Влияние полиморфизма CCR5DELTA32 на клиническое течение острой респираторной вирусной инфекции



Цитировать

Полный текст

Аннотация

В Вооруженных силах Российской Федерации распространение гриппа и острых респираторных вирусных заболеваний дополнительно связано с особенностями воинской службы (адаптация новобранцев, казарменное размещение, военно-профессиональные и экологические воздействия) и является важнейшей проблемой военной медицины. Грипп и острые респираторные вирусные инфекции характеризуются интенсивностью эпидемического процесса с широким географическим распространением, а также высокой частотой развития осложнений с летальным исходом. Установлено, что индивидуальная реакция иммунной системы в ответ на воздействие инфекционных агентов отличается высокой вариабельностью. Вариабельность индивидуального ответа на воздействие этиологических агентов - возбудителей острых респираторных вирусных заболеваний - повышает значимость поиска молекулярных факторов, детерминирующих варианты патогенеза данной инфекционной патологии, для формирования групп риска развития тяжелого и осложненного клинического течения, а также разработки индивидуального подхода к терапии. Молекулярно-генетический анализ полиморфизма ключевых генов, определяющих эффективность иммунного ответа, позволяет прогнозировать предрасположенность к возникновению, тяжесть клинического течения и осложнения инфекционной патологии. Рассматривается взаимосвязь между носительством аллеля CCR5DELTA32 и повышением уровня заболеваемости, тяжестью течения и риском развития осложнений при гриппе и острой респираторной вирусной инфекции. Мутация CCR5DELTA32 уменьшает функциональную активность соответствующего рецептора на поверхности клетки и тем самым может редуцировать миграцию лейкоцитов в очаги поражения, снижая эффективность противовирусной защиты. Предполагается, что аллель CCR5DELTA32 можно считать потенциальным прогностическим маркером неблагоприятного течения заболеваний вирусом гриппа и использовать для разработки индивидуального терапевтического подхода.

Полный текст

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), грипп и острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) занимают лидирующее положение в структуре инфекционных заболеваний, наносят огромный социально-экономический ущерб и являются ежегодной причиной около 2 млн смертей в мире. В Российской Федерации число ежегодно болеющих гриппом и ОРВИ другой этиологии достигает 30 млн человек и более, а ежегодный суммарный экономический ущерб оценивается в 40 млрд рублей, что составляет около 80% ущерба от всех инфекционных болезней [5]. В Вооруженных силах Российской Федерации (ВС РФ) распространение гриппа и ОРВИ дополнительно связано с особенностями воинской службы (адаптация новобранцев, казарменное размещение, военно-профессиональные и экологические воздействия) и является важнейшей проблемой военной медицины.

Наиболее распространенными возбудителями ОРВИ являются вирусы гриппа типа А и В, парагриппа 1-4 типов, респираторно-синцитиальный-, адено-, рино-, короно-, бока- и метапневмовирусы.

В большинстве случаев ОРВИ протекают доброкачественно в течение 2-5 дней при благоприятном исходе. Однако, по данным ВОЗ у 10-30% госпитализированных больных возможно развитие осложненных форм, что значительно уменьшает шансы больного на благоприятный исход заболевания. Осложненные формы течения заболевания характеризуются развитием неотложных состояний, являющихся результатом крайне тяжелого, гипертоксического течения инфекции, а также развитием вторичных бактериальных осложнений [5]. К особенностям поражения легких при тяжелой гриппозной инфекции относят быстро прогрессирующее развитие пневмонии, острой дыхательной недостаточности и острого респираторного дистресс-синдрома. Одним из наиболее опасных осложнений гриппозной инфекции является развитие пневмонии, которая диагностируется у 5-38% пациентов при инфицировании гриппом А и у 10% - гриппом В [1].

Известно, что основными причинами смерти больных с тяжелым/осложненным течением гриппа являются острая дыхательная недостаточность (ОДН), а также септические состояния, которые сопровождаются развитием полиорганной недостаточности [4].

Вариабельность индивидуального ответа на воздействие этиологических агентов - возбудителей ОРВИ повышает значимость поиска молекулярных факторов, детерминирующих варианты патогенеза данной инфекционной патологии, для формирования групп риска развития тяжелого и осложненного клинического течения, а также разработки индивидуального подхода к терапии.

В связи с этим отдельного внимания заслуживают данные ранее проведенных исследований, свидетельствующие о наличии взаимосвязи между носительством полиморфного аллеля CCR5 32 и повышением уровня заболеваемости, тяжестью течения и риском развития осложнений при некоторых вирусных инфекциях.

Белок CCR5 является членом подкласса рецепторов - хемокинов класса интегральных мембранных белков и представляет собой белок адгезии, сопряженный с G-белком. Мутация D32 (Delta 32) в гене CCR5 впервые была обнаружена в 1996 г. при изучении генетических механизмов естественной резистентности к вирусу иммунодефицита человека 1-го типа (ВИЧ-1). Делеция 32 пар нуклеотидов, соответствующая второй петле трансмембранного белка, приводит к сдвигу рамки считывания, что вызывает преждевременное окончание трансляции, и образующийся белок лишается трех трансмембранных сегментов. Такой рецептор теряет функциональность, а гомозиготные носители данного полиморфизма приобретают устойчивость к заражению ВИЧ-1. Гетерозиготы имеют в два раза более низкое количество рецепторов CCR- 5, что значительно замедляет репликацию вируса и прогрессию заболевания.

Известно, что интегральный мембранный белок CCR5 является одним из ключевых хемокиновых корецепторов, способствующих инфицированию вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) CD4+-клеток. При отсутствии белка CCR5 ВИЧ может связаться с клеткой через целевой рецептор CD4, но процесса активации конформационных изменений, приводящих к слиянию вирусной оболочки и клеточной мембраны, не происходит.

Вместе с тем данный белок-рецептор ассоциирован с Th-1 иммунным ответом и является регулятором хемотаксиса моноцитов, Т-лимфоцитов, NK-клеток, дендритных клеток, эозинофилов и базофилов, оказывая прямое действие [3]. Мутация CCR5 32 уменьшает функциональную активность соответствующего рецептора на клеточной поверхности и тем самым может редуцировать миграцию лейкоцитов в очаги поражения, снижая эффективность противовирусной защиты.

Более поздние исследования по изучению биологической роли полиморфизма CCR5 32 позволили установить, что помимо ВИЧ-протективного действия данный аллель связан с повышенным риском развития вирусной инфекции с осложненным течением и высоким процентом летальных исходов [12]. Установлено, что гомозиготность по аллелю CCR5 32 достоверно является фактором риска развития симптоматической инфекции, вызванной вирусом лихорадки Западного Нила, и коррелирует с тяжестью клинического течения вирусного клещевого энцефалита [9]. Он является причиной осложнений при вакцинации живой вакциной против желтой лихорадки [6]. Помимо оценки роли данной иммуногенетической детерминанты на особенности клинического течения флавивирусных инфекций дополнительно изучалось влияние данного полиморфизма на патогенез некоторых ортомиксови- русных инфекций, в частности - вируса гриппа [13]. В модельной группе лабораторных мышей с нокаутом CCR5 было продемонстрировано увеличение смертности при инфицировании вирусом гриппа типа А [10].

Однако данные клинических исследований, полученные после обследования пациентов пострадавших от пандемии вируса гриппа типа А (H1N1) в 2009 г. оказались достаточно противоречивыми. Y. Keynan et al. [8], M. Sironi et al. [13] в 2010 г. исследовали небольшие по размеру выборки пациентов (20 и 29 человек соответственно) и пришли к прямо противоположным выводам относительно прогностической роли CCR5 32. С другой стороны, более достоверные данные, полученные A. Falcon [7] при молекулярно-генетическом анализе 171 клинического образца 86 женщин и 85 мужчин (11 посмертных образцов) с подтвержденным диагнозом тяжелой инфекции, вызванной вирусом гриппа А (H1N1), позволили подтвердить взаимосвязь между носительством полиморфной аллели rs333 и неблагоприятным прогнозом течения заболевания. В частности было выявлено, что даже в группе пациентов с генотипом CCR5 32/ CCR5+ уровень смертности достоверно выше, чем у пациентов с генотипом CCR5+/CCR5+ (17,4 и 4,7% соответственно). У пациентов с гомозиготным вариантом делеции (генотип CCR5 32/CCR5 32) уровень смертности превысил 33%. Резюмируя результаты проведенного исследования, авторы приходят к выводу, что в данной группе инфекционной патологии аллель CCR5 32 можно считать неблагоприятным прогностическим маркером [1].

Широкая вариабельность индивидуального ответа на инфекцию долго оставалась необъяснимой для специалистов. Однако в настоящее время общепризнана ключевая роль комбинации иммуно- генетических факторов в предрасположенности к инфекционному заболеванию и его течению. Современные инструменты геномного анализа, в том числе основанные на высокопроизводительной технологии массового параллельного секвенирования, позволяют одновременно идентифицировать всю множественность полиморфных генетических локусов-медиаторов и эффекторов иммунного ответа, необходимых для разработки индивидуальной терапевтической стратегии [11].

Повсеместная распространенность, высокий уровень заболеваемости (в период сезонного подъема до 20-50% населения), а также частота летальных исходов при ОРВИ указывает на необходимость поиска генетических предикторов риска развития тяжелого и осложненного течения инфекционного процесса. Полиморфизм гена рецептора хемокина CCR5 в виде делеции 32 пар нуклеотидов имеет ассоциацию с неблагоприятным прогнозом при ОРВИ [2].

Вместе с тем существует необходимость проведения дополнительных исследований, подтверждающих достоверность влияния полиморфного генетического локуса CCR5А32 на патофизиологические процессы при гриппе и других актуальных возбудителях ОРВИ. Понимание роли данного генетического фактора будет способствовать ранней идентификации группы риска носителей мутации А32 гена CCR5, нуждающихся в дополнительном комплексе мер по предупреждению респираторных инфекций, а в случае развития инфекционной патологии позволит прогнозировать характер течения ОРВИ и проводить индивидуальную коррекцию терапии для снижения риска развития осложнений.

×

Об авторах

А. М. Иванов

Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова

Email: artur.karimov.9494@mail.ru
Россия, Санкт-Петербург

Ю. В. Никитин

Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова

Email: artur.karimov.9494@mail.ru
Россия, Санкт-Петербург

А. Б. Криворучко

Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова

Email: artur.karimov.9494@mail.ru
Россия, Санкт-Петербург

А. А. Каримов

Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова

Автор, ответственный за переписку.
Email: artur.karimov.9494@mail.ru
Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Зайцев, А.А. Диагностика и лечение тяжелых поражений легких при гриппе А (H1N1/09): практические рекомендации / А.А. Зайцев, А.В. Щеголев // Воен.-мед. журн. - 2016. - Т 337, № 3. - С. 39-46.
  2. Зубов, В.В. Перспективы создания регистра вич-резистентных доноров / В.В. Зубов [и др.] // ФГБУН ИТЭБ РАН. - 2014. - Т. 6, № 1. - С. 52-63.
  3. Хаитов, Р.М. Отечественные иммунотропные лекарственные средства последнего поколения и стратегия их применения / Р.М. Хаитов, Б.В. Пинегин, Т.Ж. Андронова // Лечащий врач. - 1998. - С. 12.
  4. Харитонов, М.А. Роль современных методик этиологической диагностики в изучении структуры возбудителей внеболь- ничной пневмонии у военнослужащих М.А. Харитонова [и др.] // Вестн. Росс. воен.-мед. акад. - 2016. - № 2 (54). - C. 61.
  5. Цветков, В.В. Приоритеты ранней патогенетической терапии гриппа и ОРВИ другой этиологии / В.В. Цветков, Г.С. Голобоков // Мед. совет. - 2016. - № 15. - С. 78-82.
  6. Dawson, T.C. Contrasting effects of CCR5 and CCr2 defiency in the pulmonary inflammatory responseto influenza A virus / T.C. Dawson [et al.] // J. Pathol. - 2000. - P. 1951-1959.
  7. Falcon, A. CCR% deficiency predisposes to fatal outcome in influenza virus infection / A. Falcon [et al.] // J. General Virology. - 2015. - P. 2074-2077.
  8. Keynan, Y. The Role of Polymorphisms in Host Immune Genes in Determining the Severity of Respiratory Illness Caused by Pandemic H1N1 Influenza / Y. Keynan, S. Malik, K.R. Fowke // Public Health Genomics. - 2013. - P. 11-15.
  9. Kinderberg, E. A deletion in the chemokine receptor 5 (CCR5) gene is associated with tickborne enceplhalitis / E. Kinderberg [et al.] // J. Infect Dis. - 2012. - P. 266-269
  10. Lim, J.K. Genetic deficiency of chemokine receptor CCR5 is a strong risk factoer for symptomatic West Nile infection : a metaanalysis of 4 cohorts in the US epidemic / J.K. Lim [et al.] // J. Infect Dis. - 2008.- P. 131-135.
  11. Lyles, C.M. Cell-associated infectious HIV-1 viral load as a predictor of clinical progression and survival among HIV-1 infected injection drug users / Lyles C.M. [et al.] // Eur. J. Epidimiol. - 1999. - Vol. 15, № 2. - P. 99-108.
  12. Pulendran, B. Case of yellow fever vaccine- associated viscerotropic disease with prolonged viremia, robust adaptive immune responses, and polymorphisms in CCR5 and RANTES genes / B. Pulendran [et al.] // J. Infect Dis. - 2008. - Р. 150-154.
  13. Sironi, M. The CCR5 allele is not a major predisposing factor for severe H1N1 pdm 09 infection / M. Sironi [et al.] // BMS res Notes. - 2014. - P. 504.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© , 2017



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 77762 от 10.02.2020.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах