Shadi Abdel Salam, «the Pharaoh of Egyptian Cinema»

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

A profile of Shadi Abdel Salam, an out standing Egyptian filmmaker, screenwriter, artist and teacher.

Full Text

Карьеру в кино Ш.А. Салям начинал ассистентом видных национальных режиссеров Салаха Абу Сейфа, Юсефа Шахина, Хенри Баракята, окончив до этого в 1955 году факультет изящных искусств Каирского университета и пройдя театральную стажировку в Лондоне. Международная известность пришла после работы одним из художников-постановщиков на американском блокбастере «Клеопатра» (1963) Джозефа Манкевича и картине поляка Ежи Кавалеровича «Фараон» (1966). Средства на создание киноленты «Мумия» в Министерстве культуры Египта удалось получить при поддержке мастера итальянского неореализма Роберто Росселини. Хотя фильм был завершен в 1969 году, в местный прокат он вышел только через шесть лет: цензуре не понравилась его тема, а также неожиданная эстетика, чуждая стереотипам «арабского Голливуда». В сюжетную основу легли реальные события, имевшие место в окрестностях Луксора в конце XIX века. Герой киноленты, юноша Ванис становится вождем племени Харабат, от старейшин он узнает о секретном источнике благополучия сородичей. Оказывается, племенная верхушка разоряет расположенные в труднодоступной горной пещере гробницы древнеегипетских фараонов и продает бесценные реликвии контрабандистам. Мучительные размышления о том, что важнее для людей — удовлетворение материальных потребностей или же приобщение к вечности через сохранение редкостных памятников старины, — приводят киногероя к экспедиции египтологов, № 16 І МАЙ 2013 І ВЕСТНИК ВГИК 95 ЗАРУБЕЖНОЕ КИНО В ЛИЦАХ І ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ Кадр из фильма «Мумия» работающих в окрестностях древних Фив. При помощи Ваниса, решительно отрекающегося от вознаграждения, археологам удается спасти великие ценности прошлого от варварского разграбления и вывоза за пределы Египта... При реализации своего замысла, раскрывая историческую и духовную связь времен, Шади Абдель Салям впервые в мировом кино использовал неповторимый художественно-изобразительный стиль настенного древнеегипетского рисунка. В визуальном ряде центральное место заняли величественные храмы, их впечатляющие своеобразные интерьеры, панорамы Нила, золотистые пески в расщелинах обуглившихся от сахарского зноя гор, составившие основной смысловой и психологический фон сюжетной интриги. В конечном счете, два угла зрения: главного персонажа и автора кинофильма как бы слились в нерасторжимое единое целое. Картина «Мумия», получившая в 1970 году приз Жоржа Садуля во Франции, ставшая лауреатом кинофестивалей в Лондоне, Карфагене, Тегеране, попавшая в число номинантов на американского Оскара, где Шади Абдель Салям выступил соавтором сценария, режиссером и художником-поста-новщиком, осталась первым и единственным образцом «фараон-ского фильма». Попытки получить поддержку для новой своей киноленты «Эхнатон» о великом фараоне Древнего Египта, впервые в истории человечества попытавшемся утвердить единобожие, успеха не имели. Последние годы жизни «фараон египетского кино» являлся профессором Каирского высшего киноинститута, руководил Центром экспериментального фильма. Уже после смерти выдающегося киномастера в 1986 году, на Асуанском фестивале молодых египетских кинематографистов были учреждены три почетных приза имени Шади Абдель Саляма: за лучший дебют в игровом, документальном и анимационном кино.
×

About the authors

Anatoliy Sergeyevich Shakhov

VGIK; MSU Institute of Asian and African Studies; Moscow State Pedagogical University; Moscow State University of Culture and Art

Email: a-shakhov@yandex.ru
Ph.D in History, senior researcher, Film Art Institute, VGIK; assistant professor, Middle East Department, MSU Institute of Asian and African Studies; Modern and Contemporary History Department, Moscow State Pedagogical University; professor, Film Art Department, Moscow State University of Culture and Art; member of Russian Filmmakers’ Union and Russian Orient Society.

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2013 Shakhov A.S.



This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies