Features of the clinical course and treatment of osteosarcoma in children

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The clinical course and treatment of osteosarcoma in 500 patients under the age of 16 are analyzed. The features of the disease at the indicated age include early metastasis and significant local spread of the tumor. The average time to detect metastases was 3.3 months. The epiphyseal cartilage plate is not an obstacle to tumor growth. The defeat of the knee joint was found in 65% of patients. The results of the primary amputation are unsatisfactory. Immediate amputation is indicated only in case of intoxication and the impossibility of carrying out combined treatment. In 52% of children, as a result of irradiation, tumor growth stopped. Radiation treatment at a dose of 60-90 Gy was used only in combination with surgery and chemotherapy, which was used before and after surgery and radiation. In connection with the early dissemination and significant spread of the tumor, a two-stage complex treatment was used.At the first stage, chemotherapy and radiation therapy were performed. In case of refusal of the operation or detection of metastases, such treatment became the main and final one. The second stage is a radical operation performed after 3-6 months in the absence of metastases and stabilization of tumor growth. This tactic facilitates the selection of patients for surgical treatment and avoids mutilation in children with an unfavorable course of the disease.

Full Text

Анализируется клиническое течение и лечение остеогенной саркомы у 500 больных в возрасте до 16 лет включительно. К особенностям заболевания в указанном возрасте отнесены раннее метастазирование и значительное местное распространение опухоли. Средний срок выявления метастазов составил 3,3 мес. Эпифизарная хрящевая пластинка не является препятствием для роста опухоли. Поражение коленного сустава обнаружено у 65% больных. Результаты первичной ампутации неудовлетворительны. Немедленная ампутация показана лишь при интоксикации и невозможности проведения комбинированного лечения. У 52% детей в результате облучения наступила остановка роста опухоли. Лучевое лечение в дозе 60-90 Гр применялось только в комбинации с операцией и химиотерапией, которая использовалась до и после операции и облучения. В связи с ранней диссеминацией и значительным распространением опухоли применялось двухэтапное комплексное лечение, На первом этапе проводилась химио и лучевая терапия. В случае отказа от операции или выявления метастазов такое лечение становилось основным и окончательным. Второй этап — радикальная операция, выполняемая через 3-6 мес при отсутствии метастазов и стабилизации роста опухоли. Такая тактика способствует отбору больных для хирургического лечения и позволяет избежать калечащих операций у детей с неблагоприятным течением заболевания.
Одной из трудных проблем онкологии остается лечение злокачественных опухолей костей. Обычно эти опухоли у взрослых и у детей рассматриваются вместе, без учета особенностей растущего организма. В то же время анализ течения и результатов лечения злокачественных опухолей костей в разных возрастных группах подтверждает менее благоприятный прогноз у детей, что указывает на необходимость дифференцированного изучения данной патологии [7, 10, 12-14, 18, 24, 28].
Среди злокачественных опухолей костей у детей наиболее часто встречается остеогенная саркома, поэтому проблема лечения злокачественных опухолей костей — это прежде всего проблема терапии остеогенной саркомы.
Анализ клинического течения остеогенной саркомы у 500 наблюдавшихся нами детей и подростков до 16 лет включительно позволяет утверждать, что для этого возраста характерен быстрый и бурный рост опухоли. Наши данные нс подтверждают распространенного мнения о якобы позднем обращении родителей с больными детьми в поликлинику. Появление болей или болезненной припухлости и хромоты в 72% случаев вынуждало родителей в сроки от нескольких дней до 1 мес обратиться за медицинской помощью. Однако, несмотря на раннее обращение, 80% всех больных детей поступили в специализированные лечебные учреждения не в начале, а в разгар болезни, через 2-6 мес. Это объясняется тем, что половине из них (52%) на этапах, предшествующих поступлению в профилированную клинику, в среднем в течение 75 дней проводилось лечение по поводу самых разнообразных заболеваний. В связи с этим большинство детей и подростков поступают в клинику с массивной опухолью, распространяющейся по длиннику кости более чем на 10-15 см, что отрицательно влияет на прогноз.
Помимо врачебных просчетов, когда в результате недостаточной онкологической настороженности недооцениваются клинико-рентгенологические данные, нельзя не учитывать и такой фактор, как существование вариантов безболезненного течения остеогенной саркомы. Принято считать, что злокачественность процесса характеризуется прежде всего болевым синдромом различной выраженности. Однако не менее чем у 20% больных детей и подростков остеогенная саркома протекала безболезненно на протяжении всего периода заболевания. По-видимому, это одна из печальных особенностей клинического течения остеогенной саркомы у детей.
Анализ показал, что при использовании рутинных методов рентгенологического обследования (обзорная рентгенография и томография) метастазы при поступлении в клинику были выявлены у 20% детей, а через несколько недель от начала лечения — еще у 10% больных. По данным зарубежных авторов [26], метастазы были выявлены у 15-23% первично поступивших детей, причем спустя 1 мес после поступления число детей с метастазами остеогенной саркомы возросло до 38%. Внедрение в практику компьютерной томографии органов грудной клетки позволило нам выявить не определявшиеся ранее так называемые субклинические метастазы еще у 20% вновь поступивших больных. Таким образом, не менее 50% больных детей поступают уже с метастазами, средний срок выявления которых составил 3,3± 0,5 мес от появления первых симптомов заболевания [2]. В течение первых 6 мес метастазы, преимущественно в легких, выявлены у 71,2% больных детей, а через 1 год — у 97,5% [1]. Независимо от возраста больных Л.А. Еремина [12] обнаружила поражение легких у 94,9% пациентов лишь к 18 мес.
Комплексное рентгенологическое обследование больных с локализованной формой остеогенной саркомы, включающее, помимо рентгенографии и томографии, ангиографию, в сопоставлении с морфологическим изучением операционного материала позволило установить в 65,9% случаев вовлечение в опухолевый процесс мягкотканных элементов коленного сустава (связки, завороты и капсула) Высокое расположение суставной сумки на бедре, особенно по передней его поверхности, над эпифизарной хрящевой зоной, анатомически предрасполагает к переходу опухоли на коленный сустав [4]. Кроме того, целенаправленное изучение состояния эпифизарного хряща в рентгенологическом отображении показало, что эпифизарная хрящевая пластинка нс является препятствием для распространения опухоли на эпифиз. Опухоль может проникнуть в эпифиз или непосредственно, по контакту, путем разрушения эпифизарного хряща, или трансэпифизар но, по сосудистым каналам, поражая эпифиз у 64% больных [3, 16, 23]. Трансэпифизарное распространение опухоли позволяет объяснить, почему при органосохраняющих операциях местные рецидивы были обнаружены, по данным Н.Н. Трапезникова и Л.А. Ереминой [22], у 60% больных остеогенной саркомой.
Таким образом, бурное и быстрое развитие болезни, сопровождающееся значительным разрушением кости, с вовлечением в опухолевый процесс более чем у половины больных мягкотканных элементов сустава, раннее, на протяжении буквально нескольких месяцев от начала заболевания гематогенное метастазирование — вот те особенности биологического и клинического течения остеогенной саркомы у детей и подростков, которые должны учитываться при лечении.
Не подлежит сомнению, что в основе успеха лечения остеогенной саркомы у детей лежит правильный выбор того или иного его метода. Чаще всего этот выбор определяется стадией процесса, степенью местного распространения опухоли и общим состоянием больного ребенка. Такой подход обусловливал применение в каждом конкретном случае методов лучевой и лекарственной терапии наряду с хирургическим вмешательством.
Хирургический метод в виде ампутации и экзартикуляции, к сожалению, остается основным у большинства больных детей, находящихся на лечении в травматологических и хирургических отделениях. При этом в настоящее время не имеется ни теоретических, ни практических предпосылок к улучшению результатов лечения больных остеогенной саркомой посредством ампутации, которая обеспечила 3-летнюю выживаемость лишь у 13-16% больных [5, 17, 21]. Мы разделяем мнение Н.Н. Трапезникова и Л. А. Ереминой [22] о том, что "ни продолжающееся совершенствование оперативной техники, ни расширение границ оперативного вмешательства уже не оказывают существенного влияния на отдаленные результаты лечения". Быстрое выявление легочных метастазов непосредственно после ампутации, а также математические расчеты темпов их роста [15, 20] дают полное основание усомниться в необходимости хирургического вмешательства у всех детей, поступающих в стационар. Результаты хирургического лечения нс зависят от срока операции, т.с. длительность заболевания до операции нс влияет на прогноз: ранняя ампутация у детей нс всегда приводит к благоприятному исходу и наоборот. Немедленная операция у детей как вынужденная мера носит паллиативный характер и целесообразна при больших размерах опухоли с выраженной интоксикацией и невозможности проведения комбинированного лечения.
Эффективность лучевого лечения остеогенной саркомы, которая обладает радиорезистентностью, крайне низка. По сводным данным литературы, 5-летняя выживаемость после лучевого лечения остеогенной саркомы составляет в среднем 2,2% [10]. По нашим наблюдениям, ни один ребенок после лучевого лечения не прожил 3 лет. Тем не менее изучение рентгенологических данных показало, что в течение 1-го месяца после лучевого лечения локальная стабилизация патологического процесса независимо от разновидности саркомы наступила у 53% детей. Следовательно, рентгенологические данные свидетельствуют о том, что остеогенная саркома более чем в половине случаев чувствительна к у-излучснию. Поэтому мы не можем говорить об абсолютной радиорезистентности этой опухоли у детей. Иаши данные подтверждаются результатами морфологических исследований Н.Ю. Полонской [19], которая, выделив морфологические варианты остеогенной саркомы, различает радиорезистентные и радиочувствительные се виды. Автор отмечает достоверную зависимость эффективности лучевой терапии от морфологического варианта саркомы. Лучевое лечение на современном этапе используется только как компонент комбинированной терапии. При комбинации лучевого и оперативного методов лечения остеогенной саркомы у детей следует руководствоваться прежде всего четким представлением о роли и месте каждого метода.
При сочетании облучения с операцией худшие результаты были получены в тех случаях, когда операция производилась при отсутствии эффекта лучевого лечения и продолжающемся росте опухоли. Отдаленные метастазы в этой группе выявлены в течение 1 мсс после операции у 30% больных, а средняя продолжительность жизни умерших составила 7,О±О,7 мсс. Выживаемость существенно не отличалась от таковой при только оперативном лечении [11 |. В то же время в случаях, когда использовались те же дозы облучения, но операция выполнялась при явном клиническом эффекте лучевой терапии, в условиях остановки роста опухоли, метастазы в течение 1-го месяца после операции выявлены лишь у 9% больных, а средняя длительность жизни умерших составила 16,0±2,0 мес от момента операции. Следовательно, об относительно лучшем прогнозе при комбинации лучевого и оперативного методов лечения можно говорить лишь тогда, когда к опухоли подводятся дозы порядка 60-90 Гр, а радикальная операция выполняется в условиях клинически и рентгенологически установленного прекращения роста опухоли и отсутствия метастазов. Немедленная операция при продолжающемся росте опухоли во время лучевого лечения или непосредственно после облучения должна производиться в связи с продолжающимися болями, интоксикацией и ухудшением общего состояния больного ребенка.
Лекарственная терапия заняла в настоящее время прочное место в лечении опухолевых заболеваний костей. Несмотря на то что возможности химиотерапии еще очень ограничены, современный план лечения больного со злокачественной опухолью кости обычно включает использование на определенном этапе специфической лекарственной терапии |6, 9 |. Развитию химиотерапии при остеогенной саркоме послужило обнаружение эффективности противоопухолевых антибиотиков (адриамицин, карминомицин), антиметаболита метотрексата в высоких дозах с антидотом лейковорином и производных платины [9, 25, 27].
Мы применяли неоадъювантную и адъювантную химиотерапию, которая предусматривала введение лекарственного препарата как до, так и после операции или облучения. Наряду с системным введением препаратов использовали и внутриартериальный способ, рассматривая его как один из методов регионарной химиотерапии, благодаря которой создается местная терапевтическая концентрация препарата [8]. Внутриартериально препарат вводили в магистральный сосуд через катетер. В настоящем сообщении мы не анализируем результаты лечения в зависимости от вида препарата, но сравнение групп больных, получавших системную и внутриартериальную химиотерапию, показало, что регионарная инфузия давала четкий и выраженный местный противоболевой эффект; у большего числа больных наблюдалось уменьшение размеров опухоли, ни в одном случае не отмечено ее увеличения. Регионарная инфузия позволила без увеличения общего токсического действия интенсифицировать лекарственную терапию, существенно сократить длительность лечения и улучшить непосредственные результаты. Однако в отдаленные сроки наблюдения достоверного влияния способа введения препарата на относительную частоту рецидивов и сроки метастазирования нс выявлено. Некоторое увеличение 3-летней выживаемости после регионарной химиотерапии существенно не отличалось от результатов системной химиотерапии.
3-летняя выживаемость после комбинации операции с лучевой терапией или химиолечением, а также после облучения с химиолечснием не имеет существенных различий (соответственно 21,4, 22,7 и 23%). Сравнительный анализ показывает, что ни один из методов на сегодня нс решает проблему лечения остеогенной саркомы у детей. Существующими методами терапии мы влияем лишь на местный процесс, что не определяет общий прогноз заболевания.
С учетом особенностей клинического течения и местного распространения остеогенной саркомы у детей и подростков мы рекомендуем комплексную терапию — двухэтапное комбинированное лечение, при котором химиотерапия и облучение применяются на первом этапе для устранения болей, интоксикации и остановки роста опухоли. В случае отказа больного (родителей) от операции или при раннем выявлении метастазов химиолучевое лечение приобретает значение основного и окончательного метода. При отсутствии метастазов вторым, завершающим этапом становится радикальная операция, производимая через 3-6 мсс после химиотерапии и лучевого лечения. Так как метастазы выявляются чаще всего в течение полугода от начала лечения, предшествующая терапия способствует отбору больных для радикального хирургического вмешательства. Такая тактика позволяет избежать калечащих операций у детей с особенно неблагоприятным течением заболевания.
В настоящее время первичное лечение детей, больных остеогенной саркомой, должно быть комбинированным и органосохраняющим. Мы понимаем под органосохраняющим лечением не столько соответствующие операции, сколько планирование и проведение комбинированной терапии с сохранением и обеспечением на каждом этапе всей возможной полноты жизнедеятельности больного ребенка. Рациональное планирование лечения первичной опухоли является составной частью реабилитационных медицинских мероприятий, которые входят в социальную реабилитацию. Ортопедические реабилитационные мероприятия только намечаются, они сложны, так как связаны с продолжающимся ростом ребенка, но их актуальность нс вызывает сомнений.

×

About the authors

B. A. Bizer

Medical Radiological Research Center Obninsk

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Obninsk, Russia

References

  1. Афанасова И.В., Бизер В.Л., Свиридова Р.И. //Вести, рентгенол.— 1979.— № 4.— С. 66-70.
  2. Бизер В.А. Клиника и комбинированные методы лечения первичных злокачественных опухолей костей у детей: Дис: ... д-ра мед. наук.— М., 1974.
  3. Бизер В.А., Паршин В.С. //Опухоли опорно-двигательного аппарата.— М., 1981.— Вып. 8.— С. 32-39.
  4. Бизер В.А., Цыб А.Ф., Паршин В.С. //Ортопед, травматол.— 1985.—№ 8.—С. 32-36.
  5. Бизер В.А. //Злокачественные новообразования у детей.— Душанбе, 1988.—С. 83-87.
  6. Блохин Н.Н., Переводчикова П.И. Химиотерапия опухолевых заболеваний.— М., 1984.
  7. Волков М.В. Первичные опухоли костей у детей: /Рас познавание и хирургическое лечение/.— М., 1962.
  8. Гаспарян С. А., Островерхое Г.Е., Трапезников П.Н. Региональная длительная внутриартериальная химиотера пия злокачественных опухолей.— М., 1970.
  9. Горбунова В.А. //Опухоли опорно-двигательного аппара та.— М., 1981,—Вып" 8.—С. 13-22.
  10. Елашов Ю.Г. Оценка эффективности лучевого и комби нированного лечения первичных злокачественных опухолей костей: Дис. ... д-ра мед. наук.— М., 1973.
  11. Елашов ЮГ, Гунько Р.И., Забродина А.В. //Результаты и перспективы предоперационного облучения опухолей.— Обнинск, 1986.—С. 111-112.
  12. Еремина Л.А. Разработка методов лечения первичных злокачественных опухолей костей: Дис. ... д-ра мед. наук,— М., 1979.
  13. Еремина Л. А., Кутателадзе Т.О., Квашнина В. И., Синюков П.А. //Опухоли опорно-двигательного аппара та.—М., 1981—Вып. 8. — С. 6-13.
  14. Кныш И.Г. //Ортопед, травматол.— 1971.—№ 5.—С. 1-9.
  15. Марморштейн С.Я., Кунин П.Е. и др. //Вопр. онкол.— 1971.—№ 9.—С. 42-47.
  16. Паршин В. С. Рентгенодиагностика местного распростра нения остеогенной саркомы трубчатых костей: Дис. ... канд. мед. наук. — Обнинск, 1983.
  17. Пашков Ю.В. Лечение детей с остеогенной саркомой: Дис. ... д-ра мед. наук.— М., 1989.
  18. Позднухов Л.Г. Материалы к диагностике и лечению некоторых форм первичных злокачественных опухолей костей: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук.— Алма-Ата, 1969.
  19. Полонская Н.Ю. Опухоли костей: /Цитологическая диаг ностика и терапевтический паюморфоз/: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук.— М., 1984.
  20. Рыбакова Н.И., Тихонова Л.П. //Вести, рентгенол.— 1964.—№ 4.—С. 15-20.
  21. Соловьев Ю.И. //Вопр. онкол.— 1983.—№ 4.— С. 21-23.
  22. Трапезников Н.Н., Еремина Л.Л. //Опухоли опорно-дви гательного аппарата.— М., 1984.— Вып. 9.— С. 3-7.
  23. Цыб А.Ф., Бизер В.А., Партин В.С. //Вести, рснтгенол.— 1982,—№ 6.—С. 35-40.
  24. Coley В., Pool J. //Ann. Surg.— 1940.—Vol. 112, № 5.— P. 1114-1128.
  25. Either F., Rosen G. //Seminars in Oncol.— 1989.— Vol 16, № 4.—P. 312-322.
  26. Farrell C., Kramer S., Torpie E. et al. //Symposium Osseum. — London, 1970.—P. 138-139.
  27. Jaffe N., Frei E. et al. //Cancer Treat. Rep.— 1978.— Vol. 62,—P. 259.
  28. Price С. //I. Bone. Jt Surg.— 1961.—Vol. 43B, №2,- P. 300-313.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Eco-Vector



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77-76249 от 19.07.2019.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies