To the 90th birthday of professor Stanislav Alekseevich Bugrov



Cite item

Full Text

Abstract

June 10, 2020 it is the 90th anniversary of the birth of major General of the medical service, doctor of medical Sciences, Professor, honored doctor of Russia, head of the State research and testing Institute of aviation and space medicine of the Ministry of defense of the Union of Soviet Socialist Republics (1984-1988), head of the air force aviation and space medicine service - Deputy head of the Central military medical Department of the Ministry of defense of the Union of Soviet Socialist Republics (1988-1991), Head of the faculty of training doctors for the Air force of the S.M. Kirov Military Medical Academy (from 1975 to 1982), Chairman of the State medical Commission for selection of cosmonauts, Chairman of the State Commission for the preparation and launch of a series of biosatellites «Cosmos», co-chair of the subgroup «Space medicine» joint Soviet-American working group on space exploration (1988-1991), member of the International Academy of Astronautics, a member of the fighting in Afghanistan, Chevalier of the order of the red Star, «For service to Motherland in the Union of Soviet Socialist Republics Armed forces» III degree, and numerous medals, veteran of the Armed forces of the Russian Federation, honorary doctor of the State research and testing Institute of the Ministry of defense of the Russian Federation (aviation and space medicine) and honorary Professor of the Voronezh N.N. Burdenko state medical University.

Full Text

Станислав Алексеевич Бугров родился 10 июня 1930 г. в Ярославле в семье кадрового военного. Жизненный путь будущего генерала С.А. Бугрова начинался как у многих тысяч молодых людей, детство которых круто изменила Великая Отечественная война. Учеба в Воронежском суворовском училище (1943–1948), окончание средней школы в Тирасполе (1950), четыре курса Одесского медицинского института им. Н.И. Пирогова (1950–1954) и завершение врачебного образования врача на военно-медицинском факультете при Саратовском государственном медицинском институте (1954–1956).

 

Станислав Алексеевич Бугров

 

В период дальнейшей шестилетней службы в авиационных частях на Дальнем Востоке молодой авиационный врач Станислав Алексеевич Бугров хорошо прочувствовал сложную психологию и специфику нелегкого летного труда, на практике ощутил результаты влияния различных факторов полета на функциональное состояние и психофизиологическую надежность летчика. Здесь он впервые проявил свои разносторонние организаторские способности, умение решать медицинские проблемы в интересах обеспечения безопасности полетов, сохранения работоспособности летного состава, навыки эффективной организации отдыха летчиков после полетов и во время отпусков.

С 1962 г. С.А. Бугров, пройдя жесткий конкурс, продолжил службу в цитадели авиационной медицины и «колыбели» космической медицины – Государственном научно-исследовательском испытательном институте авиационной и космической медицины (ГНИИИ АиКМ) Министерства обороны Союза Советских Социалистических Республик (МО СССР). В течение трех лет он подготовил и защитил в Академии медицинских наук (АМН) СССР блестящую физиологическую диссертацию, посвященную влиянию перегрузок на функции внутренних органов и обмен веществ.

В 1966 г. Станислав Алексеевич принял участие в сложном и длительном эксперименте в первой отечественной сурдокамере в качестве нештатного испытателя. Значение этого первого отечественного эксперимента с длительной изоляцией (68 суток) для мировой науки пока только частично раскрыто в известной монографии О.Н. Кузнецова и В.И. Лебедева [8]. Личные впечатления главного участника пионерского эксперимента в сурдокамере содержатся в дневнике, который каким-то чудом сохранился до наших дней.

Важно упомянуть название этого необычного дневника, отражающего дух той великой эпохи «первых в космосе» и тех непростых социальных условий, в которых проходил этот засекреченный тогда эксперимент. Оно было сформулировано Станиславом Алексеевичем следующим образом: «Начата летопись сия со времени 28 июня 1966 года добровольным испытателем-затворником С.А.Б.». Следует подчеркнуть, что его оценки и заключения отнюдь не во всех случаях были благоприятными, но всегда отличались критичностью и самокритичностью, что весьма редко встречается в настоящее время.

Уникальный изоляционный эксперимент открыл тогда, как позднее оказалось, новое крупное направление в космической медицине, связанное с наземным моделированием длительных орбитальных и межпланетных полетов. Позднее оно было очень серьезно развито в Институте медико-биологических проблем после перехода в него из ГНИИИ АиКМ генерал-майора медицинской службы Олега Георгиевича Газенко, которого С.А. Бугров всегда считал одним из своих главных учителей.

Во всех своих научных изысканиях С.А. Бугров проявлял себя последовательным физиологом и гигиенистом. Им проведены многочисленные исследования и натурные испытания с целью повышения устойчивости организма к действию факторов авиационного и космического полетов, разработаны перспективные составы неприкосновенных аварийных запасов в различных климатогеографических зонах, изучена роль перекисного окисления липидов и антиоксидантной системы организма в поддержании работоспособности летного состава. Станислав Алексеевич принял активное участие в ряде экспедиций с целью подготовки человека к выживанию в различных климатогеографических зонах и обоснования рекомендаций летному составу и космонавтам по обеспечению жизнедеятельности в экстремальных условиях. На этой основе им разработана концепция сбалансированного энергопластического обеспечения деятельности летчика. Всё это и многое другое является существенным научным вкладом в авиакосмическую медицину прошлого века.

В 1975 г. С.А. Бугров был назначен начальником факультета подготовки авиационных врачей Военномедицинской академии им. С.М. Кирова. Его приход в систему военного образования выявил разумные реформаторские способности военного ученого, начиная от авиационной символики формы слушателей и заканчивая четкой привязкой профильных кафедр академии к факультету подготовки врачей для Военно-воздушных сил (ВВС). Вся его деятельность этого периода была направлена на продуманное совершенствование профессиональной подготовки слушателей и курсантов к будущей самостоятельной работе в качестве авиационных врачей.

В этой должности он всеми силами поддерживал слушателей факультета в их стремлении связать жизнь с военной медициной, наукой, авиацией и космонавтикой, призывал их к активному участию в работе военно-научного общества академии. Все это ему удавалось. Станислав Алексеевич активно участвовал в распределении молодых врачей после окончания академии, максимально обеспечивая возможности для занятия научными исследованиями, и внимательно следил за их дальнейшей служебной и научной судьбой.

Вернувшись в 1982 г. в ГНИИИ АиКМ на должность заместителя начальника, а затем и начальника (1984 г.), С.А. Бугров проявил замечательный талант руководителя, способного чётко поставить задачу, сформулировать научную проблему и организовать эффективный контроль её решения. Он внес весомый вклад в разработку вопросов медицинского контроля за летным составом, в создание и совершенствование системы обеспечения жизнедеятельности экипажей летательных аппаратов.

В этот период С.А. Бугров организовывал крупные медико-психологические исследования, направленные на эффективное использование авиации ограниченным контингентом войск в Афганистане. Были разработаны конкретные рекомендации по нормированию летной нагрузки, проведению реабилитационных мероприятий и организации оказания адресной медицинской помощи с использованием авиации.

До конца своей творческой жизни С.А. Бугров много и плодотворно занимался вопросами совершенствования системы профессионального медицинского и психологического отбора космонавтов, повышением роли врачебно-летной экспертизы летного состава и космонавтов и продлением их профессионального долголетия.

В 1988 г. Станислав Алексеевич назначен заместителем начальника Центрального военно-медицинского управления СССР — начальником службы авиационной и космической медицины ВВС. Вступив в эту должность, С.А. Бугров начал активно заниматься вопросами переоснащения лечебных учреждений современной диагностической и лечебной аппаратурой, а также подготовкой кадров, способных ее эффективно эксплуатировать в целях улучшения диагностики и повышения эффективности лечения и сокращения сроков пребывания летного состава в лечебных учреждениях.

Руководимой С.А. Бугровым службой было обращено пристальное внимание на то, что дегенеративно-дистрофические заболевания позвоночника как следствие действия пилотажных перегрузок, перегрузок при посадке, катапультировании и парашютных прыжках получили широкое распространение и стали одной из главных причин преждевременной дисквалификации летного состава. В связи с этим С.А. Бугров стал одним из инициаторов исследований в интересах обоснования эффективных методов и средств продления летного долголетия. Результаты исследований легли в основу подготовки и издания в 1992–1993 гг. капитального двухтомного «Справочника авиационного врача» (один из ответственных редакторов – С.А. Бугров), в котором особое внимание уделено вопросам клинической авиационной медицины, методам и способам восстановления психофизиологической надежности летного состава.

При его непосредственном участии разработан ряд руководящих и методических указаний по медицинскому обеспечению авиационных специалистов, решались актуальные проблемы комплексной оптимизации летного труда, проводилась большая работа по внедрению научно обоснованных рекомендаций в интересах повышения боевой эффективности авиации и обеспечения безопасности полетов.

При его деятельном участии готовились к печати и были изданы многочисленные сборники научных трудов, справочники и пособия для авиационных врачей и летного состава. В них подробно представлены актуальные вопросы организации и тактики медицинской службы, в том числе по оказанию медицинской помощи пострадавшим в авариях и катастрофах с использованием авиационного транспорта.

Концепция профессионального здоровья, родившаяся впервые в ГНИИИ АиКМ в 80-х гг. прошлого века, благодаря организационным усилиям генерала Станислава Алексеевича Бугрова и его замечательной творческой команды единомышленников (В.А. Пономаренко, Г.П. Ступаков, И.Д. Пестов, Э.В. Лапаев и многие другие) в буквальном смысле «зашагала» по стране.

Наступил драматический для истории великой страны 1991-й год…

После увольнения в конце 1991 г. Станислав Алексеевич с 1994 г. плодотворно работал главным специалистом в родном институте. При его непосредственном участии в авиационных частях и лечебных учреждениях получила развитие и практическое воплощение концепция реабилитации летного состава. На основе нового подхода были разработаны и внедрены эффективные методы и средства закаливания организма, профилактики заболеваний и восстановления функционального состояния летного состава, заметно сократился период ввода в строй летчиков после заболеваний и длительных перерывов в летной работе. Продолжал Станислав Алексеевич и свою экспертно-аналитическую работу в области космической медицины.

Станислав Алексеевич – автор более 160 научных работ. Под его руководством подготовлены и защищены 2 докторских и 10 кандидатских диссертаций. В марте 2003 г. на заседании ученого совета ГНИИИ военной медицины Российской Федерации (РФ) профессор С.А. Бугров в составе творческого коллектива авторов работы «Разработка и внедрение в практику формирования и сохранения здоровья лиц опасных профессий и населения новых технологий экстремальной, авиакосмической и восстановительной медицины» был выдвинут на премию Правительства РФ в области науки и техники. Однако преждевременная смерть 20 марта 2003 г. от тяжелой болезни помешала ему получить это звание, заслуженное всей его замечательной творческой жизнью.

Следует всегда помнить, что С.А. Бугров был и остается в памяти знавших его мощной неординарной, интеллектуальной и даже в чем-то романтической личностью. Многим современным руководителям в области науки следует позавидовать его необычайной административной хватке, способности отличать бездарность от таланта и разбираться в творческом мышлении ученого, врача и инженера, его высокой самоотдаче, преданности делу, а не отдельным личностям, умению быстро и верно выделять главное в проблеме и каждом человеке, его целеустремленности и порядочности при достижении высоких жизненных целей.

После ухода из жизни Станислава Алексеевича Бугрова его личные заслуги и творческие достижения увековечены 12 апреля 2005 г. почетной мемориальной доской на территории ГНИИИ АиКМ – ныне Научно-исследовательский центр авиационно-космической медицины и военной и эргономики Центральный научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил Минобороны России.

×

About the authors

I. B. Ushakov

State Research Center - Burnasyan Federal Medical Biophysical Center of Federal Medical Biological Agency

Author for correspondence.
Email: vmeda-rio@mil.ru
Russian Federation, Moscow

A. A. Blaginin

Military Medical Academy. S. M. Kirov

Email: vmeda-rio@mil.ru
Russian Federation, Saint Petersburg

S. I. Lustin

Pushkin Leningrad State University

Email: vmeda-rio@mil.ru
Russian Federation, Saint Petersburg

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Stanislav Alekseevich Bugrov

Download (890KB)

Copyright (c) 2020 Ushakov I.B., Blaginin A.A., Lustin S.I.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 77762 от 10.02.2020.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies