O5 1.83, Cl 10.08, H2O 22.87, —O=Cl2—2.28, сумма 100.50. Эмпирическая формула, рассчитанная на основе Zn + Al = 3 выглядит следующим образом: Zn2.01Al0.99(OH)5.94Cl0.90(AsO4)0.05×0.94H2O. Минералы ассоциации включают алюмоселадонит (фенгит), кварц, кальцит, смитсонит, адамит, недостаточно изученные СДГ и гётит. Новый природный Zn2Al-Cl СДГ встречается в виде агрегатов расщепленных пластинчатых кристаллов размером до 70 мкм в поперечнике и толщиной до 10 мкм. Он имеет твердость по шкале Мооса около 2, слюдоподобную спайность по (001), белый цвет и перламутровый блеск. Изученный в работе природный Zn2Al-Cl СДГ кристаллизуется в пространственной группе R-3m, параметры элементарной ячейки: a = 3.073(4), c = 23.14(3) Å, V = 189.1(6) Å3. Наиболее интенсивные линии порошковой рентгенограммы [d, Å (I,%) (hkl)]: 7.71 (100) (003), 3.857 (52) (006), 2.594 (29) (012), 2.307 (40) (015), 1.9585 (11) (018). Рассчитанная плотность составляет 2.78 г/см3. Природный Zn2Al-Cl СДГ оптически одноосный (+); w = 1.576(3), nmax = 1.592(3). Новый природный Zn2Al-Cl СДГ является Zn-аналогом хлормагалюминита, что объясняет сходство в их инфракрасных спектрах. Ближайшим структурным аналогом изученной фазы является айоваит-3R, тогда как хлормагалюминит известен только как 2H политип.



МИНЕРАЛЫ И ПАРАГЕНЕЗИСЫ МИНЕРАЛОВ
Высокоселенистый самородный теллур из Озерновского золоторудного месторождения (Камчатка) и особенности изоморфизма в природной системе теллур‒селен
Аннотация
На основании литературных и оригинальных данных сделана попытка охарактеризовать изоморфизм в ряду самородный теллур–самородный селен. Подробно описан высокоселенистый самородный теллур из Озерновского месторождения (Камчатка). Эта очень редкая разновидность самородного теллура здесь очень широко распространена. Теллур слагает гнезда и прожилки мощностью до 10 см и протяженностью иногда свыше 1 м, образует скопления игольчатых и столбчатых кристаллов длиной до 1 см. С ним ассоциируют кварц, диккит, пирит, малетойваямит, блеклые руды подгруппы голдфилдита, фишессерит, гачингит, богдановичит, парагуанахуатит. Содержание Se в озерновском теллуре варьирует от 0.00 до 29.9 мас.%; последнее значение отвечает формуле (Те 0.59Se0.41). Методами рентгеновской порошковой дифрактометрии и сканирующей электронной микроскопии подтверждена однородность и принадлежность к изоморфному ряду теллур‒селен селенистых разновидностей озерновского теллура с содержаниями Se 12.5, 17.8, и 29.5 мас.%. Вероятно, в природе реализуется полный изоморфный ряд в системе Se‒Te, однако в свете свежих литературных данных можно предположить, что и упорядоченные соединения этой системы могут формироваться в природных условиях. В обогащенных самородным теллуром рудах Озерновского месторождения выделен новый тип золоторудной минерализации с малетойваямитом и гачингитом в виде главных минеральных форм золота.



Ловерингит из краевой зоны Мончеплутона (Кольский полуостров)
Аннотация
Ловерингит (редкий минерал группы кричтонита) обнаружен в плагиоклазовом ортопироксените краевой зоны интрузии Ниттис-Кумужья-Травяная (НКТ) расслоенного Мончеплутона (Кольский полуостров), где он образует мелкие ксеноморфные зерна в интерстициях кристаллов бронзита, диопсида и плагиоклаза и сосуществует с богатыми Ti и Cr чермакитом и флогопитом, богатым Mg ильменитом, рутилом, поздними гидроксилсодержащими минералами — актинолитом, тальком, хлоритом, а также кварцем и альбитом. Средний состав ловерингита отвечает формуле (Ca0.61Ce0.21La0.15)0.97(Ti12.49Fe3+2.38Fe2+2.27Cr1.28Al0.95Zr0.84V0.45Mg0.37)21.03O38. По набору основных компонентов он идентичен ловерингиту из других расслоенных мафитовых комплексов. Присутствие несовместимых элементов (Zr, LREE, Hf, P), содержащихся не только в ловерингите, но и в сопутствующих акцессорных минералах — цирконе, бадделеите, монаците-(Ce) и хлорапатите, указывает на контаминацию пород краевой зоны интрузии НКТ кислым коровым веществом в процессах контактового взаимодействия с вмещающими архейскими гнейсами. Ловерингит образовался на позднемагматической стадии в результате фракционной кристаллизации остаточного расплава после формирования кумулятивных орто- и клинопироксенов и интеркумулусного плагиоклаза. Кристаллизация ортокумулята проходила при температуре около 940 °C (данные двупироксеновой геотермометрии), кристаллизация интеркумулята — при давлении 5.2 кбар (данные амфиболовой геобарометрии).



Высокоглиноземистый хлорсодержащий турмалин Терлигхайского месторождения ртути, Республика Тыва
Аннотация
Турмалин кварц-турмалиновых метасоматитов (турмалинитов) аргиллизитовой формации Терлигхайского месторождения ртути в Республике Тыва изучен с помощью микрорентгеноспектрального анализа, масс-спектрометрии с индуктивно-связанной плазмой и лазерным пробоотбором, инфракрасной спектроскопии и мёссбауэровской спектроскопии. Изученные турмалины классифицируются как фойтит и окси-фойтит; ряд составов относится дравиту, окси-дравиту, магнезио-фойтиту и окси-шерлу. Они обогащены Ca (адачиитовым компонентом) и Cl. Характерные замещения в турмалинах Mg ↔ Fe2+, Na + Mg ↔ X-вакансия + Al и Na + Si ↔ Ca + Al. Содержания большинства проанализированных микрокомпонентов в турмалине не превышают первых десятков граммов на тонну. Отношение Fe3+/Feобщ (18 %) в турмалине свидетельствует о слабоокислительных условиях формирования кварц-турмалиновых метасоматитов. Возможным источником хлора и бора во флюидах при образовании турмалина были эвапориты Тувинского прогиба.



ХРОНИКА


