Opyt estetiko-sotsiologicheskogo analiza kinoiskusstva

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Full Text

Так получилось, что среди изданий, посвященных отечественному кинематографу, преобладают публикации искусствоведческого характера. В ряду этих публикаций книга Л. Рондели выглядит необычно и даже уникально. Необычна сама постановка проблемы — здесь анализируется историческая эволюция социально-эстетических взаимоотношений публики и отечественного кино. Уникален этот труд и по историческому масштабу охвата предмета исследования, сочетанию теоретического и практического подходов к нему, увязке киноведческого и социологического видения изучаемых явлений. До сих пор публика и профессиональное сообщество кинематографистов, к которым мы, безусловно, относим и критиков, остаются достаточно разобщенными. Их суждения и оценки в отношении искусства кино и отдельных кинофильмов формируются по разным критериям и часто бывают диаметрально противоположными. Нет единства и в стане кинокритиков. Л. Рондели ясно осознавал, что настало время находить новые, интегральные критерии в оценке явлений искусства, поскольку исключительно искусствоведческих критериев для оценки и понимания современного кинопроцесса оказывается уже недостаточно. На страницах книги отечественный кинематограф предстает во всем многообразии его социальных связей, выявляется социальная траектория функционирования киноискусства в зрительских аудиториях как результат формально-эстетических и смысловых достоинств фильмов, сочетания эстетики и этики. Воссоздавая картину реальной кинематографической жизни страны за более чем сорокалетний период, автор помогает читателю понять механизмы взаимодействия кино и зрителя, особенности зрительского восприятия киноискусства. На протяжении исследуемого периода многое изменилось: жизнь не стоит на месте, меняется и искусство, и его организация, и круг проблем, интересующих кинематографистов, меняется и зритель. Летопись отражает эти изменения искусства и жизни, для нее характерно глубокое проникновение в суть явлений, всесторонний — но не беспристрастный — анализ проблем отечественного кино. Будучи истинным ученым и гражданином, человеком глубокой христианской веры, автор не может ограничиваться констатацией фактов; он оценивает возможности развития российского кинематографа, создания для этого соответствующих условий, его выводы всегда позитивны. Редко кому из современных ученых удается писать об объекте и предмете, о методологических проблемах и результатах научных исследований живым и доступным языком, столь просто и увлекательно. Каждый параграф, или нет, лучше сказать «социологическая новелла», включенная в настоящее издание, вне зависимости от ее объема, имеет самостоятельное значение и завершенность, а значит, самоценна. Но самое главное — личность автора, его обаяние, искреннее и бескорыстное стремление к возрождению отечественного кино создают тот неповторимый сквозной сюжет, которым объединяются все пять частей этой книги. Сложность и многогранность искусства и его социального бытования, уникальная взаимосвязь духовного и материального начал предопределяют необходимость объединения в его изучении методов различных наук. Исповедуя принципы комплексного подхода к изучению кино и его социального функционирования, Л.Д. Рондели изучал проблемы отечественного кинематографа на стыке киноведения и социологии, чем, несомненно, обогатил методологию современной науки об искусстве. Автор показывает своим коллегам и последователям, современным исследователям искусства, да и просто широкому кругу читателей возможности решения на социологическом материале важнейших вопросов производства и функционирования произведений искусства. Изучая кинорепертуар с точки зрения зрителя, искусствоведа и социолога, он через изучение ожиданий публики, ее репертуарных предпочтений, ее отношения к киногероям постигает тонкости кинематографической коммуникации, зрительского восприятия кинофильма, его эмоционального воздействия на зрителя, подходит к пониманию факторов успеха кинофильмов, задумывается о путях развития российского кино, выходит на проблему его конкурентоспособности. Предлагаемая вниманию читателя книга подготовлена к изданию и вышла в свет уже после того, как ушел из жизни ее автор. Но это ничуть не умаляет ее актуальности. Напротив, исследование Л. Рондели убедительно доказывает важность системного, глубокого изучения зрителя как важнейшего участника кинематографического процесса, необходимость разработки на основе научных данных новых, современных и жизнеспособных моделей развития отечественного кинематографа. Автору удалось убедительно провести мысль, что в кино, как и в каждой сфере общественной жизни, есть свои закономерности, они не лежат на поверхности кинореалий, их необходимо специально изучать и учитывать для нормального функционирования киноотрасли, ее развития, востребованности ее продукции. В конечном счете, именно вопрос создания условий и предпосылок для развития российского кино, обретения им «второго дыхания» и был всегда главным для автора этой книги. Обилие фактического материала, существенных теоретических и практических выводов делает данный труд ценным дидактическим материалом, источником информации и методологической оснащенности в контексте подготовки кадров высшей квалификации для отечественного кинематографа — киноведов, режиссеров, сценаристов, продюсеров. Исключительно полезной окажется эта книга для преподавателей высшей школы по курсу медиаобразования. Не пройдет она и мимо внимания учителей общеобразовательной школы, например, в рамках факультатива по кинообразованию. Ну и конечно, увлекательно написанная книга представляет безусловный интерес для широкого круга читателей, интересующихся кино и его судьбами. Вопрос теперь в том, чтобы достойно реализовать этот столь необходимый отечественной культуре потенциал уникального труда Л.Д. Рондели.
×

About the authors

A A Ushkarev

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2013 Ushkarev A.A.



This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies