Презентация авторов

Обложка


Цитировать

Полный текст

Полный текст

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КИНО | ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА

Дарить надежду или погружать в депрессию? О тенденциях осмысления жизни в современном российском кино

УДК 778.5(09)+778.5.01(014)

Аннотация: На материале советского и российского кино различных периодов (1930–2010 годы) ставится проблема воздействия произведений кинематографа на мировосприятие отечественной зрительской аудитории, российского общества в целом. Анализируя ключевые художественные элементы (герой, драматургическая развязка, визуальное решение) ряда современных отечественных фильмов, автор приходит к выводу, что значительная часть отечественной кинопродукции последних пяти лет несет в себе депрессивные мотивы и формирует у зрителя односторонне-негативное впечатление о сегодняшней действительности и перспективах на будущее.

Ключевые слова: депрессивные мотивы в кино, жизнеутверждающая сущность киноискусства, современное российское кино, «перестроечное» кино, авторское кино, герой современного фильма, «хэппи-энд».

Автор: Малышев Владимир Сергеевич, доктор искусствоведения, профессор, кандидат экономических наук, академик Российской академии образования, Президент Ассоциации учебных заведений искусства и культуры, и.о. Ректора Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А.Герасимова.

 

Звукозрительный образ войны в фильмах «Восхождение» и «Иди и смотри»

УДК 778.5.04.071:78

Аннотация: В дни 75-летия Победы в Великой Отечественной войне стоит обратиться к художественным кинолентам, снятым в советское время в жанре военной драмы. В статье исследуются достоверность и проникновенность экранного образа трагических событий, запечатленных в фильмах «Восхождение» (1976) и «Иди и смотри» (1985). Найденные режиссерами этих картин сюжетные и художественные решения, дополненные выразительностью речевого, шумового и музыкального озвучивания, столь глубоко представили трагедию войны, что и сегодня этот звукозрительный образ сохраняется в памяти зрителей.

Ключевые слова: советский кинематограф, военная драма, Великая Отечественная война, звукозрительный образ фильма.

Автор: Прозоровская Ирина Васильевна, студентка 4 года обучения сценарно-киноведческого факультета, кафедра киноведения (творческая мастерская доктора искусствоведения, профессора К.Э.Разлогова), ВГИК.

 

КИНОЯЗЫК И ВРЕМЯ | ГЕНЕЗИС ОБРАЗА

Идеи неоплатонизма и Дионисия Ареопагита в фильме «Андрей Рублев»

УДК 778.5с/р«Андрей Рублев»+778.5(092)1«Тарковский»

Аннотация: Фильм Андрея Тарковского «Андрей Рублев» (1971; первый вариант — «Страсти по Андрею», 1966) представлен в статье в непривычном для киноведения ракурсе: с точки зрения параллелей между судьбой великого русского иконописца в ее кинематографической версии и некоторыми философскими концепциями Дионисия Ареопагита, оказавшего влияние на развитие духовной культуры русского православия. Для взлета на вершину святости и постижения истины необходимо пройти через унижение и падение, грех, обет молчания и возвращение к высотам духа. Эти существенные для неоплатонизма моменты, по мнению автора статьи, акцентированы режиссером в ключевых эпизодах жизненного пути Андрея Рублева.

Ключевые слова: Андрей Тарковский, «Андрей Рублев», неоплатонизм, абсолют, материя и дух.

Автор: Пак Ён Ын (Park Young Eun), Prof. Ph.D Asia-Pacific Research Center (APRC), Hanyang University (Корейский университет), Республика Корея.

 

Реконструкция прошлого в реальности экранной образности

УДК 778.5.04.072.094

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы реконструкции событий прошлого в художественном пространстве фильма. На основе анализа средств киноязыка в фильме «Ночной портье» (режиссер Л.Кавани) прослеживаются этапы формирования художественной образности через воссоздание минувшего времени, выявляются механизмы реализации принципов формирования в воображении и сознании зрителей представлений о базисной модели, создающей время настоящее. Подтверждается тезис о том, что художественная образность кинофильма закрепляется в сознании зрителя, а его опосредованно приобретенный опыт оказывает влияние на принимаемые им решения.

Ключевые слова: реконструкция прошлого, социокультурная парадигма, кинематограф, киноязык, художественное пространство.

Автор: Марусенков Вячеслав Валентинович, кандидат искусствоведения, декан сценарно-киноведческого факультета ВГИК, доцент кафедры киноведения, ВГИК.

 

ПЕРФОРМАНС | ИСКУССТВО ВОПЛОЩЕНИЯ

Гротеск как формообразующий прием в драматургии игрового фильма

УДК 778.5.04.072

Аннотация: На примере американских фильмов «Битлджус», «Оно» и «Оно-2» рассматривается гротеск как формообразующий прием в драматургии. Исследуется его дифференциация и отличие от количественных тропов — литоты, гиперболы, а также тропов с отсутствием трансгрессивного элемента — аллегории, метафоры. В статье анализируются эмоциональные механизмы гротеска, закладывающие целевые ориентиры восприятия зрителем произведения киноискусства.

Ключевые слова: гротеск, комическое, ужасное, трансгрессия, амбивалентность, семантическая граница.

Автор: Бабина Анастасия Евгеньевна, аспирант кафедры драматургии, Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А.Герасимова; МГТРК «МИР», промо-продюсер.

 

Конфликт искусственного и живого тела в кинематографе: мотив страха и его преодоление

УДК 778.5.04.072:8.01-252

Аннотация: Статья посвящена проблематике формирования конфликта между человеком и искусственным рукотворным существом в сюжетах кинематографических произведений. Анализируется степень влияния мотива страха, возникающего у персонажа-человека при взаимодействии с персонажем-машиной, что оказывает воздействие на основные стратегии сюжета.

Ключевые слова: цифровое тело, антропоморфность, эффект «зловещей долины», сюжет, кинематографическое произведениею

Автор: Козлова Светлана Сергеевна, преподаватель сценарного мастерства кафедры телевизионных технологий РГУ им. Косыгина и кафедры режиссуры Института современного искусства.

 

Видеоблог: литературная традиция и политические стратегии

УДК 7.011+32.019.51

Аннотация: В статье анализируются видеоблоги в контексте развития коммуникации между автором и зрителем. В ходе анализа выявлены основные свойства успешного видеоблога (доверительность, искренность, сокращение коммуникативной дистанции, цикличность) и культурные коды, представленные в традиционных литературных формах, таких как дневник, письмо, мемуары, исповедь. Ряд особенностей видеоблога используется в политических коммуникациях для решения манипулятивных задач.

Ключевые слова: видеоблог, культура соучастия, дневник, мемуары, исповедь, письма, политическая манипуляция.

Автор: Дружинин Андрей Михайлович, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского сектора ФГБОУ ДПО «Академия медиаиндустрии».

 

КУЛЬТУРА ЭКРАНА | КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ФИЛОСОФИЯ

Современное искусствознание как гуманитарная наука в ситуации культурологического поворота

УДК 7.01

Аннотация: В статье (часть шестая, предыдущие части в № 1(39), 2019; № 2(40), 2019; № 3(41), 2019; № 4(42), 2019; № 1(43), 2020) обсуждается актуальная проблема современной науки об искусстве, связанная со взаимоотношениями между историей и теорией искусства. До настоящего времени предмет теории искусства как субдисциплины искусствознания, в отличие от предмета истории искусства, не определен. В статье фиксируются процессы, происходившие во время лингвистического и культурологического поворотов в гуманитарных науках, уточняется предмет теории искусства, обосновывается тезис об особой значимости этой субдисциплины в переходные эпохи.

Ключевые слова: искусствознание, предмет теории культуры, гуманитарная парадигма, деперсонализация предмета искусствознания, культурная антропология, культурный детерминизм, массовая культура, цивилизация, миф, фольклор, язык.

Автор: Хренов Николай Андреевич, доктор философских наук, профессор, Сектор художественных проблем медиа Отдела медийных и массовых искусств, ФГБНИУ «Государственный институт искусствознания» Министерства культуры РФ.

 

МИРОВОЙ КИНОПРОЦЕСС | АНАЛИЗ

Культурная модификация пьесы Г.Ибсена «Кукольный дом» на иранском экране

УДК 791.43-24

Аннотация: В статье рассматриваются подходы к экранной интерпретации в иранском кинематографе. Автор анализирует стратегии культурной адаптации пьесы Г.Ибсена «Кукольный дом» (1879), примененные иранским режиссером Дариушем Мехрджуи при создании фильма «Сара» (1993). Сопоставление оригинала с его экранной интерпретацией показывает, что режиссеру удалось актуализировать проблематику литературного произведения мировой классики в социокультурной обстановке Ирана 1990-х годов.

Ключевые слова: иранское кино, Дариуш Мехрджуи, культурные адаптации, экранные адаптации, иранская женщина, феминизм в Иране.

Автор: Григорьева Наталья Геннадьевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры русского и иностранных языков ВГИК.

 

Палестина в ракурсе зарубежного кинематографа

УДК 791.43.45

Аннотация: Статья раскрывает ряд аспектов освещения палестинского вопроса в мировом кинематографе: исследуются фильмы на эту тему, снятые режиссерами из Западной Европы, США, стран бывшего социалистического блока, предпринимается попытка классификации существующих в кино подходов к отражению конфликта. Обосновываются трудности, с которыми некоторым режиссерам пришлось столкнуться в процессе съемок и во время проката своих фильмов. Основная причина — несовпадение точек зрения при оценке событий в этом регионе, возникающих в результате распространенных взглядов и стереотипов.

Ключевые слова: Палестина, конфликт, пропаганда, стереотипы.

Автор: Нассар Али Немер, соискатель ВГИК, преподаватель в киношколе Ибн-Хальдун в Аррабе (Израиль).

 

ТЕЛЕВИДЕНИЕ | ЦИФРОВАЯ СРЕДА

Визуальные дискурсы социальной политики в практике ТВ

УДК 654.197

Аннотация: В статье представлена практика персонификации и визуализации дискурсов социального контента на примере освещения процесса изменений в пенсионном законодательстве Российской Федерации в 2018 году. Визуализированный персональный опыт используется в качестве аргументации и определяет фильтры для восприятия реальности.

Ключевые слова: телевидение, визуализация, персонификация, пенсионная реформа, визуальный дискурс.

Автор: Бережная Марина Александровна, доктор филологических наук, доцент, профессор, зав. кафедрой телерадиожурналистики, факультет журналистики Санкт-Петербургского государственного университета.

 

Медиатизация как модус бытия в свете самоизоляции

УДК 19.21.91

Аннотация: На фоне негативных тенденций, вызванных пандемией COVID-19 и самоизоляцией граждан, оказавших воздействие на социально-экономическое развитие государств, наметился рост интереса представителей разных возрастных групп населения к апробированию цифровых технологий, современных медиаплатформ. В статье рассматриваются изменения, произошедшие на медиарынке в 2020 году, обосновывается роль медиатизации социума в повседневной жизни, потребность в гуманитарных знаниях.

Ключевые слова: метакоммуникации, медиатизация, цифровизация, визуализация, глобализация, трансгуманистика.

Автор: Уразова Светлана Леонидовна, доктор филологических наук, доцент ВАК, главный редактор научного журнала «Вестник ВГИК», преподаватель в аспирантуре (кафедра киноведения) ВГИК.

 

 

 

Для обсуждения с авторами проблематики статей, опубликованных в номере,

просьба присылать письма на электронный адрес редакции: vestnik-vgik@vgik.info

×

Об авторах

статья Редакционная

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А.Герасимова» (ВГИК)

Автор, ответственный за переписку.
Email: vestnik-vgik@vgik.info
Россия, 129226 Россия, Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 3

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Редакционная с., 2020



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах