Khudozhnik dvukh kontinentov - Nikolay Feshin

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Full Text

Русский музей, оформление экспозиции. Фото Николая Фешина в разные годы жизни Еще при жизни - и в России и в Америке - этот художник был достаточно известен. Сегодня исследованию его творчества посвящена не одна монография. Однако до конца он остался так и не понятым. Экспозиция, посвященная 130-летию со дня рождения знаменитого русско-американского художника, открывшаяся в конце февраля в Петербурге в залах Русского музея, помогает восполнить этот пробел. Николай Фешин родился в Казани в семье резчика икон. Учился живописи в Санкт-Петербургской Академии Художеств. Был любимым учеником Ильи Репина. В Академии конкурсная работа «Капустница» принесла Фе-шину звание художника и право на пенсионную поездку за границу. Однако он вернулся в Казань, где преподавал в художественной школе. К тому времени относятся большие жанровые композиции «Обмывание», «Бойня». Революция 1917 года кардинально изменила жизнь Фешина. Он писал по заказам советских учреждений портреты большевистских лидеров. Среди них написанный по фотографии «Портрет Владимира Ильича Ленина» (1918). История отечественного искусства не знает более ранних живописных изображений лидера молодого государства. Подобные заказы не вдохновляли, однако, Фешина. Он принял решение об эмиграции, и в августе 1923-го прибыл с семьей в США. На портретах Фешина американского периода -успешные русские эмигранты и творческая богема: художники, танцовщики, певцы, писатели. Среди них - актриса немого кино Лилиан Гиш, писательница Уилла Кэтер, футурист Да 152 ВЕСТНИК ВГИК | МАРТ 2012 | № 11 ВЫСТАВКА В РУССКОМ МУЗЕЕ | ХРОНИКА В ДЕТАЛЯХ Н.Фешин, «Александра Фешина», между 1927 и 1933 гг. Исторический музей, штат Техас, США вид Бурлюк. Любопытно, что Бурлюка Фешин знал еще с 1898-го и случайно встретил его в нью-йоркском метро через несколько дней после приезда в США. Меньше известен Фешин как пейзажист. Тем не менее, его пейзажи чудесны: в серебристо-серых русских пейзажах или в ярких солнечных пейзажах Аризоны Фешин неизменно лиричен, созерцателен. После переезда в 1920-е годы в Таос (Нью-Мексико) Николай Фешин увлекается культурой индейцев и латиноамериканцев. А в 1930-1940-е годы - обращается в культуре Востока, путешествует по Японии, островам Ява и Бали. В середине 1940-х Фешин поселяется в небольшом домике в лесу недалеко от Санта-Моники. Он продолжал писать до конца своих дней и скончался во сне 5 октября 1955 года. Предыдущая выставка картин Фешина прошла в 1976 году в Ленинграде. Тогда художника считали представителем русского импрессионизма. Сейчас, когда в Корпусе Бенуа представлено более 80-ти произведений живописи и графики из российских и американских собраний, очевидно, что Фешин выходит далеко за пределы этого определения. Художник оставил большое наследие. Но доподлинно неизвестно, в каких коллекциях они находятся. Самая значительная часть полотен - в Художественном музее Татарстана в Казани, около 190 полотен; большая коллекция в музее Старк штата Техас, есть работы этого замечательного художника в Русском музее, Третьяковской галерее, Академии художеств, других отечественных и американских музейных и частных собраниях. Николая Ивановича Фешина чаще всего называют «художником двух континентов». «Красота, заключенная в его полотнах, русский дух, не растраченный им до последних дней, сеют добро и добрые чувства и в Америке, и в Европе», - сказал об удивительном фешинском даровании Сергей Коненков, художник, скульптор и добрый знакомый Фешина. До 14 мая выставка работ Николая Фешина пробудет в Петербурге. На очереди - Москва, Миннеаполис и Сиэтл.
×

About the authors

Vanda Riss

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2012 Riss V.



This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies