Путешествие с Валтером Саллесом

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Краткий анализ творчества режиссера В. Саллеса.

Полный текст

Среди новых имен, которые вышли на первый план во времена возрождения бразильского кино в середине 1990-х годов, громче всех прозвучало имя Валтера Саллеса. Зрителям нашей страны знакомы его фильмы «Центральный вокзал» (1998), «Дневники мотоциклиста» (2004), картина «На дороге», снятая в 2012 году в США с американскими актерами. Сделать эту первую экранизацию культового романа 1957 года Джека Керуака, ставшего манифестом поколения американских битников, авторитетный продюсер Фрэнсис Форд Коппола доверил режиссеру из Бразилии. «Я научился кино, снимая кино», — признается Валтер Саллес. Начинал он в 1982-1983 годы с документальных лент для бразильского телевидения. В 1995-м Саллес с Даниэлой Томас снял при участии Португалии на очень скромный бюджет художественный фильм «Чужая земля». Завязка действия в фильме — 15 марта 1990 года, пик экономического кризиса в Бразилии. Смерть прямо у телевизора матери юного Паку, не пережившей известия о реформах, похоронивших в одночасье все ее сбережения и мечты, заставляет Паку покинуть Бразилию и отправиться в Португалию с контрабандным грузом. Так возникает в фильме тема потери своего «Я», превращения человека, да и всей страны, в «ничто». В Лиссабоне герой встретится с бразильской эмигранткой Алекс (актриса Фина Торрес), и им вдвоем придется спасаться — и не спастись! — от преследований мафии. За сюжетными перипетиями проступает главное: душевная смятенность героев, их бездомность в чужой стране. И это ощущение неприкаянности передает контрастная чернобелая гамма, стремительные резкие движения камеры оператора В. Карвалью. Отмеченная международными премиями, «Чужая земля» превратилась в Бразилии в культовый фильм, хотя у широкой публики успеха не снискала. № 18 І ДЕКАБРЬ 2013 І ВЕСТНИК ВГИК 121 ЗАРУБЕЖНОЕ КИНО В ЛИЦАХ І ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ Кадр из фильма «Дневники мотоциклиста» Единодушное признание зрителей и критиков («Золотой Медведь» МКФ в Берлине, 1998; «Золотой глобус» и еще более 50 премий по всему миру) завоевал фильм В. Саллеса «Центральный вокзал Бразилии». В отличие от «Чужой земли» здесь режиссер стремился раскрыть нечто истинно национальное, заглянув в самую глубь страны, сохранявшую еще свою самобытность: так называемые сертаны, степи Северо-Востока. Сюжет фильма он изложил в одной фразе: «Это — история о ребенке в поисках отца, женщины в поисках своих чувств и страны в поисках своих корней». В силу неожиданных обстоятельств учительнице-пенсио-нерке Доре (за эту роль актриса Фернанда Монтенегро получила «Серебряного Медведя» на МКФ в Берлине) приходится взять под свою опеку ставшего в минуту сиротой 9-летнего мальчика и отправиться с ним на Северо-Восток искать его отца. К концу их долгого пути очерствевшая в одиночестве Дора по мере общения с искренним ребенком открывает в себе иные чувства, учится понимать других людей и вообще иначе относиться к жизни. Именно в сближении людей друг с другом и преодолении апатии видится режиссеру путь к национальному единению, необходимому, по его мнению, для страны. В творчестве Саллеса, сторонника документального видения современности, лента «Последнее солнце» (2001) по книге албанского писателя И. Кадаре, прозвучала своего рода экспериментом. Ее сюжет — исконную вражду соседей из-за земли, замкнутый круг насилия — Саллес перенес в Бразилию начала ХХ века, на выжженную солнцем землю, где тяжко трудится крестьянская семья, сыновья которой вовлечены в кровавую вендетту. Фильм поражает контрастом лирической интонации, звучащей в образах братьев, и жесткой драматургической конструкцией, определяющей поступки персонажей, заложников роковой обреченности убивать друг друга, повинуясь диктату отцов. В следующей ленте Саллес вернулся к своему излюбленному жанру фильма-дороги и документальным источникам. «Дневники мотоциклиста» — копро-дукция многих стран (исполнительный продюсер Р. Редфорд) с полным правом представляет все 122 ВЕСТНИК ВГИК І ДЕКАБРЬ 2013 І № 18 ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ І ЗАРУБЕЖНОЕ КИНО В ЛИЦАХ латиноамериканское кино, в ней звучит испанский язык, а ее главный герой — легендарный Че Гевара. В фильме это молодой, в ту пору никому еще не известный аргентинский студент-медик Эрнесто (популярный мексиканский актер Габриэль Гарсиа Берналь), отправившийся в 1952 году с другом Альберто в путешествие по континенту на старом мотоцикле. Визуальная и смысловая пружина фильма — движение. Движение как таковое, виртуозно переданное ручной камерой оператора Эрика Готье, и другое, невидимое, — движение души, иными словами, взросление друзей в финале путешествия. Реальность, показанная в фильме без всякого идеологического нажима, просто и правдиво, то с горечью, то с юмором, обаяние главных героев и удивительно светлый, человечный посыл картины — все это смогли оценить зрители по обе стороны океана. Оказавшись среди самых ярких латиноамериканских режиссеров, Саллес участвует в двух международных киноальманахах «Париж, я люблю тебя» (2006) и «У каждого свое кино» (2007). В обоих случаях он не стремится подать себя в космо-политически-нейтральном арт-хаусе, обе его новеллы оттенены национальными красками. В 2005 году Саллес, попробовав себя в жанре мистического ужастика «Темная вода» (США), возвращается к работе на родине, поставив фильм «Линия подачи» (2008, сорежиссер Д. Томас). На экране — бедная семья, каких немало в Бразилии; в квартирке ютятся пятеро: мать и четверо сыновей, ничего не знающих о своих отцах. Сюжетные линии стремительными бросками, как в футболе, перебрасываются от одного персонажа к другому. В поэтике и этого фильма Саллеса важный элемент — движение, движение в поиске, в достижении мечты каждого из братьев. Для кинематографа Валтера Саллеса, раскрывающего сложность сегодняшней бразильской жизни через истории простых людей, характерны мастерство визуального стиля, вдумчивая и в то же время эмоциональная интонация и внутренняя динамика, доминанта художественной структуры его фильмов.
×

Об авторах

Татьяна Николаевна Ветрова

ВГИК

доктор искусствоведения, зав. отделом зарубежного кино НИИК-ВГИК

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Ветрова Т.Н., 2013



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах