Baz Luhrmann’s creative manner

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The article explores the creative development of the American and Australian film director and actor Baz Luhrmann.

Full Text

Бэз ЛУРМАНН (Baz Luhrmann) американский и австралийский режиссер, актер. Полное имя — Бэз Марк Энтони Лурманн. Родился 17 сентября 1962 года в пригороде Сиднея. Окончил Национальный институт драматических искусств. Впервые снялся в небольшой роли в 1981 году в фильме «Зима наших надежд» у режиссера Джона Дайгена. В 1986 году написал и поставил на театральной сцене пьесу «Только в танцевальном зале», которая легла в основу одноименного фильма, ставшего режиссерским дебютом Лурманна в 1992 году. Стилизованный под 1950-е, наполненный музыкой и латиноамериканскими танцами, ироничный и в то же время романтический и искренний фильм стал событием Каннского кинофестиваля (1992). Стоит отметить, что в режиссуру Лурманн пришел поздно, в год своего 30-летия. Картина сразу же попала на конкурс дебютов самого престижного международного кинофестиваля в Каннах и имела огромный зрительский успех. История молодого человека, страстно увлекающегося бальными танцами, смело экспериментирующего и не боящегося нарушать каноны, стала сюжетной основой. Тема, прямо скажем, не новая в искусстве. Как, впрочем, и перипетии зарождающейся любви между главным героем и его новой партнершей. Но помимо сентиментальной истории в его картине было и другое — прекрасная музыка, подлинная страсть, бешеный ритм, завораживающие телодвижения... Кроме того, многие мотивы, затронутые в картине «Только в танцевальном зале», вполне отвечали классическому голливудскому сюжету самоутверждения. Реплика героини: «Жизнь, прожитая в страхе, — жизнь, прожитая наполовину» была квинтэссенцией не только фильма Лурманна, но и многих других австралийских и американских фильмов, авторы которых не уставали повторять, что при определенном старании любой человек может достичь желаемого. Международный успех ленты предопределил и приглашение режиссера в Голливуд. Но если для иностранцев этот «коктейль» из профессионально поставленного мюзикла и красивой мелодрамы был доста точен сам по себе, то австралийцы увидели в фильме вечную и всегда актуальную для своего общества тему — сосуществование на континенте выходцев из различных этнических групп. В результате сложилась парадоксальная ситуация: оценивая фильм, американские критики больше обращали внимание на профессионализм автора в столь непростом жанре как мюзикл, а для австралийцев более существенной оказалась вторая тема ленты — о диверсификации наций. Триумф любви, связавшей выходца из англосаксонской семьи и молоденькой испанки, для австралийского общества оказался не менее важным итогом. На протяжении 1980-х — начала 1990-х Лурманн продолжал работать на телевидении, где наиболее известной постановкой режиссера стала опера Джакомо Пуччини «Богема»(1990). Его американский кинодебют «Ромео+Джульетта» (1996), постмодернистская адаптация пьесы Шекспира с участием Леонардо Ди Каприо и Клэр Дейнс, соединил в себе эстетику молодежного кино и традиции современного интеллектуального кинематографа. Действие шекспировской пьесы переносится в ХХ век, и история любви Ромео и Джульетты разворачивается на фоне противостояния ставших мафиозными кланами родов Монтекки и Капулетти. Эксперимент более чем опасный: ультрамолодеж-ное прочтение классики, современная эстетика с ее клиповой манерой съемок, насыщенность современными реалиями, начиная с перестрелок и кончая наркотиками, и. возвышенная поэзия Шекспира, любовь, которая выше жизни, с детства знакомое: «Нет повести печальнее на свете.». Одно неверное режиссерское решение, и фильм был бы обречен на провал. К счастью, этого не произошло. Несмотря на то, что ряд критиков отозвался об этом опыте Лурманна неодобрительно, с ними не согласились зрители, особенно молодые. Более того, было отмечено, что после выхода фильма на экраны и в книжных магазинах, и в библиотеках американцы гораздо чаще стали интересоваться произведениями У Шекспира. Новой картиной Лурманна стал выстроенный по театральным канонам мюзикл «Мулен Руж» (2001), который привлек к себе внимание благодаря богатому, красочному видеоряду, компьютерной графике, воссоздающей картины Парижа начала века, и актерской игре Николь Кидман и Эвана Мак-Грегора, впервые выступивших в непривычном для себя амплуа исполнителей песен. Фильм вызывал самые противоречивые отклики. Для одних — фильм Лурманна был лишь постмодернистским коллажем из «Биттлз», Фредди Меркюри, Селин Дион и Мадонны на подмостках парижского арт-кафе, для других — новаторским произведением в жанре мюзикла, заставлявшим вспомнить лучшие работы Боба Фосса. Однако сентиментальная история любви героев по-настоящему тронула сердца миллионов зрителей, как, впрочем, и последовавший за ним трехминутный рекламный ролик «Chanel № 5», сделанный в стиле «Мулен Руж». Главную роль вновь сыграла Николь Кидман, и даже суровые американские критики с восторгом писали, что речь идет не о рекламном ролике, а о маленьком киношедевре. С участием Николь Кидман Бэз Лурманн снял и свой следующий фильм «Австралия», эпическую драму, которая, по мнению автора, должна была стать австралийским вариантом «Унесенных ветром». История аристократки, получившей в наследство земли и стада овец, вынужденной защищать собственность с помощью лишь малограмотного пастуха (Хью Джекман), позволила режиссеру и актерам на несколько месяцев вернуться на родину. К сожалению, картина не оправдала ожиданий, и большинству зрителей запомнилась лишь по красоте кадров дикой и прекрасной природы Зеленого континента. Не стал абсолютной удачей и фильм «Великий Гэтсби», снятый режиссером по знаменитому роману Скотта Фитцджеральда. Увлечение пышностью декораций и спецэффектами справедливо вызвало критику зрителей, и ни знакомый сюжет, ни даже прекрасная игра Ди Каприо в роли Гэтсби не спасли положения. Однако несмотря на то, что практически все фильмы режиссера вызывают неоднозначную реакцию, никто не станет отрицать таланта Бэза Лурманна и его способность радовать зрителей своими лентами.
×

About the authors

Irina Anatolyevna Zvegintseva

Institute of Film Art (VGIK)

GPhD in Art

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2013 Zvegintseva I.A.



This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies